Interested Article - Шамбала
- 2021-03-01
- 2
Ша́мбала или Шамбхала — мифическая (по мнению многих учёных) страна в Тибете или иных окрестных регионах Азии , которая упоминается в нескольких древних текстах индуизма и буддизма (Ваджраяна), в том числе в "Калачакра-тантре ".
Концепция Шамбалы первоначально была частью классического индуизма и связывалась в Махабхарате с местом рождения Калки , будущей аватары Вишну . Впоследствии концепция была привнесена и переосмыслена в Махаяне (точнее - Ваджраяне) . В современной эзотерической традиции эта концепция впервые отражена основателем теософии Еленой Петровной Блаватской .
В Махабхарате
Самбхала — мифическая деревня (селение), упоминание о которой впервые появляется в « Махабхарате », древнеиндийском эпическом сказании, книге третьей Араньякапарве (Лесная книга) в главе 188 (188:90 — 91) «Сказания о беседах Маркандеи»:
«Час пробьет, и появится дваждырожденный по имени Калки Вишнуяшас, наделённый великою силой, умом и могуществом. Явится он на свет в достойной брахманской семье в деревне Самбхала и силою духа возродит оружие и всевозможные средства передвижения, воинское облачение, доспехи и панцири. Этот царь, побеждающий дхармой , примет верховную власть и внесёт покой в мятущийся мир. Сверкающий брахман, высокий помыслами, явившись (миру), положит конец разрушению. Так всеобщая гибель станет началом (новой) юги . Этот дваждырожденный вместе с брахманами уничтожит разбежавшиеся повсюду жалкие шайки млеччхов ».
Впоследствии это пророческое повествование мудреца Маркандеи заимствуется, дополняется и адаптируется применительно к буддистской философии некоторыми буддийскими школами. Здесь Самбхала уже Шамбала, и не просто селение, а уже чудесная страна, которой правит король Сучандра. Место нахождения Шамбалы переносится из ведической брахманической Индии в области, где не существует варново-кастовой системы деления, с которой, как известно, буддийскому учению не по пути, то есть в Тибет. Возможно, это поселение расположено в Семиречье ведийском , области исторически и традиционно связанной с появлением и распространением брахманизма.
В буддийском учении Калачакра-тантры
Первое упоминание о Шамбале в буддийских текстах встречается в Калачакра-тантре ( X век н. э.), которая, как утверждают, сохранилась со времён царя Шамбалы Сучандры, получившего учение Калачакры от Будды Шакьямуни . По другой легенде, Шамбала была царством в Средней Азии . Её царь Сучандра побывал в Южной Индии, чтобы приобрести знание. После мусульманского вторжения в Среднюю Азию в IX веке царство Шамбалы сделалось невидимым для человеческих глаз, и только чистые сердцем могут найти к ней дорогу. Согласно легендам о Шамбале, при 25-м царе Шамбалы Кулика Рудра-чакрине (тиб. Ригдэн Джапо) произойдёт великая битва между силами добра, воинством Шамбалы и силами зла. Поэтому на буддийских картинах ( танках ), посвящённых Шамбале, всегда изображена битва Ригден Джапо с врагами Учения. Причём эта битва символически означает победу мудрости над невежеством , духовности над косностью, самоотверженности над эгоизмом . После победы царя Шамбалы наступит новая эпоха духовно-нравственного и культурного рассвета. Цари Шамбалы, правившие и правящие в соответствии с учением Будды Шакьямуни (по преданию их 32), призваны сохранять Шамбалу до момента великой битвы её сил с полчищами зла .
На древних картах
Согласно интерпретации тибетолога Бронислава Кузнецова ( 1931 — 1985 ) и востоковеда Льва Гумилёва ( 1912 — 1992 ), на древней тибетской карте ирано-тибетской картографической традиции , включающей Шамбалу, опубликованной в тибетско-шаншунгском словаре (Tibetan — Zang Zung Dictionary. Delhi, Tibetan Bon Foundation), изображена реально существовавшая страна. Согласно интерпретации Кузнецова—Гумилёва, автор исходной карты был современником Селевкидов и отразил на карте эпоху господства Сирии , руководимой македонскими завоевателями. Сирия по-персидски называется Шам, а слово « боло » означает « верх », « поверхность ». Следовательно, Шамбала переводится как «господство Сирии», что и соответствовало действительности в период III—II веков до н. э.
В различных учениях
В теософии Шамбала — место нахождения великих учителей, продвигающих эволюцию человечества. Местонахождением Шамбалы считается как пустыня Гоби , так и Гималаи . Идея Шамбалы была привнесена в современную эзотерическую традицию Еленой Блаватской и впоследствии развита представителями пост- теософии , такими как Чарлз Ледбитер , а в особенности Алисой Бейли и Николаем Рерихом .
В трудах Елены Блаватской
В указателе Тайной Доктрины Елены Блаватской Шамбала отождествлена с Белым островом, расположенным в Центральной Азии , или как «Священный остров в пустыне Гоби » . Шамбала называется тем местом, где последние выжившие с Лемурии нашли своё прибежище . Именно в Шамбале, по мнению Елены Блаватской, будет рождён грядущий Мессия , которого в разных народах и религиях ожидают под разными именами — Калки Аватара Вишну , Майтрейя Будда, Сосиош , Мессия на белом коне, Христос . Однако идея Шамбалы играет в Тайной доктрине определённо малую роль .
Елена Блаватская, которая утверждала, что она находится в контакте с гималайских адептов, упоминает Шамбалу в нескольких своих книгах, называя её центральным органом управления Великой Белой ложи и указывая, что Шамбала имеет физическое местоположение на Земле, но доступ туда может получить только достойный стремящийся.
В трудах Алисы Бейли
Алиса Бейли вслед за Еленой Блаватской помещала штаб-квартиру в Шамбалу и не считала её физически существующим местом, а скорее нематериальным городом :
Центральная точка Иерархии находится в Шамбале, центре в пустыне Гоби, который в древних книгах называется «Белый остров». Этот центр существует в эфирной материи, и когда род людской на Земле разовьёт эфирное зрение, его местонахождение будет установлено и его реальность будет признана .
В других случаях понятие Шамбалы Алисы Бейли абсолютно не относится к представлениям о географическом местоположении :
Шамбала — это просто слово, передающее идею обширной фокусной точки энергий, которые собраны и сведены вместе планетарным Логосом для того, чтобы творить проявление, адекватное Его раскрывающемуся намерению и планетарному служению.
В своих работах Алиса Бейли проводила аналогию между энергетическими центрами человека и соответствующими центрами планетарного Логоса ( Земли ) и считала, что Шамбала соответствует у человека Сахасрара-чакре , а основная деятельность Шамбалы «заключается в доведении базового принципа самой жизни до любой формы внутри планетарного кольца-не-преступи планетарной Жизни, или Логоса , в распределении и обеспечении циркуляции данного принципа» .
В учении Николая и Елены Рерих
В творчестве Николая и Елены Рерих идея Шамбалы имеет важное значение . Николай Рерих, путешествовавший по Центральной Азии в 1924—28 годах, заявлял, что лично слышал бесчисленные истории о Шамбале. На основе религиозно-философского учения Рерихов возникло новое религиозное движение Агни-Йога ( Живая Этика ), имеющее в качестве одной из своих важнейших основ почитание Шамбалы .
Николай Рерих написал серию вдохновенных картин о Шамбале. В своих книгах, в частности в работе «Сердце Азии», он попытался передать Западу «самое священное слово» и «краеугольное понятие Азии », рассказывая о Шамбале, о её значении, о Великом Владыке Шамбалы — Ригдене-Джапо .
В своих письмах Елена Рерих называла Шамбалу Твердыней великого знания и света, существующей «с незапамятных времён и стоящей на бессменном дозоре эволюции человечества, наблюдая и вправляя в спасительное русло течение мировых событий» .
Так же как и Елена Блаватская, Елена Рерих говорила о связи с Шамбалой всех Великих учителей, которых она также называла Махатмами или .
По мнению религиоведа Яблокова И. Н. , легендарная Шамбала — это место обитания представителей иерархии — учителей человечества, которая считается твердыней света в книгах Агни Йоги и географическое местонахождение которой не указано, но отмечено, что эта космическая иерархия света противостоит силам тьмы и хаоса, подвластных иерархии сил тьмы, цель которой — замедлить космическую эволюцию человечества, внести в неё дезинтеграцию .
В Агни-Йоге считается, что в разное время Шамбала проявляется под разными обликами в соответствии с представлениями, господствующими в данное время, и что, изучая легенды Азии о Шамбале, можно дойти до древнейших учений, связанных с Сибирью .
Иные представления о Шамбале
Чогьям Трунгпа использовал слово «Шамбала» для некоторых своих учений и организаций, созданных для практиков Ваджраяны . С точки зрения Трунгпа, Шамбала имеет свою независимую основу в человеческой мудрости, не принадлежащей ни Востоку, ни Западу и никакой конкретной культуре или религии .
В культуре
В литературе
- в романе Ивана Ефремова "Лезвие Бритвы", отправившийся в Индию нейрофизиолог Гирин с гимнасткой Симой, в диалоге с местным индусом, обсуждает смысл перевода слова "Шамбала" как "Перевал Будды". // Такова, наверное, Шамбала, прекрасная страна Ригден-Джапо, – воскликнул Даярам, – греза буддистов! А может быть, это она и есть? Профессор улыбнулся. – Монахов нет с нами, и я не огорчу никого. Даже в самом названии Шамбала не подразумевается никакая страна. Шамба или Чамба – одно из главных воплощений Будды, «ла» – перевал. Значит, эта мнимая страна – перевал Будды, иными словами – восхождение, совершенствование. Настолько высокое, что достигший его более не возвращается в круговорот рождений и смертей, не спускается в нижний мир. Потому Шамбала – понятие философское – не существует для вашего мира, и тысячелетия ее поисков были напрасны.
- В романе писателя Джеймса Хилтона « Потерянный горизонт » литературной аллегорией Шамбалы стала страна Шангри-Ла .
- Экспедиция, нашедшая Шамбалу, описана в романе советского писателя Еремея Парнова «Проснись в Фамагусте» (первая публикация — журнал «Октябрь», 1983 год) .
См. также
Примечания
- . — Moskva: Mezhdunar. izd-vo "Galaktika", 1994. — 587 pages с. — ISBN 5-269-00297-3 , 978-5-269-00297-2.
- ↑ Hammer O. .— Leiden: Brill. 2004.— 573 pp. стр. 102—103. (Studies in the History of Religion, Том 90). ISBN 978-90-04-13638-0 , ISBN 90-04-13638-X .
- Шамбала // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов , Г. В. Синило .— Мн.: Книжный Дом, 2007.— 960 с.
- Баркова А. Л. / Рерих Ю. Н. Тибетская живопись.— М.: Международный центр Рерихов , 2001, 2002, 216 с, 64 с. илл. Пер. с англ. А. Л. Барковой, 2-е издание. Рецензент доктор исторических наук, профессор Н. Л. Жуковская . Приложение А. Л. Барковой.
- Гумилёв Л. Н., Кузнецов Б. И. / Ландшафт и этнос. VIII
- ↑ Блаватская Е. П. Тайная Доктрина .— т.2.— СПб., 1991. ISBN 5-87452-004-X , стр.391
- ↑ Бейли А. А. Посвящение человеческое и солнечное.— М., 1999. ISBN 5-93192-011-0 , ISBN 5-93192-012-9 , с.189
- Ледбитер Ч. У.
- ↑ Блаватская Е. П. Теософский Словарь.— М., 1991.— стр.511.— ISBN 5-87212-016-8
- Бейли А. А. Трактат о Космическом Огне.— т. 2.— М., 2002.— с.186.— ISBN 5-9261-0026-7
- Бейли А. А. Судьба наций.— М., 1999.— с.26. ISBN 5-89117-036-1
- Бейли А. А. Телепатия и эфирный проводник. — М., 1999. — с. 183. ISBN 5-89117-032-9
- § 3. Агни Йога // Основы религиоведения. (Гл. XVII. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия) / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.— М.: Высш. шк., 1994.— 368 с. ISBN 5-06-002849-6
- 25 октября 2011 года. // Новейший философский словарь. Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с.
-
↑
Hammer O.
.— Leiden: Brill. 2004.— 573 pp. (Studies in the History of Religion, Том 90).
ISBN 978-90-04-13638-0
,
ISBN 90-04-13638-X
.
Стр.103. «The Roerich’s new religious movement , Agni Yoga, revolved around the purported fire worship of Shamballa» - Рерих Н.К. (неопр.) . — Глава II .
- ↑ (неопр.)
- Яблоков И.Н. / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, |М. П. Новиков|, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова. — Москва: Высшая школа, 1994. — С. 243. — 347 с. — ISBN 5-06-002849-6 .
- «Мир Огненный», ч.1, 1933, первое издание, с.51
- Trungpa C. Shambhala, The Sacred Path of the Warrior. Shambhala, 1988 —
- (англ.) . Энциклопедия Британника . Дата обращения: 28 июня 2023.
- Джеймс Хилтон. Потерянный горизонт. — Аст Хранитель, 2008. — 252 с. — ISBN 9785170483884 .
- Еремей Парнов. Проснись в Фамагусте. — Букинистическое издание. — Молодая гвардия, 1997. — 364 с. — ISBN 5-235-00643-7 .
Научная литература
- Андреев А. И. Время Шамбалы. — СПб. : ИД «Нева», 2004. — 384 с.
- / Андросов В. П. // Хвойка — Шервинский. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 681. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 34). — ISBN 978-5-85270-372-9 .
- Балагушкин Е. Г. , // / Под ред. А. П. Забияко , А. Н. Красикова , Е. С. Элбакян . — М. : Академический проект , 2006. — 1256 с. — ISBN 5-8291-0756-2 .
- Берзин А. .
- Берзин А. .
- Гумилёв Л. Н. // Гумилёв Л. Н. Сочинения: Древний Тибет. — М.: ДИ ДИК, 1996. — С. 298—303. (« Азия и Африка сегодня ». — 1968. — № 5.)
- Рерих Ю. Н. . — Научное издание.— Пер. с англ. и коммент. Н. Н. Шабанова.— Х.: Издательство «Основа» при Харьковском Государственном Университете , 1990.— 129 с. (В книге приведены основные источники сведений о Шамбале)
- Рерих Ю. Н. .— М.: МЦР, 2001, 2002, 216 с, 64 с. илл. Пер. с англ. А. Л. Барковой , 2-е издание. См. там же Баркова А. Л.
- . — Улан-Удэ: Удумбара, 2010. — 300 с.
- (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2743 дня]) // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов , Г. В. Синило . — Мн.: Книжный Дом, 2007.— 960 с.
Публицистика
- Буланцев С. // Журнал « Вокруг света », № 3, 1979.
- Генон Р. // Вопросы философии . — 1993. — № 3. — С. 97-133.
- Кочаров А. . — М.: МЦР , 01.12.2003 (автор — профессор тибетской живописи).
- Рерих Н. К. / Восток-Запад. — М.: МЦР , 1994. — 104 с.
- 2021-03-01
- 2