Interested Article - Первая Бедиа
- 2021-09-12
- 1
Пе́рвая Бе́диа — сельская администрация (село) в Ткуарчалском районе Абхазии . Расположена к югу от райцентра Ткуарчал в равнинно-предгорной полосе. В административном отношении территория села ранее входила в Агубедийскую сельскую администрацию ( абх. Агәы-Бедиа ақыҭа ахадара ), в прошлом Агубедийский сельсовет . До 1994 года Первая Бедиа, как и Агубедиа , входило в состав Очамчирского района . Центр сельской администрации Первая Бедиа находится в селе Копыт (Второй Копыт).
Границы
На севере сельская администрация (село) Первая Бедиа граничит с с/а (селом) Ткуарчал и городом Ткуарчал по хребту Речшха; на юго-востоке — с с/а (селом) Чхуартал ; на юге — с с/а (сёлами) Бедиа и Царча ; на западе — с с/а (селом) Агубедиа .
Население
Население Агубедийского сельсовета (включавшего Первую Бедию) по данным переписи 1989 года составляло 1864 человека, по данным переписи 2011 года население сельской администрации Первая Бедиа (без отдельной с/а Агубедиа ) составило 450 человек, в основном абхазы (81,6 %), а также грузины (16,7 %). .
В XIX веке Первая Бедиа, как и Агубедиа , входило в состав Бедийской сельской общины. По данным переписи населения 1886 года на территории нынешнего села Агубедиа проживало православных христиан — 2297 человек, мусульман - суннитов не было.
По данным той же переписи жители села были учтены как этнические « самурзаканцы » . По данным переписи населения 1926 года большая часть жителей Агубедиа, как и других сёл верхней части Гальского уезда , записывается абхазами . Примерно такое же количество агубедийцев указывает абхазский язык в качестве родного .
Год переписи | Число жителей | Этнический состав |
---|---|---|
1886 | 2297 | самурзаканцы 99,6%; грузины 0,4% |
1926 | 2344 (сельсоветы Агубедиа и Первая Бедиа ) | абхазы 98,0%; грузины 1,9% |
1959 | 2517 - в составе с/с Агубедиа | абхазы (нет точных данных) |
1989 | 1864 - в составе с/с Агубедиа | абхазы (нет точных данных) |
2011 | 450 - без с/а Агубедиа | абхазы (81,6 %), грузины (16,7%) - без с/а Агубедиа ) |
История
Исторически Агубедиа является самурзаканским селением, центральной частью села Бедиа , с которым составляло единое целое вплоть до 1925 года . Название села в переводе с абхазского языка означает «сердце Бедии» . В прошлом селением Бедиа в узком смысле именовали именно современное село Агубедиа, а не соседнее современное село Бедиа , территория которого также входила в состав Бедийской сельской общины . И в настоящее время село Агубедиа также часто именуется просто «Бедиа». Именно в Агубедиа расположено большинство исторических памятников села Бедиа. Село является одним из древнейших в Абхазии , в средневековую эпоху имело важное культурное и политическое значение в масштабах всего Западного Закавказья .
Средневековье
В эпоху Абхазского царства селение являлось центром одной из административных единиц государства — Бедийского эриставства , занимавшего территорию между реками Аалдзга в современном Очамчирском районе Абхазии и Цхенисцкали в Западной Грузии . В Агубедиа находилась кафедра бедийского епископа, власть которого распространялась на земли между реками Аалдзга и Ингури .
В XIV—XVI веках селение являлось политическим центром крупного западнокавказского политического образования — княжества Сабедиано , оформившегося после распада Грузинского царства на территории возникшего ещё в период Абхазского царства Бедийского эриставства. Затем Бедиа являлось важным культурным и политическим центром пришедшего на смену Сабедиано Мегрельского княжества .
В конце XVII века село было вновь включено в состав Абхазии и со временем во многом теряет своё прежнее культурно-политическое значение, став окраиной области Самурзакан .
XIX век
В центре села Агубедиа рядом с Бедийским собором находится обширная поляна, служащая местом сходов населения, как и во многих других абхазских сёлах. Карла Серена, упоминавшаяся выше, стала свидетельницей одного из таких сходов: «В мае 1876 года в одно воскресенье на закате дня я застала всех местных жителей, собравшихся на большой поляне, как в Мингрелии . Только в Самурзакане народ гораздо менее весёлый, и развлечения менее шумные… Подобно древним грекам и римлянам , жители собираются на поляне для обсуждения текущих дел и своих мелких личных интересов. И надо видеть, как их пёстрые группы стягиваются вокруг старшины, который длинной бородой и почтенной головой в белом башлыке , спадающем причудливыми складками, в круглой меховой бурке на плечах, со сверкающим на поясе оружием, напоминает древнего вождя в окружении своего народа… Рядом в тени величественного орехового дерева предстаёт не менее живописная картина: группа отдыхающих всадников и их лошадей. Князья, дворяне, крестьяне — все тут, равные между собой, явившиеся из соседнего села зачатую с тем, чтобы обвинить друг друга, кого в конокрадстве, кого в похищении скота» .
К концу XIX века Самурзакан уже был чётко разделён на 2 основные лингвистические зоны: абхазоязычную и мегрелоязычную . Первая охватывала верхние (северные) селения Самурзаканского участка, в том числе Агубедиа; вторая, бо́льшая по территории и численности населения, — нижние (центральные и южные) сёла. Между этими двумя зонами располагались смешанные селения. По сообщению Г. Шухардта, в конце XIX столетия «в общинах Бедийской , Окумской , Чхортольской , Гальской , Царчинской слышится абхазская речь; в Саберио , , Дихазургах говорят по-мингрельски» .
Советский период и современность
В 1920-е годы абхазские коммунисты начинают высказывать мысли о приведении административных границ уездов в соответствие с этнолингвистическими. Так уроженец села Агубедиа Ефрем Эшба в 1925 году в статье «Мы требовали и получили настоящую независимую Советскую Абхазию» отмечает: «кстати — здесь отмечу, что административное деление уездов несколько не соответствует национальным признакам, где это можно, тщательно пересмотреть административное деление: в частности — я думаю, что 2-3 селения Гальского уезда с населением, говорящим по-абхазски, надо отнести к Кодорскому уезду , как Бедиа , Река , Эшкыт, Копит , Верхний Чхортол , Окум » .
Вплоть до второй четверти XX века Бедиа являлось единым селом. В 1925 году единое село Бедиа было разделено на 3 сельсовета: Агу-Бедиа , Первая Бедиа , Вторая Бедиа . До 1930 года все три сельсовета входили в состав Гальского уезда . Большинство населения в трёх бедийских сельсоветах, согласно данным переписи 1926 года , составляли этнические абхазы , однако для половины абхазов во Второй Бедии родным языком являлся мегрельский . В 1930 году в Абхазии состоялась административная реформа, заменившая старые уезды на районы , и была проведена новая граница между Очамчирским и Гальским районами . Сельсоветы Агу-Бедиа и Первая Бедиа были переданы Очамчирскому району ; в 1955 году территория Первой Бедии вошла в состав Агубедийского сельсовета. На территории Второй Бедии, этнически тогда ещё абхазской , но преимущественно мегрелоязычной , был образован сельсовет Бедиа , который остался в составе Гальского района . В сельсовете Агубедиа была открыта абхазская школа, в сельсовете Бедиа — грузинская . До того дети со всей Бедийской сельской общины , включая Агубедиа и Первой Бедии, обучались в грузинской школе.
В настоящее время Первая Бедиа, Агубедиа, а также Река и часть села Чхуартал , являются единственными самурзаканскими селениями, где жители говорят по-абхазски и считают себя этническими абхазами .
В ходе грузино-абхазской войны Агубедиа находилось под контролем абхазских партизан. В районе посёлка Мшал (Мишвели) шли бои за контроль над стратегически важной Мишвельской сопкой.
В 1994 году в Абхазии была проведена новая реформа административно-территориального деления, сельсовет Агубедиа было передано из состава Очамчирского района в состав Ткуарчалского . Позднее, путём выделения из сельской администрации Агубедия, была создана отдельная с/а Первая Бедиа.
Историческое деление
Сельская администрация (село) Первая Бедиа включает 5 сёл (абх. аҳабла ) :
- Первый Копыт
- Второй Копыт (Первая Бедиа)
- Оходжа (Ахуаджа, Сагургулиа)
- Адзхыда
- Нарджхеу
Интересное
- Для селения характерно абхазо - мегрельское двуязычие при том, что практически все жители являются этническими абхазами .
- На границе Первой Бедии, Чхуартала и Ткуарчала находится одно из семи святилищ Абхазии — гора Лашкендар .
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 21 марта 2013. 30 октября 2020 года.
- . Дата обращения: 21 марта 2013. 21 апреля 2019 года.
- Анчабадзе З. В. Из истории средневековой Абхазии (VI—XVII века) — Сухуми: Абхазское государственное издательство, 1959, с.109
- Серена К. Путешествие по Абхазии. — Москва: Абаза, 1999, с.49
- Шухардт Г. О географии и статистике картвельских (южнокавказских) языков // СМОМПК. Вып. XXVI. — Тифлис, 1899, с.71
- Марыхуба И. Р. Ефрем Эшба (выдающийся государственный деятель). — Сухум: Алашара, 1997, с.305
- Кварчия В. Е. Историческая и современная топонимия Абхазии (Историко-этимологическое исследование). — Сухум: Дом печати, 2006, с. 130
- Кәарҷиа В.Е. Аҧсны атопонимика. - Аҟәа: 2002. - с.532 ( абх. )
- 2021-09-12
- 1