Interested Article - Пигмалион и Галатея (картина Жерома)
- 2020-08-29
- 2
«Пигмалион и Галатея» ( фр. Pygmalion et Galatée ) — картина французского художника Жана-Леона Жерома , написанная им в 1890 году . Жером получил достойное академическое образование и обзавёлся значительными связями в мире искусства, познакомившись в том числе с Полем Деларошем , Шарлем Глейром и Теофилем Готье . Пользуясь успехом на ниве государственных заказов, он постепенно склонялся к ориентализму , а также занялся скульптурой. В этой картине Жером обратился к классическому мифу о Пигмалионе — мастеру резьбы по слоновой кости и созданной им девушке-скульптуре, которую по его просьбе оживила богиня Афродита . В работе запечатлён момент когда Пигмалион понял, что Галатея ожила, и они сливаются в поцелуе. Перед написанием картины, Жером вылепил из гипса и вытесал из мрамора несколько композиций с данным сюжетом, неоднократно повторённым им в разных интерпретациях в живописи и скульптуре. Пройдя через несколько частных собраний, в настоящее время картина выставляется в Метрополитен-музее в Нью-Йорке .
История
Французский живописец Жан-Леон Жером (1824—1904) родился в семье ювелира и торговки в небольшом городке на швейцарской границе. Окончив школу с отличием в химии, физики и живописи, в возрасте 16 лет он отправился в Париж , где поступил в художественную студию Поля Делароша , находившегося в то время на пике своей славы. Получив достойное академическое образование, Жером отправился в Италию вместе с Деларошом, закрывшим свою студию. После возвращения на родину, Жером некоторое время проработал с Шарлем Глейром и в 1847 году выставил свои первые картины на парижском салоне 1847 года, где был замечен поэтом и критиком Теофилем Готье , привлекшего внимание публики к молодому художнику, на которого сразу посыпались как государственные, так и частные заказы. В середине 1850-х годов Жером совершил свою первую поездку на Ближний Восток , где изучил обычаи разных народов, сохранив страсть к путешествиям на всю оставшуюся жизнь. Используя реализм для изображения фантастического сюжета, Жером стал самым видным представителем ориентализма как нового художественного течения, заключавшегося в изображении экзотических мест и сцен, таких как гарем или невольничий рынок. Его студия была местом встречи художников, актеров и писателей, а сам он стал легендарным и уважаемым мастером, известным своим язвительным остроумием, пренебрежительным отношением к дисциплине, вместе с жёстко регламентированными методами преподавания. Став очень богатым человеком и знаменитым художником, Жером использовал своё положение, чтобы противостоять новым стилям живописи, особенно ненавидимому им импрессионизму .
В 1878 году Жером заинтересовался скульптурой, в которой проявился его интерес к древнегреческому искусству . Как и большинство скульпторов XIX века, Жером сначала лепил полноразмерную гипсовую модель, по которой вырезал из мрамора готовую статую . В период с 1890 по 1893 год Жером создал несколько живописных и скульптурный вариаций «избитой» темы сказания о Пигмалионе и Галатее из поэмы « Метаморфозы » Овидия , в которой рассказано большое число мифов о том, как боги даруют жизнь фигурам из земли и камня . Именно этот сюжет оказался подходящим для воплощения Жеромом как академистом , стремившимся к скрупулёзной точности в деталях, из-за которых скульптура может показаться живой .
Одинокий кипрский скульптор Пигмалион никак не мог найти свою любовь, будучи разочарованным пороками и несовершенствами смертных женщин, ввиду чего начал высекать из мрамора женскую статую в натуральную величину, в которой бы воплотился его идеал, невозможный среди простых смертных. Чем больше времени он проводил у статуи, тем больше он привязывался к ней, целуя и обнимая её, но сознавая, что его прекрасное творение является лишь жестким и холодным камнем. Находясь в отчаянии, Пигмалион отправился на фестиваль, посвящённый богине красоты и любви Венере , где попросил у неё найти ему похожую на статую жену, не решившись из-за чувства стыда сказать о своём стремлении оживить мраморную женщину. Венера, услышавшая мольбу Пигмалиона и знавшая о его истинном желании, решила исполнить его мечту. Когда Пигмалион вернулся домой, он поднялся на пьедестал к каменной статуе и как прежде поцеловал её, ожидая того же обычного холодного ощущения. Однако его губы почувствовали тепло, а твердый камень под его руками стал смягчаться и отвечать на его прикосновения. В чувстве изумления и восторга скульптор продолжал целовать и обнимать своё ожившее творение, заверяя себя в том, что желание всей его жизни оказалось не просто мечтой .
Судьба
Данная картина является самой известной из трёх версий, написанных, вероятно, по полихромной гипсовой, а впоследствии мраморной статуе работы Жерома , выставлявшейся на парижском салоне 1892 года (коллекция Херст-касла , , штат Калифорния , США ) . К тому времени уже было хорошо известно, что античные статуи являлись цветными . На всех картинах был изображён момент, когда статуя Галатеи обрела жизнь с помощью Афродиты по просьбе Пигмалиона, но с нескольких сторон, в связи с чем зритель может наблюдать за происходящим с разного ракурса .
В 1892 году картина была куплена Чарлзом Тайсоном Йерксом у Жерома через парижскую компанию « Boussod, Valadon & Cie » за 11,250 французских франков . В то же время, одна уменьшенная копия картины была продана российскому императору . Оригинал хранился в в Нью-Йорке, и через пять лет после смерти Йеркса, в 1910 году, за 4 тысячи долларов США был продан , а в 1927 году куплен Луисом С. Рэгнером . В настоящее время картина находится под номером 27.200 в коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке ( штат Нью-Йорк , США ) .
Описание
На картине изображён наиболее яркий и характерный момент мифа, когда конфликт между холодной жёсткостью статуи и мягким теплом умелого резчика по камню сменяется пониманием Пигмалиона, что он своим поцелуем оживил Галатею . Первый взгляд на картину сразу направляется на полностью обнажённую женщину-статую как самую лёгкую и контрастную фигуру, являющуюся центром полотна. Галатея стоит спиной к зрителю на специальной поворачивающейся платформе, за которой работал скульптор. На основании статуи у её ног находится высеченная из камня рыба, являющаяся намёком Жерома на то, что Галатея фигурирует в греческой мифологии как морская нимфа . Превращение жёсткого камня в живую плоть начинается чуть выше колен Галатеи, таким образом мягко разделяя её тело на живую теплую розовую верхнюю и холодную белую нижнюю части. Пигмалион, стоящий на кончиках пальцев ног на деревянном ящике, тянется к Галатее, страстно целуя и крепко обнимая её. Галатея, согнувшись, отвечает объятьями на энергичный порыв Пигмалиона, признаком которого является развевающаяся рабочая синяя тога и лежащий на полу молоток, оброненный после того как он понял, что желание сбылось. В правом верхнем углу в воздухе парит бог любви Амур , направляющий стрелу на счастливую пару .
Слева Галатеи стоит ступенчатая лестница, соотносимая с положениями ног Пигмалиона и Галатеи, будто бы они в объятьях в какой-то момент продолжат своё движение. Прямо напротив Пигмалиона слева Галатеи находится ещё один деревянный ящик, вносящий в нижнюю часть картины некоторую долю симметрии при наличии сильной диагональной оси, создаваемой расположением лестницы. С правой стороны картины к стене прислонён щит воина, символизирующий некоторую жертвенность происходящего и победу над смертью. На полке стоят две театральные маски с гипертрофированными чертами лица — мужская и женская, представляющие традиционную пару комедии и трагедии, намекая на некую театральность сюжета и наигранность эмоций . На левой стороне картины полка продолжается, и на ней стоят три статуэтки, относящиеся к сюжету данного мифа: бюст Дианы , олицетворяющей целомудренную скромность, которую искал Пигмалион среди распущенных кипрских женщин; мать, обнимающая своего ребёнка, является символом материнства и отсылкой к Галатее с сыном Пафосом , рождённым от Пигмалиона; женщина, сидящая в кресле и держащая в руке зеркало, представляет презираемых Пигмалионом тщеславных киприоток, заботящихся лишь о своей красоте . Над статуэтками висит картина, изображающая пасторальную жизнь в античной Греции .
Во многих картинах Жерома, в частности в работе « Фрина перед Ареопагом », показаны сцены из жизни общества, в котором доминируют мужчины, а женщины считаются неполноценными. В данной картине Галатея стоит выше Пигмалиона, и для того, чтобы достичь её, он должен подняться до её уровня, либо она должна присесть, чтобы принять его любовь. Однако, так как чистая и нежная Галатея является созданием Пигмалиона, а значит, и его рабыней, она находится в вечном долгу перед ним за полученную жизнь и вынуждена любить его, несмотря на свои собственные желания . Возможно в картине также содержится отсылка к политической жизни Франции времён Жерома, когда победа демократии казалась фантастикой, как и ожившая Галатея .
Влияние
Репродукция картины висит на стене фона двух версий работы Жерома « Модель скульптора » 1890—1895 годов, где он изобразил себя лепящим статую танагрянки с сидящей около него натурщицей Эммой рядом с масками и доспехами гладиатором в нарочно театрализованной обстановке ( в Стоктоне , штат Калифорния ; в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк ) .
Примечания
- . . Дата обращения: 6 января 2016. Архивировано из 14 января 2015 года.
- . . Дата обращения: 28 декабря 2015. Архивировано из 24 сентября 2018 года.
- ↑ . . Дата обращения: 6 января 2016. Архивировано из 18 декабря 2015 года.
- ↑ . . Дата обращения: 6 января 2016. 24 декабря 2015 года.
- ↑ . Метрополитен-музей . Дата обращения: 6 января 2016. 28 ноября 2015 года.
- ↑ Alan Dorin. . — Университет Монаша , 2006. — P. 10. — 13 p. 21 февраля 2015 года.
- ↑ . . Дата обращения: 8 января 2016. 23 декабря 2015 года.
- ↑ Emily Bedard. . Лайм-академия-колледж изобразительных искусств (23 апреля 2006). Дата обращения: 6 января 2016. 5 марта 2016 года.
- . . Дата обращения: 6 января 2016. 4 марта 2016 года.
- ↑ . Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана . Дата обращения: 8 января 2016. 13 января 2018 года.
- ↑ , с. 18.
- ↑ , с. 82.
- ↑ . Га-Арец (19 июня 2014). Дата обращения: 8 января 2016. 7 апреля 2016 года.
- . The Eclectic Light Company (7 февраля 2016). Дата обращения: 10 октября 2016. 25 октября 2021 года.
Литература
- Gary Tinterow. . — Metropolitan Museum of Art, 1987. — 158 p. — ISBN 9780870994579 . (англ.)
- . — Palgrave Macmillan , 2013. — 196 p. — (Semiotics and Popular Culture). — ISBN 9781137376855 . (англ.)
Ссылки
- . Метрополитен-музей . (англ.)
- 2020-08-29
- 2