Крестово-купольный храм
:
Крестово-купольный храм
был доминирующей архитектурной формой средневизантийских
церквей
. Композиция крестово-купольного храма сформировалась под влиянием других центрических культовых построек и планов продольных
базилик
, достигнув совершенства
. Самым ранним из сохранившихся примеров является церковь
Богородицы
в
Константинополе
(907/908 г.), её развитие можно с достаточной степенью уверенности проследить, по крайней мере, до
Неа Экклесии
, освящённой в 880/881 г.
Подвесной купол:
парус в архитектуре
представляет собой конструкцию, которая позволяет
куполу
опираться на квадратную в плане форму. Хотя прототипы паруса можно найти ещё в
, первый полноценный подвесной купол появился во время реконструкции
собора Святой Софии
в 563 году
. Сконструированный Исидором Младшим, племянником первого архитектора
Исидора Милетского
, купол диаметром 31,24 м оставался непревзойдённым до
эпохи Возрождения
(см.
Флорентийский собор
)
. Собор Святой Софии стал прообразом последующих
православных церквей
, а его архитектурный стиль был перенят
турецкими
мечетями тысячу лет спустя
.
Мост со стрельчатой аркой
: самый ранний известный мост, опирающийся на
стрельчатую арку
, —
V или VI века нашей эры в
Каппадокии
. Его единственная 17-метровая арка перекрывала приток
Евфрата
. Греческая надпись, цитирующая
Библию
, проходит вдоль одной стороны ребра арки
. Структура сегодня погружена в
.
Требушет
с противовесом
: Самое раннее письменное упоминание о требушете с противовесом, гораздо более мощной конструкции, чем требушет с простым тяговым усилием
, появляется в работе историка XII века
Никиты Хониата
. Никита описывает каменный проектор, который будущий император
Андроник I Комнин
использовал при осаде Зевгминона в 1165 году. Он был оснащён
лебёдкой
, устройством, не требующим ни тяги, ни гибридного требушета для запуска ракет
. Чеведден предполагает, что новый тип артиллерии был представлен во время
осады Никеи в 1097 году
, когда сообщалось, что император
Алексей I Комнин
, союзник осаждавших
крестоносцев
, изобрёл новые орудия тяжёлой артиллерии, которые отличались от традиционной конструкции и произвели глубокое впечатление на всех
.
Ручной требушет
: Ручной
требушет
(
хиромангана
) представлял собой
пращу
для посоха, закреплённую на шесте с помощью
рычажного
механизма для приведения в движение снарядов. По сути переносной требушет, которым мог управлять один человек. Император
Никифор II Фока
около 965 года рекомендовал использовать для разрушения вражеского строя в открытом поле. Он также упоминается в «
» генерала
(ок. 1000 г.) и указан в
Anonymus De obsidione toleranda
как форма артиллерии
.
Греческий огонь
: Изобретение и военное использование
греческого огня
сыграло решающую роль в защите империи от
раннего нападения арабов-мусульман
. Привезённое в Константинополь беженцем из Сирии по имени
Каллиник
зажигательное оружие прибыло как раз вовремя, чтобы спасти столицу от мусульманских осад
674-678
и
717-718 годов
, которые в противном случае могли бы оказаться фатальными для византийского государства
.
Греческий огонь, именуемый византийскими летописцами «морским огнём» или «жидким огнём»
, был прежде всего корабельным оружием, использовавшимся в боях против вражеских
галер
. Точный состав был хорошо охраняемым государственным секретом, до такой степени, что современные ученые продолжают спорить о его ингредиентах, но основной метод приготовления довольно ясен, что фактически указывает на огнемёт: жидкая смесь, нагретая в жаровне и нагнетаемая под давлением, с помощью помпы выбрасывалась оператором через
сифон
в любом направлении против противника
. В качестве альтернативы его можно было выливать с поворотных
кранов
или бросать гранаты в керамике
.
Греческий огонь пользовался устрашающей репутацией среди многочисленных врагов Византии, которые начали использовать собственные горючие вещества — вероятно, другого состава
. Однако это было не совсем чудодейственное оружие, а зависящее от благоприятных условий, таких как спокойное море и дующий сзади ветер
. Когда и как было прекращено использование греческого огня, точно неизвестно. Согласно одной теории, византийцы утратили секрет из-за чрезмерной дезорганизации задолго до
разграбления Константинополя
в 1204 году
.
Зажигательная граната
:
гранаты
появились вскоре после правления
Льва III
(717—741), когда византийские солдаты узнали, что греческий огонь можно не только метать из огнемётов, но и помещать в каменные и керамические сосуды
. Контейнеры большего размера бросались во врага
катапультами
или требушетами, либо воспламенялись перед выбросом, либо поджигались огненными стрелами после удара
. Позже гранаты были приняты для использования
мусульманскими
армиями: сосуды характерной сфероконической формы, которые многие авторы идентифицируют как снаряды для гранат, были найдены на большей части территории исламского мира
, а возможная мастерская по производству гранат XIII века была раскопана в сирийском городе
Хама
.
Огнемёт
: для корабельных
огнемётов
см.
Греческий огонь
выше. Переносные ручные сифоны использовались в наземной войне.
Вилка
:
вилка первоначально использовалась для сбора приёма пищи в VII веке знатью Византийской империи. Позже она был завезена в Западную Европу благодаря браку
с
. История гласит, что во время свадебного пира она использовала свою личную золотую вилку с двумя зубцами, чтобы поесть. Венецианцы, не знавшие вилки и евшие руками, считали употребление вилки кощунственным: «Бог в своей мудрости дал человеку естественные вилки — его пальцы. Поэтому для него оскорбительно заменять их во время еды искусственными металлическими вилками», — утверждал один из представителей духовенства. Несколько лет спустя она умерла от болезни, которая, как утверждали венецианцы, была результатом её неуважения к Богу с помощью вилки
.
Следует отметить, что медные вилки (
вилицы
) известны со времен Моисея и фараонов (
Исх.
). Костяные вилки были обнаружены археологами в захоронениях древнекитайской культуры
Цицзя
бронзового века (2400—1900 до н. э.). Вилки были найдены также в захоронениях эпохи
династии Шан
(1600—1050 до н. э.) и последующих династий
. В Древнем Египте большие вилки использовались в качестве кухонной утвари
. В
Римской империи
использовались
бронзовые
и серебряные вилки, о чём свидетельствуют многочисленные экспонаты в музеях по всей Европе
. Использование варьировалось в зависимости от местных обычаев,
социального класса
и характера пищи, но в основном вилки использовались при приготовлении и раздаче пищи. В
Византии
, по всей видимости, вилка стала использоваться как персональный столовый прибор
. Первоначально у вилки было только два зубца. Зубцы были прямыми, поэтому её можно было использовать только для нанизывания, а не зачерпывания пищи. В
XI веке
вилка была завезена в
Италию
. Святой
Пётр Дамиани
описывает использование золотой вилки с двумя зубцами при
византийском
дворе в XI веке
. В Европе вилкой стали широко пользоваться к
XIV веку
, а в
XVII веке
вилка стала необходимым атрибутом на трапезах
знати
и
купцов
.
Corpus iuris civilis
: во время своего правления
Юстиниан Великий
инициировал реформы, которые оказали явное влияние на эволюцию юриспруденции, поскольку его Corpus Juris Civilis стал основой юриспруденции в западном мире.
Икона
:
Иконы
— это изображения святых существ, таких как
Иисус
,
Мария
и
святые
, которые, написанные в соответствии с определёнными традиционными правилами, играли ключевую роль в почитании
Восточной Православной церкви
с её первых дней. Наиболее характерной византийской формой являются изображения на переносных деревянных панно, написанные в
эллинистических
техниках
темперы
или
энкаустики
. Другие варианты включают (драгоценные) металлические
рельефы
или панели, установленные с
мозаикой
из драгоценных камней, золота, серебра и
слоновой кости
. Использованию икон яростно сопротивлялись во время
иконоборческой полемики,
которая доминировала во внутренней политике Византии в VIII и IX веках, но, наконец, была возобновлена победившими
иконопочитателями
. Лишь несколько ранних икон пережили иконоборчество, наиболее яркими примерами из которых являются коллекции VI—VII веков из
монастыря Святой Екатерины
.
Корабельная мельница
: историк
Прокопий
отмечает, что
корабельные мельницы
были изобретены
Велизарием
во время
осады Рима
(537/538) первоначально как импровизированное решение. После того как
остготы
перекрыли водоснабжение
акведуков,
от которых зависела работа
, Велизарий приказал оборудовать речные суда мельничным механизмом; они были пришвартованы между опорами моста, где сильное течение приводило в движение
водяные колёса,
установленные на судне. Новаторское использование быстро нашло признание среди
средневековых
водяных мельниц, достигнув
Парижа
и
Франкского королевства
только два десятилетия спустя
.
Теория импетуса
:
натурфилософская
теория, согласно которой причиной движения брошенных тел является некоторая сила (импетус), вложенная в них внешним источником. Теория была введена Иоанном Филопоном и является предшественником концепций инерции, импульса и ускорения.
Больница
: концепция больницы как учреждения, предлагающего медицинскую помощь и возможность излечения пациентов из-за идеалов христианской благотворительности, а не просто места для смерти, появилась в Византийской империи
.
Разделение
сиамских близнецов
: первый известный пример разделения сиамских близнецов произошёл в Византийской империи в X веке. Пара сросшихся близнецов много лет жила в Константинополе. Когда один из них умер, хирурги в Константинополе решили удалить тело умершего. Результат был частично успешным, поскольку выживший близнец прожил три дня после смерти первого. О том, что второй человек прожил считанные дни после того, как его разъединили, историки и спустя полтора века упоминали. Следующий зарегистрированный случай разделения сиамских близнецов произошёл в 1689 году в Германии
.
Date:
, p. 92;
, p. 129;
, p. 145;
, pp. 730f.;
, p. 36;
, p. 129;
, p. 108
, p. 92;
, p. 129
, p. 145
, p. 92
, pp. 73–76
, p. 86
, pp. 76–86; 110f.
, p. 110
, p. 607
, p. 91
, pp. 608f.;
, pp. 61f.
, p. 93
, pp. 378f., 609
, pp. 609–617
, p. 384
, pp. 655–679
, p. 107
, p. 32
, pp. 89f.
, p. 93
(англ.)
.
National Geographic
(18 декабря 2014). Дата обращения: 23 августа 2020.
23 апреля 2020 года.
Bramen, Lisa
(англ.)
.
Smithsonian Magazine
. Дата обращения: 23 августа 2020.
15 августа 2020 года.
Ward, Chad
(амер. англ.)
.
Leite's Culinaria
(6 мая 2009). Дата обращения: 23 августа 2020.
3 июня 2023 года.
Needham J.
Science and civilisation in China. — Cambridge University Press, 2011. — Vol. 6: Biology and Biological Technology. Part 5, Fermentations and Food Science. — P. 105—108. —
ISBN 978-0521652704
.
Ward, Chad.
(неопр.)
. Leite's Culinaria (6 мая 2009). Дата обращения: 30 января 2022.
28 июля 2017 года.
(неопр.)
. Fitzwilliam Museum (25 марта 2003). Дата обращения: 26 апреля 2017. Архивировано из
11 мая 2017 года.
Sherlock D.
A Roman combination eating implement
(англ.)
// The Antiquaries Journal. — 1988. —
Vol. 68
. —
ISSN
.
[comments: 310—311, pl. xlix]
Норвич, Д.
История Венецианской республики = A History of Venice / Перевод. с англ. И. Летберг, Н. Омельянович, Ю. Федоренко. —
М.
: АСТ, 2009. — С. 93. — (Историческая библиотека). —
ISBN 978-5-17-059469-6
.
, pp. 977–981;
, pp. 265–283
, pp. 383f.
Lindberg, David. (1992)
The Beginnings of Western Science
. University of Chicago Press. Page 349.
(неопр.)
(4 января 2014). Дата обращения: 23 января 2022.
4 августа 2019 года.
Montandon, Denys
(неопр.)
.
denysmontandon.com
(декабрь 2015). Дата обращения: 23 января 2022.
25 февраля 2017 года.
Источники
Chevedden, Paul E. (2000), "The Invention of the Counterweight Trebuchet: A Study in Cultural Diffusion",
,
54
: 71—116,
doi
:
Forbes, R. J. (1964),
Studies in Ancient Technology
, vol. 1 (2nd ed.), Leiden: E. J. Brill, p. 107
Galliazzo, Vittorio (1995),
I ponti romani
, vol. 1, Treviso: Edizioni Canova, pp. 92, 93 (fig. 39),
ISBN
88-85066-66-6
Guillou, André (1993),
La Civiltà bizantina, oggetti e messagio
, Rome: L'Erma di Bretschneider, pp. 36, 62 (fig. 24),
ISBN
978-88-7062-801-2
Haldon, J.; Byrne, M. (1977), "A Possible Solution to the Problem of Greek Fire",
Byzantinische Zeitschrift
,
70
(1): 91—99,
doi
:
Heinle, Erwin; Schlaich, Jörg (1996),
Kuppeln aller Zeiten, aller Kulturen
, Stuttgart,
ISBN
3-421-03062-6
{{
citation
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (отсутствует издатель) (
ссылка
)
Hellenkemper, H. (1977–1999), "Brücke: Byzantinischer Brückenbau",
Lexikon des Mittelalters
, vol. 2, Stuttgart: Metzler, pp. 730—731
Hild, Friedrich (1977), "Das byzantinische Strassensystem in Kappadokien", in
Hunger, Herbert
(ed.),
Veröffentlichungen der Kommission für die Tabula Imperii Byzantini
, vol. 2, Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, p. 145,
ISBN
3-7001-0168-6
Kinder, Hermann; Hilgemann, Werner, eds. (1989),
dtv-Atlas zur Weltgeschichte
, Von den Anfängen bis zur Französischen Revolution, vol. 1 (23rd ed.), München: Deutscher Taschenbuch Verlag,
ISBN
3-423-03001-1
Lange, Dorothea (1986), "Theorien zur Entstehung der byzantinischen Kreuzkuppelkirche",
Architectura
,
16
: 93—113
[in английский]
(1976),
Byzantine Architecture
, New York: H. N. Abrams, p. 129 (plate 138),
ISBN
0-8109-1004-7
O’Connor, Colin (1993),
Roman Bridges
, Cambridge University Press, p. 129 (E38),
ISBN
0-521-39326-4
Ousterhout, Robert (1996), "An Apologia for Byzantine Architecture",
Gesta
,
35
(1): 21—33,
doi
:
Pászthory, Emmerich (1986), "Über das «Griechische Feuer». Die Analyse eines spätantiken Waffensystems",
Antike Welt
,
17
(2): 27—37
Pentcheva, Bissera V. (2010), "What is a Byzantine Icon? Constantinople versus Sinai", in Stephenson, Paul (ed.),
The Byzantine World
, Taylor & Francis, pp. 265—283,
ISBN
978-0-415-44010-3
Pentz, Peter (1988), "A Medieval Workshop for Producing 'Greek fire' Grenades",
,
62
: 89—93
Pryor, John H.; Jeffreys, Elizabeth M. (2006),
The Age of the ΔΡΟΜΩΝ. The Byzantine Navy ca. 500–1204
, The Medieval Mediterranean. Peoples, Economies and Cultures, 400–1500, vol. 62, Brill Academic Publishers,
ISBN
978-90-04-15197-0
Rasch, Jürgen (1985), "Die Kuppel in der römischen Architektur. Entwicklung, Formgebung, Konstruktion",
Architectura
, vol. 15, pp. 117—139
Roland, Alex (1992), "Secrecy, Technology, and War: Greek Fire and the Defense of Byzantium, 678-1204",
,
33
(4): 655—679,
doi
:
Tunç, Gülgün (1978),
Tas Köprülerimiz
, Ankara, p. 108
{{
citation
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (отсутствует издатель) (
ссылка
)
[in английский]
(2000), "The Water-Mill", in Wikander, Örjan (ed.),
Handbook of Ancient Water Technology
, Technology and Change in History, vol. 2, Leiden: Brill, pp. 371—400,
ISBN
90-04-11123-9
Литература
Dennis, George T. (1997), "Were the Byzantines Creative or Merely Imitative?",
Byzantinische Forschungen
,
24
: 1—9