Пергамский алтарь
- 1 year ago
- 0
- 0
« Алтарь Геллера » («Алтарь Вознесения Марии ») — алтарный образ (триптих) Альбрехта Дюрера и Маттиаса Грюневальда . Алтарь был создан между 1507 и 1511 годами по заказу патриция Якоба Геллера для церкви во Франкфурте-на-Майне . Часть его сохранилась лишь в копии, выполненной в XVI веке художником Иобстом Харрихом.
В конце XV — первой четверти XVI веков доминиканский монастырь во Франкфурте-на-Майне украшался произведениями лучших художников того времени, в том числе Ганса Гольбейна старшего , и Ханса Бальдунга . Для южного нефа монастырской церкви член франкфуртского муниципалитета и купец Якоб Геллер в 1507 году от своего имени и имени своей жены Катарины заказал алтарный образ.
Центральную часть алтаря и две внутренние створки должен был выполнить работавший в Нюрнберге Альбрехт Дюрер. Только четыре картины для левой и правой наружных створок Геллер заказал — хотя те должны были, как и первые, исполняться в особо сложной технике гризайлью — тогда предположительно жившему в Ашаффенбурге Маттиасу Грюневальду. Мастерская Дюрера свою часть работы отправила во Франкфурт в августе 1509 года. Сохранились письма Дюрера, адресованные Геллеру, по поводу работы над алтарём. Картины Маттиаса Грюневальда были, вероятно, выполнены несколько позднее: в период с 1509 по 1511 год, так что алтарь мог быть установлен в церкви самое позднее в 1511 году.
В 1614 году герцог Максимилиан Баварский приобрёл центральную часть алтаря для своей коллекции произведений искусства. Не позднее 1617 года с работы Дюрера нюрнбергским художником была выполнена копия для оставшегося во Франкфурте алтаря. Благодаря этому обстоятельству в настоящее время можно представить себе, как выглядел оригинал Дюрера, погибший в 1729 году при пожаре Мюнхенской резиденции .
В ходе секуляризации художественные произведения доминиканского монастыря были разрознены, в том числе и Алтарь Геллера. Створки были сняты с алтаря в XVIII веке, в 1804 году панели были разделены. В настоящее время большая его часть находится во Франкфурте. В Историческом музее экспонируется реконструкция алтаря с копией центральной части Харриха и выполненными в мастерской Дюрера картинами внутренних створок.
Основная композиция («Вознесение и Коронование Девы Марии») была вероятно, вдохновлёна « Алтарём Одди » («Коронование Девы Марии», 1503) Рафаэля , который в одной картине соединяет два сюжета: Апостолов у пустой гробницы Марии и её Коронование . Неизвестно, мог ли Дюрер видеть работу Рафаэля непосредственно в Перудже , во время предполагаемой поездки в Рим в конце своего пребывания в Венеции в 1506 году, или он познакомился с «Алтарём Одди» через его гравированные копии или рисунки.
Марию коронуют Иисус и Бог Отец . Над её головой парит голубь, обозначающий присутствие Святого Духа . Церемония происходит, в соответствии с иконографией , сложившейся в Северной Европе, в окружении множества ангелов. Композиция Коронования напоминает известную картину Ангеррана Картона (1454, Лувр, Париж).
Сцену наблюдают апостолы , собравшиеся у пустого саркофага. Почти в центре, но на заднем плане, Дюрер изобразил себя, держащим доску, на которой обозначен год окончания работы над картиной. Левое крыло — под сценой мученичества святого Иакова изображён коленопреклонённый донатор Якоб Геллер со своим гербом. На правом крыле изображено мученичество Екатерины Александрийской , внизу — супруга Геллера Катарина фон Мелем с гербом. Выбор святых явно связан с именами донаторов .
Картины для внешних панелей выполнены в технике гризайли. Известно о восьми монохромных частях алтаря, где изображены: