Союз коммунистической молодёжи Румынии
- 1 year ago
- 0
- 0
«Манифе́ст Коммунисти́ческой па́ртии» ( нем. Manifest der Kommunistischen Partei ) — работа Карла Маркса и Фридриха Энгельса , в которой авторы декларируют и обосновывают цели, задачи и методы борьбы зарождавшихся коммунистических организаций и партий.
В этом важном марксистском сочинении констатируется, что вся предшествующая история человечества есть история борьбы классов . Авторы провозглашают неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата , которому предстоит построить бесклассовое коммунистическое общество с общественной собственностью на средства производства .
В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс излагают своё видение законов общественного развития и неизбежности смены способов производства. Важное место в «Манифесте» занимает критический обзор различных немарксистских теорий социализма и реакционных «псевдосоциалистических» учений. Так, жёстко критикуется утопичный «грубый и непродуманный коммунизм» тех, кто просто распространял принцип частной собственности на каждого («общая частная собственность»). Кроме того, в «Манифесте» говорится, что коммунисты как самая решительная часть пролетариата «не являются особой партией, противостоящей другим рабочим партиям», а также «повсюду поддерживают всякое революционное движение, направленное против существующего общественного и политического строя» и «добиваются объединения и соглашения между демократическими партиями всех стран».
«Манифест» начинается словами: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо , французские радикалы и немецкие полицейские». Заканчивается он следующими предложениями: «Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир», — за которыми следует знаменитый исторический лозунг: « Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ».
Впервые издан 21 февраля 1848 года в Лондоне . Переиздавался многократно, в том числе и при жизни авторов, однако изменения не вносились. В предисловии к немецкому изданию 1872 года Энгельс отмечал: «Однако „Манифест“ является историческим документом, изменять который мы уже не считаем себя более вправе».
«Манифест» был написан по поручению тайного пропагандистского общества « Союз справедливых », организованного немецкими эмигрантами, с которыми Маркс познакомился в Лондоне (и после принятия в его ряды Маркса и Энгельса в 1847 году переименованного в « Союз коммунистов »).
Первый конгресс «Союза справедливых» 2—9 июня 1847 года поручил Энгельсу подготовить текст программного документа организации. Первоначальный текст Энгельса получил название «Проект Коммунистического символа веры». В конце октября, прибыв в Париж и обнаружив, что написанный немецким социалистом Мозесом Гессом проект программного манифеста неприемлем, Энгельс перерабатывает свой материал в текст « ». 23 ноября в письме Энгельса к Марксу изложено желание преобразовать текст из катехизиса в манифест.
По решению второго конгресса «Союза коммунистов» 29 ноября — 8 декабря 1847 года Маркс при помощи Энгельса и подготовил текст «Коммунистического манифеста» как программы международной организации революционного пролетариата. «Манифест» был закончен Марксом в Бельгии в январе 1848 года, когда центральный комитет «Союза коммунистов» потребовал прислать рукопись к 1 февраля 1848 года.
Впервые «Манифест Коммунистической партии» был анонимно издан в Лондоне на немецком языке 23-страничной брошюрой в тёмно-зелёной обложке. Относительно точной даты его выхода в свет существуют разночтения — в разных источниках указывается 15 февраля, 21 февраля, 26 февраля 1848 года. В любом случае, брошюра переиздавалась тогда по крайней мере трижды, а 3 марта, за день до выдворения Маркса полицейскими из Бельгии, её текст перепечатала немецкая эмигрантская газета Deutsche Londoner Zeitung . 20 марта тысяча экземпляров «Манифеста» достигла Парижа, а в Германию они попали в начале апреля.
Предисловие «Манифеста» указывало, что он издаётся на разных языках. Вслед за немецким оригиналом вскоре вышли переводы на польский, датский, шведский, а в 1850 году — и на английский язык. Деятель чартистского и коммунистического движения Джордж Джулиан Харни опубликовал английскую версию в переводе социалистки, феминистки и журналистки Хелен Макфарлейн (писала под псевдонимом Говард Мортон), причём в предисловии впервые назывались авторы «Манифеста», которые в предыдущих изданиях оставались неизвестными.
Начавшиеся по всей Европе революции 1848 года обеспечили идеальный момент для публикации этого революционного документа, однако с ним могло ознакомиться незначительное количество людей, и особенного влияния на те события он не оказал. Единственным исключением был Кёльн , где выходившая значительным тиражом газета Маркса Neue Rheinische Zeitung популяризовала «Коммунистический манифест» и его идеи.
Массовый интерес к документу возник уже в 1870-х годах благодаря деятельности Первого интернационала , Парижской коммуне и судебному процессу против СДПГ , на котором отрывки из «Манифеста» зачитывались стороной обвинения. Таким образом, по закону стало возможным легально публиковать «Манифест» в Германии, и в 1872 году Маркс и Энгельс быстро подготовили новое немецкое издание. В общей сложности, лишь за 1871—1873 годы вышло 9 редакций «Манифеста» на 6 языках. В 1872 году первое издание в США подготовила суфражистка Виктория Вудхалл .
Новые массовые социал-демократические партии распространяли текст «Манифест коммунистической партии» по множеству стран. В предисловии к английскому изданию 1888 года Энгельс отмечал: «…история „Манифеста“ в значительной степени отражает историю современного рабочего движения ; в настоящее время он несомненно является самым распространенным, наиболее международным произведением всей социалистической литературы, общей программой, признанной миллионами рабочих от Сибири до Калифорнии» .
Первым переводчиком «Манифеста Коммунистической партии» на русский язык, возможно, был соратник и оппонент Маркса с Энгельсом по I Интернационалу, видный теоретик анархизма Михаил Бакунин . «Манифест» был напечатан в типографии « Колокола » и опубликован в 1869 году в Женеве. Второе издание появилось там же в 1882 году в переводе Георгия Плеханова со специальным предисловием Маркса и Энгельса, в котором они задаются вопросом, может ли русская община стать инструментом перехода к коммунистической форме общего владения, минуя капиталистическую стадию, которую проходят западноевропейские общества. Первый украинский перевод «Манифеста» подготовила писательница Леся Украинка .
Точных сведений об общем количестве изданий «Манифеста Коммунистической партии» нет. Но только в СССР к 1 января 1973 года было выпущено 447 изданий «Манифеста» общим тиражом 24 341 000 экземпляров на 74 языках.
Новый всплеск интереса к труду Маркса и Энгельса наблюдается в XXI веке. В 2012 году было подготовлено новое английское издание «Манифеста» с предисловием ведущего историка-марксиста Эрика Хобсбаума . С 2010 года канадское академическое издательство , специализирующееся на изложении классических радикальных текстов в форме комиксов или манги , издавало «Иллюстрированный Манифест Коммунистической партии» ( Communist Manifesto Illustrated ) в четырёх частях комикса.
Авторы «Манифеста» заявляют, что по Европе бродит «призрак коммунизма » ( das Gespenst des Kommunismus ), против которого объединились различные силы Старой Европы ( des alten Europa ). Манифест призван изложить коммунистическую точку зрения. Прежде всего история — это борьба классов ( Klassenkampf ). Древний Рим сменяют Средние века , за которыми следует эпоха буржуазии . «Пар и машина произвели революцию в промышленности». Буржуазия стирает национальные различия и способствует космополитическим настроениям, подчиняя «варварские нации» цивилизованным, а Восток — Западу. Однако буржуазия ( Bourgeoisie ) выковала оружие несущее ей смерть — пролетариат , современных рабочих. При этом рабочие в условиях машинного производства становятся простым придатком ( Zubehör ) машины. У них стирается национальный характер, а мораль и религия превращаются в «буржуазные предрассудки» ( bürgerliche Vorurtheile ).
Коммунисты выражают интересы пролетариата и борются за его политическое господство. Основная цель коммунизма: «уничтожение ( Aufhebung ) частной собственности». Далее авторы манифеста говорят об «общности жён» ( Weibergemeinschaft ), замечая, что эта практика в форме проституции и адюльтера существовала всегда, и что только коммунистическое общество с новыми общественно-экономическими отношениями способно прекратить эту практику. Также заявляется, что «у рабочих нет отечества» ( Die Arbeiter haben kein Vaterland ). Коммунистическая революция , по мысли авторов Манифеста, будет разворачиваться посредством экспроприации собственности, создания национального банка ( Nationalbank ), централизации транспорта в руках государства, создании государственных фабрик ( Nationalfabriken ) и промышленных армий ( industrieller Armeen ). В результате на смену буржуазному обществу придут « ассоциация » (Association).
В качестве реакционных альтернатив буржуазному обществу авторы Манифеста называют «феодальный», «мелкобуржуазный», «немецкий», «консервативный» и «утопический» социализм , который враждебен интересам рабочего движения.
Грядущая «немецкая буржуазная революция » ( deutsche bürgerliche Revolution ) провозглашается прологом ( Vorspiel ) « пролетарской революции ». Манифест завершается возгласом, что пролетариям нечего терять «кроме своих цепей», «приобретут же они весь мир». «Пролетарии всех стран ( Länder ), объединяйтесь!».
В главе «II. Пролетарии и коммунисты» приводится краткая программа перехода от капиталистической общественной формации к коммунистической, совершаемая насильственным путём господства диктатуры пролетариата .
Пролетариат использует своё политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, то есть пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил.
Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, то есть при помощи мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают самих себя и неизбежны как средство для переворота во всем способе производства.
Сама программа содержит 10 пунктов:
Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах.
Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры:
- Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
- Высокий прогрессивный налог .
- Отмена права наследования.
- Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
- Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
- Централизация всего транспорта в руках государства.
- Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
- Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
- Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.
- Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.
После ликвидации капиталистических отношений диктатура пролетариата исчерпает себя, и должна будет уступить место «ассоциации индивидов». Сущность этой ассоциации, принципы её организации и функционирования в «Манифесте» не определяются.
Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер. Политическая власть в собственном смысле слова — это организованное насилие одного класса для подавления другого. Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путём революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и своё собственное господство как класса.
На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.
Некоторые цели, намеченные в Манифесте, на сегодня утратили актуальность во многих странах, например:
«Манифест Коммунистической партии» оказал огромное влияние на умы мыслителей конца XIX — начала XX века , он является базовым документом для программ коммунистических партий всех стран.
«Манифест Коммунистической партии» и « Капитал » являются двумя из наиболее важных публикаций 19-го века, весьма влиятельные и по сей день.
Ко столетию «Манифеста» были выпущены две марки СССР 1948 года, различающиеся номиналом и расцветкой, с портретами Маркса, Энгельса и титульным листом русского издания «Манифеста». В 1966 году заголовок «Манифеста» и портреты Маркса и Энгельса были изображены на марке ГДР , посвящённой 20-летию СЕПГ . В 2020 году в КНР была выпущена марка, посвящённая 100-летию первой полной публикации «Манифеста» на китайском языке , на ней изображён осуществивший тот перевод , а также обложки китайской версии «Манифеста» .