Церковь Рождества Христова (Излегоще)
- 1 year ago
- 0
- 0
Награды |
---|
Бази́лика Рождества́ Христо́ва ( араб. كنيسة المهد — «Храм Яслей », арм. Սուրբ Ծննդյան տաճար , греч. Βασιλικὴ τῆς Γεννήσεως , ивр. כנסיית המולד ) — христианская церковь в Вифлееме , построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа . Наряду с храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой земли .
Одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Первый храм над пещерой Рождества был заложен в 320-х годах по указанию императора Константина Великого . Он упоминается уже в 333 году, а его освящение состоялось 31 мая 339 года , и с тех пор богослужения здесь практически не прерывались. Современная базилика VI века — это единственный христианский храм в Палестине , сохранившийся в целости с домусульманского периода .
29 июня 2012 года на 36-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО , проходившей в Санкт-Петербурге , базилика была внесена в Список всемирного наследия .
Под амвоном базилики находится величайшая христианская святыня — пещера Рождества, почитаемая в качестве места рождения Иисуса Христа как минимум с первой половины IV века, когда над ней был построен храм во времена императрицы Елены . Место рождения Христа находится в восточной части пещеры и отмечено 14-конечной серебряной звездой.
В сохранившихся письменных источниках сведение о том, что Иисус Христос родился в пещере около Вифлеема, впервые упомянуто святым Иустином Философом в сочинении «Диалог с Трифоном иудеем», написанном в 150—155 годах, и в апокрифическом Протоевангелии Иакова (главы 18—21), написанном в 160—200 годах. Впервые о Вифлеемской пещере, которую местные жители считали местом Рождества Христова, написал Ориген около 247 года .
Наиболее часто нынешнюю пещеру Рождества отождествляют с местом рождения Иисуса Христа на основе фразы из письма блаженного Иеронима Стридонского к Павлу , написанного им около 395 года, в котором он указывал, что на месте рождения Иисуса Христа в пещере в Вифлееме император Адриан устроил святилище Адониса . Блаженный Иероним долгое время жил в пещерах Вифлеема, где работал над новым латинским переводом Библии .
В пещере находятся алтарь Рождества, которым владеют православные и армяне, и алтарь Яслей, принадлежащий католикам .
Базилика Рождества была заложена святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 320-х годов. Согласно Евсевию Кесарийскому ,
…воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем. Посему, благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного, ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс, к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы .
Данный храм, как и ряд других, построенных императором Константином в Святой земле, по свидетельству Евсевия Кесарийскиого и Кирилла Скифопольского, имел целью не проведение богослужений, а создание возможности каждому увидеть места евангельской истории. Однако паломница Сильвия (Этерия) (конец IV века) в записках о паломничестве в Святую землю сообщает, что в четверг Светлой седмицы из Иерусалима верующие идут в Вифлеем для всенощного бдения , отмечая, что оно совершается в церкви, где «находится пещера, где родился Господь» .
Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 году в ходе восстания в Самарии , о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934—1936 годов. В целом Вифлеемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня . В современном здании от неё лучше всего сохранились полы.
В период правления императора Юстиниана Савва Освященный направил ему прошение о восстановлении базилики . Построенный Юстинианом храм не пострадал во время персидского нашествия (612—629), о чём сохранилось устное предание , зафиксированное на Иерусалимском церковном соборе 836 года :
Святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов. …Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников. Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь .
При завоевания города халифом Аль-Хакимом в 1009 году базилика не пострадала, так как мусульмане почитали место рождения Христа (южный трансепт храма был ими отделён и использовался как мечеть ) .
В византийский период базилика представляла собой церковь- мартирий и не имела епископской кафедры . В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 года ). В 1100 году в праздник Рождества в ней был коронован Балдуин I , а в 1118 году — Балдуин II . В этот период базилика Рождества была описана многочисленными паломниками XII—XIII веков. В XII веке базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.
После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина ( 1187 год ) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. Через пять лет разрешение вернуться в храм получили два католических священника и диакон, но сам он был отдан мусульманскими властями представителям Сирийской православной церкви .
В 1229 году Вифлеем вновь перешёл под контроль франков . Из-за постоянных войн в 1244 году базилику осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 году был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму. В 1266 году мамлюкский султан Бейбарс I вывез из монастыря в Каир мрамор и колонны. С 1271 года Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 года им позволили совершать богослужения. С 1347 года католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев , которые по настоящее время владеют престолом в приделе Яслей пещеры Рождества. Греческая церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены .
После завоевания Палестины Османской империей права христиан на базилику Рождества ограничены не были. С разрешения властей храм неоднократно ремонтировали: в 1479 году была положена свинцовая кровля, выполненная на деньги английского короля Эдуарда IV , в 1670—1671 годах кровлю ремонтировали греки, также установившие в базилике новый иконостас (заменён на новый в 1764 году ) .
В 1757 году султан Османской империи издал документ , согласно которому православные греки получали во владение базилику Рождества .
Землетрясение 1834 года и пожар 1869 года привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ. От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования ( колокола , паникадила ) .
В 1852 году совместное владение базиликой было передано Иерусалимской , Армянской и Римско-католической церквям .
В апреле — мае 2002 года базилика Рождества Христова в течение 35 дней находилась в осаде израильских войск , которые пытались задержать группу из 40 палестинских боевиков, обвиняемых в терроризме и укрывшихся в базилике. В начале апреля палестинские террористы ворвались во францисканский монастырь на территории базилики Рождества, захватив около 200 местных жителей, священнослужителей и журналистов. В храме оказались запертыми также около 60 монахов. В переговорах между палестинцами и израильтянами принимали участие британские и американские дипломаты. В результате было достигнуто соглашение, по которому шесть европейских стран (Италия, Испания, Ирландия, Греция, Бельгия и Португалия) согласились принять 12 палестинских террористов на своей территории, а 26 были высланы в сектор Газа . После этого потребовалось обновление интерьера храма .
В 2013 году Палестинская национальная администрация объявила о начале ремонта базилики Рождества Христова. Проект по реставрации церкви стал самым масштабным за последние 600 лет. Ремонт осуществляет группа палестинских и международных специалистов. На начальной этапе были завершены структурные работы на крыше и окнах. Стоимость начального этапа реставрации, который длился два года, составила около 8 млн долларов США. Часть средств была выделена Палестинской автономией, другая — собрана христианскими Церквами, которые владеют храмом . Пожертвования дали множество стран, в том числе и Россия . Во время реставрационных работ храм оставался открытым для паломников и туристов. Ежегодно храм посещают около двух миллионов человек .
Базилика имеет пять нефов . После её перестройки при императоре Юстиниане размеры базилики стали 53,2 на 26,8 метров (длина трансепта — 36 метров). При реконструкции была расширена восточная алтарная часть храма, были добавлены экзонартекс и атриум .
Храм построен из тёсанного камня, кровля перекрыта деревом. Нефы базилики разделены колоннадой из десяти колонн (в константиновой базилике их было девять), выполненных из розового . Колонны венчают капители коринфского ордера . Стены и пол базилики облицованы мрамором, в верхней части стен располагаются мозаики, сохранившиеся лишь фрагментарно. Изначально внутреннее пространство освещалось 22 окнами, которые в настоящее время заложены .
В мраморном полу храма в нескольких местах видны деревянные крышки люков, прикрывающие фрагменты древнейшего мозаичного пола, сохранившиеся от первоначальной базилики времён Константина и Елены. В одном из них, слева от ступенек, ведущих к алтарю, на цветной мозаике с типичным свастическим орнаментом и другими геометрическими фигурами в маленьком квадрате посередине видна греческая надпись: греч. ΪΧΘΥΣ . Это греческое слово, означающее в переводе «рыба», использовалось в раннехристианской символике как аббревиатура: «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» .
Система мозаик боковых стен, созданная в 1160-х годах на средства византийского императора Мануила I Комнина и иерусалимского короля Амальрика , включала пять рядов, симметрично отражающих друг друга. В нижнем ряду изображалось родословие Христа: на южной стене согласно Евангелию от Матфея и на северной — согласно Луке . На южной стене над лентой орнамента располагались композиции семи Вселенских соборов с надписями о догматическом достоинстве каждого из них. На северной стене были изображены шесть Поместных соборов . Затем вновь шла лента орнаментов. Над ней в проёмах между окнами изображены ангелы, следующие в торжественной процессии лицом к алтарю и славословящие Рождество Христово .
Полностью сохранилось лишь изображение Второго Константинопольского V Вселенского собора . Каждый из Соборов представлен символически сонмом святых отцов-епископов и изображением церкви и городских башен с названием города над ними. В силуэт каждой церкви вписано соответствующее соборное постановление. Мозаики отделены одна от другой декоративным панно тех же размеров, что и мозаики .
Мозаики в северном и южном трансепте сохранились более фрагментарно. В северном трансепте можно увидеть «Уверение апостола Фомы» и «Вознесение Господне», в южном — «Вход Господень в Иерусалим». В алтаре сохранились лишь небольшие фрагменты мозаик — геометрический орнамент на северной стороне и две надписи (на латинском и греческом языках) — на южной .
Одной из наиболее выразительных особенностей базилики являются её знаменитые колонны. Большинство из колонн в верхней своей части сохранили древние росписи. Галерея святых, представленная в храме, является одной из наиболее полных в истории византийской живописи того времени. Датированные надписи, сохранившиеся на двух колоннах (1130 и 1169 года) показывают, что они создавались в эпоху крестоносцев . Живопись по стилю чисто византийская, большинство имен написаны как по-гречески, так и по-латыни. Порядок изображений не обнаруживает какого-либо богословского замысла . Возможно, эти изображения были заказаны паломниками .
На 30 из 44 колонн представлены следующие христианские святые:
Базилика находится в совместном использовании Иерусалимской православной церковью , Армянской апостольской церковью и Римско-католической церковью . Все три христианские церкви имеют при базилике свои монашеские общины, здание православного монастыря примыкает к юго-восточной части базилики, армянский монастырь находится на юго-западной стороне, католический с храмом Святой Екатерины (орден францисканцев ) — на северо-западной .
Иерусалимской православной церкви принадлежат ключи от входной двери в базилику, притвор , неф , главный алтарь в восточной части базилики, алтарь Обрезания в южной апсиде, придел святителя Николая Чудотворца в южном трансепте и алтарь Рождества в пещере Рождества (совместно с Армянской церковью, но убирают его только православные). Православным принадлежат все иконы, фонари и лампады в нефе базилики .
Армянской церкви принадлежат алтарь Трёх королей, находящийся в северной стороне главного алтаря, и алтарь, посвященный Деве Марии, в северной апсиде. Сирийские яковиты и копты имеют право проводить службы в Армянских приделах в определенных случаях, однако сирийцы заявляют, что алтарь, на котором они совершают богослужение, является их собственностью .
Римско-католической церкви принадлежит придел Яслей в пещере Рождества .