В конце XVI века на территории будущей
Тверской улицы
появилось третье оборонительное кольцо Москвы —
Белый город
с крепостной стеной и башнями. Через двести лет строение пришло в негодность, и при
Екатерине II
его разобрали. На освободившемся месте были разбиты
бульвары
, первым из которых стал Тверской, изначально просто Бульвар. Название к нему перешло от улицы, к которой он примыкал. 18 июня 1880 года на бульваре был открыт первый памятник писателю
Александру Пушкину
.
Дом № 23 украшает Тверской бульвар очень давно. Самые ранние сведения об этом здании относятся ко времени императрицы Екатерины Великой. В 1779 году тайный советник князь И. А. Вяземский продал двор с домом в приходе церкви Иоанна Богослова бригадирше А. С. Дмитриевой-Мамоновой за 3300 золотых рублей. В описании особняк был назван «каменными старыми палатами». Его протяженность по фасаду была значительно короче, чем сейчас. Дом в разное время многократно перестраивали и расширяли по заказу владельцев: генерала-майора И. Ф. Дмитриева-Мамонова, затем полковника П. А. Кологривова, позднее представителей старинного рода Вырубовых. В середине XIX века фасад переделали в модном эклектическом стиле.
В начале XX столетия дом купил действительный статский советник Портнов. Первый этаж он сдавал клубу циклистов (так тогда называли велосипедистов) и музыкально-драматическому кружку, а второй — частной гимназии. В 1911 году дом приобрели братья Паршины, которые, по одним источникам, стали сдавать его под квартиры, а по другим, разместили в нём бухгалтерские курсы и воинское присутствие
.
В 1914 году режиссёр
Александр Таиров
занимался поисками помещения для собственного театра. Жена режиссёра,
Алиса Коонен
, ставшая впоследствии ведущей актрисой Камерного театра, вспоминала:
Моё внимание ещё раньше привлекал один особняк с красивой дверью из чёрного дерева. По вечерам в окнах не было света. Таиров оглядел особняк и согласился, что в нём «что-то есть», и, подойдя к двери, решительно позвонил… Таинственный особняк принадлежал трём братьям Паршиным. Четыре зала, идущие
анфиладой
, не годятся, чтобы сделать театр… Ломать их грешно. Но есть возможность пристроить к ним небольшой зрительный зал и сцену. Само здание просто создано для театра
.
В мае 1914 года здание особняка реконструировали, по соседству с церковью Иоанна Богослова сделали пристрой — зрительный зал и сцену. Анфилада особняка стала парадным
фойе
. 12 декабря того же года прошёл первый спектакль — «
Сакунтала
» по драме древнеиндийского автора
Калидасы
. В 1920-е годы особняк перестроили и расширили. В здании закрытой церкви Иоанна Богослова устроили театральные мастерские
. Камерный театр был закрыт в 1949 году
.
Становление драмтеатра
В 1950 году, после нескольких месяцев капитального ремонта, в здании разместился Театр имени Пушкина, в который перешла на работу часть труппы Камерного театра
. В ходе ремонта здание несколько перестроили:
фасад
оставили прежним, а зал выполнили в традиционном стиле, отделав его пунцовым
бархатом
и позолотой, над сценой повесили
хрустальную
люстру и
герб СССР
.
Первым главным режиссёром театра стал
народный артист СССР
, трижды
лауреат Сталинской премии
Василий Ванин
. Ему было поручено организовать «советский театр»
. По мнению главного режиссёра, репертуар должен был состоять из русской классики и пьес современных советских драматургов
. В день открытия, 21 октября 1950 года, был показан спектакль «Из искры…» по пьесе драматурга
Шалвы Дадиани
, посвящённой революционной деятельности
Иосифа Сталина
во время его пребывания в
Батуми
. Через три дня театр представил публике второй спектакль — «Украденное счастье» по пьесе
Ивана Франко
. Режиссёр поставил по сказке «
Аленький цветочек
» спектакль, который идёт более 60 лет и был показан больше 5000 раз. За год до смерти, в 1951 году, Василий Ванин сыграл последнюю роль — Расплюева в спектакле «
Свадьба Кречинского
»
Александра Сухово-Кобылина
.
С 1952 по 1953 год должность главного режиссёра занимал народный артист СССР Борис Александрович Бабочкин. При нём был поставлен ещё один спектакль-долгожитель: «Тени». С 1953 по 1960 год театром руководил народный артист СССР
Иосиф Михайлович Туманов
, а с 1960-го по 1971-й — народный артист России
Борис Равенских
, с которым связана эпоха высокой романтики театра, с его именем связан спектакль «Свиные хвостики». С 1971 по 1978 год театром руководил
народный артист РСФСР
Борис Никитич Толмазов
.
После смерти Алисы Коонен в 1974 году её квартиру, которая была соединена с театром коридором и имела отдельный вход, присоединили к театру и перестроили. В новом помещении расположились
гримёрные
и малый репетиционный зал. В основном зале закрыли
оркестровую яму
, освободившееся место сделали частью сцены
.
С 1979 по 1983 год театром руководил Алексей Яковлевич Говорухо, а с 1983-го по 1987-й — Борис Александрович Морозов. В очередной раз здание отреставрировали в 1984 году, после чего для зрителей открыли анфиладу «Пушкинские залы» — в комнатах, упоминаемых Александром Таировым во время посещения здания Паршиных в 1914-м. Во время реставрации помещений в них восстановили оригинальную потолочную
лепнину
, резьбу и мраморные стены
.
С 1987 по 2000 год художественным руководителем являлся народный артист РСФСР
Юрий Ерёмин
. В последние годы его работы по разным причинам интерес к театру угасал.
В 2001-м году руководить театром стал заслуженный деятель искусств России
Роман Козак
, который вернул театру популярность. В 2007 году в
фойе
открылась экспозиция, посвящённая истории театра с 1950 по 2000 год
. Премьера последнего спектакля режиссёра «Бешеные деньги» состоялась 11 мая 2010 года, а 28 мая Роман Козак умер.
С июня 2010 года художественным руководителем является заслуженный артист России Евгений Писарев
.
1970
— «Незримый друг»
(премьера — 6 декабря 1970)
1971
— «Большая мама», Режиссёр: Борис Толмазов;
(премьера — 27 марта 1971)
1971
— «Драматическая песня» Б. И. Равенских и М. Л. Анчарова по роману Н. А. Островского «Как закалялась сталь», Режиссёр:
Б. И. Равенских
;
(премьера — 26 февраля 1971)
2002
— «Ромео и Джульетта» У.Шекспира, Режиссёр: Роман Козак;
(премьера — 22-23 марта 2002)
2002
— «Откровенные полароидные снимки» Марка Равенхилла, Режиссёр: Кирилл Серебренников;
(премьера — 5-6 апреля 2002)
(ФИЛИАЛ ТЕАТРА)
2002
— «В зрачке» Максима Курочкина, Режиссёр: Ю.Урнов;
(премьера — 14-15 сентября 2002)
(ФИЛИАЛ ТЕАТРА)
2002
— «Черный принц» Айриса Мэрдока, Режиссёр: Роман Козак;
(премьера — 25-26 октября 2002)
2002
— «Ревизор» Н. В. Гоголя, Режиссёр: Евгений Писарев;
(премьера — 29-30 октября 2002)
(НОВАЯ РЕДАКЦИЯ СПЕКТАКЛЯ)
2002
— «Цыганы» А. С. Пушкина, Режиссёр: Марина Брусникина;
(премьера — 7-8 декабря 2002)
(ФИЛИАЛ ТЕАТРА)
2002
— «Татарин маленький» Алексея Пояркова, Режиссёр: Владимир Петров;
(премьера — 27-28 декабря 2002)
2003
— «Парящая лампочка» Вуди Аллена, Режиссёр: Александр Огарев;
(премьера — 7-8 марта 2003)
(ФИЛИАЛ ТЕАТРА)
2003
— «Бесприданница» А. Н. Островского, Режиссёр: Владимир Салюк;
(премьера — 10-11 апреля 2003)
2003
— «Вий» Н. В. Гоголя, Режиссёр: Нина Чусова;
(премьера — 30-31 мая 2003)
(ФИЛИАЛ ТЕАТРА)
2003
— «Наваждение» А.Галина, Режиссёр: Роман Козак;
(премьера — 31 октября 2003)
2003
— «Трое на качелях» Л.Лунари, Режиссёр: Роман Козак;
(премьера −26-27 декабря 2003)
2004
— «Ночи Кабирии» мотивам киносценария Федерико Феллини, Режиссёр: Алла Сигалова;
(премьера — 19-20 марта 2004)
2004
— «Поздравляю с будним днем!» Яана Тятте, Режиссёр: Роман Козак;
(премьера — 7-8 мая 2004)
2004
— «Дети священника» Мате Матишича, Режиссёр: Александр Огарев;
(премьера — 17-18 сентября 2004)
(ФИЛИАЛ ТЕАТРА)
2004
— «Кот в сапогах» Шарля Перро, Режиссёр: Евгений Писарев;
(премьера — 2-3 октября 2004)
2004
— «Сон в шалую ночь» У. Шекспира, Режиссёр: Нина Чусова;
(премьера — 24-25 декабря 2004)
2005
— «Джан» Андрея Платонова, Режиссёр: Роман Козак;
(премьера — 27-28 января 2005)
(ФИЛИАЛ ТЕАТРА)
2005
— «Косметика врага» Амели Нотомб, Режиссёр: Роман Козак;
(премьера — 24-25 февраля 2005)
2005
— «И вдруг…» по А. П. Чехову, Режиссёр: Алла Азарина;
(премьера — 8 июня 2005)
2005
— «Одолжите тенора» Кена Людвига, Режиссёр: Евгений Писарев;
(премьера — 29-30 сентября 2005)
2005
— «Счастливые дни» Самюэля Беккета, Режиссёр: Михаил Бычков;
(премьера — 24-25 декабря 2005)
(ФИЛИАЛ ТЕАТРА)
2005
— «Самоубийца» Николая Эрдмана, Режиссёр: Роман Козак;
(премьера — 15-16 декабря 2005)
2006
— «Прошлым летом в Чулимске» Александра Вампилова, Режиссёр: Игорь Бочкин;
(премьера — 23-24 февраля 2006)
2006
— «Девичник Club» Айвона Менчелла, Режиссёр: Роман Козак;
(премьера — 14-15 сентября 2006)
2006
— «В тени виноградника» Валерия Мухарьямова по мотивам повести Исаака Зингера, Режиссёр: Михаил Мокеев;
(премьера — 8-9 декабря 2006)
(ФИЛИАЛ ТЕАТРА)
2006
— «Мадам Бовари» по мотивам романа Гюстава Флобера, Режиссёр: Алла Сигалова;
(премьера — 22-23 декабря 2006)
2007
— «Пули над Бродвеем» Петра Розенфельда по мотивам киносценария Вуди Аллена, Режиссёр: Евгений Писарев;
(премьера — 29-30 сентября 2007)
2007
— «Человек, зверь и добродетель» Луиджи Пиранделло, Режиссёр: Михаил Бычков;
(премьера — 11- 19 декабря 2007)
2008
— «Смешные ЖэМэ» дефиле по мотивам пьесы Жан-Батиста Мольера «Смешные жеминницы», Режиссёр: Елена Новикова;
(премьера — 26 января 2008)
(ФИЛИАЛ ТЕАТРА)
2008
— «OFFИС» по пьесе Ингрид Лаузунд «Бесхребетность», Режиссёр: Роман Козак;
(премьера — 2-6 марта 2008)
(ФИЛИАЛ ТЕАТРА)
2008
— «Саранча» Биляны Срблянович, Режиссёр: Роман Козак;
(премьера — 25 сентября 2008)
2008
— «Дамский портной» Жоржа Фейдо, Режиссёр: Александр Огарев;
(премьера — 12-13 декабря 2008)
2009
— «Письмо счастья» по пьесе Танкреда Дорста «Фернандо Крапп написал мне письмо», Режиссёр: Дж. Дж. Джилинджер;
(премьера — 6 марта 2009)
// Огонёк : журнал. — 1950. — 29 октября (
№ 56 (8878)
). —
С. 14
.
Коонен Алиса.
. —
М.
: Искусство, 1975. — 428 с. —
50 000 экз.
Постановление ЦК РКП(б) от 26 августа 1946 года «
О репертуаре драматических театров и мерах по их улучшению
» // Театр : журнал. — 1946. —
№ 7—8
. —
С. 6—10
.