Interested Article - Шлиман, София

Софи́я Шли́ман , урождённая Софи́я Энгастроме́ну ( греч. Σοφία Εγκαστρωμένου , 12 января 1852 , Афины 27 октября 1932 , там же) — греческая благотворительница и меценат , археолог . Вторая жена предпринимателя и археолога Генриха Шлимана , мать дипломата Агамемнона Шлимана . Принимала участие в раскопках своего супруга в Трое и Микенах в 1873—1878 годах. Созданный Шлиманом миф прочно ассоциировал её с « Кладом Приама », в диадеме и ожерельях из которого она была сфотографирована. После кончины мужа активно занималась благотворительностью, оплачивала раскопки Вильгельма Дёрпфельда , основала первую в Греции туберкулёзную лечебницу и женское медицинское училище, некоторое время финансировала первый греческий журнал для женщин. Известна также политической и личной поддержкой Элефтериоса Венизелоса .

Первая половина жизни: жена Шлимана (1852—1890)

Происхождение. Ранние годы

София Энгастромену — дочь греческого купца Георгиоса (или Константина) Энгастроменоса и Виктории, урождённой Геладаки. Мать происходила с Крита и была кузиной епископа мантинейского и профессора Афинского университета . Когда Вимпос учился в Петербурге , его нанял Генрих Шлиман как учителя древнегреческого языка . Георгиос Энгастроменос имел в браке четверых сыновей и трёх дочерей. В Афинах он владел лавкой тканей и одежды; семья жила в собственном доме в Колоне , всем детям давали образование. В частности, София посещала школу « Арсакион » ( Αρσάκειον ) и должна была стать учительницей. Однако к 1869 году семейное дело было на грани разорения . О жизни Софии до замужества почти ничего не известно, она никогда не вела дневников и не составила автобиографии; немногие подробности открываются из переписки с мужем, детьми и друзьями .

Замужество

Фото с подписью. Около 1875 года, студия Фрасивула Папагополоса, Афины

Шлиман, приехав в 1868 году в Афины и предполагая в дальнейшем обосноваться в Греции и вести археологические раскопки, попросил у друзей подыскать ему греческую жену . С аналогичной просьбой он обратился и к епископу Вимпосу, которому написал:

Клянусь прахом матери, все помыслы мои будут направлены на то, чтобы сделать мою будущую жену счастливой. Клянусь вам, у неё никогда не будет повода для жалоб, я стану носить её на руках, если она добра и преисполнена любви. <…> Умоляю вас, найдите мне жену с таким же ангельским характером, как у вашей замужней сестры. Пусть она будет бедной, но образованной. Она должна восторженно любить Гомера и стремиться к возрождению нашей любимой Греции. Для меня неважно, знает ли она иностранные языки. Но она должна быть греческого типа, иметь чёрные волосы и быть, по возможности, красивой. Однако моё первое условие — доброе и любящее сердце .

Вимпос серьёзно отнёсся к предложению эксцентричного миллионера и отправил Шлиману несколько фотографий, среди которых было изображение Софии. 26 апреля 1869 года Шлиман ответил Вимпосу, вложив в письмо чек на 1000 франков: 17-летняя гречанка привлекла его внимание. Среди прочих подробностей Шлиман сообщал, что его смущает значительная разница в возрасте — 30 лет, а также сомнения в собственной мужской состоятельности: после разрыва с русской женой он в течение шести лет не имел сексуальных отношений. Архиепископ постарался развеять его сомнения и даже прислал фотографии ещё двух кандидаток, в том числе молодой вдовы . Переписка продолжалась, но Шлиман, видимо, продолжал колебаться. Уже в июле 1869 года, находясь по делам бракоразводного процесса в Нью-Йорке , он спрашивал совета своих американских друзей, следует ли ему жениться на гречанке .

Прибыв в Афины, Шлиман пожелал лично встретиться с кандидатками, чьи портреты посылал ему Вимпос, и не изменил заочно составленного мнения. По утверждению биографа , София, в первый раз увидев Шлимана, «пришла в ужас»: он был намного старше неё, непропорционально сложён (имел короткие ноги и большую голову при росте 156 см, «почти как у Тулуз-Лотрека », тогда как его невеста была ростом 165 см). Её мнения, вероятно, даже никто не спрашивал . Встречи с Софией проходили в присутствии её родственников; когда же, наконец, Генрих прямо спросил её, почему она хочет выйти замуж (во время лодочной прогулки, состоявшейся 10 или 15 сентября 1869 года), то получил прямой ответ — « Такова воля моих родителей; мы бедны, а вы человек богатый » . После этого Шлиман отправил письмо следующего содержания:

Меня глубоко поразило, что вы дали мне такой рабский ответ. Я честный, простой человек. Я думал, что если мы поженимся, то это произойдёт потому, что мы хотим вместе раскопать Трою, хотим вместе восхищаться Гомером. Но теперь я завтра уезжаю, и мы, быть может, никогда больше не увидимся… <…> Если вам, однако, когда-нибудь потребуется друг, то вспомните и обратитесь к преданному вам Генриху Шлиману, доктору философии, площадь Сен-Мишель, 5, Париж .

Свадебная фотография. По рассказам самой С. Шлиман, она снималась в свадебном платье своей старшей сестры

Получив послание, Энгастроменосы переполошились — жених-миллионер был единственным шансом вернуть семье положение в обществе и погасить долги. Софию заставили написать письмо (вероятно, под диктовку) — один исписанный лист и 19 чистых, вложенных в конверт в спешке . Ответ Шлимана был сухим, но с этого началась их переписка с Софией. Уже через неделю — 23 сентября — состоялась свадьба (венчались в церкви св. Мелетия в Колоне), её поспешность, по-видимому, объяснялась желанием родственников скорее привязать Шлимана к новой семье. Однако Шлиман заставил Софию и её отца подписать соглашение, что они не будут претендовать на его состояние, если только это не будет оговорено в завещании, но на свадебные расходы не поскупился . Энгастроменос попытался позднее истребовать калым за Софию бриллиантами в 150 000 франков стоимости и ещё кредит в 40 000 франков на развитие своего дела. Шлиман категорически отказал Георгиосу, обвинив в желании продать дочь, но взамен сделал управляющим афинским отделением одного из принадлежавших ему предприятий и оставил купцу открытый кредит на спасение своего дела .

Через два дня супруги отправились в свадебное путешествие — пароходом до Сицилии , через Неаполь и Рим во Флоренцию , Венецию и Мюнхен . Путешествие завершилось в Париже . Шлиман всячески просвещал молодую жену, водил её по музеям, нанял учителей итальянского и французского языков, чтобы она могла общаться с его друзьями. Были и казусы: в галерее Мюнхенского дворца он увидел портрет . На следующий день Шлиман велел Софии надеть аналогичный и повёл её в галерею, чтобы посетители могли убедиться, что живой образ не хуже живописного; она разрыдалась и убежала. Потрясение Софии оказалось слишком сильным, она медленнее, чем хотел Генрих, адаптировалась к новому образу жизни. В Париже у неё развилась депрессия, сопровождаемая мигренями и тошнотой, врачи рекомендовали вернуться в привычную обстановку. 19 февраля 1870 года супруги вернулись в Афины . В столице Греции Шлиман купил дом возле площади Синтагма , где и поселился с Софией .

Семейная жизнь

В семейном кругу. София сидит в центре, Шлиман стоит слева

Поздней осенью 1870 года София забеременела, Шлиман пригласил для наблюдения за ней профессора Афинского университета Веницелоса — он получил гинекологическое образование в Берлине . По возвращении в Афины Шлиман, пользуясь падением цен на недвижимость, купил более 10 участков земли, потратив на это 68 000 драхм . На одном из этих участков (на Университетской улице, близ королевской библиотеки) Шлиман решил построить собственный дом. 7 мая 1871 года у Софии родилась дочь, которой отец дал имя Андромаха — в честь супруги Гектора .

Сразу после рождения дочери Шлиман отбыл в Берлин — нанять няньку-немку Анну Рутеник, дочь адвоката из Нойштрелица , которую переименовал в Навсикаю (в дальнейшем всем слугам без исключения Генрих давал гомеровские имена, «потому что мы живём в античном мире» ). Анна должна была также обучить Софию немецкому языку. Шлиман был тяжёлым в повседневном общении человеком: на всём экономил в домашнем быту и того же требовал от жены. Когда София осталась в Париже одна, Шлиман узнал, что она завтракает в отеле, что стоит 5 франков, и немедленно потребовал, чтобы жена питалась в соседнем бистро за 1½ франка. В доме велась расходная книга, которая проверялась еженедельно . Стремление контролировать жену и навязывать ей собственные взгляды и вкусы доходило у Генриха до болезненности: по воспоминаниям, если София отвергала вино, которое было по вкусу Шлиману, он клал под её бокал золотую монету: если она выпивала вино, то имела право оставить монету себе. От Софии требовалось соблюдение определённой манеры речи, ей запрещалось использовать такие слова, как «возможно», «примерно» или «почти» .

Раскопки и путешествия

София к концу лета 1872 года должна была родить, но ребёнок появился на свет мёртвым. Несмотря на это, Генрих пробыл в Афинах только с 20 августа по 11 сентября, а уже 15 сентября ездил в Трою с фотографом Э. Зибрехтом для работы над археологическим атласом. Только 22 сентября Шлиман вернулся в Афины, где оставался до конца января 1873 года. За зиму предстояло построить в Троаде каменный дом (из материалов исторических построек) — на будущий год планировалось участие в полевом сезоне и Софии .

Раскопочный сезон 1873 года начался 14 февраля, несмотря на сильное нездоровье Шлимана. Зима была суровой, в доме, где он ночевал, температура не превышала 5° C. София прибыла на раскопки только к середине апреля и уехала в Афины 7 мая — скончался её отец Георгиос Энгастроменос . В её отсутствие между 31 мая — 17 июня 1873 года Шлиман нашёл « Клад Приама ». В мифологизированную версию его находки была включена и София, которая, якобы, вынесла находки закутанными в свою шаль, и спасла их от расхищения турецкими рабочими. Сам Шлиман сообщал Ч. Ньютону — куратору греческого и римского отдела Британского музея — в письме от 27 декабря 1873 года:

По причине смерти отца миссис Шлиман покинула меня в начале мая. Сокровище было найдено в конце мая, но поскольку я пытаюсь сделать из неё археолога, то написал в своей книге, что она там была и помогала мне в извлечении сокровища. Я поступил так лишь затем, чтобы вдохновить её, ибо она очень способна…

Генрих и София Шлиманы в 1883 году во время поездки в Анкерсхаген

В 1876 году, оставив дочь в Афинах, София сопровождала Шлимана на раскопках в Микенах . В октябре они вместе принимали императора Бразилии Педру II и показывали ему купольные гробницы, в одной из которых был сервирован обед. Главные находки — царские погребения, в которых покоилось 13 кг золотых украшений, — были сделаны между 29 ноября и 4 декабря . Ещё 2 декабря Шлиман отправил Софию в Афины — сообщить о находках Министерству культуры и королевскому правительству . Эти раскопки принесли Шлиману признание в официальных политических и академических кругах: по приглашению Уильяма Гладстона и Макса Мюллера Генрих и София посетили Лондон и вместе приняли Золотую медаль Королевского археологического общества. Доклад по этому поводу 8 июня 1877 года также прочитала София. Она чувствовала себя плохо, поэтому Шлиман трижды посетил с ней в курортный Брайтон и в конце концов оставил жену в Париже, а сам продолжил европейское турне — в Гаагу , Гамбург , Стокгольм и Росток .

16 марта 1878 года, после четырёх неудачных беременностей, София родила сына Агамемнона . Здоровье её ухудшилось, с тех пор она практически не принимала участия в раскопках и часто ездила на европейские курорты. Так, лето 1879 года Шлиманы провели в Бад-Киссингене . В августе — сентябре София с детьми побывали в Болонье , где маленький Агамемнон серьёзно заболел, но его выходил Рудольф Вирхов . Лето 1883 года супруги провели совместно в Германии — на малой родине Генриха в Анкерсхагене . Зимой 1888 года Генрих Шлиман путешествовал по Египту самостоятельно, София с двумя детьми лечилась в Мариенбаде . Она оказалась на курорте одновременно с первой женой — Екатериной Петровной Лыжиной-Шлиман, они несколько раз встречались. Поскольку в тогдашних газетах было принято печатать списки прибывающих в город, там значились две госпожи Шлиман. На Генриха это произвело негативное впечатление, и он даже телеграфировал Екатерине, что прекратит выплачивать ей содержание, если она будет продолжать именовать себя «госпожой Шлиман», находясь в одном месте с Софией .

26 декабря 1890 года Шлиман скончался в Неаполе . По завещанию София Шлиман получала афинскую резиденцию — « Илионский дворец » — со всем её содержимым (при условии, что не выйдет вторично замуж), включая археологические коллекции и предметы искусства, дети — Андромаха и Агамемнон Шлиманы — всё остальное движимое и недвижимое имущество, с выплатой до их совершеннолетия по 7000 франков золотом в год. Агамемнону переходил также дом Шлимана в Париже на площади Сен-Мишель. Двум братьям Софии и зятю Шлимана, а также его афинской крестнице полагалось по 5000 драхм банкнотами и так далее .

Вторая половина жизни: меценат (1891—1932)

Мавзолей Шлиманов в Афинах, вид с юго-запада. Фото 2009 года

Овдовевшей Софии было 38 лет, и она пережила Шлимана на 42 года. Она стала самостоятельной дамой, распоряжавшейся (не единолично) большими средствами и сохранившей интерес к археологии. По условиям завещания Шлимана, его состояние контролировалось двумя исполнительными директорами, один из которых должен был представлять Банк Греции . В 1893—1894 годах София пожертвовала средства на продолжение раскопок на месте Трои и четыре года финансировала работы В. Дёрпфельда , пока германское правительство не подключилось к развитию классических исследований в Афинах .

Памятник Софии Шлиман, установленный в туберкулёзном госпитале «Сотирия», Афины

На рубеже веков София продолжала вести образ жизни, привитый ей Шлиманом, путешествовала по Европе, могла по месяцу проводить в Париже или Швейцарии, поддерживала сложившийся круг знакомств. В « Илиу Мелатроне » существовал знаменитый в Афинах салон , куда собирались как государственные деятели, так и интеллектуалы. Близким другом вдовы Шлиман был Венизелос , двенадцатью годами её моложе; в доме Шлиманов ему было предоставлено несколько комнат. В 1926 году «Илионский дворец» был продан; 75-летняя госпожа Шлиман переехала в небольшую виллу в Фалироне у моря, построенную специально для неё. София Шлиман после кончины супруга тратила большие деньги на благотворительность, в 1903 году основала первую в Греции общедоступную туберкулёзную клинику и санаторий — «Сотирию», и сеть детских приютов, которые лично распланировала . Она также жертвовала деньги «Дамскому журналу» и общалась с его основательницей Каллироей Паррен . С возрастом София Шлиман всё более страдала от сердечного заболевания, но продолжала активно путешествовать с благотворительными целями. После посещения высокогорья Пелопоннеса в 1932 году её постиг тяжёлый сердечный приступ, после которого она прожила ещё 13 дней; о состоянии здоровья госпожи Шлиман сообщали газеты. После её кончины 27 октября правительство Греции организовало официальные похороны, которыми распоряжался лично премьер-министр Венизелос. В некрологах её описывали как «истинно греческую женщину, которая чтила свою семью и свою страну», пример для подражания .

Дочь Генриха и Софии — Андромаха — в октябре 1892 года вышла замуж за адвоката, сына афинского мэра (1872—1905) и имела от него трёх сыновей, не оставивших потомства, — Михаила (1893—1924), Александра (1897—1969) и Лено (1899—1964). Все они прославились на дипломатическом или военном поприщах . У сына — Агамемнона Шлимана , который был женат дважды, — детей не было . В 1914 году он был назначен послом Греции в США, а скончался в Париже на посту посланника Греции во Франции и был похоронен там же .

Память

Северный фриз Мавзолея Шлиманов с изображениями Генриха и Софии (в центре)

Памятники

София Шлиман была погребена вместе с мужем на самой высокой точке Первого городского кладбища Афин в специальном мавзолее . В мавзолее также покоится дочь Андромаха, её муж и трое их детей — внуков Шлимана. На северном фризе Софию Шлиман изваяли в образе Музы — как было принято в римскую эпоху . Племянник Софии — Георгий Кастриотис (1892—1969) — после её кончины создал два её скульптурных изображения: одно в бронзе, с украшениями «Клада Приама», второе — в мраморе, в 1955 году этот скульптурный бюст был установлен в больнице «Сотирия». В 2012 году при больнице открылся музей, посвящённый Софии Шлиман и носящий её имя .

Историография

Жизнь Софии Шлиман в 1870—1890-е годы является составной частью любой биографии её супруга Генриха Шлимана. Семейный архив оказался в её распоряжении, и впервые его материалы были использованы Эмилем Людвигом , который познакомился с вдовой ещё во время Первой мировой войны. Биография создавалась под жёстким контролем семейства Шлиманов . Чета журналиста и писательницы Грея и в 1966 году опубликовала первую двойную биографию Шлиманов, снабжённую предисловием генерала Александра Меласа — последнего внука Шлимана, остававшегося на тот момент в живых. Рецензенты отмечали, что особенностью книги была именно сосредоточенность на семейной жизни Генриха и Софии Шлиманов; впервые супруга археолога была показана как самостоятельная личность . Рабочий архив Пулов был в 1976 году подарен ими Американской школе классических исследований в Афинах, где и хранится .

В 2001 году исследовательница и публицист греческого происхождения выпустила на немецком языке специальную биографию «Шлиман и София», выдержавшую несколько переизданий. Исследование было написано на основе архивных материалов, но сочетало научный подход и литературное изложение, что вызвало одобрительные отзывы рецензентов . Под воздействием биографии Кульмас историк Элени Бобу-Протопапа в 2005 году выпустила в свет представительный корпус писем Софии, адресованных Генриху Шлиману; том включает 166 посланий, написанных в период 1874—1890 годов. Переписка сохраняется в Библиотеке Геннади Американской школы классических исследований в Афинах. Книга также включает биографический очерк и 16-страничную фототетрадь, и является одной из первых публикаций шлимановских первоисточников на греческом языке . В 2006 году книга Д. Кульмас вышла в греческом варианте, который рекламировался издателями как более полный; вдобавок, читатель может оценить архаизированный греческий язык дневников и переписки Шлимана, цитируемых в исследовании. Греческий стиль Софии характеризуется как «спонтанный», воспроизводящий разговорную речь .

Литература, кинематограф

София Шлиман явилась героиней нескольких художественных произведений. В 1975 году Ирвинг Стоун опубликовал роман «Греческое сокровище», основанный на результатах большой работы в афинских музеях и архивах. Роман многократно издавался и переводился на разные языки (в том числе русский), но критики указывали на его большой объём и тяжеловесный стиль . София Шлиман занимает заметное место в психоаналитическом романе американского писателя греческого происхождения Питера Михалоса «Психе» (1993 года); по сюжету, она является тёткой главной героини — пациентки начинающего Зигмунда Фрейда , которая переживает в своём сознании Калидонскую охоту . Именно София разъясняет австрийскому психиатру глубинные смыслы мифологического сознания, а сцены на руинах древних Дельф служат «демифологизации фрейдизма» . От лица Софии написан роман 2005 года писательницы Нэнси Джоаким «София: женщина, открывшая Трою» .

В 2007 году в Германии был поставлен телевизионный фильм в двух частях « ». В роли Шлимана — Хайно Ферх , в роли Софии — французская актриса . Основная сюжетная линия следовала роману И. Стоуна, однако была сильно приукрашена для большей занимательности (введён греческий возлюбленный Софии, происки бандитов и т. д.). Фильм вызвал негативные отзывы критиков, обвинявших его в китчевости . В 2008 году вышел 8-серийный телефильм «Золото Трои. Всемирная коллекция древностей Генриха Шлимана». В роли Шлимана — Валерий Кухарешин , Софии — Наталья Лесниковская. Режиссёр Игорь Калёнов в одном из интервью особо оговорил, что главный герой — вымышленный персонаж .

Издание переписки

  • Σοφία Εγκαστρωμένου-Σλήμαν : Γράμματα στον Ερρίκο : [ греч. ] / Ελένη Μπόμπου-Πρωτόπαπα. — Αθήνα : Εκδόσεις Καστανιώτη, 2005. — 283 p. — София Энгастромену-Шлиман: Письма к Генриху. — ISBN 960-03-3897-3 .

Примечания

  1. , s. 10, 15.
  2. , s. 72—73.
  3. , s. 10.
  4. , с. 83—84.
  5. , с. 225—226.
  6. , с. 73—74.
  7. , s. 2, 14—15.
  8. , с. 212—213.
  9. , s. 20.
  10. , с. 213—214.
  11. , s. 17.
  12. , с. 215.
  13. , s. 21—22.
  14. , с. 237—244.
  15. , с. 251—253.
  16. , с. 80—81.
  17. , с. 254—255.
  18. , с. 263.
  19. , с. 267—268.
  20. , с. 141.
  21. , с. 453.
  22. , с. 453—454.
  23. , с. 216.
  24. , с. 217, 223.
  25. , p. 118.
  26. , с. 496—501.
  27. , с. 502—505.
  28. , с. 382—383.
  29. , с. 229—230.
  30. , с. 239—240.
  31. , с. 528—529.
  32. , с. 249—250.
  33. , с. 406.
  34. , с. 573—581.
  35. , s. 296.
  36. , p. 281—282.
  37. , s. 284.
  38. (греч.) . Who Is Who Greece (24 марта 2013). Дата обращения: 27 мая 2020. 6 августа 2020 года.
  39. , p. 282—283.
  40. , s. 285—288.
  41. , с. 304.
  42. , с. 572.
  43. , с. 265—266.
  44. , s. 286—287.
  45. . Γλυπτά της Αθήνας. Дата обращения: 27 мая 2020.
  46. , s. 283.
  47. Weinberg G. D. // Archaeology. — 1968. — Vol. 21, no. 2. — P. 152—153.
  48. . The American School of Classical Studies at Athens. Дата обращения: 25 мая 2020. 6 августа 2020 года.
  49. .
  50. .
  51. .
  52. Μάρη Θεοδοσοπούλου. (греч.) . Το Βήμα — tovima.gr (24 ноября 2008). Дата обращения: 27 мая 2020. 6 августа 2020 года.
  53. (греч.) . Εκδόσεις Καστανιώτη (6 июля 2006). Дата обращения: 27 мая 2020. 8 августа 2020 года.
  54. . Kirkus Reviews (26 сентября 1975). Дата обращения: 25 мая 2020.
  55. Peter Andrews. . New York Times (12 октября 1975). Дата обращения: 25 мая 2020.
  56. . The Content Reader (4 февраля 2019). Дата обращения: 25 мая 2020.
  57. Nan A. Talese. . Goodreads, Inc. (1 июля 1993). Дата обращения: 25 мая 2020.
  58. . Kirkus reviews (1 августа 1993). Дата обращения: 25 мая 2020. 27 февраля 2021 года.
  59. . Xlibris (27 октября 2005). Дата обращения: 25 мая 2020. 6 августа 2020 года.
  60. (англ.) . IMDb. Дата обращения: 3 марта 2014. 7 августа 2014 года.
  61. Peter Luley. (нем.) . Spiegel online (18 марта 2007). Дата обращения: 3 марта 2014. 1 апреля 2014 года.
  62. , с. 315—316.

Литература

  • Богданов И. А. Генрих Шлиман. Русская авантюра. — М. : АСТ: Олимп, 2008. — 415 с. — ISBN 978-5-17-050352-0 .
  • Богданов И. А. Генрих Шлиман. Торжество мифа. — М. : АСТ: Олимп, 2008. — 351 с. — ISBN 978-5-17-051023-8 .
  • Ванденберг Ф. Золото Шлимана / Пер. с нем. Е. П. Лесниковой, А. П. Уткина, В. В. Ток, Л. И. Некрасовой, под ред. М. В. Ливановой. — Смоленск: Русич, 1996. — 592 с. — ISBN 5-88590-462-6 .
  • Мейерович М. Шлиман / Научн. ред. и послесл. Я. А. Ленцмана; Предисл. К. Андреева; Рис. Г. Епишина. — М. : Детская литература, 1966. — 192 с.
  • Стоун И. Греческое сокровище: биографический роман о Генрихе и Софье Шлиман / Пер. с англ. В. Харитонова , М. Литвиновой . — М. : АСТ, АСТ-Москва, 2009. — 538 с. — ISBN 978-5-17-057444-5 .
  • Шлиман Г. Илион. Город и страна троянцев / Пер. с англ. Н. Ю. Чехонадской. — М. : ЗАО Центрполиграф, 2009. — Т. 1. — 543 с. — ISBN 978-5-9524-4574-1 .
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907. — Т. XXXIXa: Шенье — Шуйский монастырь. — 1903. — С. 705.
  • Штоль Г. Генрих Шлиман: Мечта о Трое / Сокр. пер. с нем. А. Попова и А. Штекли . — М. : Молодая Гвардия, 1991. — 432 с. — ISBN 5-235-01552-5 .
  • Coulmas D. Schliemann und Sophia : eine Liebesgeschichte : [ нем. ] . — München : Piper Verlag GmbH, 2001. — 302 S. — ISBN 3-492-23699-5 .
  • Κουλμάση Δ. Σλήμαν & Σοφία. Μια ιστορία αγάπης : [ греч. ] . — Αθήνα : Εκδόσεις Καστανιώτη, 2006. — 344 p. — ISBN 960-03-4189-3 .
  • Poole, Lynn and Gray Johnson. : [ англ. ] . — N. Y. : Thomas W. Crowell Co., 1966. — xv, 299 p.
  • Traill D. . — N. Y. : St. Martin’s Press, 1995. — xiv, 365 p. — ISBN 0312140428 .

Ссылки

  • Ефим Шуман. . Deutsche Welle . Дата обращения: 5 марта 2014. 5 января 2014 года.
  • Rudolf Grimm. (нем.) . online (20 апреля 2001). Дата обращения: 25 мая 2020. 12 августа 2020 года.
  • Pagonis Pagonakis. (нем.) . Deutschlandradio (28 февраля 2001). Дата обращения: 25 мая 2020. 27 ноября 2020 года.
  • Παναγιώτα Αν. Ατσαβέ. (греч.) . History.arsakeio.gr. Дата обращения: 27 мая 2020. 4 августа 2020 года.
Источник —

Same as Шлиман, София