Маршалл, Нил (режиссёр)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ге́рберт Ма́ршалл Маклю́эн ( англ. Herbert Marshall McLuhan , [məˈkluən] , 21 июля 1911 — 31 декабря 1980 ) — канадский культуролог , философ , филолог и литературный критик . Получил широкую известность как исследователь воздействия электрических и электронных средств коммуникации на человека и общество (например, в концепции « глобальной деревни », «абсолютно обеспечивающей несогласие по всем вопросам» ).
Маклюэн придумал выражение «средство передачи информации — это сообщение» в первой главе своей книги «Понимание медиа: Расширения человека» и термин «глобальная деревня». Он предсказал появление Всемирной паутины почти за 30 лет до ее изобретения . В конце 1960-х годов он занимал видное место в медиадискурсе, однако в начале 1970-х годов его влияние стало ослабевать . В годы после его смерти он продолжал оставаться спорной фигурой в академических кругах . Однако с появлением Интернета и Всемирной паутины интерес к его работам и перспективам возобновился .
Маршалл Маклюэн родился 21 июля 1911 года в городе Эдмонтон (административный центр провинции Альберта , Канада ) в методистской семье. Маршалл — это семейное имя, которое использовалось в повседневном общении . Его родители, Элси Наоми ( англ. Elsie Naomi ) и Герберт Эрнст ( англ. Herbert Ernest ), родились и всю жизнь прожили в Канаде. Кроме Маршалла у них был ещё один сын — Морис, который родился в 1913 году . Мать Маклюэна сначала была учительницей в баптистской школе, а затем актрисой. До начала Первой мировой войны семья жила в Эдмонтоне, где отец Маклюэна имел небольшой бизнес в области недвижимости. С началом войны отец был мобилизован в канадскую армию, где прослужил около года. В 1915 году семья Маклюэнов переехала в город Виннипег , административный центр канадской провинции Манитоба .
В 1928 году Маршалл Маклюэн поступил в Университет Манитобы (Виннипег, Канада), где в 1933 году получил диплом бакалавра по инженерной специальности, а в 1934 году — диплом магистра по английской литературе (English studies). Во время обучения начал публиковать небольшие заметки в периодической печати. Так, уже в 1930 году в студенческой газете университета Манитобы появилась первая статья Маклюэна под названием «Макалуэй — вот это человек» . Усилившийся интерес к английской литературе побудил его в 1934 поступить в колледж Тринити Холл Кембриджского университета ( Англия ). Там он обучался под руководством известных представителей нового критицизма А. А. Ричардса (I. A. Richards) и (F. R. Leavis). В 1936 году он получил диплом бакалавра Кембриджского университета и после возвращения в Северную Америку начал преподавательскую деятельность в Висконсинском университете ( Мэдисон , США ) на должности ассистента .
В 1937 году Маршалл Маклюэн принял католичество . С 1937 года по 1944 (с небольшим перерывом в 1939—1940 годах, когда он уезжал в Кембридж, чтобы получить диплом магистра) преподавал английскую литературу в католическом университете Сент-Луиса ( Сент-Луис , США). Там он познакомился со своей будущей женой Кориной Льюис, на которой женился в 1939 году . Брак Маршалла и Корины был счастливым. Они вырастили шестерых детей .
В декабре 1943 года Маклюэн получил степень доктора наук, защитив диссертацию под названием «Место Томаса Нэша в книжной культуре его времени» (The Place of Thomas Nash in the Learning of his Time) . После этого в 1944 году Маклюэн возвращается в Канаду, где в 1944—1946 годах преподает в Колледже Успения (Assumption College) в городе Виндзор , провинция Онтарио . Переехав в Торонто в 1946 году , он начинает преподавать в католическом колледже Святого Михаила в университете Торонто . С университетом Торонто связаны основные научные и творческие достижения Маршалла Маклюэна. Именно там в 1952 году он становится профессором и издаёт большинство своих книг . Огромное влияние на направление научных исследований Маклюэна оказало знакомство с коллегой по университету, известным канадским экономистом Гарольдом Иннисом . В 1953—1955 годах Маклюэн был руководителем семинаров по культуре и коммуникациям, проводившихся при поддержке Фонда Форда . Затем в 1963 году основал Центр культуры и технологии .
Научная и публицистическая деятельность Маршалла Маклюэна получила большое признание. В 1964 году он стал членом научного Королевского общества Канады , а в 1970 году — кавалером Ордена Канады. В 1975 году Маклюэн был назначен советником Комиссии по общественным отношениям Ватикана .
В конце 60-х годов здоровье Маклюэна стало стремительно ухудшаться. В 1967 году он пережил операцию по удалению опухоли мозга, в 1979 году — инсульт. Маршалл Маклюэн умер 31 декабря 1980 года в Торонто.
Маршалл Маклюэн является автором значительного количества статей и книг, многие из которых написаны в соавторстве. Среди основных работ, вышедших отдельными изданиями, следует выделить следующие: «Механическая невеста: Фольклор индустриального человека» ( 1951 ), « Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего » ( 1962 ), «Понимание медиа: Внешние расширения человека» ( 1964 ), «Медиа — это сообщение: Перечень последствий» ( 1967 , в соавторстве с ), «Война и мир в глобальной деревне» ( 1967 , в соавторстве с ), «От клише к архетипу» ( 1970 , в соавторстве с ), «Город как учебная аудитория» ( 1977 , в соавторстве с и ).
Взгляды и направление исследований Маршалла Маклюэна претерпели эволюцию. Если на ранних этапах деятельности его можно отнести к «традиционным» литературоведам, которые подвергают критике современное общество, ставя ему в вину упадок интереса к классической литературе, пассивность масс, технологическое манипулирование их сознанием и т. п., то в дальнейшем критический пафос исчез. Начиная с 1950-х годов Маклюэн «предложил изучать массовую культуру в её собственных терминах, а не с точки зрения классической традиционной культуры. Культуре было дано определение системы коммуникаций, и Маклюэн отказался от анализа интеллектуального и морального содержания культуры, то есть от качественного, ценностного подхода» . При этом, Маклюэну удалось сделать необыкновенно интересные наблюдения в области влияния электронных средств массовой коммуникации на современное общество. Удивительным образом литературный критик стал одним из самых авторитетных авторов в области теории коммуникации .
Первая крупная работа Маршалла Маклюэна «Механическая невеста: фольклор индустриального человека» стала одной из первых в области исследований популярной культуры . Интерес к критическому исследованию поп-культуры был вызван книгой известного британского литературного критика и культуролога «Культура и окружающая среда», вышедшей в 1933 году . Также большое влияние оказал крупный американский социолог Дэвид Рисмен , который консультировал Маклюэна по проблеме общества потребления . Название книги «Механическая невеста» было взято из инсталляции дадаиста Марселя Дюшана « Новобрачная, раздетая догола её холостяками, даже » .
Как и все последующие работы, первая книга Маршала Маклюэна написана в мозаичном стиле. Она состоит из множества небольших глав, которые необязательно читать последовательно. Дело в том, что «для исследования своего предмета — массовой культуры и массовой коммуникации — Маклюэн использует его язык и стиль» . Основной формой подачи сообщений средствами массовой коммуникации является, по Маклюэну, мозаика , и такой же способ изложения используется им в других работах. На одной странице его сочинений можно встретить, например, цитаты из Шекспира и бульварной газеты и многое другое.
Во введении к книге Маклюэн отмечает, что современный фольклор является продуктом интеллектуальной деятельности огромной армии профессионалов: рекламных агентов , писателей , сценаристов , художников , режиссёров , дизайнеров , журналистов , учёных и т. п. Все они изо дня в день создают в массовом сознании ощущение неполноты понимания происходящего. Состояние «неудовлетворённости» в массовом сознании необходимо для поддержания «престижной» формы массового потребления. Задача Маклюэна в этой книге сводится к показу скрытых форм воздействия на массовое сознание в различных формах массовой коммуникации: рекламе, телевизионных передачах, кино и т. п. .
Каждая глава книги является изолированным произведением и посвящена анализу того или иного аспекта популярной культуры. Одна из глав, «Механическая невеста», дала название всей книге. В ней автор рассматривает проблему взаимосвязи секса и технологий в современной культуре. В качестве примера приводится реклама колготок «На пьедестале». В этой рекламе показаны ноги в колготках, стоящие на пьедестале. В результате «значение секса ненормально преувеличивается благодаря использованию рыночных механизмов и технике индустриального производства… Отношение к сексу как поведенческой проблеме, редуцирующее сексуальный опыт до уровня механических и гигиенических проблем, подспудно присутствует и проявляется во всём. Это делает неизбежным разлад между физическим удовольствием и функцией воспроизводства потомства, а также является причиной гомосексуализма» .
Книга « Галактика Гутенберга » получила премию правительства Канады и сделала имя Маклюэна очень известным в среде научной общественности . В этой книге Маклюэн даёт ответ на вопрос: каким образом коммуникационные технологии (преимущественно, письменность и книгопечатание ) влияют на организацию когнитивных процессов в обществе. Во многом эту работу следует рассматривать как продолжение исследований Гарольда Инниса. Согласно Маршаллу Маклюэну, Иннис «стал первым человеком, случайно открывшим процесс изменений, имманентно присущий и сопровождающий появление средств массовых коммуникаций. „Галактику Гутенберга“ можно понять как подстрочный комментарий к работе Инниса» .
Книга Маршалла Маклюэна «Понимание медиа» стала одним из первых исследований в области экологии средств массовой информации. По мнению Маклюэна, средства массовой информации должны стать объектами исследования сами по себе, вне зависимости от их содержания ( контента ). Основная идея заключается в том, что средство коммуникации влияет на человека и общество само по себе.
Когда эта книга появилась в продаже, многим показалось, что в последнем слове названия сделана ошибка, и что настоящим названием книги является знаменитый афоризм Маклюэна «the medium is the message» («средство коммуникации является сообщением»). Однако, за счёт смены одной буквы в слове «massage» появилось, как минимум, два новых смысла: «средство коммуникации как массаж» и «средство коммуникации как век масс» (Mass Age) . Книга стала результатом сотрудничества Маршалла Маклюэна с известным дизайнером и фотографом Квентином Фиоре, который при помощи коллажей и фотографий оформил афоризмы и основные идеи Маклюэна.
«Война и мир в глобальной деревне» Маршалла Маклюэна и Квентина Фиоре — это коллаж изображений и текста, который иллюстрирует влияние электронных средств массовой информации и новых технологий на человека.
В книге «Война и мир в глобальной деревне» М. Маклюэн выдвигает тезис, согласно которому появление новых технологий изменяет сенсорное восприятие человеком окружающей среды, разрушая его самоидентификацию и вынуждая к адаптации и видению мира в «зеркале заднего вида». Автор называет такой процесс перехода от одного сенсорного восприятия к другому само-ампутацией, которая вызывает боль и культурную хандру. Он сравнивает нивелируемые технологиями сенсорные способности с ампутированным органом, который продолжает вызывать фантомные боли. Так, технология становится продолжением человеческого тела и его нервной системы.
Согласно автору, попытки восстановить утраченную самоидентификацию приводят к войнам, в то время как любая война стимулирует новые технические разработки, которые оказываются внедренными в среду и провоцируют новую утрату самоидентификации. Отсюда: «Готовность к войне характеризуется современной социальной системой».
Человек не способен осознавать сотворенную им среду, пока он в ней находится, так как он подобен рыбе в воде, не способной ничего знать о воде из-за отсутствия анти-среды. Откуда следует, что прежняя среда становится зримой только тогда, когда ее уже сменила новая технология.
Сотрудничая с канадским поэтом , Маклюэн подходит к различным значениям словесного клише и архетипа. Один из основных аспектов общей концепции Маклюэна, представленный в этой книге, который редко замечается, — это введение нового термина, который фактически приходит на смену глобальной деревне: глобальный театр .
В своей посмертной книге «Глобальная деревня: трансформации мировой жизни и СМИ в 21 веке» (1989) Маклюэн в сотрудничестве с Брюсом Р. Пауэрсом обеспечивает прочную для понимания культурных последствий технологических достижений, связанных с подъемом всемирной электронной сети . Это основная работа Маклюэна, поскольку она содержит наиболее обширную разработку его концепции и дает критический анализ стандартных моделей коммуникации 20-го века, таких как модель Шеннона-Уивера .
Работы Маршалла Маклюэна продолжают оказывать значительное разностороннее влияние на науку, культуру, философию. В кинематографе следы его идей отчетливо проявились в творчестве Дэвида Кроненберга и особенно в фильме « Видеодром ». В 1977 году Маклюэн сыграл самого себя в фильме Вуди Аллена « Энни Холл ». В художественной литературе последователей идей Маклюэна также немало, в том числе среди представителей киберпанка . В научном сообществе Маклюэн, наряду с Гарольдом Иннисом, рассматривается в качестве основателя современной теории средств коммуникации . В философии идеи Маклюэна иногда сближают с постмодернизмом, хотя сам он от него дистанцировался.
{{
cite news
}}
:
Указан более чем один параметр
|accessdate=
and
|access-date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Указан более чем один параметр
|accessdate=
and
|access-date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Указан более чем один параметр
|accessdate=
and
|access-date=
(
справка
)