Interested Article - Киргизы
- 2021-02-01
- 1
Киргизы, кыргызы ( кирг. кыргыздар /qɯrʁɯzdar/ ; ед. кыргыз /qɯrʁɯz/ ) — тюркский народ и основное население Кыргызстана . Проживают также в Узбекистане , Китае , Таджикистане , России , Казахстане , Турции и США . Язык — киргизский , входящий в киргизско-кыпчакскую подгруппу кыпчакской группы тюркских языков .
Этногенез
Современные киргизы представляют собой сложносоставной этнический коллектив, который сложился на территории современного Кыргызстана на основе смешения следующих условных компонентов :
- древнекиргизский — енисейские кыргызы Восточного Притяньшанья и Минусинской котловины ;
- огузо-карлукский — домонгольское тюркоязычное население на территории современного Кыргызствна, восходящие к средневековым племенным союзам токуз-огузов , огузов и карлуков ;
- кипчакский — кипчакские и канглийские родоплеменные объединения, о чём свидетельствуют история развития современного киргизского языка и этно-культурная близость киргизов с казахами , каракалпаками и ногайцами .
- могольский — монгольские и тюркские племена, пришедшие или сформировавшиеся в эпоху монгольского владычества в Центральной Азии.
Древний этноним «кыргыз» часто встречается в разных частях обширного тюркского мира . Древнекитайский историограф Сыма Цянь упоминает в « Исторических записках » о существовании владения древних кыргызов (隔昆, Гэкунь , Gekun) в 201 году до н. э. Сведения о вассальном хуннам владении Кыргыз (堅昆, Цзянькунь, Jiankun) в 49 году до н. э. к северу от восточных границ усуней , к западу от хунну и к северу от города Чэши ( Турфан) упоминаются в « Истории ранней династии Хань » . Советский востоковед и специалист по исторической географии Л. А. Боровкова локализовала его в Восточном Тянь-Шане к северу от хребта Боро-Хоро и к западу от пустыни Дзосотын-Элисун .
О народе, именуемом «кыргыз» и проживавшем предположительно в долине реки Енисей , писали средневековые китайские, арабо-персидские и древнетюркские источники. Енисейские кыргызы находились под властью Тюркского и Уйгурского каганатов . В VI веке распался Тюркский каганат, а после продолжительного противостояния Кыргызский каганат сокрушил в 840 году Уйгурский каганат и распространил свою власть на территорию от Иртыша до Амура .
В. В. Радлов , В. В. Бартольд и А. Н. Бернштам и считали, что процесс переселения енисейских кыргызов на Тянь-Шань был многоэтапным и, по всей видимости, начался в IX веке и завершился в XV веке.
В начале 1960-х годов с серией работ по этногенезу киргизов выступил специалист по киргизской истории К. И. Петров. Согласно гипотезе Петрова, на Алтае одна из ветвей енисейских кыргызов , в союзе с кимаками и восточными кипчаками , образовали независимые уделы. С IX по XIII вв. на Алтае и в Прииртышье шло смешение енисейских кыргызов, кимаков и восточных кипчаков. На базе этого смешения появились «алтайские кыргызы» и сложился киргизский язык .
В конце 1980-х О. Караев, Ю. С. Худяков , В. Я. Бутанаев , Т. К. Чоротегин выступили против концепции алтайского этапа развития киргизского этноса. По мнению этих исследователей, процесс формирования центрально-азиатского протоядра киргизского народа завершился до 840 г. в Минусинской котловине . Часть племён переселилась в Восточный Туркестан в результате военного похода в 843 г. в города Бешбалык и Аньси (через которые пролегал Великий шёлковый путь ). В дальнейшем именно эта группа сыграла основную роль при формировании киргизского народа .
Во многих средневековых арабо-персидских источниках имеются сведения о местах расселения этнических групп, маркируемых этнонимом «кыргыз», в IX—XII вв. н. э., в соседстве с древними уйгурами , карлуками , чигилями, ягма и кимаками . Эти сведения свидетельствуют о проживании енисейских кыргызов в Восточном Тянь-Шане ещё в домонгольскую эпоху . Кыргызы упоминаются в труде арабского географа X в. аль-Истахри «Китаб масалик ал-мамалик», в которой он пишет: «Эти горы стоят обособленно от Мавераннахра , растягиваясь до глубинной территории тюрков вплоть до местностей Илак ( Ангрен ) недалеко от кыргызов и Шаша ».
До монгольского вторжения в начале XIII века на территории современного Кыргызстана была сформирована единая этно-культурная общность, которая разговаривала на тюркском языке , разделяла общую тюрко-персидскую культуру и исповедовала ислам . Видный этнограф Абрамзон считал, что этническим ядром киргизского народа могли стать, прежде всего, тюркоязычные племена, историческая жизнь которых протекала на близко примыкающих к территории современного Кыргызстана пространствах Центральной Азии .
В XIII веке вся территория современного Кыргызстана была включена в состав монгольских государств — улусов Чагатая , а затем Хайду , а после распада последнего в XIV в. — в состав Моголистана . В этом регионе сохранялся кочевой быт, на эти земли мигрировало бо́льшее количество тюрко-монгольских кочевников в сравнении с другими регионами Монгольской империи. При превосходящей численности близких по общей кочевой культуре тюркских народов, монголоязычные племена довольно скоро подверглись тюркизации .
Несмотря на существование различных концепций появления енисейских кыргызов на Тянь-Шане, подавляющее большинство исследователей сходятся во мнении, что завершающие этапы этногенеза киргизского народа протекали в государстве Моголистан . Территория Моголистана включала в себя не только часть современного Кыргызстана, но и значительные пространства Восточного Притяньшанья и Семиречья, то есть ту устойчивую этническую территорию, на которой формировались будущие компоненты киргизского народа . В XV—XVI вв. киргизские племена, объединившись с могольскими племенами, образовали единый киргизский этнос .
Генетика
В генетическом отношении киргизы занимают промежуточное положение между Алтае-Саянским регионом Южной Сибири и степным регионами Центральной Азии — R1a1a-Z93 (42,1 %), C-M130 (33,1 %), N1a2b-P43 (12,1 %), O-M175 (3,7 %), R1b1b1-M73 (3,3 %), Q-M242 (1,2 %), G-M201 (1,2 %).
Высокая частота Y-хромосомной гаплогруппы C у киргизов объясняется интенсивными миграциями центральноазиатских степных народов в районы предполагаемого очага образования киргизского этноса. В популяции киргизов Тянь-Шаня центрально-азиатские варианты Y-хромосомной гаплогруппы С составляют 44 %. В популяции киргизов Памира частота «сибирской» Y-хромосомной гаплогруппы N1b (N1a2b) достигает 24 % .
У киргизов Китая преобладают Y-хромосомные гаплогруппы C и R1a1a .
Этноним
Этноним «кыргыз» ( др. кырг. 𐰴𐰃𐰺𐰴𐰕, Qïrqïz ) этимологически восходит к общетюркской глагольной основе «стричь», «истреблять», «уничтожать», «вырывать с корнем» (ср. с якут. кыргыс — «побоище», «сражение», «воин» , ср. с монг . — «стричь», «подрезать», Хяргас-Нуур — озеро Кыргыз Нур в Монголии).
Народная этимология связывает происхождение названия «кыргыз» к числительным «сорок» — «сорокаплеменный народ» ( тюрк . кырк «сорок» и -ыз — древний суффикс множественного числа) или кырк + гыз «сорок огузов». Слово гыз/гуз/огуз передает значение «племя» и «объединение племён» . В Юань ши приводится легенда о том, как «40 девушек земли Хань вступили в брачный союз с мужчинами Усы (верхний приток Енисея ). По этому значению и назвали свои земли» ( тюрк . кырк «сорок» и кыз «девушка»).
Некоторые исследователи (Шабалов, Усеев) высказывали предположение о связи «кыргыз» с кыргый ( кирг . кыргый «ястреб») .
Зуев расшифровывает этноним исходя из тюркской лексики кыр + кун или «степь + кун » то есть «степные гунны» . Он считал, что происхождение древних кыргызов было связано с движением гуннов на запад.
Этноним «кыргыз» в средневековых арабо-персидских источниках передавался как хырхыз , хырхыр , а в китайских — гэкунь (隔昆, Gekun ), цзянькунь (堅昆, Jiankun ), сяцзясы (黠戛斯, Xiajiasi ), цзилицзисы (吉利吉思, Jilijisi ) , в древнетюркских , древнеуйгурских и согдийских текстах — кыргыз (Qïrqïz) .
Русские в XVIII — начале XX века называли киргизами также казахов в форме киргиз-кайсаки , киргизы , киргизцы , то есть не делая разделения между казахами и собственно киргизами. Распространение на казахов названия киргизы сначала у джунгар , потом у русских, по мнению Бартольда , произошло потому, что кочевьями казахов заполнялось все пространство между кочевьями тяньшанских и енисейских кыргызов , то есть из-за географической и этнокультурной близости этих народов .
Собственно киргизов русские именовали алатай-киргиз, буруты, закаменные киргизы, дикокаменные киргизы и кара-киргизы .
Русский историк Левшин в начале XIX века:
Азиатцы называют ныне народ сей кара-киргизами , то есть черными киргизами и бурутами , а русские к сим двум именам прибавили ещё два: дикие киргизы, и закаменные киргизы . Дикими назвали их, как говорят, потому, что они храбрее киргиз-казаков и жестокостию своею ещё страшнее их в грабежах купеческих караванов. Закаменными прозвали их жители сибирские, вероятно, потому, что они живут в горах, а в Сибири, по уверению путешественников, под словами в камне и за камнем разумеют вообще горы…
… Набеги и грабежи древних или подлинных киргизов на сибирские города и селения сделали имя их столь страшным и ненавистным, что россияне, вместо брани, дали оное и казачьим ордам [казахам], которые после киргизов наиболее делали вреда южным областям Сибири…
Название бурут для обозначения тяньшаньских киргизов использовали джунгары и китайцы эпохи Цин .
Религия
Киргизы в большинстве являются мусульманами - суннитами . Как показывают достаточно подробные сведения в сочинениях, составленных в Восточном Туркестане и Фергане в XVI—XVIII вв., — « Зийа ал-кулуб », « Джалис ал-муштакин », « Рафик ат-талибин », « Тазкира-йи ходжаган », « Актаб-и Тоглук-Тимур-хан » и т. д. — исламизация киргизов завершилась не позднее первой половины XVII в.
Среди киргизов сохранились некоторые культурные реликты, восходящие к доисламским культам .
В Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая проживает небольшая уникальная этническая группа киргизов (эмель-гольские калмак-киргизы, или буддийские киргизы — фоцзяо кыргыз ) численностью несколько тысяч человек, одна часть которых исповедует ислам , а другая — буддизм в тибетско-монгольской форме .
Культура
Основу фольклора составляет трилогия эпоса « Манас »: « Манас », « Семетей », « Сейтек ». Эпос « Манас » вмещает в себя более полумиллиона строк и внесён в книгу рекордов Гиннеса как самый крупный в мире эпос и охраняется ЮНЕСКО как достояние человечества. Эпос описывает культуру, философию, мировоззрение, историю и традиции киргизского народа. Эпос отмечает огромное количество топонимических, этногенетических и исторических наименований. Известные сказители- манасчы : Саякбай Каралаев , Сагымбай Орозбаков , Жусуп Мамай и др. Существуют также малые эпосы и «дастаны», как « Эр-Тоштук », « Жаныш-Байыш », « Кожожаш », « Жаныл-Мырза », « Олжобай менен Кишимжан », « Сарынжы-Бокой », « Курманбек », « Кенен », « Алымсарык », « Кулансарык » и многие др. Также популярны сказители — акыны . Самые известные: Арстанбек Буйлаш уулу, Токтогул Сатылганов , Женижок Коко уулу , Барпы Алыкулов , Осмонкул Болобалаев , Калык Акиев , Алымкул Усенбаев , Эстебес Турсуналиев , Тууганбай Абдиев , Ашыралы Айталиев, Замирбек Усенбаев.
Киргизы устраивают так называемые конкурсы между девушками и парнями — Сармерден , и акынами — Айтыш . Айтыш — это конкурс, в котором принимают участие акыны, импровизирующие на комузе. Народную музыку киргизы разделяют на песни и кю. К кю относятся все музыкальные произведения для народных инструментов. Наиболее популярным музыкальным инструментом является трёхструнный щипковый комуз . Популярны двухструнный смычковый кыяк и язычковый металлический варган — темир ооз комуз , и деревянный — жыгач ооз комуз . Киргизский фольклор , помимо обрядовой поэзии и лирического жанра, представлен нравоучительной устной поэзией, пословицами и поговорками, загадками и сказками, мифами и легендами.
Большое место в киргизской культуре занимает национальный балет и опера. Известными на весь мир представителями балета являются Бюбюсара Бейшеналиева , Чолпонбек Базарбаев , Уран Сарбагишев , Рейна Чокоева , Айсулу Токомбаева . Оперные певцы, которые выступали на знаменитых мировых сценах принесли большую славу Кыргызстану, они: Хусейн Мухтаров , Эсенбубу Молдокулова, Сайра Киизбаева , Булат Минжилкиев , Кайылгуль Сартбаева , Анвар Куттубаева , Абдылас Малдыбаев , Эсенбу Нурманбетова , Токтоналы Сейталиев , Дарика Жалгасынова и др. Знаменитые композиторы: Абдылас Малдыбаев , Владимир Фере , Владимир Власов , Пётр Шубин, Калый Молдобасанов , Асанхан Джумахматов , Насыр Давлесов и др.
Одними из основателей национальной литературы считаются Аалы Токомбаев , Джоомарт Боконбаев , Алыкул Осмонов . Современная литература представлена произведениями таких писателей как Шербото Токомбаев , Мар Байджиев . Широкую известность получил лауреат Ленинской премии, киргизский писатель Чингиз Айтматов . Его произведения повлияли на киргизский кинематограф. Знаменитые кинорежиссёры: Толомуш Океев , Геннадий Базаров , Динара Асанова , Болот Шамшиев , Дооронбек Садырбаев, Мелис Убукеев , Нуртай Борбиев и др. Знаменитые актёры: Суйменкул Чокморов , Муратбек Рыскулов , Бакен Кыдыкеева , Болот Бейшеналиев , Таттыбубу Турсунбаева , Советбек Жумадылов , Сабира Кумушалиева , Сатыбалды и Мираида Далбаевы, Дооронбек Садырбаев, Джамал Сейдакматова и др.
Национальные игры
Среди киргизов популярны единоборства и конные игры. Национальными видами игр являются борьба курёш и алыш , скачки на иноходцах жорго салыш , конная игра улак тартыш , подбор монет с земли на скаку тыйын энмей , кыз куумай , единоборство всадников оодарыш , аркан тартмай , логическая игра тогуз коргоол , топ таш , жамбы атмай , ордо , ак чёлмёк и др. Игра тогуз коргоол представляет собой интеллектуальную игру, состоящую из овальной деревянной доски с девятью углублениями и мелких арчевых шариков. При этом каждый игрок должен переложить шарики из одного углубления в другие, производя при этом сложные вычисления. Любимы скачки байге , но апофеозом традиционных конных игр служит борьба за тушу козла улак тартыш ( кок-бору ).
По сей день киргизы разводят коней. В киргизском языке есть более десяти определений, которые дифференцируют лошадей от рождения жеребёнка и до конца жизни животного. Конь был символом благополучия: именно на конях сражались с врагами; лошадь была источником мяса, кумыса , топлива. Особенно ценятся иноходцы — жорго . Этот тип аллюра хорош тем, что он довольно быстрый и плавный, всадник меньше утомляется в дороге.
Кыргызстан предложает проводить Всемирные игры кочевников (ВИК) и нашёл в этом поддержку на саммите тюркоязычных стран. ВИК проводятся в Кыргызстане с 2014 года.
Также у киргизов популярны показательные игры с ловчими птицами и гончими псами салбуурун .
Язык
Современный киргизский язык относится к киргизско-кыпчакской подгруппе кипчакской группы тюркских языков. Киргизский язык состоит из северокиргизского , южнокиргизского диалектов, таласского говора, ферганско-кыпчакского языка .
Письменность до 1928 года в СССР и по настоящее время в Китае на основе арабского письма . С 1928 по 1940 годы для киргизов, проживавших в СССР, использовался латинский алфавит . С 1940 года была введена современная письменность на основе кириллицы .
Семья и брак
Традиционная семья носит патриархальный характер. Если в семье несколько сыновей то младший сын женившись остаётся с родителями в родительском доме, родительский дом по наследству достаётся ему. По традиции, каждый киргиз должен знать имена дедов и прадедов по мужской линии до седьмого колена — жети ата («семь отцов»). Дочь выйдя замуж становится практически членом семьи мужа. Её дети будут принадлежать роду мужа. Непосредственно перед свадьбой семья невесты устраивает той («пир») кыз узатуу — «проводы дочери».
Неоднозначную оценку в киргизском обществе получила практика « похищения невест », противоречащая уголовному законодательству и социальным устоям. Насильственное похищение невесты стало восприниматься как традиция лишь в XX веке . По данным ООН , 13,8 % киргизок в возрасте до 24 лет вышли замуж против воли .
Раньше по обычаю существовали ранние формы сватовства — кудалашуу , сватовство ещё не родившихся детей — бел куда , и младенцев — бешик куда . В первом случае о будущей свадьбе ещё не родившихся детей договаривались преданные друг другу друзья . Как правило, в будущем дети этих друзей называют их аяш ата или апа .
Национальная одежда
Традиционному киргизскому костюму присущи своеобразные черты, типичные для одежды кочевников — это удобство, многофункциональность и натуральность материалов. Женский киргизский гардероб, так же как и мужской, состоит из нательной и верхней одежды. К нательным относятся платье — кёйнёк , и шаровары. В комплекте с рубахой, мужские штаны могли быть из выделанной кожи или замши — жаргакшым , кандагай , шалбар . На груди женских рубах всегда имеется вышивка или надевается нагрудник — онур , жака , расшитые цветными нитками. Поверх надевают вышитый национальными орнаментами и узорами халат из войлока, бархата, велюра, вельвета, парчи, кожи и замши, которые называются чепкен , чапан , кементай (из белого войлока), кемсел , чыптама (с короткими рукавами) и т. д.
В холодное время года киргизы — как мужчины, так и женщины — носят шубы и тулупы, сделанные из овечьей, лисьей, волчьей, тигровой шкур и крытые тёмной тканью с меховыми воротниками — ичик , тон . Уникальными элементами женской одежды является распашная юбка — белдемчи , которую носили женщины в возрасте, и элечек — хлопчатый тюрбан, закрывающий шею и волосы, состоящий из 20-30 метров белой ткани, который наматывали на голову замужних женщин.
Головной убор элечек обычно украшали бархатными тканями и перьями птиц, пришивали к ним различные украшения из серебра, жемчуга, коралла и других ценных камней. Тюрбан имел также и практическое применение: в случае если беременная женщина по каким-либо обстоятельствам была вдали от дома, она могла распустить тюрбан и запеленать в белую ткань новорождённого ребёнка; в случае если умирал человек во время кочёвки или вдали от дома, распускали тюрбан и использовали белую ткань в качестве савана для погребения умершего.
Самым известным мужским головным убором киргизов является войлочная шляпа — калпак . Он бывает с разрезами отворотов по бокам ( Бакай-калпак ), спереди или с цельными отворотами, их украшают узорами, бархатными вставками и кисточками. В зависимости от возраста, социального положения и должности джигита отличался цвет отворотов калпака . Кроме того, существуют такие виды головных уборов как лёгкая войлочная шапочка топу , а также меховая шапка из шкур соболя, куницы, лисы, барса, норки, сурка — тебетей . У девушек подобные головные уборы украшаются пышным султаном из перьев птиц (в частности, сов ( кирг. үкү ) и журавлей ( кирг. каркыра )).
Пояс является важным атрибутом киргизской национальной одежды и делается на основе крепкой кожи, покрывается золотыми, серебряными, медными, стальными пластинками и зачастую украшается драгоценными камнями — кемер , кур . Согласно традициям, если человек, сильно обидев кого-то, осознаёт свою вину, то он должен просить прощение, повесив на свою шею пояс. После этого человек должен был простить своего обидчика.
На ноги киргизы надевают мягкие кожаные сапоги с лёгкой подошвой — ичиги или маасы . Древним видом мужской обуви были полусапожки чокой и чарык , пайчеки из недублёной кожи. Тем не менее в последние десятилетия на место традиционному киргизскому костюму приходят европейские тенденции, люди молодого и среднего возраста одеваются по общей мировой моде, но наряду с этим киргизские узоры и орнаменты как никогда актуальны в Кыргызстане и за её пределами.
Родоплеменная структура
Родоплеменная структура киргизов включает в себя два племенных союза — Отуз уул и Он уул. Племена группируются на правое ( Оң канат ) и левое ( Сол канат ) крылья.
Согласно китайским письменным источникам, оформление родоплеменной структуры у киргизов завершилось в первой половине XVI века .
Общим легендарным отцом киргизов согласно санжыре (от араб. شجرة шажара ) считается Долон-бий, у которого было три сына Ак уул (правое крыло), Куу уул (левое крыло) и Кызыл уул (группа Ичкилик). Потомки Ак уул и Куу уул вошли в племенной союз Отуз уул. Потомки Кызыл уул образовали союз Он уул.
Отуз уул (30 сыновей) :
1. Ак уул — Оң канат:
- Көкө и Наалы → Моңолдор
- Адигине → Жору, Баргы, Бөрү, Карабагыш, Пайгут, Баарын, Сарттар
- Тагай → Бугу , Сарыбагыш , Солто , Жедигер, Коңурат, Саяк , Суумурун, Тынымсейит
- Кара Чоро → Азык, Багыш, Чекир Саяк, Черик
- Муңгуш
2. Куу уул — Сол канат:
Он уул (10 сыновей) :
3. Кызыл уул — Ичкилик:
- Кыпчак, Кесек, Тейит, Каңды, Бостон, Нойгут, Найман, Дөөлөс, Ават, Оргу, Кыдыршаа .
Примечания
- . Статистический сборник (pdf). Национальный статистический комитет Кыргызской Республики (2022). Дата обращения: 27 августа 2022. 20 августа 2022 года.
- . Газета.uz (2021-0820). Дата обращения: 1 февраля 2022. 23 августа 2021 года.
- . Дата обращения: 30 декабря 2016. 30 декабря 2016 года.
- ↑ . Дата обращения: 21 декабря 2011. 5 июня 2016 года.
- . Дата обращения: 21 декабря 2011. 23 декабря 2021 года.
- (недоступная ссылка)
- . Дата обращения: 9 марта 2021. 10 декабря 2018 года.
- 16 ноября 2012 года.
- ↑ . Дата обращения: 12 января 2019. 27 марта 2019 года.
- . Дата обращения: 8 ноября 2021. 8 ноября 2021 года.
- . Дата обращения: 16 февраля 2022. 16 февраля 2022 года.
- Всеукраинская перепись населения 2001 года. от 9 марта 2012 на Wayback Machine .
- . Дата обращения: 30 декабря 2016. 30 декабря 2016 года.
- . Дата обращения: 30 декабря 2016. 30 декабря 2016 года.
- . Дата обращения: 30 декабря 2016. 30 декабря 2016 года.
- Сафаров Г. И. . — Государственное издательство, 1922. — С. 65. — 183 с. 11 июля 2020 года.
- Арзыбаев Т. К. // Материалы Первого Международного алтаистического форума «Тюрко-монгольский мир большого Алтая: историко-культурное наследие и современность». — Барнаул, Горно-Алтайск, 2019. — С. 146—149 .
- Юдин В. П. // Известия АН Каз. ССР. — 1965. — № 3 . — С. 52—65 . 6 января 2021 года.
- Народы мира. Историко-этнографический справочник. Гл. редактор Ю. В. Бромлей. М., Советская энциклопедия. 1988. Статья «Киргизы», стр. 216
- Бартольд В. В. Избранные труды по истории кыргызов и Кыргызстана. — Бишкек: Шам. — 1996. — С. 177.
- Абрамзон С.М. Вопросы этногенеза киргизов по данным этнографии. — Труды Киргизской археолого-этнографической экспедиции. — Фрунзе, 1959. — Т. III. — С. 31—48.
- Сыма Цянь. Глава 110. Повествование о сюнну. // / пер. Р. В. Вяткина и А. М. Карапетьянца. — М. : Восточная литература, 2002. — Т. VIII. 30 октября 2020 года.
- Бань Гу. Глава 94б. Повествование о сюнну // / пер. с кит. B.C. Таскина. — М. : Наука, 1973. 31 января 2020 года.
- Боровкова Л.А. [ Запад Центральной Азии во II в. до н.э. — VII в. н.э. (историко-географический обзор по древнекитайским источникам)]. — Москва: Наука, 1989. — С. 61—62. — 181 с. — ISBN 5-02-016459-3 . 21 января 2022 года.
- В. Я. Бутанаев, Ю. С. Худяков. . Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова (2000). Дата обращения: 26 июня 2020. 19 февраля 2020 года.
- Условный термин введённый в научный оборот в XX веке советскими историками для обозначения древнего и средневекового тюркоязычного населения бассейна Енисея (в отличие от киргизов Тянь-Шаня). ( от 20 марта 2019 на Wayback Machine )
- Петров К.И. Этногенез киргизов и их движение на Тянь-Шань в XIII-XV вв.. — Фрунзе: ИАН Кирг. ССР. Т. III, вып.2., 1961.
- Вопросы этнической истории киргизского народа. — Фрунзе: Илим, 1989. — С. 35, 52-54. — 140 с.
- ↑ Караев О. (отв. ред.). Земли тогузгузов, карлуков, хазлажия, хилхия, кимаков и киргизов по карте Ал-Идриси // Арабо-персидские источники о тюркских народах. — Фрунзе: Илим, 1973. — С. 6—48. — 125 с.
- ↑ Абрамзон С. М. . — Кыргызстан. — Фрунзе, 1990. — С. 480. 29 сентября 2020 года.
- Владимирцов Б. Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. // Л.: Изд-во АН СССР.. — 1934. — С. 125 .
- Балаганская О. А. Полиморфизм Y-хромосомы у тюркоязычного населения Алтая, Саян, Тянь-Шаня и Памира в контексте взаимодействия генофондов Западной и Восточной Евразии // Учреждение Российской академии медицинских наук «Медико-генетический научный центр РАМН». — 2011. (Таблица 2. Частоты гаплогрупп Y хромосомы у изученных крупных народов, этно-территориальных объединений и регионов Евразии)
- Feng Song, Mengyuan Song, Haibo Luo, Mingkun Xie, Xindi Wang, Hao Dai, Yiping Hou . от 16 июля 2021 на Wayback Machine , 24 June 2021
- ISBN 5-7859-0023-8 . / Авт. сл. статей Л. С. Левицкая, А. В. Дыбо, Г. Ф. Благова, В. И. Рассадин. — М. : Институт языкознания РАН, 2000. — С. 228-230. — 261 с. —
- ISBN 978-5-02-031093-3 . / Слепцов П. А.. — Новосибирск: Наука, 2008. — С. 322. — 616 с. —
- Pulleyblank, E. G. // Central Asiatic Journal. — 1990. — Т. 34 , вып. 1/2 . — С. 98–108 . — ISSN . 17 января 2021 года.
- / под ред. В. М. Наделяев, Д. М. Насилов, Э. Р. Тенишев, А. М. Щербак. — Ленинград: Наука, 1969. — С. 365. — 677 с. 22 апреля 2021 года.
- Кычанов Е. И. Т. V , № вып 1 . — С. 59-65 . // ИАН Киргизской ССР. — 1965. —
- Шабалов А. А., Шабалов Д. А., Шабалова М. А. Кыргызы в древности и средневековье ISBN 978-5-00133-132-2 . / Кузнецов С. М.. — Иркустк: Иркутск, 2020. — 320 с. —
- Ю.А. Зуев. . Тр. Ин-та истории [АН КиргССР]. Вып. IV (1958). Дата обращения: 22 августа 2022. 22 августа 2022 года.
- (англ.) . An Encyclopaedia on Chinese History, Literature and Art . Дата обращения: 26 февраля 2021. 1 февраля 2021 года.
- В.В. Бартольд. . — Фрунзе: Кирг. гос. изд-во, 1927. — С. 519, 524, 527. 22 августа 2022 года.
- М. И. Венюков . от 16 декабря 2021 на Wayback Machine // Записки Императорского Русского географического общества . 1861, кн. 4
- А.И. Левшин. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей / соч. Алексея Левшина. — СПб. : Тип. Карла Крайя, 1832.
- Mullerson R. (англ.) . — Taylor&Francis, 2014. — P. 182. — ISBN 9781317792536 .
- от 2 декабря 2007 на Wayback Machine
- . russian.china.org.cn. Дата обращения: 19 июня 2018. 1 июня 2018 года.
- . publikacia.net. Дата обращения: 10 ноября 2019. 10 ноября 2019 года.
- Мухаммад-Дост, З. . Central Asia Analytical Network (31 августа 2019). Дата обращения: 22 октября 2019. 30 декабря 2019 года.
- Жетигенова, А., Яромщук, Т. . Радио Азаттык (26 декабря 2018). Дата обращения: 22 октября 2019. 11 августа 2019 года.
- Кармазин И. . Известия (21 апреля 2019). Дата обращения: 22 октября 2019. 20 октября 2019 года.
- Ибраимов О. . — Центр Гос. языка и энциклопедии, 2001. — С. 278. — 546 с.
- . classes.ru. Дата обращения: 13 ноября 2019. 14 августа 2017 года.
- . classes.ru. Дата обращения: 13 ноября 2019. 5 сентября 2019 года.
- . — Материалы по истории кыргызов и Кыргызстана (Извлечения из китайских источников II в. до н. э. - XVIII в.). — Бишкек: КТУ Манас, 2003. — Т. 2. — С. 202—210. 5 декабря 2020 года.
Литература
- Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. — Л.: Наука , 1971. — 404 с. (Переизд.: Фрунзе: Кыргызстан, 1990. — 480 с. — ISBN 5-655-00518-2
Ссылки
- / Г. Ю. Ситнянский, Г. В. Дзибель, Е. М. Фраёнова // Канцелярия конфискации — Киргизы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 772. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 13). — ISBN 978-5-85270-344-6 .
- // / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. ; редкол.: В. П. Кривоногов , Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3 . от 29 ноября 2014 на Wayback Machine
- 2021-02-01
- 1