Сина́н
(полное имя
Абдульменна́н оглу́ Синанедди́н Юсу́ф
(
тур.
Abdülmennan oğlu Sinaneddin Yusuf
), известен также как
Ходжа́
Мима́р Сина́н Ага́
(
тур.
Hoca Mimar Sinan Ağa
— господин учитель архитектор Синан) и просто
Мима́р Сина́н
(
тур.
Mimar Sinan
— архитектор Синан);
15 апреля
1488
(
1488-04-15
)
, село Агырнас (близ
Кайсери
) —
17 июля
1588
,
Стамбул
) — один из самых известных
османских
архитекторов и инженеров. С
1538
года занимал пост главного османского архитектора и инженера.
Синан родился в христианской семье. По мнению ряда исследователей,
армянского
происхождения
. Одним из аргументов в пользу его армянского или греческого происхождения является указ Селима II от 7 рамадана 981 года (ок. 30 декабря 1573 года), который удовлетворяет просьбу Синана простить и избавить его родственников от общего изгнания армянских общин Кайсери на остров Кипр
. Об его армянском происхождении также говорит
Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе
:
"Несмотря на то, что обычно Синана идентифицируют как „османского архитектора“ или как „христианина, вынужденного османами служить в янычарских подразделениях“, или иногда греком или „возможно греком“, он в документе имперского архива, как и в других свидетельствах, определяется армянином."
В то время как по мнению других авторов —
греческого
. Согласно
Британской энциклопедии
родители Синана были либо армянами, либо греками
. Существуют также версия о его
албанском
происхождении. По мнению некоторых турецких авторов был тюркского происхождения
. При рождении получил христианское имя Иосиф (Юсуф). Отец был каменщиком и плотником, вследствие чего Синан в юности получил хорошие навыки в этих ремёслах, и это повлияло на его будущую карьеру. Существует три кратких записи в библиотеке
дворца Топкапы
, продиктованные Синаном своему другу и биографу
(тур.)
(
. В этих рукописях Синан раскрывает некоторые подробности своей юности и военной карьеры. Его отец упоминается как «Abdülmennan»
. Упоминание об армянском происхождении архитектора в Турции ещё в середине
XX века
не приветствовалось
.
Военная карьера
В
1512 году
его отобрали у родителей и
рекрутировали
по
девширме
в корпус
янычар
, после чего он был направлен в Стамбул, где принял
ислам
. Некоторые источники утверждают, что он, возможно, служил великому визирю
Ибрагим-паше Паргалы
. Возможно, что именно там он получил своё исламское имя Синан, что означает «копье, пика». В то время ему было 23 года, и он уже не подходил для высшей школы
Эндерун
по возрасту, ввиду чего был направлен во вспомогательную школу, находящуюся при Имперском колледже для изучения математики и столярного дела. Но благодаря своим амбициям и интеллектуальным способностям он вскоре помогал ведущим архитекторам и осваивал их ремесло. Спустя три года Синан окончил школу и стал квалифицированным архитектором и инженером, а уже через 6 лет с момента поступления в школу участвовал в последней военной кампании
Селима Первого
на острове
Родос
, которая закончилась со смертью султана. Два года спустя он стал свидетелем завоевания Белграда.
Вместе с корпусом янычар нового султана
Сулеймана Великолепного
в составе резервной конницы участвовал в
битве при Мохаче
и в походе на Австрию, после которого Синан был повышен до звания капитана султанской охраны и получил в командование кадетский пехотный корпус, позже он был назначен командующим 62-м стрелковым корпусом, дислоцировавшимся в
Австрии
.
Во время своей службы Синан, обстреливая крепости и здания, как архитектор изучал их слабые места.
В
1535 году
он участвовал в
Багдадской
кампании в звании командира султанской охраны и руководил строительством водных укреплений на озере
Ван
, за что был награждён должностью личного телохранителя султана, званию, эквивалентному янычарскому
Ağa
.
Во всех этих кампаниях Синан зарекомендовал себя способным инженером и хорошим архитектором. В
1538 году
, когда был
взят Каир
, султан назначает его главным придворным архитектором города и даёт ему право сносить здания, не отражённые в главном плане города. Во время своей военной карьеры он изучал архитектурные памятники в завоёванных городах Европы и на Ближнем Востоке и в мирное время применил полученные знания на практике.
После того, как в
1539 году
верховным визирем стал
Челеби Лютфи Паша
, под командованием которого раньше служил архитектор, Синан был назначен главным придворным архитектором города Стамбул. В его обязанности входил контроль за строительством по всей Османской империи, включая руководство по общественному строительству (дорог, мостов, водопроводов). За долгие 50 лет пребывания на должности Синан создал мощное ведомство, с бо́льшими полномочиями, чем у контролирующего его министра. Им же был создан специальный центр подготовки архитекторов, где обучались будущие инженеры.
Важнейшие постройки
Мечеть
Шехзаде
— первое из самых значительных архитектурных сооружений Мимара Синана. Возведена в историческом районе
Фатих
. Была начата как усыпальница для скончавшегося в
1543 году
сына султана
Сулеймана Великолепного
Шехзаде Мехмеда
(
тур.
şehzade
—
принц, наследник
) и закончена в
1548 году
. Имеет два
минарета
по 55 метров. Как и у многих построенных позже Синаном мечетей, у здания квадратное основание, на котором покоится большой центральный купол, окружённый четырьмя половинами куполов и многочисленными вспомогательными куполами меньшего размера. Массивные гранёные колонны, несущие купол, прорисованы очень чётко, структура сводов ярко выделена чередующейся темной и светлой клинчатой кладкой арок. Здесь расположены
тюрбе
Шехзаде Мехмеда
, а также
Рустема-паши
и Мустафы Дестери-паши.
Мечеть
Сулеймание
в Стамбуле была возведена Синаном в 1550-57 годах, и по мнению учёных-исследователей, является самой лучшей его работой. Проект был основан на архитектурном плане
храма Святой Софии
в Стамбуле, шедевре
византийской
архитектуры, оказавшем очень большое влияние на всё творчество Синана, который пытался превзойти этот храм в своих постройках
. У мечети 4
минарета
, массивный центральный
купол
высотой 53 метра и
диаметром
26,5 метров, что превосходит на 6 метров по высоте, но уступает по ширине куполу
храма Айя-София
. В куполе 32 отверстия, через которые проникает свет, обильно освещая интерьер мечети и придавая куполу эффект легкости. Всего в здании 136 окон. Синан здесь достиг большего единства декоративных и объемно-пространственных элементов, чем в предыдущей мечети. Линии колонн со сложным профилем, несущих паруса и купол, визуально перекликаются с богатым и дробным членением стеновой отделки. Пропорции мечети гармоничны, силуэт характеризуется изяществом и плавностью линий. Весь массив строения вписан в правильный треугольник. Минареты размещены по углам обнесённого колоннадой двора: первые два минарета находятся на более низком уровне, чем два других, которые примыкают к самой постройке. Мечеть находится на вершине холма прямо над заливом
Золотой Рог
. Чёткий ритм архитектурных форм хорошо воспринимается издали. Во дворе мечети находятся усыпальницы. В двух соседних
тюрбе
покоится сам
Сулейман
и его любимая жена
Роксолана
. Мечеть Сулеймание — одна из самых больших, когда-либо построенных в
Османской империи
. Помимо храма, в ней находился обширный социальный комплекс, включающий четыре
медресе
, библиотеку, обсерваторию, крупную больницу и медицинскую школу, кухни,
хаммам
, магазины и конюшни
.
Мечеть Селимие
в
Эдирне
, построенную в 1569-75 годах, сам Синан считал вершиной своего творчества. Эта мечеть принадлежит к числу выдающихся архитектурных достижений
исламской
культуры и считается наиболее гармоничным храмовым комплексом Турции. Его архитектура отличается особой целостностью. Художественная композиция мечети заключена в сужающихся кверху ярусах, переходящих плавно в купольную полусферу. Всю архитектуру пронизывает ритм горизонтальных и вертикальных линий. Плоскость стен визуально поделена арками по горизонтали, в каждую из которых вписаны ярусы окон. Выступы, расположенные между
арками
и поднимающиеся ступенчато вверх, завершающиеся восемью
башнями
с
шатрами
, визуально делят массив мечети по вертикали. Башни, гармонирующие с четырьмя самыми высокими в Турции
минаретами
, создают основной акцент всего окружающего пейзажа и подчеркивают внушительность масштаба постройки. Здесь Синан придумал кардинально другое, более совершенное композиционно-пространственное решение. Мечеть представляет собой в плане квадрат с большим куполом в центре, опирающийся на восемь массивных
колонн
, между которыми находятся широкие
галереи
. Образованная колоннами гигантская
ротонда
«вписана» в квадрат стен так, что всё пространство сливается в одно целое
. Богатая пластика отделки стен и несущих колонн придает интерьеру живописный характер. Яркое освещение всего пространства мечети сквозь многочисленные окна, расположенные в несколько ярусов, даёт впечатление великолепия и торжественности. Двор и здание представляют не обособленные друг от друга части, а единое целое. Такой комплекс зданий называется по-турецки
külliye
и включает в себя больницу, школу, библиотеку и
хаммам
, расположенные вокруг мечети, а также
медресе
,
dar-ül hadis
(школа Аль-Хадиса), часовую комнату и ряд магазинов. Сюда же входит и мечеть
Бейязида II
, в которой находится музей здравоохранения. Сам Синан писал, что мечеть Шех-заде была его ученической работой, Сулеймание — работой подмастерья, а Селимие в Эдирне — работой мастера
.
В постройке мостов Синан мастерски сочетал искусство с функционализмом. Крупнейшим из них, длиной почти 635 метров (2083 футов), является мост Бюйюкчекмедже (в пригороде Стамбула). Памятная табличка на этом сооружении гласит, что построил этот мост раб Божий Юсуф из христианской деревни Агырнас, что рядом с городом Кайсери в Анатолии. На других своих творениях Синан оставлял такую подпись — главный архитектор его султанского величества
.
На его творчество огромное влияние оказала архитектура
Собора Святой Софии
, и Синану удалось достигнуть своей мечты — построить купол, превышающий купол Святой Софии.
В честь Синана назван
кратер
на
Меркурии
.
Памятники Синану поставлены в Эдирне и в Кайсери, в Анкаре находится скульптурный бюст Синана.
Портрет Синана на фоне построенной им мечети Селимие был изображен на обратной стороне банкноты 1982—1995 годов 10000
турецких лир
. В Стамбуле очень много проспектов, улиц и улочек названо в честь Мимара Синана.
На основе турецкого законодательного акта от 4 ноября
1981 года
20 июля
1982 года
(тур.)
(
в Стамбуле присвоено имя Мимара Синана.
Центральный вход в Университет изобразительных искусств Мимара Синана
Дворик со скульптурами Университета Мимара Синана
Надпись перед входом в Музей Университета Мимара Синана
Афиша художественной выставки в Музее Университета Мимара Синана
Clark University (Worcester, Mass.) «The Journal of international relations» том 7 Издатель Clark University, 1917 г. p458
Armenian architect, Sinan, who designed and built the famous Mosque of Adrianople, and the Mosque of Suley- man in Constantinople.
↑
Herbert Joseph Muller
. «The loom of history» — 495 p. — New American Library, 1961 — p.439:
Sinan, the greatest of Ottoman architects, seems to have been an Armenian —though it is almost a criminal offense in Turkey today to mention this probability.
John Gloag
. «Architecture» — 197 p. — Cassell, 1963 — p.85:
the great mosque of suleyman the Magnificent was designed by Sinan, an Armenian architect, and built from 1550 to 1555, with a central dome 86 feet in diameter and 156 feet high
Cecil Stewar
. «Serbian legacy» — 135 p. — G. Allen and Unwin, 1959 — p.98:
But only one architect is remembered — Mirmar Sinan, the Armenian, who was a contemporary of Michelangelo and whose greatest work was the Suleiman Mosque at Constantinople. He was also the architect of the Begova Mosque at Sarajevo.
Kouymjian, Dickran.
Armenia from the Fall of the Cilician Kingdom (1375) to the Forced Emigration under Shah Abbas (1604) //
Hovannisian R. G.
. —
Palgrave Macmillan
, 1997. — Vol. II. Foreign Dominion to Statehood: The Fifteenth Century to the Twentieth Century. — P. 13. — 493 p. —
ISBN 0312101686
,
ISBN 9780312101688
.
Sir Thomas Graham Jackson «Byzantine and Romanesque architecture» (том 1) Издатель Cambridge University Press, 1913 p. 143
They are many of them designed by Sinan, who is said to have been an Armenian
What was begun under Constantine and achieved under Justinian in Hagia Sophia reached its ultimate fulfilment in the work of the Armenian janissary(under the Turkish Sultanate) Sinan the Great (1489—1588)
«Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland» Издатель Cambridge University Press for the Royal Asiatic Society, 1937 p. 112.
Thus, Mi’mar Sinan being an Armenian, it follows that the architect of the temple of Selim in Constantinople and Selim’s mosque in Adrianople was an …
Zaryan, A.
«Սինան»
(Sinan). Soviet Armenian Encyclopedia. vol. x. Yerevan, Armenian SSR: Armenian Academy of Sciences, 1984, pp. 385—386.
Dennis R. Papazian.
// Canadian Journal of History. — 2001-04. —
Т. 36
,
вып. 1
. —
С. 209–211
. —
ISSN
. —
doi
:
.
Alboyajian (1937), vol. 2, pp. 1533-34.
.
Armenian Constantinople; Architects, Craftsmen, Weavers: Armenians and Ottoman Art. UCLA — (University of California, Los Angeles):
Оригинальный текст
(англ.)
Although Sinan is usually identified by authors as „an Ottoman architect“ or as „a Christian forced by the Ottomans to serve in the Janissary corps“, or sometimes as a Greek or probably a Greek, he can be identified as an Armenian through a document in the imperial archives and other evidence.
Несмотря на то, что обычно Синана идентифицируют как „османского архитектора“ или как „христианина, вынужденного османами служить в янычарских подразделениях“, или иногда греком или „возможно греком“, он в документе имперского архива, как и в других свидетельствах, определяется армянином.
Byzantium and the Magyars, Gyula Moravcsik, Samuel R. Rosenbaum p. 28
Talbot Hamlin, Architecture Through the Ages, University of Michigan, p 208
J. M. Rogers.
Sinan: Makers of Islamic Civilization. — Oxford Centre for Islamic Studies, — I.B.Tauris, 2006 — Editor’s afterword, p. 138 —
ISBN 9781845110963
:
«He was born in Cappadocia, probably into a Greek Christian family.»
Kathleen Kuiper
. Islamic Art, Literature, and Culture. — The Rosen Publishing Group, 2009 — p. 204 —
ISBN 9781615300976
:
«The son of Greek Orthodox parents, Sinan entered his father’s trade as a stone mason and carpenter.»
Walker, Benjamin and Peter Owen.
Foundations of Islam: the making of a world faith. — 1998. — С. 275.
Encyclopaedia Britannica. Статья:
от 5 мая 2015 на
Wayback Machine
:
Оригинальный текст
(англ.)
The son of Greek or Armenian Christian parents, Sinan entered his father’s trade as a stone mason and carpenter.
Cragg, Kenneth.
The Arab Christian: A History in the Middle East. — Westminster John Knox Press. — 1991. — С. 120. — ISBN
ISBN 0-664-22182-3
.
Brown, Percy .
. — 1942. — С.
.
Akgündüz Ahmed & Öztürk Said.
Ottoman History, Misperfections and Truths. — IUR Press (Islamitische Universiteit Rotterdam). — 2011. — С. 196. — ISBN Quoted from the book: "According to yet another view, Sinan came from a Christian Turkish family, whose father's name was Abdulmennan and his grandfather's Doğan Yusuf.".
Gülru Necipoğlu ,.
The Age of Sinan: Architectural Culture in the Ottoman Empire. — Princeton, 2005. — С. 129-131.
Anonymous Text; Architectural Masterpieces; Book of Architecture Анонимный фрагмент текста архитектурных шедевров; книга Architecture
Reha Günay.
(англ.)
(2006). Дата обращения: 16 апреля 2013.
8 августа 2014 года.
Goodwin Godfrey, «A History of Ottoman Architecture»; Thames & Hudson Ltd., London, reprinted 2003;
ISBN 0-500-27429-0
(неопр.)
. Дата обращения: 21 сентября 2009.
12 января 2012 года.
от 5 мая 2015 на
Wayback Machine
Mimar Koca Sinan («Great Architect Sinan»)
Архитектурный ансамбль Сулеймание в Стамбуле на сайте «Искусство ислама»
(недоступная ссылка)
Миллер Ю. Искусство Турции. — М. -Л.: Искусство, 1965. С. 32 — 33
(неопр.)
. Дата обращения: 19 апреля 2013.
14 апреля 2017 года.
от 3 февраля 2013 на
Wayback Machine
Турция: великое открытие древних цивилизаций
Литература
Веймарн Б. В.
// Всеобщая история искусств в шести томах. —
М.
: Государственное издательство "Искусство", 1961. — Vol. 2, книга 2.
Mülâyim, Selçuk.
// Islam Ansiklopedisi. — İslâm Araştırmaları Merkezi, 2009. — Vol. 37. — P. 224—227.