Interested Article - Курская-Коренная икона Божией Матери
- 2020-04-27
- 1
Ку́рская-Коренна́я ико́на Бо́жией Ма́тери «Зна́мение» — православная икона Богоматери с Младенцем , окружённая по краям изображениями Господа Саваофа и ветхозаветных пророков . Почитается как чудотворная . Принадлежит к иконописному типу Оранта ( Знамение ) . Оригинал находится в синодальном Знаменском соборе Русской православной церкви заграницей в Нью-Йорке , США .
Дни празднования
- 8 марта ( 21 марта ) — в память невредимости иконы от злоумышленников, пытавшихся взорвать икону в Знаменском соборе Курска в 1898 году ,
- 9-я пятница по Пасхе — ежегодный крестный ход с иконой из Курского Знаменского монастыря в Коренную пустынь ,
- 8 сентября ( 21 сентября ) — в память обре́тения иконы в 1295 году в день Рождества Пресвятой Богородицы ,
- 27 ноября ( 10 декабря ) — праздник иконы Божией Матери «Знамение» .
История
В России
По преданию, известному с XVII—XVIII веков, икона была найдена 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы , в лесу недалеко от сожжённого татарами Курска . Охотник нашёл небольшую икону, лежавшую ликом вниз на корне дерева (отсюда название иконы — Коренная), и когда он поднял её, чтобы рассмотреть, из того места, где лежала икона, забил родник. На этом месте он вместе с товарищами срубил небольшую часовню, куда и поместили икону . Однако по мнению историка Алексея Раздорского, обретение иконы относится к концу XV ― началу XVI века .
В 1383 году Курская земля снова подверглась разграблению татарами. Татары разрубили икону пополам, сожгли часовню и увели в плен священника. По преданию, через некоторое время священник, отец Боголюб, выкупленный из плена, нашёл расколотые татарами части чудотворной иконы, сложил их вместе — и они срослись. Священник соорудил хижину на месте обретения иконы, куда её и поместил. К этому же времени относится чудо спасения охотника Малюты от крымских татар на дереве над этим местом .
В 1597 году по повелению царя Феодора Иоанновича икона была взята в Москву и по её краям были добавлены изображения Господа Саваофа и ветхозаветных пророков . Царь повелел восстановить разорённый татарами Курск, намереваясь вернуть туда икону. В том же году образ был перенесён в основанную на месте обретения иконы Коренную пустынь , а затем ― в Курск, где образ поставили в соборе Воскресения Христова .
В 1604 году Григорий Отрепьев приказал привезти Курскую Коренную икону в свою ставку в Путивле . Отрепьев носил образ с собой в сражениях, затем привез её в Москву и поставил в царских чертогах .
В 1615 году царь Михаил Феодорович вернул икону на Курскую землю, где по его приказу был основан Знаменский монастырь . Сначала икона находилась на прежнем месте в Воскресенском соборе Курска. В 1618 годe икона была перенесена в храм Рождества Пресвятой Богородицы Знаменского монастыря, а затем в Знаменский собор этого монастыря, где пребывала до 1918 года .
В 1676 году чудотворная икона «выезжала» на Дон для благословения казацких войск .
В 1812 году Курское городское общество послало в действующую против французов армию Михаила Кутузова список с иконы .
8 марта 1898 года в Курском Знаменском соборе трое революционно настроенных юношей во главе с Уфимцевым , желая подорвать народную веру в чудотворную силу иконы, подложили бомбу рядом с иконой. Взрывом, произведённым в 1:50 ночи, были совершены разрушения в храме, но икона осталась невредимой . Этому событию посвящено стихотворение Владимира Соловьёва «Знамение» . Вопреки ожиданиям террористов, это происшествие не пошатнуло, а укрепило славу иконы и усилило её почитание .
В 1918 году на икону был одет серебряный с голубой эмалью оклад, в котором она находится и в настоящее время .
За пределами России
Во время Гражданской войны икона находилась в Курском Знаменском монастыре. В конце октября 1919 года, когда войска генерала Деникина оставляли город, икона была вывезена из Курска. Дальнейший её путь проходил через Обоянь , Белгород , Таганрог , Ростов-на-Дону , Екатеринодар , Новороссийск .
1 марта 1920 года епископ Курский Феофан (Гаврилов) на пароходе «Святой Николай» привёз икону в Сербию . В сентябре 1920 года по просьбе генерала Врангеля икону вернули в Крым в Белую армию .
29 октября 1920 года образ покинул Россию с врангелевской эвакуацией . Икона вновь прибыла в Сербию, где пребывала в монастыре Язак на Фрушковой горе в Воеводине .
С 1925 года образ находился в русской Троицкой церкви в Белграде .
После того как Архиерейский синод Русской православной церкви заграницей во главе с митрополитом Анастасием в ноябре 1944 года из Белграда эвакуировался в Карлсбад ( Карловы Вары ), икона несколько месяцев находилась в карлсбадской церкви Петра и Павла ; затем — в Мюнхене и Женеве .
В 1950 году первоиерарх Русской православной церкви заграницей митрополит Анастасий переехал в Америку. В 70 километрах от Нью-Йорка была создана Ново-Коренная пустынь , куда в 1951 году прибыла Курская-Коренная икона. Икона пребывала там недолго. По настоянию митрополита Анастасия её отправили в Нью-Йорк, где она сначала находилась в Знаменском синодальном подворье, а с 1958 года — в специально построенном Знаменском синодальном соборе . В настоящее время в Новокоренной пустыне икона пребывает в летнее время .
12 сентября 2009 года после 90-летнего отсутствия Курская-Коренная икона посетила Россию . С 12 по 23 сентября икона находилась в храме Христа Спасителя в Москве, а затем в Курске. 2 октября икона была возвращена в Нью-Йорк . В 2012 году икону привозили в Россию во второй раз .
События
Преподобный Серафим Саровский родился и вырос в Курске . В 1769 (или 1764) году в возрасте 10 лет он тяжело заболел, и родители не надеялись на его выздоровление. Однако ему явилась Божия Матерь и обещала посетить его и исцелить от болезни. Через несколько дней, в 9-ю пятницу после Пасхи , по их улице проходил ежегодный крестный ход с Курской Коренной иконой. Из-за внезапно начавшегося дождя процессия зашла к ним во двор. Икону пронесли над больным ребёнком, и он приложился к ней. Больной вскоре выздоровел .
Это был последний крестный ход перед его запрещением во время царствования императрицы Екатерины II . Только при императорах Павле I и Александре I крестные ходы с Курской Коренной иконой «Знамение» возобновились и превратились в самые величественные и многолюдные крестные ходы в России .
В июле 1966 года архиепископ Русской православной церкви заграницей Иоанн Шанхайский посетил с Курско-Коренной иконой Свято-Николаевский приход в Сиэтле . 2 июля во время молитвы перед этой иконой в своей келье он скончался .
Хранители Курской Коренной иконы
Первым хранителем иконы считается епископ Курский Феофан (Гаврилов) . Именно им икона была вывезена из России и через Турцию привезена в Грецию, где находилась непродолжительное время, после чего была перенесена в Сербию. Во время войны митрополитом Анастасием икона через Австрию была доставлена в Германию. В Мюнхене хранителем иконы стал архимандрит Аверкий (Таушев) , посещавший с ней прихожан и беженцев. В штат Нью-Йорк икона попала в 1951 году вместе с архимандритом. Через некоторое время последовало назначение хранителем иконы протоиерея Бориса Крицкого, путешествовавшего с нею по приходам Русской зарубежной церкви .
После его смерти в 1989 году тогдашний первоиерарх Русской зарубежной церкви митрополит Виталий сам стал хранителем иконы, и разные священники получали от него назначения путешествовать с нею .
В декабре 2010 года хранителем Курской Коренной иконы Божией Матери назначен диакон Николай Ольховский (ныне митрополит и седьмой Первоиерарх Русской зарубежной церкви) .
Современность
По старинному православному канону пишутся современные иконы Курской Божией Матери. Одна из них была написана в 2005 году для храма Рождества Христова в селе Уланок Курской области украинским художником, иконописцем и реставратором Ольгой Ляшенко .
Примечания
- . от 8 сентября 2021 на Wayback Machine . Коренная пустынь.
- ↑ Протоиерей Александр Киселёв. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. — Нью-Йорк, 1976. — 144 с.
- ↑ // Православная энциклопедия . — М. , 2015. — Т. XXXIX : « Крисп — ». — С. 453―464. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-033-2 .
- . Дата обращения: 21 января 2010. 1 мая 2012 года.
- . Дата обращения: 8 сентября 2021. Архивировано 24 сентября 2004 года.
- В. Соловьёв. . от 14 мая 2022 на Wayback Machine
- Дата обращения: 8 сентября 2021. 8 сентября 2021 года.
- ↑ Дата обращения: 9 сентября 2021. 9 сентября 2021 года.
- . Дата обращения: 9 сентября 2021. 9 сентября 2021 года.
- . Дата обращения: 21 января 2010. 13 марта 2012 года.
- . Дата обращения: 19 июня 2009. 20 мая 2017 года.
- . Дата обращения: 23 января 2010. 15 апреля 2012 года.
- . от 2 августа 2021 на Wayback Machine Православный календарь.
- Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца / сост. Л. И. Денисов.. — М. , 1998. — 702 с.
- Дата обращения: 9 сентября 2021. 9 сентября 2021 года.
- / сост. А. Леднёв и Е. Лукьянов.. — М. : Православный паломник, 1998. — 702 с. 9 сентября 2021 года.
- ↑ . Дата обращения: 9 сентября 2021. Архивировано 14 июля 2014 года.
- . Патриархия.ru . Дата обращения: 19 февраля 2023. 19 февраля 2023 года.
Литература
- Бухарев И., протоиерей. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. (История их и изображения). — М. , 1901;
- Серафим (Иванов) , еп. Одигитрия русского зарубежья. Повествование о Курской чудотворной иконе Знамения Божией Матери и о дивных чудесах её. — Mahopac. N.Y.: Новая Коренная пустынь, 1955;
- Киселёв А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. — М. , 1992;
- Карташёв А. В. Очерки по истории русской церкви. Т. 2. — М. : Терра, 1993;
- Поселянин Е. Н. Сказание о чудотворных иконах Богоматери и о её милостях роду человеческому. — Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь, 1993 (репринтное переиздание);
- Скурат К. Н. В день празднования Курской иконы Божией Матери «Знамение» // Журнал Московской Патриархии. — 1995. — № 9—10. — С. 60—62.
- Чудотворные иконы Богоматери / Сост. А. А. Воронов, Е. Г. Соколова. — М. , 1993;
- Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее / Авт.-сост. А. М. Лидов, Г. В. Сидоренко. — М. : Радуница, 1999.
Ссылки
- . Дата обращения: 8 сентября 2021.
- . Дата обращения: 21 января 2010.
- . Дата обращения: 18 мая 2013.
- 2020-04-27
- 1