Interested Article - Джазовый стандарт

Джазовый стандарт ( англ. jazz standard ), неформально эвергрин ( англ. evergreen ) — музыкальное сочинение как часть общеизвестного джазового репертуара. Джазовый стандарт — чаще всего популярная песня , реже инструментальная пьеса — используется джазменом как основа для индивидуальной или ансамблевой обработки, в условиях спонтанного музицирования либо в студии звукозаписи . Количество джазовых стандартов точно не установлено . Основной массив песен, ставших джазовыми стандартами, фигурирует в « Великом американском песеннике ». Одним из последних добавлений к классическому джазовому репертуару стали бразильские босса-новы А. К. Жобина .

Общая характеристика

Джазовый стандарт реализуется музыкантом- солистом или джазовым ансамблем (при спонтанном ансамблевом музицировании музыкальную пьесу-прототип должны знать все участники ансамбля). В ходе обработки джазмен варьирует (обычно в сторону усложнения) не только мелодию , но и гармонию , ритм , фактуру и другие элементы пьесы-прототипа, которые он индивидуально выделяет как наиболее характерные. В некоторых случаях при обработке тема может вовсе не звучать, а джазовый стандарт опознаётся знатоками и ценителями джаза по характерным гармониям, фактурным оборотам (например, basso ostinato ), ритмическому рисунку и т. п.

Большинство джазовых стандартов — популярные песни 1920-х — 1940-х годов, выпущенные нью-йоркскими издательствами Tin Pan Alley , песни из бродвейских мюзиклов , из голливудских и (реже) европейских кинофильмов . Те же популярные песни использовались и «по прямому назначению» — они исполнялись эстрадными певцами без какой-либо джазовой обработки. Наиболее репертуарные песни такого рода в традиционной поп-музыке получили название «поп-стандартов». Некоторые ходовые джазовые стандарты создавались как инструментальные пьесы ( Misty , , Take the A train , ’Round Midnight etc.) джазменами. Позднее для повышения коммерческой привлекательности они были подтекстованы, при этом подтекстовка не изменила характер и джазовой гармонии, заложенный в инструментальном оригинале. Известны также джазовые стандарты, которые пришли из академической музыки , латиноамериканской босса-новы , музыки популярных групп (например, « Битлз »).

Знать наиболее ходовые стандарты считается в среде джазменов обязательным. Издаются специальные сборники стандартов, так называемые jazzbooks и realbooks . Такие сборники содержат обычно лишь тему (на жаргоне музыкантов — «нитку») и аккордовую цифровку, а полная реализация пьесы отдаётся на откуп импровизирующим музыкантам.

Ниже следуют избранные джазовые стандарты в хронологическом порядке (указаны только композиторы, поскольку стихи не являются предметом джазовой обработки).

Стандарты 1910-х годов

Стандарты 1920-х годов

Стандарты 1930-х годов

Стандарты 1940-х годов

Стандарты 1950-х годов

Стандарты 1960-х годов

Примечания

  1. Например, известный справочник Т. Джойи содержит описания (без нотных примеров) 252 стандартов, см.: Gioia T. The jazz standards: A guide to the repertoire. New York: Oxford University Press, 2012.
  2. от 16 января 2010 на Wayback Machine на JazzStandards.com (англ.)

Литература

  • Bohländer C., Holler K.-H. Jazzführer. Sachteil. Leipzig: Peters, 1980, S. 136—327.
  • Friedwald W. Stardust melodies. New York: Pantheon Books, 2002. 416 pp. (подробный анализ и история интерпретаций 12 джазовых стандартов)
  • . 2nd ed. New York: Oxford University Press, 2021. XII, 580 p. ISBN 978-0-19-008717-3 .

Ссылки

  • (англ.)
Источник —

Same as Джазовый стандарт