Мемуаристы русского зарубежья
- 1 year ago
- 0
- 0
Философия русского зарубежья — обозначение периода в русской философии , последовавшего после высылки ряда выдающихся русских философов из Советской России в Германию на т. н. « философском пароходе » в 1922 году . Это направление русской философии сохранило религиозный уклон ( интуитивизм ) и приобрело ярко выраженный антисоветизм . Одни философы русского зарубежья остались в Германии ( Иван Ильин ), другие перебрались во Францию ( Николай Бердяев ) и Чехословакию ( Николай Лосский ). Отдельного внимания заслуживает философия евразийства ( П. Савицкий и др.).
К 1950-м гг. философия русского зарубежья сходит на нет. Однако после краха СССР труды представителей этого направления начинают свободно издаваться в России (ограниченным тиражом с грифом «рассылается по специальному списку» в СССР в 1954 была издана « История русской философии » Н. О. Лосского, а в 1956 — «История русской философии» В. В. Зеньковского ).
Русская интеллигенция, покинувшая страну на «философском пароходе» и позже, в большинстве своём полагала, что увезла с собой культурные традиции России. Общим для большинства было антисоветское настроение. Философы и деятели искусства, учёные считали, что советский строй уничтожил русскую мысль и культуру, и что освобождение России от него должно носить не только политический, но и культурный характер . Одним из немногих, кто выступал не только против большевизма, но и против антибольшевизма, был Н. А. Бердяев. Он признавал обе эти идеи одинаково ограниченными. В эмиграции философ занимался активной деятельностью, выступал сторонником русской идеи. Бердяев пытался найти в истории России причины, по которым она так живо восприняла коммунистические идеалы. Кроме того, после высылки Бердяев гораздо больше углубился в проблему личности человека .
Оказавшись высланными за границу, русские философы получили опыт сравнения русской и западной философии в самом наглядном виде. Именно за рубежом такие мыслители как Бердяев, Лосский , Ильин , Зеньковский и др. начали ещё активнее говорить о русской идее . Ильин также призывал русских философов отказаться от подражания западной традиции, делая акцент на самобытности русской философии, её неповторимости. Оказавшись в эпицентре развития философской мысли, русские эмигранты начали активно осмыслить и во многом критиковать современную на тот момент западную философию. Так, С. Л. Франк указывал на тупиковость идей самого Хайдеггера , говоря о том, что его философские заключения способны лишить человека какой-либо мотивации и надежды, так как последний предлагал крайне сомнительный, по мнению русского мыслителя, смысл человеческого бытия. Сам же Франк в качестве альтернативы предлагал соборность как основание и подлинный смысл человеческой жизни. Как будто бы следуя наставлению Ильина, Франк критиковал принятие человеческого «я» как смысла жизни каждого человека. Он предлагал вместо этого именно русскую идею совместного бытия людей, в котором каждый совершает нечто на благо другого, все имеют единую высшую духовную цель, но при этом каждый сохраняет свою индивидуальность .
Среди опубликованных в эмиграции книг Н. А. Бердяева следует назвать « Новое средневековье » (1924), «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931), «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939), «Русская идея» (1946), «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» (1947). Посмертно были опубликованы книги «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1949), «Царство Духа и царство Кесаря» (1951) и др.