Вода (картина Арчимбольдо)
- 1 year ago
- 0
- 0
Валаамова ослица ( нидерл. Balaams Esel ) — картина голландского художника Рембрандта , созданная в 1626 году. За основу взят библейский сюжет из Книги Чисел ( Чис. ). Картина находится в музее Коньяк-Жэ .
Картина «Валаамова ослица» была создана в 1626 году . Она относится к так называемому Лейденскому периоду — времени, когда Рембрандт ван Рейн работал в этом городе с 1625 по 1631 год. Все работы этого времени характеризуются поисками творческой самостоятельности, однако, в них ещё заметно влияние Питера Ластмана . Рембрандт выбрал именно его в качестве учителя, потому что последний имел опыт работы в Италии , прославился как художник, пишущий художественные сцены, снискал славу в Амстердаме , имел обширный круг заказчиков. Картина «Валаамова ослица» была идеей Ластмана, и наброски основы сюжета — тоже его работа. Именно он, как и на своей одноименной работе, расположил фигуры по центру. Рембрандт лишь повторил все жесты: Валаам , воздевающий посох, ангел, потрясающий мечом. Однако, от себя написал это с большей порывистостью: ангел летит, ослица более напугана. Работа была продолжена и закончена в собственной мастерской в Лейдене , куда он переехал из Амстердама, не имея возможности мириться с постоянными правками своих работ со стороны Ластмана .
Сюжеты, которые затрагивали темы Ветхого завета , были очень популярны у художников Нидерландов. История «Валаамовой ослицы» ведёт своё начало от Библейской притчи о знаменитом чернокнижнике , прорицателе и маге из города Пефор, на реке Евфрат . Древние израильтяне , под предводительством Моисея , после исхода из Египта завладевают землями за Иорданом. После этого ими собираются вооружённые силы для захвата земли Ханаанской , которую им обещал Бог ( Яхве ). Царь Моава , соседней к Ханаану страны, не имея достаточно сил для отражения агрессии, просит некоего Валаама напустить на врагов своих проклятия . Прорицатель после долгих уговоров соглашается и отправляется в путь на ослице. Впоследствии дорогу преграждает видимый только животному ангел, которого послал Бог (Яхве). Валаам стал избивать ослицу, после чего она заговорила и донесла до него волеизъявление Бога. Невзирая на многочисленные просьбы Царя Моава, прорицатель Валаам не только не проклял народ израильский, но и трижды благословил его .
Произведение создано на холсте и выполнено масляными красками . Художественный стиль — барокко . Техника выполнения — станковая живопись . Вертикальный формат картины визуально группирует персонажей в центре композиции. Размер деревянной рамки — 65 см × 47 см. Ослица изображена точно в той же позе, что и на одноимённой картине Питера Ластмана . Однако, своему творению Рембрандт ван Рейн придал большей динамичности, что отображает более широко открытый рот, подчёркивающий переход от ослиного крика к человеческой речи, нога сильнее подогнута, уши сильнее отведены назад, что в сумме передает боль, страх и неожиданность. Самой значительной деталью картины являются глаза Валаама. В отличие от картины Ластмана, где они открыты от изумления настолько, что глазные яблоки видны целиком, картина Рембрандта показывает их пустыми, слепыми, неспособными видеть ангела и «божественную истину» .