Interested Article - Старый Дедин
- 2020-02-06
- 1
Ста́рый Де́дин ( белор. Стары́ Дзе́дзін ) — деревня в Киселёво-Будском сельсовете Климовичского района Могилёвской области Белоруссии . Находится на правом берегу реки Остёр (приток Сожа) (притока реки Сож ), на расстоянии пяти километров от границы с Российской Федерацией . В пяти километрах южнее деревни проходит шоссе ( Ивацевичи — Бобруйск — Кричев — граница РФ ) и железная дорога Кричев — Рославль .
Происхождение названия
Согласно народным легендам, первым жителем этой местности был дед, который прожил 125 лет. От него и происходит название деревни — «Дедин». Учёные считают, что название происходит от слова «дедино», которое использовалось в средневековье и обозначало наследственное право на землевладение, в соответствии с которым земля переходила от деда к внуку, от прадеда к правнуку. Первоначально это был центр мелкопоместного владения, которое охватывало несколько соседних поселений: Прянички, Роськов, Ивановск, Кулешовку. После того, как рядом появилось ещё одно поселение с таким же названием, для удобства их стали именовать Старый Дедин и Новый Дедин. Эти названия сохранились до сих пор .
История деревни
Первое письменное упоминание о деревни под названием село «Дедино» восходит к XVI веку. Однако археологические раскопки свидетельствуют, что в этих местах человек появился ещё во времена неолита . Несколько тысячелетий назад эта территория была заселена представителями финно-угорских племён , о чём свидетельствует происхождение название реки Остёр. Первые индоевропейцы пришли сюда приблизительно во втором тысячелетии до н. э., вероятно, с юга, поднимаясь вверх по течению Днепра , Сожа и их притоков. Это были балтоязычные племена. Первыми славянскими обитателями этой территории стали племена радимичей , которые также пришли с юга тем же путём в VIII—IX вв. Совсем рядом были найдены и следы кривичей , которые проживали севернее, что позволяет рассматривать эти места как смешанную этническую зону. Раскопки соседних с деревней курганов в 1926 году обнаружили захоронения радимичей, относящихся к X—XIII вв.
Стародединский клад (смотрите ниже) , который был зарыт в конце X века, может свидетельствовать о наличии поселения на этой территории уже в то время, но нельзя с полной уверенностью утверждать, что это была деревня Дедин или её прямой предшественник. Тем не менее, 985 год был принят в качестве символической даты основания деревни, и летом 2010 года был торжественно отмечен её 1025-летний юбилей . Собственно поселение под названием Дедин, согласно исследователю М. Спиридонову, впервые упоминается в документах XVI века. Археологи нашли следы усадеб, которые относятся к XIV—XVIII векам .
В XII—XIV вв. эта территория входила в состав Смоленского княжества , с XIV века — в состав Великого княжества Литовского . После того, как начались московско-литовские войны и ВКЛ понесло значительные территориальные потери, Дедин оказался рядом с новой границей, из-за чего постоянно страдал от войн на протяжении следующих двух столетий. В 1740—1744 гг. Дедин затронуло Кричевское восстание под предводительством Василя Ващилы.
Старый Дедин вошёл в состав Российской Империи после первого раздела Речи Посполитой , в 1772 году. В Климовичском повете административно деревня входила в Хотовижскую волость . Одновременно в религиозном плане деревня относилась к приходу Кулешовской церкви.
Во время первой мировой и советско-польской войн Старый Дедин не раз находился в прифронтовом положении, но линия фронта до него так и не дошла.
В 1924 году Старый Дедин вошёл в состав БССР после . Первоначально деревня относилась к Климовичскому району Калининского округа. После установления современного территориально-административного деления в 1938 году она стала относиться к Могилёвской области .
Во время Великой Отечественной войны Старый Дедин был оккупирован в начале августа 1941 года, освобождён в конце сентября 1943 года . На фронтах войны погибли 138 человек, выходцев из деревни.
В наше время деревня относится к Киселёвобудскому сельсовету. По состоянию на 1 января 1994 в ней проживал 251 человек . В настоящий момент проживает около 200.
Местные традиции
Сельчане сохраняют традиции, по которым жили их предки на протяжении столетий. Под руководством Галины Брыковой уже сорок лет действует фольклорно-этнографический ансамбль «Острянка», получивший название от реки Остёр, участники которого собирают и исполняют местные народные песни. Несколько раз в деревню приезжали специалисты из Ленинградского университета, чтобы их прослушать и записать . Старый Дедин славится и своими традициями гончарства и ткачества , которые поддерживает Вера Терентьевна Столярова .
Старый Дедин также известен своим древним обрядом вызывания дождя . Сущность его состоит в том, что во время сильной засухи женщины «пашут» реку Остёр плугом, напевая при этом песни, которые, как предполагают учёные, в далёкие времена использовались для вызывания духа дождя. Этот обряд является очень древним и имеет глубокие языческие корни .
Стародединский клад
Деревня Старый Дедин стала известной после того, как здесь был найден летом 1926 года один из самых древних кладов Беларуси.
Крестьянин Трофим Гудков пахал свой участок земли и увидел глиняный горшок с незнакомыми монетами . Алесь и Павел Прудниковы написали про находку в газету «Беларуская вёска». Письмо передали в Академию Наук БССР. Монеты доставили в Минск . После детального анализа обнаружилось, что клад был захоронен около 1065 года . Было найдено 204 монеты. В их числе: 201 куфический дирхам , 2 германских динария и визайнтийский милиарисий . Найденные в кладе дирхамы чеканились в Антиохии , Багдаде , Хамадане , Исфахане , Балхе , Самарканде , Бухаре и других местах. Возможно, клад принадлежал богатому купцу, который решил укрыть его здесь в тайном месте, поскольку через данную территорию, по всей видимости, проходило одно из ответвлений торгового пути из варяг в греки .
Клад находился в Белорусском государственном музее и был утерян во время Великой Отечественной войны.
Летом 2010 года у въезда в деревню был установлен памятный камень с надписью о знаменитой находке 1926 года.
Выдающиеся личности
Стародединская земля дала Беларуси несколько выдающихся людей. Среди них:
- Иван Демиденко, доктор ветеринарных наук, профессор, заслуженный деятель науки БССР
- Николай Ковалёв, доктор ветеринарных наук, профессор
- Лидия Кирпиченко, заслуженный учитель БССР
- Виталий Маханько, инженер-конструктор ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С. П. Королёва
- Алесь Прудников , белорусский поэт
- Павел Прудников , белорусский поэт, заслуженный деятель культуры Республики Беларусь
Поэт Павел Прудников посвятил своей родной деревне такие строки:
Ты, як віцязь, стаіш на ўзбярэжжы Астра
З маладою, юнацкай усмешкай.
Пільна слухаеш гоман і хваляў, і траў,
І птушыны канцэрт на узлеску.
См. также
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 31 августа 2010. Архивировано из 9 мая 2012 года.
- Памяць: Гіст.-дакум. хроніка Клімавіцк. р-на. — Мн.: Універсітэцкае, 1995. — 645 с.: іл. — С. 24-25.
- . Дата обращения: 31 августа 2010. Архивировано из 9 мая 2012 года.
- Памяць. С. 62.
- Памяць. С. 261—263, 333.
- Памяць. С. 582.
- . Дата обращения: 31 августа 2010. Архивировано из 9 мая 2012 года.
- . Дата обращения: 31 августа 2010. Архивировано из 9 мая 2012 года.
- . Дата обращения: 31 августа 2010. Архивировано из 5 февраля 2012 года.
-
Кондратьев Д.Л.
Тайны российских монет. —
М.
: Начала-Пресс, 1997.
Спасский И. Г. . — Л. : Издательство Государственного Эрмитажа, 1962. 8 мая 2012 года. - . Дата обращения: 4 апреля 2015. 10 апреля 2015 года.
- . Дата обращения: 31 августа 2010. Архивировано из 9 мая 2012 года.
- Рябцевич, В. Н. О чём рассказывают монеты. — Мн., 1977.
- . Дата обращения: 31 августа 2010. Архивировано из 9 мая 2012 года.
- Пруднікаў, П. І. Крыніцы: Выбранае: Вершы і паэмы / Прадм. А. Марціновіча. — Мн., Маст. літ., 1991. — 334 с., іл. — С. 68-69
Внешние ссылки и литература
- (белор.) . Дата обращения: 31 августа 2010. 9 мая 2012 года.
- Памяць: Гіст.-дакум. хроніка Клімавіцк. р-на. — Мн.: Універсітэцкае, 1995. — 645 с.: іл.
- . Дата обращения: 31 августа 2010. 9 мая 2012 года.
- 2020-02-06
- 1