Interested Article - Китайский фарфор

Посуда с полихромной надглазурной росписью

Китайский фарфор — является одним из важных компонентов культуры и искусства Китая .

Материалы и производство

Каолин

Для изготовления китайского фарфора применялись:

История

История развития керамики в Китае началась ещё в период неолита . К середине правления династии Чжоу (5-6 век до н. э.) удалось достичь более высокой температуры обжига , а следовательно и увеличения плотности гончарных изделий. Этим периодом датируются и первые керамические сосуды с глазурью . Так называемый прото-фарфор, при изготовлении которого стал впервые применяться каолин , появился в Китае в эпоху династии Хань (206—221 гг. н. э.). Производство керамики ограничивалось изготовлением сосудов и ваз, по форме и декору повторяющих бронзовые изделия того времени. В эпоху Троецарствия (220—280 гг. н. э.) и период Шести династий (220—589 гг. н. э.) существенных усовершенствований и новаций в области изготовления керамики сделано не было.

Расцвет китайской керамики начался в период правления династии Тан (618—906 гг. н. э.). Он сопровождался появлением полихромных глазурей и богатого разнообразия форм: ваз, сосудов с крышками, блюд, кувшинов, чаш, баночек для косметики. Эти изделия часто украшались орнаментальным узором. Особую группу произведений искусства керамики этой эпохи составляют фигуры (придворные дамы, танцовщицы, лошади), призванные сопровождать умерших в их загробной жизни и выполненные с тонкой наблюдательностью, высоким мастерством и художественным вкусом.

Вершиной развития китайской керамики принято считать эпоху династии Сун , которая знаменита своими зеленоватыми и голубыми селадоновыми изделиями с глазурью. Одним из примеров такой керамики является фарфор Жу Яо , который на протяжении короткого периода производился около 1100 года. Фарфор Жу Яо известен своими строгими минималистическими решениями и оценивается как один из примеров минималистической художественной программы своего времени.

Изготовление изделий из твёрдого фарфора, получаемого обжигом при температуре 1400—1460°, начинается в Китае в эпоху правления монгольской династии Юань и достигает своего расцвета в период династии Мин . Особую известность получают изделия с подглазурной синей росписью, пигмент для которой в первое время импортировался из Персии . Эти изделия получили необычайно широкую популярность и в больших количествах поставлялись на экспорт в Юго-Восточную Азию , Индию , на Ближний Восток , а с 16 века и в Европу — сначала португальцами, а затем и Голландской Ост-Индской компанией . Многие европейские монархи 16-18 веков были страстными коллекционерами китайского фарфора и основывали в своих дворцах т. н. «китайские залы», которые были оформлены в китайском стиле и украшены выставленными в них произведениями китайского искусства, в первую очередь изделиями из фарфора. Такой «Китайский зал» был создан и в Большом Царскосельском дворце по проекту архитектора Растрелли в период царствования Екатерины II .

После свержения династии Мин в 1644 году до начала 80-х годов 17 века производство фарфора практически прекратилось, поскольку в ходе столкновений были разрушены печи для его обжига в Цзиндэчжэне , который с 14 века был важнейшим центром производства фарфора. По указанию первого императора манчжурской династии Цин Канси эти печи были восстановлены и производство фарфора было возобновлено. В этот период создаются объекты в стиле династии Мин (с подглазурной синей росписью и монохромными глазурями), но вводятся и новые техники и декоры надглазурной (эмалевой) росписи, т. н. «жёлтое», «зелёное», «чёрное», а примерно с 1710 года и «розовое» семейство, ставшее доминирующим в 18 веке. Последующие императоры Юнчжэн и Цяньлун также уделяют большое внимание производству фарфора, но уже к концу 18 века становится заметным падение художественного уровня фарфора, а XIX век становится временем упадка китайского фарфора, при котором лишь повторялись формы и декор прошлых эпох.

Галерея

Династия Тан (618—906 гг. н. э.)

  • Керамическая фигурка из гробницы VII-VIII века н. э.
    Керамическая фигурка из гробницы VII-VIII века н. э.
  • Глазированная фарфоровая фигурка лошади VII-VIII века н. э.
    Глазированная фарфоровая фигурка лошади VII-VIII века н. э.
  • Статуэтка согдийского купца, едущего на бактриане
    Статуэтка согдийского купца, едущего на бактриане

Династия Сун (960—1279 гг. н. э.)

  • Фарфоровый чайник, Цзиндэчжень.
    Фарфоровый чайник, .
  • Погребальная ваза, X или XI век н.э.
    Погребальная ваза, X или XI век н.э.
  • Ваза династии Сун
    Ваза династии Сун
  • Статуя собаки, XI-XII века
    Статуя собаки, XI-XII века
  • Чаша X-XI века.
    Чаша X-XI века.
  • Фарфоровые изделия XIII век
    Фарфоровые изделия XIII век
  • Фарфоровый чайник, X-XI века
    Фарфоровый чайник, X-XI века

Династия Юань (1279—1368 гг. н. э.)

  • Сосуд конца династии Юань, на стенках изображения персиков, лотосов, пионов, ивы и пальмы.
    Сосуд конца династии Юань, на стенках изображения персиков, лотосов, пионов, ивы и пальмы.
  • Фарфоровая ваза, XIV век
    Фарфоровая ваза, XIV век
  • Керамический сосуд, XIII-XIV век.
    Керамический сосуд, XIII-XIV век.
  • Чаша с драконом
    Чаша с драконом

Династия Мин (1368—1644 гг. н. э.)

  • Фарфоровая ваза, период правления императора Ши-цзун (1521-1567)
    Фарфоровая ваза, период правления императора Ши-цзун (1521-1567)
  • Фарфоровая тарелка, период правления императора Сы-цзун (1627-1644)
    Фарфоровая тарелка, период правления императора Сы-цзун (1627-1644)
  • Фарфоровая ваза, период правления императора Ши-цзун (1521-1567)
    Фарфоровая ваза, период правления императора Ши-цзун (1521-1567)

Династия Цин (1644—1912 гг. н. э.)

  • Фарфоровая чаша, (1661-1722)
    Фарфоровая чаша, (1661-1722)
  • 1644-1680.
    1644-1680.
  • 1644-1680.
    1644-1680.
  • Фарфоровая тарелка, период правления императора Канси (1661-1722)
    Фарфоровая тарелка, период правления императора Канси (1661-1722)
  • Фарфоровая тарелка, период правления императора Канси (1661-1722)
    Фарфоровая тарелка, период правления императора Канси (1661-1722)
  • Фарфоровая ваза, период правления императора Канси (1661-1722)
    Фарфоровая ваза, период правления императора Канси (1661-1722)
  • Фарфоровая фигурка мужчины на коне
    Фарфоровая фигурка мужчины на коне
  • Декор У Шуан Пу с Бань Чао, период Сяньфэн

Примечания

  1. Wood N. Chinese Glazes: Their Chemistry, Origins and Re-creation. London, and University of Pennsylvania Press, USA, 2007.
  2. Valenstein, S. A handbook of Chinese ceramics, Metropolitan Museum of Art, New York, 1998.
  3. .; Бу И. Фарфор Жу Яо и принципы минимализма: к проблеме чувства формы // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, 2021, № 42, с. 43-52.
  4. Vainker S.J. Chinese Pottery and Porcelain. London: British Museum Press, 1991.

Литература

  • .; Бу И. Фарфор Жу Яо и принципы минимализма: к проблеме чувства формы // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, 2021, № 42, с. 43-52.
  • Brook T. The Confusions of Pleasure: Commerce and Culture in Ming China. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1998.
  • Fong W.,Watt J. Possessing the Past: Treasures from the National Palace Museum Taipei. New York: The Metropolitan Museum of Art, 1996.
  • Gompertz G. Chinese Celadon Wares. London: Faber & Faber, 1980.
  • Li H., Michael K. Power and Glory: Court Art of China's Ming Dynasty. San Francisco: Asian Art Museum, 2008.
  • Vainker S.J. Chinese Pottery and Porcelain. London: British Museum Press, 1991.
  • Valenstein, S. A handbook of Chinese ceramics, Metropolitan Museum of Art, New York, 1998.
  • Watt J. China: dawn of a golden age, 200–750 AD. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2004.
  • Wood N. Chinese Glazes: Their Chemistry, Origins and Re-creation. London, and University of Pennsylvania Press, USA, 2007.

См. также

Ссылки

Same as Китайский фарфор