Interested Article - Ханский дворец (Бахчисарай)

Ханский дворец в Бахчисарае ( крымскотат. Han Saray , укр. Ханський палац в Бахчисараї , Бахчисарайский дворец) или Хан-Сарай — бывшая резиденция крымских ханов , построенная в стиле османской архитектуры .

Описание

Дворец входит в состав Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника . В помещениях дворца располагаются Музей истории и культуры крымских татар и . Территория дворцового комплекса занимает 4,3 гектара. Ранее площадь дворцового комплекса составляла 18 гектаров . Дворец расположен на левом берегу реки Чурук-Су . В состав дворцового комплекса входят северные и южные ворота, Свитский корпус, дворцовая площадь, главный корпус, гарем, ханская кухня и конюшня, библиотечный корпус, соколиная башня, ханская мечеть, Персидский сад, ханское кладбище , гробница ( тюрбе ) Диляры Бикеч, гробницы Северное и Южное тюрбе, надгробная ротонда, баня «Сары-Гюзель», набережная с тремя мостами, сады и парковые сооружения, Екатерининская миля и другие объекты.

Архитектурный стиль дворца продолжает традиции османской архитектуры XVI XVII веков . Главная архитектурная идея — воплощение мусульманского представления о райском саде на земле. «Бахчисарай» переводится с крымскотатарского языка как «дворец-сад» ( bağça — сад, saray — дворец). Внутри дворца много двориков с деревьями, цветами и фонтанами. Сооружения лёгкие, украшены росписями, окна забраны ажурными решётками. На территории дворца есть кладбище советских солдат погибших в Великой Отечественной войне.

История дворца

До строительства дворца в Бахчисарае резиденция крымских ханов находилась в долине . Когда долина стала тесной для ханского двора, было принято решение построить дворец в новом месте. Строительство дворца началось в начале XVI века во время правления хана Сахиба I Герая . Вместе со строительством дворца началось строительство самого Бахчисарая .

Старейшие постройки дворцового комплекса — большая Ханская мечеть и бани Сары-Гюзель, датируемые 1532 годом . Портал Демир-Капы датирован 1503 годом, но он был построен в другом месте, а затем перенесён во дворец. За время своего существования дворец постоянно достраивался правившими ханами. При Девлете I Герае было построено ханское дюрбе , при Исляме III Герае — зал собраний и ещё одно дюрбе, при Бахадыре I Герае — дополнительное помещение для официальных приёмов, а при Каплане I Герае — Золотой фонтан. При Селямете II Герае была построена летняя беседка, при Арслане Герае медресе , и, наконец, при Кырыме Герае были построены дюрбе Диляры-бикеч (1764), перенесён « Фонтан слёз », а также силами иранского зодчего Омера выполнена богатая отделка внутренних покоев.

В 1736 году во время войны Крымского ханства с Россией Бахчисарай был взят войсками фельдмаршала Кристофа Миниха . Миних приказал сжечь ханскую столицу и дворец. Перед этим, однако, он дал капитану Манштейну поручение сделать описание дворца (оно сохранилось до наших дней), и лишь после этого ханскую резиденцию подожгли. Пожар уничтожил большую часть деревянных строений, после чего дворец был почти полностью перестроен . От оригинальных построек XIV века остались Зал Совета и Суда, Малая и Большая дворцовые мечети, Портал Алевиза . Восстановлением дворца занимались Селямет Герай, а затем Кырым Герай . По свидетельству Ф. Бруна ремонт во многом превзошёл по роскоши старые покои, так как «Портою были присланы из Константинополя строевой материал, архитекторы и красильщики», которые во многом копировали роскошные интерьеры дворцов в Константинополе. Де Сегюр отмечал, что новый «Ханский дворец выстроен по образцу Константинопольского, хотя и в меньших масштабах» . Интересно, что среди Османских дворцов Стамбула столь крупных сооружений этого периода не сохранилось до наших дней, так как подобные деревянные сооружения относились к временным постройкам .

После присоединения Крыма к Российской империи дворец находился в ведении Министерства внутренних дел. Последующие реконструкции как меняли османские интерьеры, так и добавляли новые значимые памятники.

Екатерининская миля в Бахчисарае

20 мая 1787 года дворец посещала Екатерина II . К её приезду руководил ремонтом дворца князь Потёмкин , который как и большинство европейцев по стереотипу считал классические Османские интерьеры недостаточно роскошными для императорских особ и провёл масштабный ремонт нескольких комнат в стиле эклектики смешав восточное и европейское оформление. Тем не менее, ряд самых известных памятников дворца относятся к этой реконструкции дворца, в том числе знаменитый «Фонтан слёз» был перенесён от дюрбе Диляры-бикеч в фонтанный дворик и установлена екатерининская миля у моста через Чурук-Су. Для императрицы в стиле эклектики переделали одну из комнат в приёмную, а другую в спальню: был пробит ряд окон, позолочен потолок, повешена хрустальная люстра работы русских мастеров XVIII века и создан альков . Мебель была привезена из Петербурга , Москвы и Константинополя . Часть мебели была местного изготовления . В экспозиции музея сохранились походный столик Екатерины II, кровать, на которой она спала и другая мебель . Ремонтом дворца к приезду императрицы занимались более 60 мастеров и 50 рабочих. На благоустройство было выделено 24 247 рублей . Екатерина II провела во дворце три дня. В поездке её сопровождали австрийский император Иосиф II , французский посол де Сегюр, английский и австрийский послы, а также сановники. В 1818 году на двух гранях екатерининской мили выполнили надпись на русском и татарском языках:

Благородной памяти Императрица Екатерина II-я изволила быть въ Бакчисараѣ въ 1787 году Маія 14

Ханский дворец на фотографиях Жозефа де Бая , 1906 г.

В 1798 году архитектор В. Гести составил план дворца . 7 сентября 1820 года дворец посещал Александр Сергеевич Пушкин с семьёй генерала Раевского . В его письме к Дельвигу есть описание посещения дворца:

В Бахчисарай приехал я больной. Я прежде слыхал о странном памятнике влюблённого хана. К ** поэтически описывала мне его, называя la fontaine des larmes. Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошёл дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат. NN почти насильно повёл меня по ветхой лестнице в развалины гарема и на ханское кладбище .

В 1818 году дворец посещал Александр I . К его приезду снесли обветшалые здания гарема , в результате чего остался только трёхкомнатный флигель . В 1822 году под руководством архитектора И. Ф. Колодина проводился ремонт дворца . Михаил Кладо занимался строительской частью, унтер-офицер Дорофеев занимался живописными работами. Дорофеев выполнил росписи внешних стен геометрическими узорами, букетами и цветочными гирляндами. Он же закрасил роспись, выполненную Омером. В результате этого ремонта был искажён первоначальный вид дворца . По указанию Колодина были снесены: Зимний дворец, банный комплекс и другие постройки . 9 сентября 1837 года дворец посетил Александр II в сопровождении своего учителя Василия Андреевича Жуковского . Во время Крымской войны 1854—1855 годов во дворце размещался лазарет , в котором часто бывал Николай Иванович Пирогов .

В 1908 году во дворце открыли музей . В 1912 году дворец посетил Николай II со своей семьёй.

После Октябрьской революции 1917 года во дворце открылся музей истории и культуры крымских татар . Его директором с 1917 стал искусствовед и этнограф Усеин Абдрефиевич Боданинский . Дворец стал центром политической активности. Курултай крымскотатарского народа открылся 26 ноября ( 9 декабря ) в Ханском дворце. Он взял на себя все полномочия Мусульманского исполкома, провозгласил создание Крымской Народной Республики , принял её Конституцию и государственную символику, после чего объявил себя парламентом Крымской Народной Республики. Номан Челебиджихан возглавил правительство .

После установления власти ВСЮР в сентябре 1919 года, « зав. кадром Д. С. Иваненко » в докладной записке начальнику крымского отдела пропаганды ОСВАГ пишет по поводу национального музея, что « курултайцы… дали дворцу нежелательное назначение политического центра… ». Власти сместили с директорской должности Усеина Боданинского и назначили вместо него статского советника Плаксина .

После установления Советской власти в 1920 году У. А. Боданинский вернулся к руководству вплоть до 1934 года, впоследствии он был репрессирован и расстрелян .

В 1930-е годы под руководством архитектора П. И. Голландского был произведён ремонт дворца. При этом ремонте были забелены известью раскраски дворца снаружи .

В 1943 году на территории дворца размещались подразделения 149-го батальона шуцманшафта . В 1944 году, после освобождения города, во дворце размещались хирургические передвижные полевые госпитали .

С 1955 года это был Бахчисарайский историко-археологический музей, а с 1979 года — историко-архитектурный музей. В 1961—1964 годах проводилась научная реставрация росписей и архитектурных деталей дворца, которой занималось научно-реставрационное управление Госстроя УССР . В ходе этой реставрации внешний вид дворца был приближен к первоначальному. Были сняты слои краски с портала Демир-капы, сняты поздние наслоения росписей Большой Ханской мечети, расчищены росписи Омера в Летней беседке, проведена реставрация потолков Зала Дивана . Работы по приведению дворцового комплекса в первоначальный вид продолжаются .

С октября 2015 года Ханский дворец является объектом культурного наследия федерального значения .

Строения и объекты дворцового комплекса

План дворца
0
1 — и надвратная башня
2
3
4
5
6
7
8
9
10 — Библиотечный корпус
11 — Южные ворота
12 — Садовые террасы
13
14
15
16
17 — Бассейный дворик
18 — (на первом этаже) и (на втором этаже)
19
20
21 — Фонтанный дворик
22
23
24
25 — Жилые покои
26 — Кухонный корпус.

Северный вход во дворец

Северные ворота ( крымскотат. Darbehane Qapı ) — один из четырёх входов во дворец (в настоящее время сохранилось только два). К дворцовым воротам ведёт мост через реку Чурук-Су . Ворота изготовлены из дерева и обиты кованым железом. Они находятся в арке, на которой есть изображение двух переплетённых змей или драконов . По легенде, Сахиб I Герай встретил двух сражающихся змей на берегу реки и одна из них исцелилась в речной воде, что послужило причиной основания дворца именно в этом месте . Эти ворота в настоящее время служат основным входом во дворец.

«Darbehane Qapı» переводится как «ворота монетного двора» ( крымскотат. darbehane — монетный двор, крымскотат. qapı — дверь, ворота). Это название появилось из-за того, что напротив ворот располагался монетный двор (дарбехане).

К воротам слева и справа примыкают здания Свитского корпуса. Над воротами находится надвратная башня, которая выполняла сторожевые функции. Наружные стены надвратной башни расписаны пёстрым орнаментом, а в окна вставлены цветные стёкла.

Ворота, надвратная башня и стены вокруг дворца были построены только в 1611 году . До этого у дворца не было оборонительных сооружений, так как он изначально не рассматривался как фортификационное сооружение, а укрепления находились в крепости Кырк-Ер . Необходимость в постройке стен появилась только после учащения военных походов донских казаков на Крымский и Таманский полуострова . Строительством руководил Сулейман-паша .

В зданиях Свитского корпуса размещались свита хана и его стража ( , крымскотат. qapı halqı — «дверной народ», «привратники»). После того как Крым вошёл в состав Российской империи, в свитском корпусе стали размещать гостей. В настоящее время в восточном здании Свитского корпуса размещается администрация музея, а в западном — экспозиции.

Дворцовая площадь

Дворцовая площадь является композиционным центром ханской резиденции . На площадь выходят северные ворота с надвратной башней, Свитский корпус, большая ханская мечеть, ханское кладбище , конюшни, южные ворота, соколиная башня, жилые покои, ворота в посольский дворик. К югу от дворцовой площади расположены садовые террасы, которые хорошо просматривались с площади.

В настоящее время площадь вымощена камнем и засажена деревьями. Во времена Крымского ханства мощения и растительности не было, а площадь была засыпана песком. На ней собиралось войско для напутствия перед военным походом, проводились торжественные церемонии, а также происходила встреча послов и гостей.

Большая Ханская мечеть

Большая Ханская мечеть ( крымскотат. Büyük Han Cami ) находится на дворцовой площади к востоку от северных ворот. Это одна из крупнейших мечетей Крыма и первое из зданий ханского дворца . Мечеть была построена в 1532 году Сахибом I Гераем и носила его имя в XVII веке .

Здание мечети массивное, со стрельчатой аркадой по низу и майоликовыми вставками на стенах. Крыша мечети четырёхскатная и покрыта красной черепицей. Первоначально крыша была покрыта куполами .

Внутри мечети находится большой зал с высокими колоннами . На южной стене расположены окна с цветными стёклами и михраб . Изнутри по периметру верхнего яруса восточной, южной и западной стены мечети идёт широкий балкон (хоры), который поддерживается колонами. На балконе находится застеклённая Ханская ложа, которая расписана, декорирована глазурованной плиткой и украшена витражами . На балкон ведут две винтовые лестницы, кроме того есть отдельный вход со двора на Ханскую ложу.

Главный вход в мечеть находится со стороны реки Чурук-Су. Фасад с этой стороны ранее был отделан мрамором . У восточной стены мечети расположено (место для совершения ритуального омовения — абдеста) с (фонтаном). На стенах изображены несколько каллиграфических надписей на арабском языке, появившихся в XVIII веке . Надписи выполнены чёрным цветом в зелёных картушах , и являются цитатами из Корана . Также среди каллиграфических надписей на стене есть упоминание имени Кырыма Герая , ремонтировавшего и украшавшего мечеть:

Да будет благословен ремонт Его Высочества Кырыма Герая Хана

У мечети два десятигранных минарета с островерхими крышами, которые венчаются бронзовыми (полумесяцами). Высота минаретов — 28 метров. Наверх ведут каменные винтовые лестницы внутри минаретов. Башни минаретов сложены из отёсанных каменных плит, которые скреплены между собой свинцовыми вставками .

В 1736 году мечеть пострадала при пожаре. Была восстановлена во время правления хана Селямета Герая мастером Омером . В 1750-х годах Арслан Герай основал во дворе мечети медресе , которое не сохранилось до наших дней. В советское время мечеть была закрыта. В её верхней части располагалась экспозиция музейного отдела археологии, а в нижней части был расположен находится лапидарий (хранилище архитектурных деталей, обломов , камней с надписями и изображениями) . В настоящее время она вновь открыта для верующих.

Баня Сары-Гюзель

Баня Сары-Гюзель

Банный комплекс Сары-Гюзель — одно из старейших зданий Ханского дворца, которое было построено Сахибом I Гераем в 1532 году . С крымскотатарского языка «Sarı Güzel» переводится как «жёлтая красавица» ( крымскотат. sarı — жёлтый, то есть светлокожий, güzel — красивый, красавица). Бани находятся на восток от большой Ханской мечети.

Баня устроена по турецкому типу . Горячий воздух, нагретый топкой в подвальном помещении, поднимаясь, нагревал плиты пола, которые были установлены на коротких колоннах. Горячая и холодная вода подавались в баню по свинцовым трубам. Вдоль стен были расположены каменные скамьи и установлены раковины. Имелось мужское и женское отделение, каждое из которых было накрыто отдельным куполом и имело у выхода крытый дворик с фонтаном . В куполах для вентиляции и освещения проделаны отверстия в форме звёзд и полумесяцев . Над мужским отделением есть надпись:

Это превосходное сооружение соорудил справедливый султан Сахиб Герай хан сын Менгли Герая хана сына Хаджи Герая хана. Дата 939 год.

Банный комплекс продолжал работать по назначению вплоть до 1924 года , после чего помещения пришли в аварийное состояние. В настоящее время ведётся реставрация .

Ханское кладбище

Ханское кладбище ( крымскотат. Mezarlıq ) находится к югу от большой Ханской мечети. Первое захоронение на кладбище датируется XVI веком . Сохранилось 98 памятников , изготовленных из мрамора и известняка .

На кладбище похоронены девять ханов: Девлет I Герай , Газы II Герай , Ислям III Герай , Мехмед IV Герай , Хаджи Селим I Герай , Менгли II Герай , Селим II Герай , Арслан Герай , Кырым Герай . Сохранились надгробные памятники Мехмеда IV Герая, Менгли II Герая, Селима II Герая, Арслана Герая и Крыма Герая. Кроме того, на кладбище похоронены 45 членов ханских семей, а также представители высшей придворной знати, всего более 320 человек.

Памятники Ханского кладбища выполнены единообразно : саркофаг с двумя стелами по торцам. Головная стела венчается чалмой у мужских погребений и у женских погребений. Многие из памятников украшены орнаментальной резьбой, также на головных стелах высечены эпитафии . Над могилой Менгли II Герая построена ротонда с восемью колоннами и арочными перекрытиями, посередине которой расположено мраморное резное надгробие.

Для Девлета I Герая и Исляма III Герая построены два восьмигранных мавзолея ( крымскотат. dürbe ), которые сложены из тёсаного известняка и покрыты куполом. Купола покрыты кровельным железом, а до 1863 года были покрыты свинцом . Северное дюрбе принадлежит Девлету I Гераю. В нём похоронено шесть человек. Южное — Исляму III Гераю, в нём похоронено девять человек.

Конюшенный корпус

Конюшенный корпус состоит из нескольких зданий. Он находится между ханским кладбищем и библиотечным корпусом. Сами конюшни были расположены на первом этаже. Второй этаж был отведён для смотрителей. Корпус был перестроен в 1850-е годы.

В XIX веке в конюшенном корпусе были расквартированы солдаты инвалидной команды .

Дюрбе Диляры-бикеч

Карло Боссоли . Бахчисарай. 1820-е. На переднем плане дюрбе Диляры-бикеч

Дюрбе Диляры-бикеч ( крымскотат. Dilâra bikeç Dürbesı ) — мавзолей Диляры («бикеч» указывает на высокое положение, крымскотат. bikeç — устар. невеста ), которая по легенде была любимой женой хана Крыма Герая. Здание было построено в 1764 году в дальнем углу садовых террас. Над входом в мавзолей ранее была установлена плита с надписью «Молитва за упокой души усопшей Диляры-бикеч». « Фонтан слёз » первоначально был установлен при дюрбе, а затем в 1783 году был перенесён в фонтанный дворик .

Здание дюрбе восьмигранное и укрыто куполом с полумесяцем наверху. После реставрации 2007 года куполу возвращено аутентичное свинцовое покрытие. Все стены разбивают идущие в два ряда проёмы-арки с окнами внутри. Сверху и снизу по сторонам восьмигранника идут рельефные тяги, которые подчёркивают дробное членение форм, выполненное арками .

Персидский сад

Персидский сад расположен к югу от гарема и огорожен высокой стеной. В нём были беседки, фонтаны, бани. Из гарема в сад есть широкая калитка. В углу сада стоит Соколиная башня.

Соколиная башня

Соколиная башня

Соколиная башня ( крымскотат. Toğan qullesi ) находится к югу от гарема в Персидском саду. Башня была построена в 1760-е годы . Название «соколиная» связано с тем, что на первом этаже башни держались ловчие птицы .

Башня двухэтажная и пустая изнутри. Первый этаж башни сложен в форме куба из скреплённого глиняным раствором бутового камня и оштукатурен. Верхний этаж башни сделан в форме шестигранника, обшит досками и покрыт черепицей. Высота башни составляет более 15 метров. Наверху смотровая площадка с забранными деревянными решётками окнами, на которую ведёт деревянная винтовая лестница.

Соколиная башня была соединена с торцом гаремного корпуса . Из неё жительницы гарема могли наблюдать за дворцовой площадью, а евнухи могли видеть гарем .

Портал Демир-Капы

Портал Демир-Капы, крымскотат. Demir Qapı («посольские» двери, портал Алевиза) — древнейшая датированная часть дворца. Портал служил парадным входом во дворец, через который послы попадали из Посольского дворика в Фонтанный дворик. Портал был выполнен в 1503—1504 годах для хана зодчим Алевизом Новым , который работал в Крыму по пути в Москву, куда направлялся по приглашению Ивана III для строительства Архангельского собора и ряда других храмов. Портал Демир-Капы был создан до постройки ханского дворца в Бахчисарае и, возможно, находился в предыдущей ханской резиденции Девлет-Сарай , а затем был перенесён в Бахчисарай .

Массивная дверь портала обита коваными железными полосами. Название «Demir Qapı» с крымскотатарского языка переводится как «железная дверь» ( крымскотат. demir — железо, железный, крымскотат. qapı — дверь). С двух сторон дверь обрамляют пилястры с коринфскими капителями . Над пилястрами находятся архитрав , орнаментальный фриз и карниз. В углах карниза — акротерии с растительным рисунком, а над карнизом — полукруглый тимпан , над которым также расположены акротерии .

Портал выполнен из резных блоков известняка в стиле ломбардо-венецианского Ренессанса . На нём изображены дубовые листья, цветы, жёлуди, монеты, нити жемчуга. Над дверью находится арка, украшенная растительными завитками и цветами. Также портал украшен двумя надписями на арабском языке , которые высечены из камня и позолочены.

Первая надпись, высеченная в круге внутри тимпана, гласит:

Владелец этого дворца и правитель этой области, государь величайший, благороднейший, Менгли Герай хан, сын Хаджи Герая хана, да помилует Бог его и его родителей в обоих мирах.

В центре этой надписи изображена Тарак-тамга — символ династии Гераев . Вторая надпись, идущая по фризу, гласит:

Этот величественный порог и эта возвышенная дверь построены по приказу государя двух материков и хакана двух морей, государя, сына государя, Менгли Герая хана, сына государя Хаджи Герая хана. 909 (1503).

Зал Дивана

Зал Дивана ( крымскотат. Divan hanesı ) предназначался для заседаний государственного совета ( ). Для хана по центру южной стены был установлен трон , обтянутый цветным сукном и украшенный золотым шитьём . Слева и справа от трона стояли низкие диваны для приближённых хана. Для беев, входивших в Диван, вдоль стен были установлены длинные скамьи.

На северной стене над входом в зал Дивана находится узкий решетчатый балкон (хор), который, по легенде, использовался ханом для подслушивания заседаний дивана, когда они проходили в его отсутствие . Такой же балкон ранее был и на южной стене.

Потолок деревянный, наборный . Во всех стенах были проделаны окна, которые шли в два ряда и были оформлены витражами . До наших дней сохранились окна в восточной стене.

До сожжения дворца фельдмаршалом Минихом пол зала Дивана был выложен из мраморных плит, в центре зала был расположен квадратный бассейн с фонтаном, а стены были украшены фарфоровыми изразцами . В 1742 году помещение зала Дивана было восстановлено . Изначально росписи стен и потолка имитировали мрамор и изображали виноградные гроздья. Те росписи, которыми оформлен зал в настоящее время, были созданы в XIX веке.

В 1917 году в зале Дивана курултай крымских татар провозгласил создание независимого крымскотатарского правительства .

Летняя беседка

Летняя беседка была построена в Бассейном дворике для отдыха. В центре беседки расположен квадратный бассейн с резным фонтаном из белого мрамора. Вдоль стен стоят диваны . Сначала беседка была открытой и одноэтажной. Колонны были увиты плющом . В 1821 1831 годах между её колоннами сделали дощатые перекрытия и застеклили витражами . Также был достроен второй этаж, в котором находится Золотой кабинет. Резной потолок беседки был выполнен мастерами Михаилом Кладо и Василием Дорофеевым .

В 1962 году проводилась реставрация летней беседки, при которой открыли её первоначальную роспись. На этой росписи изображены: домики, воздушные мостики, группы кипарисов, беседки .

Золотой кабинет

Вид на Золотой кабинет снаружи

Золотой кабинет находится на втором этаже над летней беседкой. Его оформление — результат работы иранского зодчего Омера. В Золотом кабинете резной деревянный потолок, к которому прикреплена люстра из хрусталя. Всего в кабинете 24 окна, застеклённых цветными стёклами и расположенных в два яруса на трёх стенах. Под окнами стоят диваны, обитые бархатом .

На стенах лепнина из алебастра , изображающая вазы с фруктами. По карнизу вдоль трёх стен тянется поэтическая надпись на арабском языке в честь Крыма Герая . Вдоль одной из стен стоят шкафы с посудой; в ней же сделаны камин и входная дверь . Над входной дверью в застеклённых антресолях стояла изготовленная из воска композиция зимнего сада из искусственных миниатюрных деревьев, цветов и птиц. Во время она исчезла .

Малая ханская мечеть

Малая ханская мечеть ( крымскотат. Kiçik Han Cami ) располагается в главном корпусе и была предназначена для представителей ханской семьи и ближайших сановников. Постройка малой мечети датируется XVI веком , а росписи — XVII XVIII веками . В росписях мечети используются только растительные и декоративные орнаменты. Купол парусный, опирается на барабан -восьмигранник, сложен из плинфы , расписан в конце XVIII века мастером Омером.

В южной стене расположен михраб , в верхней части которого вырезано семь орнаментированных поясов, символизирующих семь уровней небес . Над михрабом есть витраж, на котором изображена печать Сулеймана ( гексаграмма ). На стенах малой мечети были обнаружены выцарапанные изображения лодок с парусами, лошадей и всадников .

Золотой фонтан

Золотой фонтан (Маг-зуб) изготовлен из мрамора и находится в фонтанном дворике возле входа в малую Ханскую мечеть. Он использовался для обряда омовения ( абдест ) .

Фонтан назван «золотым» из-за того, что покрыт позолоченным резным орнаментом, символизирующем райский сад. В орнаменте использованы растительные мотивы: цветы, листья, фрукты, виноградные лозы. Посередине фонтана высечена крупная розетка , символизирующая вечную жизнь. Орнамент Золотого фонтана был использован на аверсе монеты, выпущенной Национальным банком Украины в честь Бахчисарайского дворца в 2001 году .

Кроме орнамента, фонтан также украшают две надписи на арабском языке. Верхняя надпись на фонтане сообщает, что фонтан был построен в 1733 году при хане Каплане I Герае:

Каплан Герай хан, сын Эль-Хадж Селима Герая хана, да помилует Аллах его и родителей его, 1146 год

Нижняя надпись является цитатой из Корана (76:21):

И напоил их Господь напитком чистым

«Фонтан слёз»

«Фонтан слёз» был создан в 1764 году иранским зодчим Омером. Он был установлен у дюрбе Диляры-бикеч . Со временем источник, питавший фонтан на старом месте, иссяк. К приезду в Ханский дворец Екатерины II фонтан был перенесён в Фонтанный дворик, где находится по сей день. В Бассейном дворике дворца есть похожий фонтан.

По легенде, Диляра была любимой женой Крыма Герая, которую отравила соперница. Фонтан, созданный в честь жены, должен был символизировать скорбь хана. Эта легенда легла в основу поэмы Александра Сергеевича Пушкина « Бахчисарайский фонтан » , благодаря которой фонтан стал широко известен.

Фонтан сделан по типу « » ( Сельсебиль — один из райских источников, из которых, по верованию мусульман, пьют воду души праведников, павших за веру) . В центре расположен мраморный цветок, из которого в большую верхнюю чашу капает вода, напоминая слёзы. Из большой чаши вода попадает в две меньшие по размеру, оттуда — снова в большую, и так несколько раз. Наполнение чаши водой символизирует наполнение сердца горем, а изменение размеров чаш — то, что горе то усиливается, то утихает .

У подножия фонтана вырезана спираль, которая символизирует вечность . В верхней части фонтана вырезано стихотворение поэта в честь хана Крыма Герая, а в нижней части фонтана — 18-й стих из 76-й суры Корана :

В раю праведные будут пить воду из источника, называемого Сельсебиль

Гаремный корпус

Гарем ( крымскотат. Arem ) размещался в четырёх больших зданиях. В XVIII веке в нём было 73 комнаты. К приезду во дворец Александра I в 1818 году были снесены три обветшалых здания (70 комнат). Сохранились только трёхкомнатный флигель и беседка, которые дошли до наших дней. Здание флигеля впоследствии было отреставрировано, а на его широкой террасе для обзора туристами выставлены балконы. Во флигеле воссозданы интерьеры богатого крымскотатарского дома XVII—XIX веков : комнаты «Буфетная», «Жилая» и «Гостиная».

Гарем обнесён стенами из камня, высота которых достигает восьми метров . К южной стене примыкает Соколиная башня, из которой жительницы гарема могли видеть дворцовую площадь. Также в южной стене проделана широкая калитка в Персидский сад.

Жилые покои

Жилые покои занимают второй этаж главного корпуса. Также на втором этаже расположены Посольский зал, Кофейная комната и Золотой кабинет.

Комнаты имеют резные потолки и витражи на окнах, а также оборудованы каминами. Отделка помещений и планировка существенно изменились после присоединения Крыма к Российской империи.

В комнатах покоев размещена экспозиция предметов быта крымских татар . Отдельно выделены «ханская столовая» и «ханская спальня». В спальне есть альков .

Посольский дворик

В посольском дворике послы ожидали приёма. Во дворик они попадали через ворота с Дворцовой площади, откуда затем через «посольские» двери (портал Демир-Капы) и Фонтанный дворик попадали в зал Дивана.

В посольском дворике разбит сад, засаженный кустами самшита и тополями . Также здесь установлены два фонтана: один из них расположен по центру, второй из резного камня у здания.

К югу от дворика находятся парадные помещения, а к северу — личные покои ханов.

Заявка на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Музей с 2003 года вёл работу для включения в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО, в первую очередь ожидая, что данный статус обяжет Украину усиленно финансировать и охранять объект . В 2015 году музей более не рассматривается для включения в список, а финансирование получает из бюджета РФ .

См. также

Примечания

  1. Этот объект расположен на территории Крымского полуострова , бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией , контролирующей спорную территорию, и Украиной , в пределах признанных большинством государств — членов ООН границ которой спорная территория находится. Согласно федеративному устройству России , на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации Республика Крым и город федерального значения Севастополь . Согласно административному делению Украины , на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь .
  2. . БСЭ 1-е издание Том V (1927). Дата обращения: 7 января 2020. 15 июля 2020 года.
  3. О музее см. . Крым туристический . Министерство курортов и туризма Крыма. Дата обращения: 30 апреля 2009. 12 мая 2008 года.
  4. Олекса Гайворонский. . Официальный сайт музея . Дата обращения: 30 апреля 2009. Архивировано из 13 февраля 2012 года.
  5. Олекса Гайворонский. . — Симферополь: Доля, 2004. — 94 с. — ISBN 966-8584-60-0 . 16 апреля 2009 года. . Дата обращения: 28 марта 2009. Архивировано 16 апреля 2009 года.
  6. . — Litres, 2017-01-12. — 313 с. — ISBN 9785425069931 .
  7. . jalita.com. Дата обращения: 17 февраля 2017. 18 февраля 2017 года.
  8. Е. В. Нагаевская. Дворец-музей // . — Симферополь: Таврия, 1979. 18 мая 2009 года. . Дата обращения: 26 марта 2009. Архивировано 18 мая 2009 года.
  9. Юрий Данилевский. . Туристическая планета Крым . Дата обращения: 30 апреля 2009. Архивировано из 3 марта 2017 года.
  10. . Республиканский комитет по охране культурного наследия Автономной Республики Крым (17 января 2004). Дата обращения: 30 апреля 2009. Архивировано из 28 декабря 2012 года.
  11. Пушкин А. С. . Библиотека Максима Мошкова . Дата обращения: 15 мая 2009. 31 января 2012 года.
  12. В. Гарагуля. . Жемчужина Крым . Дата обращения: 30 апреля 2009. Архивировано из 3 апреля 2019 года.
  13. Эминов Р.Р. Бахчисарайский дворец-музей: история создания и формирования коллекций (1917–1945) / отв. ред. И.В. Зайцев.. — М. : Связь Эпох, 2017. — 368 с.
  14. Селим АЛИ. . Ана юрт (2012 - 2018). Дата обращения: 10 июня 2019. 27 марта 2022 года.
  15. Зарубин А. Г. Из истории Бахчисарайского дворца-музея // Проблемы истории и археологии Крыма. Сборник научных трудов. — Симферополь, 1994. — С. 210-213 .
  16. Часть кавалеристов в морских бушлатах, что указывает на основной состав Севастопольской красной гвардии.
  17. Романько, О. В. . — М. : Вече, 2011. — 448 с. — 3000 экз. ISBN 978-5-9533-4510-1 . 9 мая 2018 года.
  18. . Дата обращения: 22 июня 2019. Архивировано из 25 марта 2022 года.
  19. (17 октября 2015). Дата обращения: 4 марта 2023. 16 апреля 2016 года.
  20. Олекса Гайворонский. // Qasevet. — Симферополь, 2007. — № 32 . 9 июля 2015 года.
  21. Олекса Гайворонский. . Официальный сайт музея . Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано из 21 ноября 2008 года.
  22. Также ещё нет южного дюрбе
  23. Олекса Гайворонский. . Официальный сайт музея . Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано из 6 января 2009 года.
  24. Олекса Гайворонский. . Официальный сайт музея . Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано из 21 декабря 2016 года.
  25. . Лето — это отдых в Крыму! . Дата обращения: 1 мая 2009. 20 февраля 2017 года.
  26. . Крымский Берег . Дата обращения: 30 апреля 2009. 25 мая 2009 года.
  27. 1532 год по григорианскому календарю
  28. Олекса Гайворонский. . Официальный сайт музея . Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано из 6 января 2009 года.
  29. Олекса Гайворонский. . Официальный сайт музея . Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано из 11 июля 2015 года.
  30. Олекса Гайворонский. . Официальный сайт музея . Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано из 11 июля 2015 года. , по другому источнику: В. Гарагуля. . Жемчужина Крым . Дата обращения: 30 апреля 2009. Архивировано из 3 апреля 2019 года. — 11 человек
  31. Олекса Гайворонский. . Официальный сайт музея . Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано из 11 июля 2015 года. , по другому источнику: В. Гарагуля. . Жемчужина Крым . Дата обращения: 30 апреля 2009. Архивировано из 3 апреля 2019 года. — 15 человек
  32. В. Н. Борисов. // Историческое наследие Крыма. — 2006. — № 16 . (недоступная ссылка)
  33. На заднем плане видны соколиная башня, два ханских дюрбе и минареты большой Ханской мечети
  34. Олекса Гайворонский. . Официальный сайт музея . Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано из 6 января 2009 года.
  35. Олекса Гайворонский. . Официальный сайт музея . Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано из 6 января 2009 года.
  36. Олекса Гайворонский. . Официальный сайт музея . Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано из 6 января 2009 года.
  37. Олекса Гайворонский. . Официальный сайт музея . Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано из 6 января 2009 года.
  38. Олекса Гайворонский. . Официальный сайт музея . Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано из 6 января 2009 года.
  39. Олекса Гайворонский. . Официальный сайт музея . Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано из 6 января 2009 года.
  40. См. . Дата обращения: 26 марта 2009. 26 ноября 2012 года.
  41. Олекса Гайворонский. . Официальный сайт музея . Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано из 6 января 2009 года.
  42. Олекса Гайворонский. . Официальный сайт музея . Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано из 6 января 2009 года.
  43. (укр.) . Национальный банк Украины. Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано из 20 августа 2007 года.
  44. 1733 год по григорианскому календарю
  45. Олекса Гайворонский. . Официальный сайт музея . Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано из 5 мая 2006 года.
  46. « » в Викитеке ?
  47. Юлия Исрафилова. // «Первая Крымская». — Симферополь, 16-22 марта 2007. — № 166 . 17 мая 2009 года.
  48. Олекса Гайворонский. . Официальный сайт музея . Дата обращения: 1 мая 2009. Архивировано из 6 января 2009 года.
  49. . www.kianews.com.ua. Дата обращения: 3 марта 2017. 3 марта 2017 года.
  50. . Дата обращения: 3 марта 2017. 3 марта 2017 года.

Литература

  • Олекса Гайворонский. . — Симферополь: Доля, 2006. — 62 с. — ISBN 966-366-036-8 .
  • Бахчисарайский дворец:Краткий путеводитель по дворцу-музею / Ю. С. Воронцова. — Севастополь: Библекс, 2006. — 32 с. — 5000 экз. ISBN 966-8231-69-4 .
  • Е. В. Нагаевская. Дворец-музей // . — Симферополь: Таврия, 1979. от 18 мая 2009 на Wayback Machine
  • Олекса Гайворонский. // Qasevet. — Симферополь, 2007. — № 32 .
  • . Архивировано из 22 июля 2013 года.

Ссылки

  • . Дата обращения: 1 августа 2017.
  • . 31 января 2012 года.
  • Юрий Данилевский. . Туристическая планета Крым . Дата обращения: 30 апреля 2009.
  • В. Гарагуля. . Жемчужина Крым . Дата обращения: 30 апреля 2009.
  • .
Источник —

Same as Ханский дворец (Бахчисарай)