Первая волна буддизма пришла на эту территорию в IX веке в период
Уйгурского каганата
. XIII—XIV веками, когда Тува входила в состав
Монгольской империи
, датируются самые ранние буддийские храмы, обнаруженные археологами на территории республики. Во второй половине XVIII века, после разгрома
Джунгарского ханства
войсками
империи Цин
, Тува попала под власть маньчжуров и в это же время здесь начинают активную миссионерскую деятельность монгольские
ламы
, представители школы
Гелуг
; традиция
Ньингма
также получает некоторое распространение. Начиная с 1770-х годов в Туве появляются первые стационарные буддийские монастыри — хурээ
.
Развитие буддизма и репрессии
Во второй половине XIX века монастыри (хурээ) имелись в каждой тувинской области —
кожууне
. С экономической точки зрения они представляли собой крупные хозяйства, обслуживаемые сотнями аратов, владели скотом, занимались торговлей.
Настоятель
Чаданского
хурээ как глава тувинского буддизма получил титул
Камбы-лама
. Поскольку Тува, подобно
Монголии
, до 1912 года находилась под маньчжурским правлением, Камбы-ламы подчинялись непосредственно
Богдо-гэгэнам
в Урге: тувинский буддизм имел более тесные связи с Монголией, чем
бурятский
. Структура сангхи — религиозной общины строилась по общепринятым канонам. Тувинцы-буддисты часто совершали паломничества в монгольские и тибетские монастыри.
Буддизм оказал значительное влияние на традиционную культуру тувинцев: наложил отпечаток на народные обряды жизненного цикла (свадебные, родильные, погребальные), календарные праздники, на народную медицину, привёл к модернистским новшествам в
шаманизме
. В Туве буддизм сосуществовал с местной традицией шаманизма: в одних случаях люди обращались к
шаманам
, а в других — к буддийским
ламам
. Особой популярностью пользовалась мистерия
цам
, известная всем странам тибетского буддийского мира.
Тибетская медицина
получила здесь распространение и признание.
К концу 1920-х годов в Туве насчитывалось 19 хурээ, около 3 тысяч лам. К началу 1940-х годов все хурээ были закрыты и вскоре уничтожены, почти все ламы подверглись репрессиям, многие бежали в Монголию. К 1960-м годам несколько
лама Кенден-Сюрюн в Иволгинском дацане, лама «Шымбай хелин» Шымбай-оол Куулар (1898—1991) в местечке Кирбииш-Сарай,
, Казак башкы, в продолжали тайно принимать население и проводить религиозные ритуалы.
Современное состояние
С 1990 года в Туве происходит возрождение буддийской общины.
Буддийские организации
«Управление Камбы-ламы Республики Тыва» — согласно Уставу в 2010 переименована в «Объединение буддистов Тувы»
Централизованная религиозная организация «Объединение Буддистов Тувы» (г. Кызыл, улица Щетинкина-Кравченко, дом 2)
Местная религиозная организация «Тувинское буддийское общество города Кызыла» (г. Кызыл, улица Щетинкина-Кравченко, дом 32)
Кызылская буддийская местная религиозная организация «МАНДЖУШРИ» (г. Кызыл, ул. Рабочая, д. 97)
Кызылская местная буддийская религиозная организация «Будда Лоселинг» (г. Кызыл, ул. Рабочая, д. 328)
Кызылская местная буддийская религиозная организация «Кунпенчёцо» (город Кызыл, улица Каа-Хем, дом 2, квартира 19)
Местная буддийская религиозная организация «Дамба-Брайбулинг» г. Кызыла (г. Кызыл, улица Фрунзе, дом 46, квартира 2)
Местная буддийская религиозная организация «Ламрим» г. Кызыла (г. Кызыл, улица Красных Партизан, дом 1, квартира 29)
Местная буддийская религиозная организация «ТАШИПАНДЕЛИН» (г. Кызыл, улица Колхозная, дом 101)
Местная религиозная буддийская организация города Кызыла «Ганден Чойпелин» (г. Кызыл, улица Оюна Курседи, д. 137 «а»)
Местная религиозная буддийская организация «Намзырай» г. Кызыла (г. Кызыл, улица Лопсанчапа, дом 13, квартира 96)
Местная буддийская религиозная организация «Центр будды Медицины МАНЛА города Кызыла» (г. Кызыл, улица Кечил-оола, дом 7 е, квартира 37)
Местная буддийская религиозная организация Бай-Тайгинского кожууна «Дунгар Егил Лин» (Бай-Тайгинский район, село Шуй, улица Нордуп, дом 15)
Местная буддийская религиозная организация Бай-Тайгинского кожууна «Шедуп Даржаалин» (Бай-Тайгинский район, село Тээли, улица Карла Маркса, дом 20)
Барун-Хемчикская кожуунная местная буддийская религиозная организация «Лопсан Чинмит» (село Кызыл-Мажалык, улица Сельская, дом 17)
Религиозная местная буддийская организация Алдыы-Хурээ «Майтрейи» города Чадаан Дзун-Хемчикского кожууна (Дзун-Хемчикский район, город Чадан, улица Чургуй-оола, дом 83)
Местная религиозная буддийская организация «Зеленая Тара» пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна (Кызылский район, поселок городского типа Каа-Хем, улица Заводская, дом 1а)
Местная религиозная буддийская организация Сут-Хольского кожууна «Дуптен Шедуплин» (Сут-Хольский район, село Ак-Даш, улица улуг-Алаак, дом 9)
Местная религиозная буддийская организация Тере-Хольского кожууна «Чыргалан» (Тере-Хольский район, село Кунгуртук, улица Дружбы, дом 53)
Местная буддийская религиозная организация «Управление Даа-Ламы Тоджинского кожууна» (Тоджинский район, село Тоора-Хем, улица Чургуй-оола, дом 9)
Местная буддийская религиозная организация «Ганден» Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва (Улуг-Хемский район, город Шагонар, улица Дружбы)
Местная буддийская религиозная организация хурээ «Сунрап Гьяцолинг» Эрзинского кожууна (Эрзинский район, село Эзин, улица Аэропортная)
Местная буддийская религиозная организация Эрзинского кожууна «Лхамо» (Эрзинский район, село Эрзин, улица Сайзырал)