Interested Article - Дом Пелагеи Кетчер

До́м Пелаге́и Васи́льевны Ке́тчер ( Музе́й Васи́лия Пу́шкина ) — деревянный особняк, возведённый в 1819 году в стиле классицизм по инициативе Пелагеи Кетчер — жены владельца завода хирургических инструментов Христофора Кетчера. Здание предназначалось для сдачи в частный наём и с 1824 по 1830 год его снимал Василий Пушкин — дядя поэта Александра Пушкина . В 1988 году правительство Москвы выпустило постановление о создании в доме филиала Государственного музея Александра Пушкина , посвящённого жизни Василия Пушкина. Музей открылся для посещения после длительной реставрации в 2013 году .

История

Портрет Василия Пушкина, 1810
Здание во время реконструкции, 2012 год

В середине XVIII века участок принадлежал дочери генерал-майора Алексея Сухотина Елене. При ней была возведена каменная усадьба, данных о которой практически не сохранилось. Впоследствии дом приобрёл капитан первого ранга Пётр Хомутов, он владел участком вплоть до пожара 1812 года . Во время отхода французских войск из Москвы все находившиеся на территории здания сгорели. Позднее землю приобрела Пелагея Кетчер — жена владельца завода хирургических инструментов Христофора Кетчера и мать переводчика Николая Кетчера . По её инициативе на основе сохранившегося после пожара каменного фундамента был построен одноэтажный деревянный особняк в стиле классицизм, предназначенный для сдачи внаём. Деревянный сруб обшили досками и покрасили масляной краской, что делало дом внешне похожим на каменный. Центральная часть фасада была с ризалитом , украшенным фронтоном и портиком с пилястрами дорического ордера . Во дворе обустроили сад, в котором также располагались хозяйственные постройки .

Парадным входом служил деревянный тамбур на юго-западном углу особняка, задняя половина которого отделялась перегородкой и использовалась как чулан . Из тамбура можно было попасть в прихожую с двумя окнами, а оттуда в залу, занимавшую северо-западную часть дома. В торцевой части комнаты располагались две одинаковые двери, одна из которых вела в буфет. Вторая дверь вела в гостиную с тремя окнами и двумя угловыми печами, из которой также можно было попасть в малую гостиную с камином. Рядом с кухней находилась лакейская, выходившая во двор .

С 1824 по 1827 год дом снимал писатель Василий Пушкин. При его жизни дом на Cтарой Басманной был одним из центров сбора московской интеллигенции: в особняке бывали князья Вяземские , Пётр Шаликов , барон Антон Дельвиг , Адам Мицкевич , Николай Карамзин , Константин Батюшков и другие . Считается, что Александр Пушкин посещал дядю в 1826-м, сразу после окончания вынужденной ссылки в Михайловском .

… я нижеподписавшийся коллежский асессор — Василий Львов Пушкин дал сие условие госпоже титулярной советнице Пелагее Васильевне Кетчеровой в том что нанял я у нея госпоже Кетчеровой … для жительства Пушкина деревянной на каменном фундаменте дом со всеми принадлежностями как то — большой с антресолями корпус, Людской флигель с конюшнею, каретным сараем и погребом, Состоящей в Москве Басманной части 3мъ квартале по № 238мъ … Из договора о найме Василием Пушкиным дома Кетчер

В 1828 году семья Кетчеров продала дом купчихе Елизавете Ценкер, при которой здание неоднократно перестраивалось. После революции 1917-го в нём и в близлежащих хозяйственных постройках были образованы коммунальные квартиры . С началом НЭПа часть усадьбы передали в ведение загса Бауманского района . В 1970-е годы правительством Москвы была инициирована программа по расселению коммунальных квартир, в результате которой дом передали под управление одному из трестов Министерства жилищного-гражданского строительства РСФСР . Начиная с 1980-х годов по инициативе Главного управления культуры Моссовета в особняке воссоздали анфиладу парадных комнат, а также реконструировали главный фасад . После обновления особняка в нём разместили Российский конструкторско-технологический институт .

В 1998 году правительство Москвы выпустило постановление «О неотложных мерах по сохранению памятника истории и культуры „Дом Василия Львовича Пушкина“» и созданию в здании филиала Государственного музея Александра Пушкина. В этом же году здание закрыли на масштабную реконструкцию, которая из-за отсутствия финансирования стартовала только в 2012-м. По результатам работ были восстановлены интерьеры начала XIX века , отреставрированы анфиладные двери, благоустроен цокольный этаж — в нём разместили вестибюль, гардероб, инженерно-хозяйственные службы. На первом этаже воссоздали паркет и деревянные перекрытия .

В 2013 году здание стало лауреатом конкурса правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация 2013» в номинации «За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ» .

Музей Василия Пушкина

Памятная доска на стене дома, 2015 год

Открытие музея состоялось 6 июня 2013 года и было приурочено ко дню рождения Александра Пушкина . Из-за отсутствия архивных документов сотрудники музея не смогли восстановить интерьеры комнат такими, какими они были при Василии Пушкине — поэтому воссоздали типичную обстановку дворянского дома начала XIX века . По состоянию на 2018-й в музейное собрание входят более 1600 экспонатов, собранных сотрудниками с 1988 по 2012 год .

Выставочное пространство начинается с подвала, где хранятся предметы и изразцы , сохранившиеся после пожара 1812 года . В передней на первом этаже стоят диван из красного дерева и зеркало, у которого для создания эффекта присутствия разложены визитные карточки гостей Василия Пушкина . Из комнаты можно попасть в залу, восстановленную по документам начала XIX века: в оконных проёмах расположены зеркала, а на стенах висят изображения друзей и родственников хозяина дома и полотна с видами Москвы. Особую ценность представляет портрет Василия Пушкина, выполненный неизвестным художником, картины Фёдора Алексеева , рукописный альбом Елизаветы Бибиковой , а также графическое изображение брата писателя Сергея Пушкина работы Карла Гампельна .

К зале примыкает людская, в ней проживал камердинер Игнатий Хитров. В комнате стоят платяной шкаф, рукомой, а также ретирадное кресло — неотъемлемые составляющие комнат для прислуги того времени. Из людской можно попасть в гостиную, где висят полотна с изображениями мест, где бывал Василий Пушкин. В начале XIX века комната использовалась для званых вечеров: на встречах бывали министр юстиции и поэт Иван Дмитриев , издатель « Московских ведомостей » Пётр Шаликов , библиофил Сергей Соболевский , а также племянник Александр Пушкин. В столовой находится сервант с серебряными чайными приборами , сестры В. Л. Пушкина. Арзамасский гусь в яблоках на консольном столике — символ литературного общества «Арзамас» , старостой которого был Василий Пушкин .

Отдельная экспозиция посвящена произведению « Опасный сосед », написанному Василием Пушкиным в 1811 году и впервые опубликованному в России только в 1901-м. Выставочное пространство изображает противостояние двух литературных течений — карамзинистов и шишковистов . Рядом расположен кабинет Пушкина, в котором сохранены книжные шкафы с книгами из семейной библиотеки. Экспозиция завершается комнатами на антресолях, где хранятся вещи, которые характеризуют личность Александра Пушкина: саквояж, бумаги, цилиндр, а также предметы со времён его обучения в Царскосельском лицее .

Тем не менее, экспозиция дома включает в себя ряд экспонатов, являющихся историческими фальсификатами . В качестве двух наиболее почётных экспонатов в музее хранятся подделки, созданные печально известным фальсификатором истории Раменским , проведшим во второй половине XX-го века масштабную мистификацию истории своей семьи, якобы стоявшей у истоков российского образования. К этим фальсификатам, «преподнесённым в дар» ещё Пушкинскому музею, относятся распашонка (или, как её стали называть в современных публикациях, «крестильная рубашка») Пушкина и «полотенце Арины Родионовны». Руководитель департамента культуры города Москвы Александр Кибовский назвал рубашку «святыней отечественной культуры» . В рассказах журналистов о музее не обходится без упоминания этих псевдо-артефактов, хотя, как правило, и говорится об их, по меньшей мере, сомнительном происхождении .

Примечания

  1. .
  2. . Сириус. Дата обращения: 19 октября 2018. 10 ноября 2018 года.
  3. .
  4. . ArtTube. Дата обращения: 20 октября 2018.
  5. . Государственный музей А. С. Пушкина. Дата обращения: 19 октября 2018. 30 октября 2018 года.
  6. , с. 128—140.
  7. . KudaGo. Дата обращения: 20 октября 2018. 11 ноября 2018 года.
  8. Алексей Дедушкин. . Узнай Москву. Дата обращения: 19 октября 2018. 10 ноября 2018 года.
  9. Дарья Лебедева. . Узнай Москву. Дата обращения: 19 октября 2018. 10 ноября 2018 года.
  10. .
  11. . Музеи России. Дата обращения: 19 октября 2018. 10 ноября 2018 года.
  12. . Прогулки по Москве. Дата обращения: 19 октября 2018. 30 октября 2018 года.
  13. . Государственный музей А. С. Пушкина. Дата обращения: 20 октября 2018. 30 октября 2018 года.
  14. . IntoMoscow. Дата обращения: 20 октября 2018. 15 октября 2018 года.
  15. . Государственный музей А. С. Пушкина. Дата обращения: 20 октября 2018. 31 октября 2018 года.
  16. Виктория Пешкова. . Ревизор (25 мая 2018). Дата обращения: 21 октября 2018. 10 ноября 2018 года.
  17. . Культура.рф. Дата обращения: 20 октября 2018. 10 ноября 2018 года.
  18. . KudaMoscow. Дата обращения: 20 октября 2018. 10 ноября 2018 года.
  19. Наташа Алексеева. . Shagau.ru (30 ноября 2013). Дата обращения: 19 октября 2018. 8 января 2017 года.
  20. . TimeOut. Дата обращения: 20 октября 2018. 10 ноября 2018 года.
  21. Козлов В. П. Обманутая, но торжествующая Клио. Подлоги письменных источников по российской истории в XX веке. — М. : Российская политическая энциклопедия , 2001. — 224 с. ISBN 5-8243-0108-5
  22. Собянин в гостях у Пушкина // Московский комсомолец. 7 июня 2013
  23. от 3 апреля 2017 на Wayback Machine // Вечерняя Москва. 10 февраля 2017

Литература

  • Булавкина Т. М., Степанский А. Д. Вестник Архивиста: посвященный 200-летнему юбилею А.С. Пушкина. Специальный выпуск. — Москва: Российское общество историков-архивистов, 1999. — С. 128—140. — 298 с. — ISBN 978-5-386-08511-7 .
  • Вострышев М. И. , Шокарев С. В. Вся Москва от А до Я. Энциклопедия. — Москва: Алгоритм, 2011. — 608 с. — ISBN 978-5-4320-0001-9 .
  • Резвин В. А. Прогулки по Москве. Москва деревянная: что осталось. — Москва: Эксмо, 2017. — 520 с. — ISBN 978-5-699-96133-7 .
  • Фочкин О. В. Москва. Городские легенды. — Москва: Алгоритм, 2016. — С. 128—140. — 628 с. — ISBN 978-5-386-08511-7 .
Источник —

Same as Дом Пелагеи Кетчер