Interested Article - Омовение рук
- 2021-11-11
- 1
Омове́ние рук — вид ритуального омовения в различных религиях, символизирующее очищение от грехов перед совершением жертвоприношения Богу, а также выражение «умывать руки», означающее устраниться от ответственности, объявить о своём неучастии в деле .
Происхождение
Происходит от еврейского обряда ритуального омовения рук. В случае, когда убийца человека не известен, Пятикнижие предписывало принести в жертву телицу, «и все старейшины города того, ближайшие к убитому, пусть омоют руки свои над головой телицы, зарезанной в долине, и объявят и скажут: руки наши не пролили крови этой, и глаза наши не видели» ( Втор. ).
Евангелия Нового Завета полагают омовение рук за народный еврейский обычай, но не за заповедь Божию:
Собрались к нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима. И увидев некоторых из учеников его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми руками. Ибо фарисеи и все иудеи, держась предания старцев , не едят не умыв тщательно рук. И придя с рынка, не едят не омывшись , и есть многое другое, чего они приняли держаться — наблюдать омовение чаш и кружек и медных котлов. И спрашивают его фарисеи и книжники: « Почему ученики твои не поступают по преданию старцев , но неумытыми руками едят хлеб? » Он сказал им в ответ: « Хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано „люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим“ . Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого ».
— Мк.
Суд Пилата
Своё распространение в современном значении выражение получило, благодаря сюжету, описанному в Евангелии от Матфея . Римский прокуратор Понтий Пилат во время суда над Христом совершил принятое среди иудеев ритуальное омовение рук в знак непричастности к совершаемому убийству, « Пилат, видя, что ничто не помогает, … взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: „Невиновен я в крови Праведника Сего“ » ( Мф. ).
Апокрифическое «Евангелие от Петра» добавляет к описанию суда, что « из иудеев же никто не умыл рук, ни Ирод, ни кто-либо из судей Его » .
Современное употребление
Православие
В православии во время литургии священнослужители трижды омывают свои руки:
- После облачения — перед совершением проскомидии со словами:
Умы́ю в непови́нных ру́це мои́, и обы́ду Же́ртвенник Твой, Го́споди, е́же услы́шати ми глас хвалы́ Твоея́, и пове́дати вся чудеса́ Твоя́. Го́споди, возлюби́х Благоле́пие До́му Твоего́ и Ме́сто селе́ния Сла́вы Твоея́. Да не погуби́ши с нечести́выми ду́шу мою́, и с му́жи крове́й живо́т мой. И́хже в руку́ беззако́ния, десни́ца их испо́лнися мзды. Аз же незло́бою мое́ю ходи́х, изба́ви мя, Го́споди, и поми́луй мя. Нога́ моя́ ста на Правоте́, в це́рквах благословлю́ Тя, Го́споди
—
- Архиерей в начале пения Херувимской песни перед Великим входом со словами:
Го́споди Бо́же наш, освяти́вый струи́ Иорда́нския спаси́тельным Твои́м явле́нием, Сам и ны́не низпосли́ Благода́ть Свята́го Твоего́ Ду́ха и благослови́ во́ду сию́ ко освяще́нию всех люде́й Твои́х, я́ко благослове́н Еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь
—
- После Евхаристического канона перед Отче наш и Причащением
Иудаизм
Современные иудеи совершают омовение рук ( нети́лат йадáйм ) , проснувшись, перед и после съеденной еды с хлебом , перед молитвой, после посещения туалета и кладбища. Совершают полное омовение в микве перед молитвой, после окончания поллюции (у мужчин) и месячных (у женщин).
В Торе омовение рук и ног совершали только священники перед жертвоприношением , что было названо « заповедью » .
Ислам
Современные мусульмане совершают омовение рук ( вуду ) , которое не является самостоятельным обрядом, а выполняется как часть ритуального очищения перед намазом (см. тахарат ).
Синтоизм
В синтоизме один из видов ритуального очищения — («омовение») заключается в омовении водой рук и рта.
См. также
Примечания
- , с. 56-57.
- ↑ евр. каббала
- ↑ греч. пресвитер
- ↑ греч. баптизм — букв. «погружение»
- «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» ( Ис. )
- . Дата обращения: 7 октября 2008. 10 октября 2008 года.
- . Дата обращения: 19 апреля 2022. 19 апреля 2022 года.
- Чиновник архиерейского священнослужения. Книга 1, М., 1982, стр. 81
- ( Исх. )
Литература
- Коллектив авторов. . — Советская наука, 1971. — Т. 1 (61). — С. 56-57.
- 2021-11-11
- 1