Interested Article - Княжеские зерцала
- 2021-07-06
- 1
Княжеские зерцала ( лат . specula principum ) – жанр поучительной литературы для государей, в которой, как правило, давался пример благоразумного правителя и образец справедливого правления, описывались обязанности государей . Политические сочинения этого жанра были распространены на протяжении Раннего Средневековья , Высокого Средневековья , Позднего Средневековья и эпохи Возрождения и восходят к более широкому жанру литературы speculum .
Сам термин имеет средневековое происхождение, так как встречается уже в XII веке под названием speculum regum ( «королевское зерцало» ). В русском языке первые упоминания «княжеского зерцала» относятся к Максиму Греку . « Киропедия » Ксенофонта является тем античным образцом, который переводили на местные языки и на основе которого писали свои варианты зерцал.
По своему содержанию тексты этого жанра представляют собой « учебники », адресованные преимущественно королям, принцам, или мелким правителям, реже – представителям зажиточных сословий, рассказывающие про определённые аспекты управления и поведения в обществе. Однако в более широком смысле «зерцало» также используется для обозначения исторических и литературных произведений, целью которых было формирование достойного подражания образа короля. Авторы составляли такие «зерцала» при восшествии на престол нового молодого и неопытного правителя. Можно рассматривать их как разновидность прототипической книги самопомощи или исследования лидерства до того, как понятие «лидер» стало более распространённым, чем « монархический глава государства ».
Одно из самых ранних европейских произведений такого рода – поэма-глосса « Пангур Бан » (ок. IX в.), чьё авторство предположительно приписывается ирландскому поэту Седулию Скотту (ок. 840–860 гг.). Самым известным европейским «зерцалом» можно считать книгу « Государь » (ок. 1513 г.) Никколо Макиавелли . В русской литературе наиболее известными образцами жанра являются перевод византийского « Поучения Агапита » ( « Изборник Святослава » , 1076 г.), « Поучение Владимира Мономаха » (1099 г.), « Измарагд » (ок. XIV в.), « Домострой » (XV-XVI вв.) и « Юности честное зерцало » (1717 г.). Также существуют прочие, повторяющие друг друга переводы и списки .
Список литературы дидактического характера:
Античность
Шумер
- Поучения Шуруппака (нач. III тыс. до н.э.)
Египет
- Птаххотеп , Поучения Птаххотепа (2375–2350 гг. до н.э.)
- Мерикара , Поучение Мерикара (ок. 2150 г. до н.э.)
- Мерикара, Поучение Аменемхета (ок. 1972 г. до н.э.) поэма о царствовании для Сенусерта I , сына фараона Аменемхета I.
- Аменемопет, сын Канахта, Наставления Аменемопета (ок. 1100 г. до н.э.)
Индия
- Вишну Шарма, Панчатантра (между 200 г. до н.э. – 300 г. н.э.)
- Чанакья , Артхашастра (между 200 г. до н.э. – 300 г. н.э.)
- Нараяна Пандит, Хитопадеша (ок. 770 – 860 гг. н.э.)
- Чатрапати Самбхаджи Махарадж , «Будхубхушан» (ок. 1670–1680 гг.)
Греция и Рим
- Платон , Государство (375 г. до н.э.)
- Ксенофонт , Киропедия (ок. 370 г. до н.э.)
- Аристотель , Политика (ок. Середина 4 века до н.э.)
- Исократ , к Никоклу и Эвагор
- Филодем Гадарский , О хорошем правителе согласно Гомеру
- Дион Хрисостом , Том. 4 Дискурс LVI Агамемнон или о Царствовании
- Цицерон , Об обязанностях (44 г. до н.э.)
- Сенека , О милосердии (55-56 гг. н.э.)
- Плутарх , Моралии (ок. 100 г. н.э.)
- Плиний Младший , Панегирик Траяну (100 г. н.э.)
- Евсевий Кесарийский , О жизни Константина Великого может считаться княжеским зерцалом. Точный жанр, аудитория и цели этого трактата были предметом научных споров. (ок. 339 г. н.э.)
- Амвросий , De officiis ministrorum (Об обязанностях священнослужителей ) (ок. 391 г. н.э.), хотя это дидактическое сочинение посвящено священнослужителям, описанные в нём советы могли относится и к монархам.
- Аврелий Августин , О граде Божьем против язычников , Книга V, глава 24, «Истинное блаженство христианских императоров». (ок. 413–426 гг.)
- Сальвиан , De gubernatione Dei (Об управлении Божием, или Провидении) (439–451 гг. н.э.)
Западноевропейские тексты
Раннее Средневековье
- Папа Григорий I Великий , Правило пастырское или о пастырском служении (590 г. н.э.) Хотя книга посвящена духовенству, наставления применимы и к дворянам.
- Григория Турского История франков (к. VI в.), предостерегающая от внутренних раздоров.
- De duodecim abusivis saeculi , («О двенадцати злоупотреблениях мира») (VI в.), трактат анонимного ирландского автора, написанный на т. н. « гесперийском » языке. Это произведение, хотя и не являлось «зерцалом» как таковым, оказало большое влияние на развитие этого жанра на континенте.
- Беда Достопочтенный , Церковная история народа англов (731 г. н.э.) говорит о том, что цель изучения истории состоит в предоставлении примеров, как для подражания, так и для избегания.
Каролингские тексты. Среди известных примеров каролингских трактатов, посвящённых королям, графам и прочим мирянам:
- Катвульф, Epistolae («Эпистолы») (775 г.), написанные для Карла Великого .
- Павлин Аквилейский , Liber exhortationis («Увещевания к маркграфу Эрику») (795 г.), для графа Эрика из Фриули.
- Алкуин , De virtutibus et vitiis («О добродетелях и пороках») (ок. 799–800 гг.), написана для графа Видо из Бретани.
- Смарагд Сен-Мишельский , Via regia («Царская дорога») (813 г.), считается первым представителем жанра «княжеских зерцал», посвящённым Людовику 1 Благочестивому .
- Эйнхард , Жизнь Карла Великого (ок. 814 г.), боготворит правление Карла Великого как то, к чему должны стремиться другие правители.
- Иона Орлеанский , De Institutione Laicali («О мирских учреждениях») (818–828 гг.), написана для графа Матфрида Орлеанского .
- Иона Орлеанский , De Institutione Regia («О королевской власти») (ок. 831 г.), написана для Пипина I , по-видимому, на основе совета в Орлеане.
- Агобард Лионский , письма, «Сравнение церковного и политического правления» и «В чем достоинство церкви превосходит величие империй» и « Liber Apologeticus» . (833 г. н.э.)
- Дуода , (841-843) Liber manualis («Наставительная книга Доданы») , посвящённая её сыну Уильяму.
- Седулий Скот , De rectoribus christianis («Книга о христианских правителях») (ок. 855–859), адресованная королю Лотарингии Лотарю II .
- Гинкмар Реймский , De regis persona et regio ministerio («О личности короля и королевской службе») (873 г.)
- Гинкмар Реймский , De ordine palatii («Об устройстве дворца») (882 г.), в котором излагаются моральные обязанности короля и содержится отчет об организации дворца.
Ирландские тексты
- см. De duodecim abusivis saeculi выше.
- Аудахт Моранд «Завет Моранда» (ок. 700 г.) древнеирландский текст, который называют предтечей «княжеского зерцала». Согласно преданию, мудрый судья Моранд послал совет , когда тот собирался стать королём Тары
- Текоска Кормак, «Наставления Кормака» , наставления от лица Кормака Мак Арта его сыну Карпре Лифехайру.
- Bríatharthecosc Con Culainn ( «Предписание-наставление Кухулина » ), встречается в Serglige Con Culainn («Истощающая болезнь Кухулина») , обращённая к Лугайду Риаб нДергу.
- Текоск Кускрадю, « Наставление Кускрадю »
- Сенбриатр Фифаль, «Древние заветы Фифаля»
- Бриатра Флаинн Фина, «Сказания Флаинн Фины »
Высокое Средневековье
- И́штван I Свято́й , Наставления (1010-е гг.), написанные для его сына и предполагаемого наследника Святого Эмерика .
- Иоанн Солсберийский , Поликратик (1159 г.).
- Годфрид Витербоский , Speculum regum ( «Королевское зерцало» ) (ок. 1183 г.), посвящённое его патронам из Гогенштауфенов , отцу Фридриху 1 Барбароссе и сыну Генриху VI .
- Псевдо-Плутарх , Institutio Traiani ( «Учреждение Траяна» ), впервые цитируется в Поликратике Иоанна Солсберийского.
- Гиральд Камбрийский , Принципы обучения ( «Наставления правителю» ) (ок. 1193 г.)
- Даниэль Бекклезианский, Urbanus Magnus (The Book of The Civilised Man – «Книга образованного человека») (нач. XIII в.)
- , (ок. 1234–60 гг.), написанная для Тибо IV или Тибо V
- Хуан де Сориа (Хуан Осмский ), Латинская хроника королей Кастилии (1239 г.) для использования в качестве зеркала для принцев и для защиты прав Кастилии от Леона.
- Konungs skuggsjá ( др.скнд. «Королевское зерцало» ) (ок. 1250 г). Норвежский трактат, первоначально написана для короля Магнуса VI Законодателя .
- Винсент из Бове , De eruditione filiorum nobilium (« О наставлении детей знатных граждан ») (ок. 1250 г.) и Зерцало Великое . De morali principis institutione («О моральном наставлении принцев») (ок. 1262), предположительно написанный для Людовика IX .
- Гиберт Турнеский, Eruditio regum et principum («Наставление королей и принцев») (1259 г.), написана для Людовика IX De modo addiscendi («О методе учения») (ок. 1260 г.) написанное для Джона де Дампьера, проректора Брюгге, сына Ги де Дампьер .
- Фома Аквинский , De regno («О правлении») (ок. 1260 г.), часто отождествляемая с De regimine principum Варфолемея Луккского.
- Уильям Перо, De eruditione principum («О наставлении принцев») (ок. 1265 г.), ранее приписываемый Фоме Аквинскому.
- Брунетто Латини , Li livres dou trésor («Книги сокровищ») (1266 г.), написанные для Карла I Анжуйского .
- Эгидий Римский , De regimine principum («О правлении государей») (ок. 1278 г.), написанное для Филиппа IV .
Позднее Средневековье
- Энгельберт Эдмонтский, Speculum virtutummoralium («Зерцало нравственных добродетелей») (ок. 1310 г.) , написанное для Оттона, Герцога Австрийского и Альбрехта II Мудрого .
- Паулин Венетский , Trattato de regimine rectoris («Трактат о правлении») (1313–1315 гг.), написанное для Марино Бадоера герцога Крита.
- Вильгельм из Пагула, Speculum regis («Королевское зерцало»), написанное для Эдуарда III ( ок. 1331 г.).
- Дон Хуан Мануэль , Книга примеров графа Луканора и Патронио (1335 г.).
- Альваро Пелайо, Speculum regum (1340-е гг.), написанное для Альфонсо XI Кастильского .
- (1350-е гг.), («О правлении конунга и хёвдинга ») (1350-е гг.), Шведский трактат.
- The III Consideracions Right Necesserye to the Good Governaunce of a Prince («Третий сборник соображений верно необходимых для доброго наставления принца») (ок. 1350 г.), перевод французского трактата 1347 г., для Иоана II Доброго .
- Филипп Лейденский, De cura reipublicae et sorte principantis («О заботе за государством и о роли правителя») (ок. 1355 г.), посвящённая Вильгельму V Голландскому.
- , («Мечта о фруктовом саду») (1376 г.).
- Der Fürsten reget («О принце-регенте») , (ок. 1370–1380 гг.) посвящённая Фильгельму, герцогу Австрии .
- Кристина Пизанская , Послание Офеи Гектору (ок. 1400 г.), Книга о граде женском (1405 г.), Livre du corps de policie («Настольная книга правителя») (1407 г.), Livre de la paix («Книга мира») (между 1412 и 1414 гг.).
- Пьер Сальмон, Диалоги (1409 г., ред. 1412/15), посвящённые Карлу VI.
- Томас Хокклив, De regimine principum («О принципах правления») (н. 1410-х гг.), написана для Генриха V .
- Дуарте I Красноречивый , Leal Conselheiro («Верный советник»), (1438 г.), практическое руководство по этическому руководству для дворянства Португалии.
- Иоан Ирландский, The Meroure of Wysedome («Зерцало мудрости») , (1490 г.) написанная для Якова I .
- , Spiegel der regyrunge (XV в.) в переводе на средненемецкий .
- Eyn kurz ordenunge in gemeyne allen den die da regieren huß, dorffere oder stede , (XV в.) короткий текст о том, как управлять хозяйством, деревней или городом.
- XV (XV в.) текст об управлении городом(XV в.) текст об управлении городом(XV в.) текст об управлении городом Von der regeronge der stede (15 век) текст, написанный о том, как управлять городом.
Эпоха Возрождения
- Джон Скелтон , Speculum principis («Княжеское зерцало») (1501 г.), утерянный труд, написанный для будущего короля Генриха VIII . Копия этого трактата, которая, возможно, не полностью совпадает с той, что была подарена Генриху, хранится в Британском музее .
- Эразм Роттердамский , Institutio principis Christiani («Воспитание христианского государя») , (1516), написанная для Карла V .
- Мартин Лютер , (1523 г.), письмо, адресованное Иоганну Твёрдому , курфюрсту Саксонии.
- Бальдассаре Кастильоне , «Придворный» (1528 г.).
- Антонио де Гевара , Relox de príncipes («Часы государевы, или Золотая книга императора Марка Аврелия») (1529 г.), написанное в наставление королю, «переведённое» истинное жизнеописание римского императора .
- Юст Мениус, («Христианская экономика») (1529 г.), посвящённая Сибилле Клевской .
- Никколо Макиавелли , Государь (ок. 1513 г., опубликована в 1532 г.).
- Джордж Бьюкенен , («Диалог о правах короны в Шотландии») (1579 г.), посвящённая молодому Якову VI Шотландскому .
- Джованни Ботеро , О государственном разуме (1589 г), критика «Государя» Макиавели.
- Иоганн Дамгаард, (1597 г.), написана для Кристиана IV .
- Хуан де Мариана , («О правителе и его обучении») (Толедо, 1598 г.)
- Яков VI Шотландский , Basilikon Doron (с др.гр. «Царский подарок») (1599), написана в подарок его сыну .
- Франсиско де Кеведо , («Политика Бога и правление Христа») , (1617–1626 г.)
- Гуго Гроций , О праве войны и мира (1625 г.) посвященная Людовику XIII.
- Джон Гауден , Образ королевский (1649 г.), опубликованная после казни Карла I .
Эпоха Просвещения
- Джон Локк , Мысли о воспитании (1693 г.)
- Жак-Бенинь Босуэ , «Политика, основанная на словах Священного Писания» (1709 г.), посвящённая Людовику XV .
- Фридрих II , Анти-Макиавелли, или Критическое рассуждение о «Государе» Макиавелли (1740 г.). Письмо Фридриха племяннику , Карлу Евгению (6 февраля 1744 г.)
- Шарль Луи де Монтескьё , О духе законов (1748 г.)
Новое время
- Уолтер Баджот , Английская конституция (1867 г.).
Византийские тексты
См. также:
- Синезий Киренский , «О царской власти» , обращение к императору Аркадию .
- Дьякон Агапит, обращение к императору Юстиниану I . (ок. 530 г.)
- Василий I Македонянин , главы I и II послания его сыну императору Льву VI Мудрому
- Константин VII Багрянородный , Об управлении империей , трактат в наставление наследнику Константина – Роману II . (948–952 гг.)
- Кекавмен , Strategikon («Советы Кекавмена») (1075/1078 г.), главы 77–91 .
- Феофилакт Болгарский , Paideia Basilike (с др.гр. «Королевское учреждение») (ок. 1088 г.), адресованное его ученику Константину Дуке .
- Spaneas или Didaskalia Parainetike по образцу Isocratean Ad Demonicum (XII в.)
- Никифор Влеммид , Andrias Basilikos («Царская статуя »), написанная для Феодора II Ласкариса (ок. 1250 г.)
- Фома Магистр , La regalita обращение к Андронику II Палеологу (XIV в.)
- Мануил II Палеолог , Paideia Regia посвящённая его сыну, Иоанну VIII Палеологу (XV в.)
Доисламские персидские тексты
- Ewen-Nāmag («Книга правил»): О сасанидских нравах, обычаях, навыках, искусствах, науках и т.д. (между III и VII вв. н.э.).
- Андарская литература . (Между III и VII вв. н.э.)
Исламские тексты
См. также:
- Абд аль-Хамид аль-Катиб, письмо Абдалле, сыну Марвана II ибн Мухаммада (ок. 750 г.)
- Ибн аль-Мукаффа , Глупый и коварный (ок. 750 г.)
- Абу Яхья ибн аль-Батрик (ум. 815 г.) Мир аль-Асрар (سر الأسرار) ( « Тайная тайных »)
- Аль-Фараби (ок. 872–950 гг.), Фусул аль-Мадани («Афоризмы государственного деятеля») .
- Абу'л-Касим аль-Хусейн ибн Али аль-Магриби (981–1027 гг.), Китаб фил-сияса
- Аль-Саалиби (ум. 1038 г.), Адаб аль-мулук.
- Аль-Мубашшир ибн Фатик (ок. 1053 г., Дамаск), Мухтар аль-Хикам ва-Махасин аль-Калим (مختار الحكم ومحاسن الكلم) («Избранные изречения и афоризмы»).
- Кабус-Наме (1082 г.) – персидский образец жанра.
- Низам аль-Мульк , Сиясет-намэ («Книга правления») (ок. 1090 г.) (персидский)
- Аль-Имам аль-Хадрами (ум. 1095 г.) – Китаб аль-Ишара
- Аль-Газали (1058–1111 гг.), Насихат аль-мулук («Совет князьям») (персидский) (1105 г. н.э. / 499 г. хиджры ), « Алхимия счастья» , Книга XXI, Часть третья, « Дисциплинирование самого себя ».
- Юсуф Баласагуни , Кутадгу Билиг («Благодатное знание») (XI в.).
- Ат-Туртуши, («Царская лампа») (ок. 1121 г.)
- Ибн Зафара , Сулван аль-Мута' фи 'удван аль-атба («Утешения властителя при вражде подчинённых ») опубликовано на английском языке (1852 г.) как Solwān; или Комфортные воды
- Бахр аль-Фаваид «Море (драгоценных) добродетелей», составленный в 12 веке.
- Ибн Араби , Ат-Тадбидрат аль-илахийя фи ислах аль-мамлакат аль-инсанийя («Божественное управление человеческим царством») (1194–1201 гг. н.э./590–598 гг. хиджры )
- Саади , Гулистан глава I, «Нравы королей» (1258 г., персидский).
- , Аклхак и Мухсини (составлено на персидском языке в 900 г. хиджры / 1495 г. н.э.), в середине XIX в. переведена Генри Джорджем Кином на английский язык как «Мораль благодетелей».
- Лютфи-паша , Асафнаме (сер. XVI в.)
- Мухаммад аль-Бакир Наджм-и Сани, Мауиза-и Джахангири («Наставление Джахангира» или «Совет по искусству управления») (1612–1613 гг.) .
Cлавянские тексты
- Письмо патриарха константинопольского Фотия I к Борису I Болгарскому (867 г.)
- Изборник Святослава (1076 г.) – одна из самых древних сохранившихся древнерусских рукописных книг .
- Поучение Владимира Мономаха , первая светская проповедь , одно из трёх дошедших до наших дней произведений (1120 г.).
- Измарагд (ок. XIV в.) древнерусский сборник поучений для домашнего и келейного чтения.
- Письмо патриарха константинопольского Антония IV к великому князю Василию I Дмитриевичу (1393 г.).
- Филипп Монотроп, Диоптра – перевод на славянский язык ок. сер. XIV в.
- Домострой (ок. XV в.). Наиболее известная редакция середины XVI века, приписывается протопопу Сильвестру .
- Великое зерцало – перевод на русский западно-европейского сборника рассказов религиозно- моралистического характера.
- Нягое Басараб (1512–1521 гг.), Наставления Негое Басараба своему сыну Феодосию , одно из самых ранних литературных произведений Валахии .
- Рей Миколай, Зерцало (1568 г.)
- Кирилл Транквиллион Замоскворецкий , Зерцало Богословия (1618 г.)
- Юности честное зерцало (нач. XVIII в.) , русский литературно-педагогический памятник, подготовленный по указанию Петра I .
- Михаил Васильевич Ломоносов , Слово похвальное императору Петру Великому (1760 г.)
Китайские тексты
Древние
- Дао Дэ Цзин – китайский философ Лао-цзы (может быть истолкован как мистический текст, философский текст или политический трактат о правлении) (к. IV в. до н.э.)
- Мэнцзы – моральные советы правителю (к. IV в. до н.э.)
- Хань Фей Цзы – трактат законника для правителя про государственное управление (сер. III в. до н.э.), посвящённый Цинь Шихуанди .
- Книга лорда Шанга трактат, написанный несколькими авторами, начиная с 330 г. до н.э.
- Шицзи (ок. 330 г. до н.э.), Управление государя.
По императорским династиям
Империя Хань
- Лу Цзя (ок. 200 до н.э.) Синь Юй 新语 («Новые дискурсы»), treatise on why empires rise and fall.
- (ок. 50 н.э.) Ханьшу , Глава 23, Трактат о наказании и законе. Трактат о царском наказе (王命論) охватывает концепцию суверенитета, повлияв на более поздние китайские тексты.
Империя Тан
- Оуян Сюнь (624 г.) Ивэнь лейжу 藝文類聚 («Тайная коллекция, основанная на классической и другой литературе»).
- (642 г.) Уцзин Чжэньи 五經正義 («Правильное значение пяти классических текстов»).
- (VII в. н.э. Чжандянь 政典 («Руководство по политике»), политическая энциклопедия для молодых людей, принимающих участие в Кэцзюй .
Империя Сун
- Оуян Сю (1060 г.) , содержит наставления о том, как отбирать и назначать должностных лиц.
- Сыма Гуан (1084 г.) Цзы чжи тун цзянь («Помогающее в управлении всепронизывающее зерцало»).
- Чжу Си (1172 г.) Цзыжи Тунцзянь Ганму («Пересказ и детали Помогающего в управлении всепронизывающего зерцала») исторический трактат, основанный на книге Сыма Гуана.
- (XII в.) Тунчжи 通治 («Всеобъемлющий трактат о правительстве»).
Империя Мин
- Чжу Юаньчжан (1373 г. н.э.) Хуан-Мин Цзусунь («Наставления предка августейшего династии Мин»)
Империя Цин
- Хуан Цзунси (1661–62 гг.) В ожидании рассвета
В популярной культуре
- Mirrors For Princes фильм 2011 г. режиссёра Лиора Шамриза. Сценарий частично основан на Поучениях Шуруппака и других текстах шумерской литературы .
См. также
Примечания
- (англ.) . Mirrors for Princes (Specula principum) . Дата обращения: 14 августа 2023. 14 августа 2023 года.
- . Большая Российская Энциклопедия . Дата обращения: 14 августа 2023. 17 апреля 2023 года.
- Буланин Д. М. № 3 . — С. 94, 101-108 . — ISSN . 14 августа 2023 года. // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии : журнал. — 2021. —
- . СимпоZий Συμπόσιον сайт об античной литературе, античной истории и людях античности (12 февраля 2012). Дата обращения: 14 августа 2023. 11 апреля 2015 года.
- . СимпоZий Συμπόσιον сайт об античной литературе, античной истории и людях античности (22 февраля 2013). Дата обращения: 14 августа 2023. 14 августа 2023 года.
- Dio, Chrysostom. (англ.) . Internet Archive . London W. Heinemann 1932 (5 сентября 2008).
- web.archive (1908 (1995)). Дата обращения: 14 августа 2023. Архивировано из 22 ноября 2015 года.
- . Азбука веры . Руководство для Сельских Пастырей (1871 1872). Дата обращения: 14 августа 2023. 14 августа 2023 года.
- A. Dubreucq (ed.), Jonas d'Orléans, Le métier du roi (De institutione regia). Sources Chrétiennes 407. Paris, 1995. pp. 45–9.
- Audacht Morainn / Kelly, Fergus. — 1976. — ISBN 0901282677 .
- Фомин М. (en ru) // Российская ассоциация кельтологов и Институт Лингвистических исследований РАН : статья. — 2003. — 11 октябрь. — С. 122-142 . — ISSN . 14 августа 2023 года.
- / Ireland. — 1999. — ISBN 0866982477 .
- Иоанн Солсберийский. Поликратик, или О забавах света и заветах философов. — М.,: Библиотека в саду. Писатели античности, средневековья и Возрождения о книге, чтении, библиофильстве., 1985..
- Vincent de Beauvais. De morali principis institutione / Schneider. — Turnhout : Brepols, 1995.
- Schneider, Robert J. (January 1991). . Viator . 22 : 189—228. doi : . ISSN .
- Guibert de Tournai. Le traité Eruditio regum et principum de Guibert de Tournai : étude critique et texte inédit / de Poorter. — Louvain, 1914.
- Brunetto Latini, François Adrien Polycarpe Chabaille. . — Paris Impr. impériale, 1863. — 792 с.
- M. Pinto de Mencses (ed.). Espelho dos Reis por Alvaro Pais . Lisbon, 1955.
- . — Nordstedt, 1878. — 150 с. 14 августа 2023 года.
- (ed.). Four English Political Tracts of the Later Middle Ages Camden Society, 4th ser. 18 (1977). 177-9.
- Salter, F.M.
- Olden-Jørgensen, Sebastian (ed.). Alithia. Et dansk fyrstespejl til Christian IV . UJDS-Studier 14. Copenhagen, 2003.
- . web.archive.org (22 августа 2009). Дата обращения: 14 августа 2023. Архивировано 22 августа 2009 года.
- Frederick the Great. (англ.) . Counter Currents (15 ноября 2016). Дата обращения: 14 августа 2023. 14 августа 2023 года.
- Кекавмен. Советы и рассказы: Поучение византийского полководца XI века. Изд. 2-е, перераб., доп. / Подготовка текста, введение, перевод с греческого и комментарии Г. Г. Литаврина.. — СПб. : Алетейя (Византийская библиотека. Источники), 2003. — 711 с с. — ISBN ISBN 5-89329-568-4 ..
- Никифор Влеммид. Царская статуя — Т.62 / Пер. Л. С. Ряшко. — М.,: Византийский временник, 2003.
- (амер. англ.) . Encyclopaedia Iranica . Дата обращения: 21 мая 2023. 17 мая 2023 года.
- . Encyclopaedia Iranica . Дата обращения: 21 мая 2023. 17 мая 2023 года.
- Dunlop, D.M. (tr.). Fusul al-Madani: Aphorisms of the Statesman . University of Cambridge Oriental Publications. Cambridge, 1961.
-
.
ISBN
0-415-18572-6
.
{{ cite encyclopedia }}
:|title=
пропущен или пуст ( справка ) - Ибн Зафар // Евклид — Ибсен. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — С. 1840. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 9)
- .
- Meisami, Julie Scott (tr.). Sea of Precious Virtues . Salt Lake City, 1991.
- . Advice on the art of governance. An Indo-Islamic Mirror for Princes . State University of New York Press. 1989.
- Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. — М.: Владос, 2002. — Т. 1. — С. 64—65. — 400 с. — (Учебник для вузов). — ISBN 5-691-00712-2 .
- . rusneb.ru - Национальная электронная библиотека . Дата обращения: 14 августа 2023. 23 февраля 2005 года.
- . cyberleninka.ru . Дата обращения: 14 августа 2023. 14 августа 2023 года.
- . historyrussia.org . Дата обращения: 14 августа 2023. 14 августа 2023 года.
- . Дата обращения: 14 августа 2023. 13 марта 2016 года.
- 2021-07-06
- 1