Interested Article - Крымский поход на Русь (1541)

Крымский поход на Русь 1541 года — крупный поход крымской армии во главе с ханом Сахиб Гераем , при поддержке турок и ногаев на Москву летом 1541 года . Поход был осуществлён с целью погрома русских территорий, а также добычи пленных, подобно успешному Крымскому походу 1521 года .

Предпосылки

Причинами конфликта между Москвой и Крымом стало обострение русско-казанских противоречий. Будучи казанским союзником , крымский хан Сахиб Герай решил использовать возможность для нападения и попросил помощи у турецкого султана Сулеймана I. Получив от султана войско янычар и артиллерию, хан выступил в поход на Москву.

Поход начался 5 июля 1541 года. В русской столице практически сразу узнали о приготовлениях хана. Его войско доходило до 40 тыс. человек, в числе которых до тысячи мушкетёров-тюфенгчи с 60 фальконетами . По сообщению летописей со слов русских беглецов, татар, выступивших в поход, было до 100 тысяч и более . Татары двигались на Москву тем же путём, что и в 1521 году.

Для отражения нападения были приняты серьёзные меры. Данные сведения вынудили перегруппировку оборонительных сил. Армию, сконцентрированную во Владимире для Казанского похода , всё же не тронули, но стали стягивать отряды из отдалённых районов, которым могли стать резервом для обороны Москвы.

Русские войска состояли примерно из 25—30 тысяч служилых людей и при этом полки были растянуты вдоль всей Оки от Калуги до Рязани и Тулы на расстоянии фронта 220 км. Опорными пунктами русской обороны стали города Калуга , Кашира , Коломна , Серпухов , Тула и в меньшей степени Зарайск .

В самой Москве хотели эвакуировать малолетнего Ивана Грозного в более безопасное место, но митрополит Иосаф отсоветовал.

Командующие

По разрядным книгам известно, что в 1541 году русская оборонительная армия вышла на Окский рубеж в традиционном составе: 5 полков. Большой полк под командой князя Д.Ф. Бельского (он же главнокомандующий всеми полевыми силами на Оке), князей И.М. Шуйского и М.И. Кубенского расположился, очевидно, где-то в районе Коломны. Передовой полк возглавляли князья И.И. Пронский Турунтай и В.Ф. Охлябинин . Полк Правой руки — князь И.В. Пронский Шемяка и С.С. Беззубцев . Полк Левой руки — князья И.М. Троекуров и В.С. Мезецкий . Сторожевой полк — князья Ю.И. Темкин-Ростовский и В.В. Ушатый Чулок . Кроме того, общая расстановка сил зависела от гарнизонов соседствующих городов, и там тоже были поставлены крепкие воеводы. « У Николы Заразского » (Зарайск) — князья С.И. Микулинский и В.С. Серебряный-Оболенский. На Рязани " за городом " стоял крупный отряд, возглавленный князем М.А. Трубецким , которому подчинялись младшие воеводы: С.И. Жулебин , Ю.А. Чевкин и князь Ю.И. Деев . На Туле гарнизоном командовали князья П.А. Булгаков-Куракин и И.М. Хворостинин , а в Калуге — князь Р. И. Одоевский , которому подчинялись И. П. Федоров-Челяднин , С. К. Заболоцкий и князь М. Мавкин Умар . Судя по количеству воевод, наиболее крупные воинские контингенты защищали Калугу и Рязань.

Вторжение

В середине июля 1541 года татарские войска вошли на территорию Русского государства . Начало оборонительной операции было положено 28 июля, когда Передовой полк крымцев ударил по городку Осётр близ Зарайска. Его воевода Назар Глебов с частью гарнизона и вооруженными горожанами неожиданно совершил вылазку против татар, когда они входили в городские посады . Потеряв 9 бойцов пленными крымский авангард отступил. Пленных допросили и послали гонца с известием в столицу. По полученным сведениям отряд П.А. Булгакова, стоявшего на Пахре , перебросили, чтобы пополнить Большой полк князя Бельского. Из Москвы на его место были отправлены князь В.М. Щенятев и конюший .

30 июля хан Сагиб-Гирей вышел со своей Ордой к Оке напротив Ростиславля (ныне утраченное село, которое в XVI веке находилось неподалёку от села Сосновка на юге Московской области) и расположил там свою ставку на холме. Русские полки выдвинулись к городу, намереваясь защитить переправы. Гарнизоны близлежащих городов снимались для содействия основным силам. Ближе всех к возможному прорывы оказался зарайский воевода С.И. Микулинский с небольшим отрядом. Передовой полк Пронского, также успел подойти к переправам и занял позиции, до прихода основных сил. Перед всей вражеской армадой оказался один полк, не имевший шансов победить. Люди, вставшие заслоном на пути крымцев, готовились к смерти.

Под прикрытием артиллерийского огня, татары начали первую попытку переправиться через реку. Татары на лошадях, плотах и прочих средствах устремились к русскому берегу. Русские воеводы приказали отбивать их стрелами, причинив нападающим большие потери и враг отступил.

Вторая попытка штурма сопровождалась пищальным огнем: наемники по приказу хана попытались свинцовым градом сбить полк с занимаемых позиций. Турецкие пушкари встали к орудиям, и в русских воинов полетели ядра. Крымцы вновь полезли в реку. Полк стоял, как мог. Дворяне один за другим падали с лошадей, и без того малые силы полка таяли. В результате Передовой полк дрогнул и стал отходить, но тут на выручку подоспел отряд С.И. Микулинского. Крымцы опять понесли потери и отошли, возобновив перестрелку и обстрел из пушек.

Понемногу начали прибывать части Большого полка, явился вместе с главными силами и русский главнокомандующий, князь Д.Ф. Бельский. Успели к месту прорыва полки Правой и Левой руки. Не успел большой отряд князя Одоевского, шедший с Угры , из-под Калуги. К вечеру на левом берегу Оки собрались против татарского войска уже практически всё русское войско, ожидался подход ещё около 2—2,5 тысячи всадников.

Легкие отряды из состава прибывших русских полков вышли к самому берегу Оки. Доплывших до нашего берега татар секли топорами и саблями. Со стороны русских полков открыла огонь легкая артиллерия, « разбившая » несколько турецких пушек. Московские ратники издевательски « просили берега », то есть требовали у крымцев освободить место на их берегу для битвы. Согласно русским летописям , московские пушкари в артиллерийской дуэли оказались искуснее турецких, « многих татар побиша царевых добре и у турок многие пушки разбиша ».

В ночь с 30 на 31 июля прибыл « большой наряд » — тяжелая московская артиллерия, и князь Д.Ф. Бельский приказал ставить её по берегу и готовить для утреннего боя.

Увидев большие пушки, поставленные перед строем московских полков, хан Сахиб Герай не решился продолжить сражение, которое могло привести к гибели его армии, и утром следующего дня отступил. Утром 31 июля хан « побеже ». Они бежали на юг той же дорогой, какой пришли, « с великим срамом... — по словам летописца,— бросив пушки и пищали, и телеги, и всякую рухлядь воинскую », но, другая летопись ограничивает русские трофеи лишь « телегами с запасом ».

Самым неуёмным оказался сын хана царевич Эмин-Герай . Он « отворотил » от войск отца, ринувшись на « Одоевские места ». Но тут его встретил местный воевода, князь В.И. Воротынский . Его контрудар и здесь опрокинул татар, а 50 крымцев отправились пленниками в Москву.

От них стало известно, что Сагиб-Гирей все еще не смирился с поражением, а крымская армия двинулась в направлении Пронска . 3 августа татары осадили город. Пронск был подвергнут сильному артиллерийскому обстрелу, затем татары пошли на штурм. Защитники города во главе с воеводой Владимиром Жулебиным отбили приступы, и татары вынуждены были отойти от городских стен. Крымские мурзы , видя большую убыль в бойцах, начали было переговоры с Жулебиным, обещая милостивое отношение, если воевода добровольно сдаст город, но воевода отказался. Тайком в Пронск пробрались семеро бойцов из отряда князя Микулинского. Они подали весть о скором подходе большой московской рати.

На следующую ночь, узнав о приближении русской армии, крымский хан начал уводить войска в степь. В результате крымским татарам удалось переправиться через Дон до подхода русских войск, предварительно спалив осадные сооружения и уничтожив собственные пушки.

Вся Русь праздновала большую победу. Воевод, побывавших в деле, от имени государя-отрока щедро одаривали шубами, драгоценными кубками, деньгами и поместными окладами .

Последствия

Успешное отражение нашествия 1541 года привело к переносу линии обороны гораздо южнее старой. Новый рубеж прошёл по линии крепостей: Козельск Одоев — Тула — Зарайск — Переяславль-Рязанский .

Вторжение 1541 года стало первым в истории столкновением русских и турецких войск (действовавших в составе армии крымского хана) и во многом послужило прологом будущих русско-турецких войн.

См. также

Примечания

  1. , с. 43.
  2. , с. 107.
  3. Примечание: Некоторые историки считают, что так в старину назывался сам Зарайск.

Первоисточники

Литература

  • // Золотоордынское обозрение. — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани , 2016. — Т. 4 , № 4 . — С. 790—802 . — ISSN .
  • Волков В. А. . — М. : Эксмо , 2004. — 572 с. — (Истоки). — ISBN 978-5-699-05914-0 .
  • Володихин Д. М. // История военного дела: исследования и источники. Специальный выпуск V. Стояние на реке Угре 1480—2015. — Ч. 2. — СПб. , 2016. — С. 482—494 .
  • Пенской В. В. «Царь Крымьскый пришел ко брегу Окы-рекы с великою похвалою и с множьством въинъства своего…» Стояние на Оке в 1541 году // Военно-исторический журнал . — 2011. — № 12 . — С. 41—47 . — ISSN .
  • Шефов Н. А. Все войны мира. Древняя Русь. Московское царство. Российская империя. — М. : Вече, 2004. — С. 133. — ISBN 5-9533-0170-7 .
  • В.В. Каргалов . На степной границе.— М. 1974 г.— стр. 94—101.
  • В.В. Пенской . «Царь крымьскый пришел ко брегу Окы-реки с великою похвалою и с множеством воинства своего...». Стояние на Оке в 1541 году // Военно-исторический журнал — 2011 г.— № 12.— стр. 41-47.

Ссылки

  • (Часть 2)
Источник —

Same as Крымский поход на Русь (1541)