Interested Article - Товарищество «Искусство или смерть»
- 2021-02-01
- 2
Товарищество «Искусство или смерть» — ретроспективная выставка « Товарищества „Искусство или смерть“ », проходившая с 26 сентября по 25 октября 2009 года в московском Государственном музее современного искусства Российской академии художеств в рамках 3-ей московской биеннале современного искусства . Куратор — Ольга Голованова .
О проекте
Товарищество „Искусство или смерть“ сложилось в процессе деятельности группы молодых художников в Ростове-на-Дону в период 1986—1990 годов. В эти годы были проведены три скандально известные выставки , которые кристаллизировали идейную направленность группы. Дебют её был успешен на фоне кризиса поздней консервативной советской культуры. В провинции это воспринималось еще острее.
Группа включала в себя художников — В. Кошлякова , А. Тер-Оганьяна , Ю. Шабельникова , Н. Константинова , А. Кислякова , В. Слепченко , Ю. Палайчева , поэтов М. Немирова , И. Буренина, рок-музыканта С. Тимофеева , администратора В. Лисовского. Дружба художников сложилась еще в стенах Ростовского художественного училища им. М. Б. Грекова . Соединила же всех перестройка, рок-фестивали, андеграундная жизнь отверженных.
Название Товарищества „Искусство или смерть“ (к знаменитому революционному „Patria o Muerte“ ) — это принципиальное отношение к искусству. Искусство и никакой халтуры и компромиссов. Это был принцип жизни, который остался актуальным и сегодня.
Ретроспективная выставка Товарищества „Искусство или смерть“ это первая попытка выделить раннее творчество художников, признанных одними из важнейших фигур современного российского искусства В. Кошлякова , А. Тер-Оганьяна , Ю. Шабельникова . Более поздний период творчества этих художников известен зрителям и искусствоведам, зафиксирован в музейных коллекциях. Тем интереснее и важнее показать предпосылки, самое начало их развития, которое было не менее важным и ярким, чем последующая художественная карьера участников.
На выставке представлено более 200 не экспонировавшихся ранее произведений живописи, графики, инсталляций и объектов. Выставка сопровождается уникальными фотодокументами и видеоматериалами» — из аннотации выставки .
Закрытая презентация состоялась 21 сентября 2009 года. Презентация книги-каталога «Товарищество «Искусство или смерть»» состоялась там же 6 октября 2010 года .
По мнению некоторых искусствоведов, выставка «Товарищество „Искусство или смерть“» оказалась одной из сенсаций Третьей московской биеннале .
Выставка «Товарищество „Искусство или смерть“» вошла в шорт-лист V ежегодного всероссийского конкурса « Инновация » (2009) в номинации «Лучший кураторский проект» .
Участники проекта
- Александр Кисляков , художник.
- Николай Константинов ( 1961—2006 ), художник.
- Валерий Кошляков , художник.
- Александр Сигутин , художник.
- Василий Слепченко ( 1960—1991 ), художник.
- Леонид Стуканов ( 1947—1998 ), художник.
- Авдей Тер-Оганьян , художник.
- Сергей Тимофеев ( 1959—1993 ), художник, поэт, музыкант.
- Юрий Шабельников , художник.
Выставленные работы
-
Н. Константинов , «Присутствие».
Х/м, 141х200, 1985 -
Л. Стуканов , «Весна», к/м, 117х101, 1988
-
Л. Стуканов , «Чёрная речка», к/м, 70х56, 1985
-
А. Тер-Оганьян , «Чайник», х/м, 60х40, 1986
-
А. Тер-Оганьян , «Матисс. Голубая скатерть», х/м, 160х210, 1992
-
Ю. Шабельников , «Lara», х/м, 177х150,5, 1990
-
Ю. Шабельников , «Snyders», х/м/коллаж, 202х165, 1990
Организаторы
- Департамент культуры города Москвы
- Российская академия художеств
- Московский музей современного искусства
При поддержке «Fondazione Volume!», Рим .
Цитаты
- «Будет показан пласт, который не освещён вообще в московской культуре. Это было в 80-е—90-е годы, и мы не делали ни одной выставки архивного плана. Зритель увидит живопись Тер-Оганьяна , неизвестную в Москве, а ведь он тончайший живописец с огромной формалистической школой, которую не прошёл ни один молодой художник сегодня. Будут представлены ранний Шабельников , Константинов , мои работы» — Валерий Кошляков , «Winzavod Artreview» .
- «Последней остановкой на моем пути была выставка «Искусство или смерть» в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре, где были показаны ранние картины и коллажи художественного сообщества из Ростова-на-Дону , которое в начале 1990-х завоевало Москву. Авдей Тер-Оганьян и Валерий Кошляков предстали на этой выставке совершенно невероятными мастерами кисти, удивительно созвучными духу 1980-х, несмотря на их тогдашнюю тотальную изоляцию от Западной Европы, где как раз в этот момент молодые немецкие « новые дикие » брали рынок штурмом. Но и в Ростове, вдали от любых рынков, люди делали на холсте столь же взрывные вещи. В ранних вещах Авдея Тер-Оганьяна есть неповторимая виртуозность, с которой он впоследствии систематически боролся, ставил её в различные контексты, дистанцировался от неё и даже варварски подрывал. А ранние коллажи Кошлякова вполне выдерживают сравнение с дадаистскими и неодадаистскими. Было также очень приятно, что краска на стенах в этом выставочном зале облезает. Можно только надеяться, что музей купит весь этот комплекс произведений до того, как его пожрут частные коллекционеры, которые все-таки и правда акулы, что бы там ни говорилось» — Давид Рифф , OpenSpace.Ru .
- «Куратору Ольге Головановой удалось не просто собрать две сотни раритетов музейного уровня, но и уговорить не то чтобы жирующих художников или их наследников не продавать ранние работы до этой выставки. То есть этот проект неплохо было бы перехватить Русскому музею и Третьяковской галерее — пока коллекционеры не расхватали «добезбожного» Тер-Оганьяна» — Анна Толстова, «Коммерсант» .
- «... логика бунта против любых институций привела Тер-Оганьяна к созданию собственной, вызывающей и издевательской «школы молодых авангардистов», а еще позже – к вынужденной эмиграции из России, после православной травли, устроенной против художника церковными общественниками, сочувствующими им чиновниками и прочими защитниками икон, которые Авдей публично рубил топором в московском Манеже» — Михаил Подзорный, Rabkor.Ru .
- «„Ростовская волна“ начала 1990-х — по чести, последнее, ну или предпоследнее, если последним считать московский акционизм, значительное событие в московском искусстве за все эти двадцать лет; ничего подобного по энергии так здесь больше и не случилось; ироничные эскапады Авдея Степановича в сторону классиков XX века, кажется, остались здесь последним веселым искусством, а реминисценции классических мотивов у романтичнейшего Валерия Николаевича Кошлякова — последней попыткой хотя бы напомнить о „большом стиле“» — Константин Агунович, Afisha.Ru .
- «Выставка именно о живописи — точнее, о беспардонном освоении группой наглецов живописной территории, принадлежавшей до тех пор гнусному советскому официозу либо в меньшей степени наследникам „духовного в искусстве“. Наглецы жили в провинциальном Ростове и слыхом не слыхивали о московском концептуализме , их бунт носил ретроспективный характер, ориентируясь на доступные изучению авангарды прошлого. Благодаря счастливой изоляции от новейших течений появилась целая плеяда отличнейших живописцев, производивших в больших количествах искусство в его максимально пластическом проявлении» — Александра Новоженова, АртХроника .
Ссылки
Источники
- Тер-Оганьян А. 18 сентября 2009 года. // Артхроника . — 2009. — № 9.
- ↑ Товарищество «Искусство или смерть» / Под ред. О. Головановой. — М.: ГМСИ, 2009. — 304 с. — ISBN 978-5-91611-006-7 .
- Кушнир М. от 18 сентября 2011 на Wayback Machine // Сноб. — 2010. — 6 окт.
- Толстова А. // Коммерсантъ. — 2009. — 28 окт.
- Собств. корр. от 26 апреля 2010 на Wayback Machine // www.gif.ru. — 2010. — 15 февр.
- Пантелеева Е. Валерий Кошляков: «Карьера — это загадочное явление» // Winzavod Artreview. — 2009. — № 1.
- Давид Рифф от 4 марта 2016 на Wayback Machine // OpenSpace.Ru. — 2009. — 24 сент.
- Толстова А. // Коммерсантъ. — 2009. — 29 сент.
- Подзорный М. от 8 февраля 2012 на Wayback Machine // Rabkor.Ru. — 2009. — 25 сент.
- Агунович К. от 15 октября 2009 на Wayback Machine // Афиша. — 2009. — 29 сент.
- Новоженова А. (недоступная ссылка) // Артхроника . — 2009. — № 11.
- 2021-02-01
- 2