Interested Article - Эзотеризм

Миниатюра «Вселенский человек» (Universal Man) из «Liber Divinorum Operum» Хильдегарды Бингенской , 1165

Эзотери́зм (от др.-греч. — «внутренний»), эзоте́рика — совокупность знаний и сведений, недоступных непосвящённым, несведущим в мистических учениях людям , а также особых способов восприятия реальности , которые имеют тайное содержание и выражение в « психодуховных практиках » . Противопоставляется экзо терике (экзотеризму).

Знания, полученные в ходе эзотерического опыта, являются крайне субъективными , поэтому не существует единого эзотерического учения. Зачастую определяется как псевдонаука .

Ещё Пифагор , Платон и Аристотель словом « эзотерический » называли тайное учение , передаваемое только некоторым ученикам ( эзотерикам ) . В ходе истории эзотеризм принимал различные формы практической интерпретации тайного учения; ныне в его состав традиционно включаются: магия , алхимия , астрология , гностицизм , каббала , теософия , суфизм , йога , ваджраяна ( буддийский тантризм ) , масонство , антропософия , мондиализм .

В то же время, ряд авторов рассматривает эзотеризм как особый тип рациональности , который в настоящее время подвергается осознанной и рефлексии . Другие авторы иногда рассматривают в качестве эзотеризма паранауки и парапрактики .

Этимология

Слово « эзо теризм» происходит от слова «эзотерический» — тайный, скрытый, посвящённый в тайны какого-либо общества или учения, открытого только избранным. Антоним экзо терический. Может употребляться как, например: «эзотерическое значение какого-либо обряда» .

  • Античные термины ta esô и ta exô встречаются ещё у Платона и Аристотеля , а само прилагательное esôterikos (эзотерический) из дошедшего до нас впервые используется у Лукиана в работе « », написанной в 166 году применительно к учению последователей Аристотеля .
  • Английский термин. Современный термин «эзотерический» впервые использовал в английском языке Томас Стэнли в 1701 году в своей работе «История философии» для описания пифагорейской школы . Учение Пифагора подразделялось на часть, доступную всем, и другую часть, которой учили только членов ордена, после того, как с них брали клятву не разглашать то, чему их научили. Эту часть пифагорейского учения Стэнли и назвал эзотерической . Историки до сих пор не знают [ источник не указан 2398 дней ] , в чём заключалась эзотерическая часть учения Пифагора. Позднее термин распространился на другие учения, не пропагандировавшиеся адептами среди непосвящённых. Современник Томаса Стэнли, британский философ Джон Толанд выдвинул тезис о необходимости двух философий: экзотерической (открытой, публичной) и эзотерической (тайной, для посвящённых). Под экзотерической философией Толанд подразумевал религию, а под эзотерической — материализм .
  • Французский термин. Во французском языке существительное «эзотеризм» впервые появилось в 1828 году в книге Жака Маттера «Критическая история гностицизма и его влияния» . До этого использовалось как прилагательное. Маттер подразумевал свободное синкретическое исследование, почерпнутое в христианских истинах и в отдельных аспектах греческой философии, особенно пифагореизма . Существительное было популяризировано Элифасом Леви в 1850-х годах .

Многие современные эзотерические учения активно пропагандируются, поэтому их нельзя назвать тайными в том же смысле, что эзотеризм внутри религий и других эзотерических организаций, а лишь в том смысле, что они претендуют на постижение тайны, недоступной непосвящённым . Также в современном языке слово «эзотерический» может пониматься в чрезвычайно расширенном смысле как синоним слов «тайный», «понятный только узкому кругу» и т. п. (например, эзотерические языки программирования ).

Примеры

В качестве примеров такой практики можно назвать каббалу внутри иудаизма .

История эзотеризма

Античный эзотеризм

В определённом смысле эзотерическим можно назвать любое знание в древности до начала развития древнегреческой цивилизации, так как даже таким практическим знанием, как геометрия , тогда владели только жрецы .

В Древней Греции к эзотерическому знанию относят мистерии Деметры и Диониса , орфизм , а также тайную часть различных философских учений, в частности пифагореизма . В Ликее Аристотеля «утром, в рабочие часы, происходило специальное (эзотерическое) обучение тесного круга учеников; там же вечером и широкой, жаждущей образования публике читались доступные её пониманию общие ( экзотерические ) курсы». .

Во II—III веках стал популярен герметизм и появился Corpus Hermeticum , сборник текстов, приписываемых Гермесу Трисмегисту .

Христианский эзотеризм

Каббала

Суфизм


Современный эзотеризм

На эзотерические учения XX столетия оказали сильное влияние философские идеи Е. П. Блаватской , основательницы Теософского общества (1875) .

Философ и эзотерик Рудольф Штайнер , вначале тесно сотрудничавший с Теософским обществом, позже создал альтернативу, антропософию и Антропософское общество.

Известным эзотериком начала XX века был также Георгий Гурджиев , его система называется «Четвёртый путь». Гурджиев также занимался постановкой эзотерического балета «Битва Магов» [ неавторитетный источник ] .

Американский мистик и астролог Макс Гендель в 1909 году основал « Розенкрейцерское Братство », являющееся, по его словам, прямым продолжателем традиций средневекового мистического Ордена розенкрейцеров . «Братство» заложило основы эзотерического христианства и астрологии в США .

В 1934 году в Лос-Анджелесе философ - мистик Менли Палмер Холл основал некоммерческую организацию « Философское исследовательское общество » с целью изучения религии , мифологии , метафизики и оккультизма . В Обществе имеется библиотека на 50 000 томов, коллекция произведений искусства и редких книг. Общество проводит лекции, семинары, издаёт книги и ежеквартальный журнал .

Свою эзотерическую систему создали также художник и путешественник Николай Рерих и его жена Е. И. Рерих , назвав её Живая этика .

Во второй половине XX века на эзотерическую мысль наиболее существенное влияние оказал антрополог и мистик Карлос Кастанеда .

В то же время исследователи считают, что современный эзотеризм неправомерно разыскивает свои истоки в раннеисторических, первобытных языческих и мифологических взглядах человечества. Современный эзотеризм «досоздаёт» недостающие ему элементы мировоззрения и является не столько наследием прошлого, сколько творчеством новых форм язычества, характерных для современности, и, следовательно, может быть идентифицирован как «неоязычество» .

Выдающиеся личности эзотеризма

В хронологическом порядке, список из книги Себастьена Ландемона «Великие фигуры эзотеризма»

Из других источников:

Соотношения с другими областями знаний и верований

Эзотеризм и оккультизм

Зодиак в храме Хатхор в Дендере

Понятия эзотеризм и оккультизм не являются взаимозаменяемыми, термин эзотерика является более широким и включает в себя как оккультизм, так и эзотерические учения, прямо не связанные с оккультизмом, например, религиозные. Оккультными можно назвать лишь те эзотерические системы, составной частью которых являются оккультные практики. Многие эзотерические системы являются больше теоретическими, мировоззренческими или направленными больше на духовно-нравственное самосовершенствование и религиозно-мистическое переживание, такие как суфизм , некоторые другие восточные практики и многие из современных Нью-Эйдж учений, тогда как оккультизм обозначает скорее теории и практики, направленные на достижение конкретных результатов. Часто под эзотерикой и эзотеризмом понимается оккультизм, при этом теряется смысл слова «эзотерика» как часть учения, скрываемая от непосвящённых, и смысл слова «оккультизм» как совокупность систем мировоззрения, основанных на признании существования скрытых сил в мире и человеке.

Эзотеризм и психология

Отношение к эзотеризму со стороны различных направлений психологии не одинаково. Представители некоторых направлений психологии, например, аналитической психологии [ уточнить ] , трансперсональной психологии , психосинтеза , в целом положительно относятся к различным эзотерическим практикам и демонстрируют определённую связь с эзотерическими учениями.

Классик американской психологии У. Джеймс в работе «Многообразие религиозного опыта» предложил прагматический подход к оценке значимости различных религиозных феноменов (в определении «религии» Джеймса включаются мистические и эзотерические течения). С точки зрения данного подхода оценивать любые верования и практики следует исключительно из их влияния на жизнь и душевное здоровье человека. В итоге, Джеймс демонстрирует достаточно позитивное отношение к ряду разновидностей эзотеризма, например, к йоге.

С другой стороны, ряд направлений психологии относится к эзотеризму в целом или к отдельным его направлениям резко негативно. Так, З. Фрейд подвергал критике любые проявления магического и религиозного сознания. Современные критики эзотерики отмечают её возможную связь с различными психическими расстройствами, в частности, с синдромом Кандинского — Клерамбо .

С точки зрения истории науки, наибольший интерес представляет взаимное влияние эзотерики и психологии. в своей монографии «Наука для души. Оккультизм и истоки германского модерна» анализирует влияние эзотерики на становление психологии как самостоятельной научной дисциплины .

Эзотеризм и христианство

В православии распространено представление о связи эзотеризма, оккультизма и тоталитарных сект . Несмотря на заявление представителей некоторых течений эзотерики о их связи с православием, представители христианства резко отрицательно относятся к попыткам соединения православия и эзотерических практик . С точки зрения религиоведа и православного богослова А. В. Кураева , « в христианстве не существует эзотерического учения » .

Перенниалист Джеймс Катсингер ( англ. James Cutsinger ) считает, что христианство, как и все религии, помимо внешних (называемых им «экзотерическими») форм обладает внутренней (называемой им «эзотерической») Истиной, которая выражает некую метафизическую суть, независимую от «буквы» догматического выражения (теория «экуменического эзотеризма») . В частности, православный исихазм он считает отражением «эзотерической» (то есть внутренней) основы христианства, эквивалентной, например, практикам суфизма в исламе .

С. С. Хоружий критикует встречающуюся точку зрения на исихазм как на эзотерическую практику: « В сознании самой традиции, исихастский подвиг никогда не мыслился как закрытый эзотерический культ, удел кружка избранных и род некой духовной экзотики и эксцентрики. Он был не чем иным как осуществлением бытийного призвания человека… » .

Некоторые направления протестантизма и католичества демонстрируют определённую связь с отдельными направлениями эзотеризма либо либеральное отношение к ним. В англиканстве исторически сложилась связь с масонством: в то время, как главой Церкви Англии является английская королева, главой Объединённой великой ложи Англии является член Британской королевской семьи (в настоящее время — двоюродный брат королевы Елизаветы II, принц Эдвард , одновременно являющийся протестантом). Таким образом, руководство английского масонства и Церкви Англии оказались связаны на уровне родственных связей. Другим примером является « », вероучение которой, благодаря её создателю теософу Дж. Веджвуду включило в себя элементы теософии. Религиовед П. И. Пучков относит Либеральную католическую церковь к маргинальному католицизму , однако он указывает, что положение этой организации в классификации конфессий является неопределённым, и некоторые религиоведы относят её к неримским католикам или синкретическому движению Новый век .

Эзотеризм и наука

Современная эзотерика нередко выступает в наукообразном обличье, апеллирует к науке, провозглашая принцип «единства науки, религии и философии» . В то же время научная картина мира кардинально отличается от эзотерической: представления эзотерики по основополагающим проблемам происхождения мира, жизни, человека, космологии, биологии, палеонтологии и других наук находятся в противоречии с научными данными . В отличие от науки эзотеризм не ведёт поиск решения проблемы, а предлагает ответы изначально, а метод эзотеризма научно не воспроизводим и не может быть рационально доказан .

Эзотеризм и общество

Различные авторы неоднозначно оценивают влияние эзотеризма на общество. отмечает благотворительную деятельность масонства в XVIII—XIX веках . Ю. В. Ермолина оценивает магию (определяемую ей как форма эзотерической культуры) в качестве «важнейшей составляющей русской национальной культуры» и связывает рост интереса к эзотеризму тем, что традиционные религии «не в состоянии полностью удовлетворить потребности людей в духовном спасении» . Некоторые авторы положительно оценивают значение эзотеризма в истории науки. говорит о влиянии эзотеризма на выделение психологии как самостоятельной научной дисциплины, а также на таких авторов как Карла Густава Юнга и Зигмунда Фрейда . Английский историк культуры Ренессанса Фрэнсис Йейтс считает, что герметико-каббалистическое мировоззрение способствовало «переходу науки на путь служения человечеству» [ уточнить ] [ уточнить ] , а американский историк - медиевист Линн Торндайк отмечает тесную связь между историей некоторых направлений эзотеризма и экспериментальной науки с античности вплоть до Средних веков .

Современный российский исследователь С. Г. Устинов даёт неоднозначную оценку социальной роли эзотеризма. С одной стороны, он указывает на то, что эзотеризм в целом , так как нацелен на разрушение сложившейся системы ценностей, обеспечивающей целостность культуры и человеческого мировоззрения. С другой стороны, Устинов указывает на положительную социальную функцию эзотеризма как «формы разрешения противоречий между теоретическим и обыденным сознанием», способной создавать смысловые системы координат. Интерес к эзотеризму и мистике порождён, по мнению Устинова, травмами массового сознания, нанесёнными индустриальной революцией, мировыми войнами, усложнившимися условиями бытия, и во многом связан с крахом веры в прогресс, возможность рациональной организации жизни, государства и общества .

Специалист по философии религии , доктор философских наук считает, что в оккультизме отсутствует учение о нравственном пути и этических ценностях, из-за чего он используется как инструмент для выживании одних за счёт других и может являться метафизической основой для современных тоталитарных режимов и сект для установления духовного господства .

Критикой эзотеризма и отдельных его направлений занимаются в рамках научного сообщества сторонники светского гуманизма , в России представленного преимущественно «Российским гуманистическим обществом» . Так, В. А. Кувакин в своей статье «Астрология» в журнале « Здравый смысл », утверждает, что распространение астрологии приводит к ряду негативных социальных последствий, среди которых: «вольное или невольное бегство человека от самого себя, отказ от здорового скепсиса, критичности, реализма»; «неуважение науки, неверие в её благотворную мощь в добрых и заботливых руках человека разумного»; «закрепление невежественности человека» и т. д .

Широкая популяризация со стороны СМИ деятельности представителей оккультизма и парапсихологии и соответствующих представлений ( астрология , колдовство , порча , сглаз , экстрасенсорное восприятие , биоэнергетика ) способствует формированию магического мышления , создаёт благоприятную почву для деятельности деструктивных религиозных сект и приводит к росту психических расстройств с религиозно-мистическими переживаниями .

См. также

Примечания

  1. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов . — СПб. : Норинт, 1998.
  2. , комплекс специфических интерпретаций реальности, претендующих на тайный характер и подтверждающихся особыми психодуховными практиками.
  3. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
  4. .
  5. Панычик А. В. от 27 апреля 2012 на Wayback Machine Дисс. на соиск. уч. ст. кандидата филос. наук. Ростов-на-Дону, 2002
  6. Ермолина Ю. В. от 3 мая 2012 на Wayback Machine Дисс. на соиск. уч. ст. кандидата филос. наук. Орёл, 2009
  7. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике // Мосты культуры. М., Иерусалим, 2004 ISBN 5-93273-173-7
  8. Устинов С. Г. от 27 апреля 2012 на Wayback Machine . Дисс. на соиск. уч. ст. кандидата философских наук (24.00.01 — теория и история культуры ). Тюмень, 2006
  9. Балагушкин Е. Г. от 19 марта 2013 на Wayback Machine . — М.: Институт философии РАН , 2002. — ISBN 978-5-201-02094-1 . — С. 86
  10. , с. 221.
  11. от 16 января 2014 на Wayback Machine // Всемирная энциклопедия: Философия. Гл. научн. ред. А. А. Грицанов . М.: АСТ , Мн.: Харвест , Современный литератор, 2001. — 1312 с.
  12. , с. 60.
  13. от 15 мая 2013 на Wayback Machine // Толковый словарь русского языка (под ред. Д. Н. Ушакова , 1935—1940).
  14. Эзотерический // Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. . — 1910. в словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А. Н. , 1910.
  15. Lucian of Samosata, The Auction of Lives (also called The Auction of the Philosophical Schools ), § 26. Pierre A. Riffard, L’ésotérisme. Qu’est-ce que l’ésotérisme? , Paris: Robert Laffont, coll. «Bouquins», 1990, 65. . Paginasesotericas.tripod.com. Дата обращения: 31 января 2010. Архивировано из 28 марта 2010 года.
  16. Новейший философский словарь. / Сост. и гл. н. ред. А. А. Грицанов . 3-е изд., испр. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1280 с. — (Мир энциклопедий)
  17. Jacques Matter, Histoire critique du gnosticisme et de son influence sur les sectes religieuses et philosophiques de six premiers siècles de l'ère chrétienne , Париж, изд. F. G. Levrault, 1828, 2 т. и том (с. 99-133)
  18. , с. 8.
  19. Исследования французского историка фр. Jean-Pierre Laurant , «L’ésotérisme chrétien en France au XIX° siècle» , Лозанна: L’Âge d’homme, 1992, 13-48 ; , Париж: Cerf, 1993, с. 40-41.
  20. Зелинский Ф. Ф. История античной культуры (Modus vivendi), — 1995 ISBN 5-85233-014-0 , стр. 160
  21. Успенский П. Д. . — Фаир, 2010. — 528 с. — ISBN 9785818314037 .
  22. . www.rosicrucianfellowship.org. Дата обращения: 27 января 2018. 29 октября 2005 года.
  23. (англ.) . new.prs.org. Дата обращения: 27 января 2018. Архивировано из 11 июля 2018 года.
  24. Sébastien Landemont. Les grandes figures de l'ésotérisme - Leur histoire, leur personnalité, leurs influences. — Париж: De Vecchi, 2005. — С. 9—88. — 100 с. — ISBN 2-7328-8238-0 .
  25. от 4 марта 2016 на Wayback Machine — М.: ИФ РАН , 2003. — 174 с. — ISBN 5-201-02118-2 Гл. 2. Проблемы научного обоснования эзотеризма (юнгианство и современная эзотерика)
  26. Daniels M. . — Imprint Academic, 2005. — 366 p. — (Essays in transpersonal psychology). — ISBN 9781845400224 .
  27. Sørensen, Kenneth, Hanne Birkholm от 13 июня 2013 на Wayback Machine от 16 октября 2012 на Wayback Machine
  28. Щедрин А. Т. от 20 мая 2011 на Wayback Machine // Психиатрия и религия на стыке тысячелетий: Сборник научных работ Харьковской областной клинической психиатрической больницы № 3 (Сабуровой дачи) и Харьковской медицинской академии последипломного образования / Под общ. ред. П. Т. Петрюка, Р. Б. Брагина. — Харьков, 2006. — Т. 4. — С. 121—122.
  29. . A Science for the Soul: Occultism and the Genesis of the German Modern. — Baltimore: Johns Hopkins University Press , 2004. — 366 pp. неофициальный перевод от 16 октября 2012 на Wayback Machine и от 16 октября 2012 на Wayback Machine глав
  30. от 16 апреля 2013 на Wayback Machine // Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского
  31. от 16 января 2014 на Wayback Machine // Кураев А. В. Сатанизм для интеллигенции
  32. Кураев А. В. Догмат и ересь в христианском предании // Вопросы философии . — 1994. — № 9.
  33. (англ.) от 7 февраля 2012 на Wayback Machine . // Paths to the Heart: Sufism and the Christian East, ed. James S. Cutsinger (Bloomington, IN: World Wisdom, 2002) — P. 3.
  34. Хоружий С. С. от 10 апреля 2016 на Wayback Machine // Исихазм. Аннотированная библиография. / под общ. и науч. ред. С. С. Хоружего . — М., 2004. — С. 550—559
  35. от 16 января 2014 на Wayback Machine // BBC (англ.)
  36. (англ.)
  37. Пучков П. И. от 30 декабря 2013 на Wayback Machine // Народы и религии мира: Энциклопедия /Гл. ред. В. А. Тишков . Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов , А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия , 1998. — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6
  38. .
  39. .
  40. Кабанова М. Л. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Новое видение культуры XXI века. Материалы научно-практической конференции. — Владивосток: ДВГТУ , 2003.
  41. от 12 января 2014 на Wayback Machine . // «Энциклопедия благотворительности Санкт-Петербурга»
  42. Йейтс Ф. от 6 февраля 2013 на Wayback Machine / Пер. Г. Дашевского. — М.: Новое литературное обозрение , 2000
  43. Йейтс Ф. от 6 февраля 2013 на Wayback Machine / Пер. А. Кавтаскина под ред. Т. Баскаковой. — М.: Алетейя , Энигма, 1999
  44. Thorndike Lynn History of Magic and Experimental Science, 1923—1958, in 8 volumes (e.g. & ). ( от 3 декабря 2013 на Wayback Machine )
  45. от 28 июля 2013 на Wayback Machine . Дисс. на соиск. уч. ст. доктора филос. наук. Омск, 1999
  46. Кувакин В. А. от 11 января 2014 на Wayback Machine // « Здравый смысл », № 3 (40) 2006
  47. Бондарев Н. В. от 18 октября 2017 на Wayback Machine . Дисс. на соиск. уч. ст. канд. мед. наук. Москва, ФГУ « Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского », 2006
  48. Пашковский В. Э. от 11 ноября 2018 на Wayback Machine . Дисс. на соиск. уч. ст. доктора медицинских наук (14.01.06 — психиатрия). Санкт-Петербург, 2011
  49. Macmillan Publishing (2004), Macmillan Encyclopedia of Buddhism, Macmillan Publishing. — p. 875—876.

Научная литература

на русском языке
  • Балагушкин Е. Г. Аналитическая теория мистики и мистицизма // Мистицизм: Теория и история / отв. ред. Е. Г. Балагушкин, А. Р. Фокин . — М.: ИФ РАН , 2008. — С. 14-71.
  • Балагушкин Е. Г. Предисловие // Мистицизм: Теория и история / отв. ред. Е. Г. Балагушкин, А. Р. Фокин . — М.: ИФ РАН , 2008. — С. 313.
  • Балагушкин Е. Г. Эзотерика в новых религиозных движениях. // Дискурсы эзотерики (философский анализ): сб. ст. / отв. ред. Л. В. Фесенкова. — М.: Эдиториал УРСС , 2001. — С. 214—239.
  • Бекарюков М. В. // Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 4. — Ч. 2. — С. 255—258.
  • Бекарюков М. В. Методологические проблемы изучения эзотерики / Теоретические и прикладные исследования в религиоведении: сб. ст. — Барнаул: Изд-во АлтГУ , 2009. — Вып. 1-2. — С. 203—214.
  • Бекарюков М. В. Современное состояние академической традиции изучения эзотеризма в России: философские подходы. // Общественные науки. — М.: Издательство «МИИ Наука», 2011. — № 6. — С. 3441.
  • Бекарюков М. В. // . — 2011. — № 2/2. — С. 197—199.
  • Бекарюков М. В. // . — 2010. — 2/2. — С. 169—173.
  • Бекарюков М. В. Сущность и содержание понятия «эзотерика» // Актуальные проблемы развития социально-политического и религиозного пространства России: сб. ст. — Барнаул: Изд-во АлтГУ , 2009. — Вып. 5. — С. 144—151.
  • Бекарюков М. В. Проблемы преподавания и изучения курса «Эзотерические учения» в ВУЗе // Религия в истории народов России и Центральной Азии: материалы Всероссийской с международным участием конференции, посвящённой 10-летию кафедры религиоведения и теологии АлтГУ / под ред. П. К. Дашковского. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та , 2011. — С. 73-75.
  • Бекарюков М. В. Автореферат дис. … канд. филос. наук: 24.00.01. — Барнаул: Изд-во РИО КГБУ «АКУНБ им. В. Я. Шишкова» , 2012. — 20 с.
  • Генон Р. Эзотеризм Данте // Философские науки . — № 8. — 1991. — С. 132—170.
  • Зорина Е. В. // Материалы конференции «Этика и наука будущего» (2001). — С. 20—22
  • . — диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11, 09.00.13. — М. : Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ , 1997. — 249 с.
  • // Слово и мысль в междисциплинарном пространстве образования и культуры: Сб. статей памяти проф. В. В. Шаронова (1930—2004) / Под ред. М. С. Уварова и . — СПб.: Изд-во СПбГУ , 2005. — 189 с.
  • Лысенко В. Г. . — М. : ИФ РАН , 2003. — 246 с. — ISBN 5-201-02123-9 .
  • Марцинковская Т. Д. История психологии : Учеб. пособие для вузов по направлению и специальности «Психология» / Т. Д. Марцинковская. — М.: Academia, 2002. — 538, 1 с. : табл. — (Высшее образование). — ISBN 5-7695-0641-5
  • Менцель Б. . (рус.)
  • // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета: материалы. Т. 1 : XIX / гл. ред. В. Н. Воробьёв , прот. — М.: ПСТГУ , 2009. — 404 с.
  • Носачёв П. Г. . // Труды XXI Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. — М.: ПСТГУ , 2011. — C. 95-96.
  • Носачёв П. Г. // Точки. — № 1-2 (9). — М.: Институт философии и теологии св. Фомы , 2010. — С. 269—272.
  • Носачёв П. Г. [Эзотерика: основные моменты истории термина.] // Вестник ПСТГУ . I: Богословие. Философия. — 2011. — Вып. 2 (34). — С. 49-60
  • . // Серия «Symposium», выпуск 34. СПб.: , 2005. — С. 155—161
  • // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. История. Психология. Философия: Сб. материалов Первой международной научной конференции (Киев, 2007) / Под. ред. С. В. Пахомова, , С. В. Капранова. — СПб. : РХГА , 2008. — С. 7—14.
  • Специфика эзотерического знания // / Под. ред. . — СПб. : РХГА , 2010. — 288 с. — ISBN 978-5-88812-419-2 .
  • Рау И. А. Эзотеризм в методологии историко-философского исследования (На прим. гегелеведения)// Философские науки . 1985.№ 1. С.108-117.
  • // Общественные науки и современность. 1997. № 3. С. 44-54.
  • Розин В. М. Путешествие в страну эзотерической реальности. Избранные эзотерические учения. М., 1998.
  • Розин В. М. . 2010. ISBN 978-3-8433-0250-0
  • Розин В. М. // Общественные науки и современность . 1992. № 4. С. 167—176.
  • Розин В. М. Эзотерический мир. Семантика сакрального текста. М., 2002.
  • Розин В. М. // Общественные науки и современность . 1993. № 5. С. 164—175.
  • Стерледев Р. К. // Научно-теоретический журнал « Религиоведение ». — 2006. — № 1 . — С. 60—68 . 28 августа 2014 года.
  • Дискурсы эзотерики (философский анализ). — М.: Эдиториал УРСС , 2001. — 240 с. ISBN 5-8360-0302-5
  • // Социологические исследования . — 2004. — № 2. — С. 92-98.
  • Шюре Э. . — Калуга: Типография Губернской Земской Управы, 1914.
  • // Вестник Челябинского государственного университета. — Челябинск: ЧелГУ , 2013. — № 6 . — С. 110—113 . — ISSN .
  • Элиаде М. [yanko.lib.ru/books/sacra/eliade-okkult.htm Оккультизм, колдовство и моды в культуре] = Mircea Eliade Occultis, witch craft and cultural fashions ( University of Chicago Press ) / Пер. с анг. Е. В. Сорокиной; Под ред. Л. Б. Комисаровой, М. А. Добровольского. — К.—М.: «София»; ИД «Гелиос», 2002. — ISBN 5-344-00159-2 .
на других языках
  • Faivre A. Access to Western Esotericism . Albany: SUNY Press , 1994.
  • Faivre A. Theosophy, Imagination, Tradition: Studies in Western Esotericism . Albany: SUNY Press , 2000.
  • (нем.) Western Esotericism: A Brief History of Secret Knowledge . London / Oakville: Equinox, 2005.
  • . «Viduskaiku kultūra Eiropā», Zvaigzne ABC, 2002
  • Vecvagars M., Ķemere I. « Selections from The Pre-socratic Thinkers.PartI», LatvianTimes 2001
  • Walker B. Encyclopedia of Esoteric Man: The Hidden Side of the Human Entity, Routledge and Kegan Paul, London, 1977, ISBN 0-7100-8479-X
  • Walker B. Man and the Beasts Within: The Encyclopedia of the Occult, the Esoteric, and the Supernatural, Stein & Day, New York, 1978, ISBN 0-8128-1900-4
  • Dictionary of Gnosis and Western Esotericism W. J. Hanegraaff (ed.) in collaboration with (англ.) , (англ.) & Jean-Pierre Brach, 2 vols., Brill , Leiden 2005.
  • Hanegraaff W. J. 'The Study of Western Esotericism: New Approaches to Christian and Secular Culture' // New Approaches to the Study of Religion, vol. I: Regional, Critical, and Historical Approaches / Eds. Peter Antes, Armin W. Geertz & Randi R. Warne. Berlin / New York: Walter de Gruyter , 2004.

Другая литература

  • / Catherine Golliau. — Paris: Tallandier, 2007. — 130 с. — ISBN 2847343946 .

Ссылки

  • (англ.) (англ.)
  • — Американская ассоциация исследователей эзотеризма (англ.)
  • — Центр исследований эзотеризма в университете Эксетера (англ.)
  • — или Библиотека герметической философии крупнейшая в мире специализированная библиотека эзотерической литературы (англ.)
Источник —

Same as Эзотеризм