Медаль Ушакова (Россия)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ната́лия Абра́мовна Ушако́ва ( 1899 — 1990 ) — советская художница ( график , иллюстратор ), фотограф -любитель. Наибольшую известность получила как иллюстратор детских книг; иллюстрировала произведения для детей Владимира Маяковского , Валентина Катаева , Агнии Барто , Льва Квитко , Сергея Михалкова , Натальи Кончаловской и др. Вторая жена литературоведа Николая Лямина — одного из ближайших друзей Михаила Булгакова .
Наталия Ушакова родилась в 1899 году.
В конце 1910-х годов Ушакова состояла в творческой переписке с жившим в Петрограде художником-графиком Николаем Куприяновым , который был старше её на пять лет и пытался на неё влиять: «Рисуете ли Вы? Рисуйте, Тата, напряжённо, иначе ничего не выйдет» . Ушакова посылала ему по почте свои гравюры, а он давал им оценку и иногда критиковал за отсутствие самостоятельности:
Взятый от другого, он <художественный образ> теряет силу… создайте же искусство из современной жизни, Вас окружающей. Пережитость образа — гарантия подлинного искусства. <...> Заведите себе тетрадку небольшую и рисуйте всё — воду, в реке и стакане, новый платок до стирки и после. Самое трудное, я думаю, научиться видеть вещи .
В начале 1920-х годов Наталия Ушакова вышла замуж за литературоведа Николая Лямина — одного из ближайших друзей Михаила Булгакова . Семейная пара жила в Москве по адресу: Савельевский переулок , дом 12, квартира 66 . В этой квартире проходили ставшие затем знаменитыми «булгаковские чтения». Вторая жена Булгакова Любовь Белозерская вспоминала: «…Всё или почти всё, что им было написано, он читал у Ляминых» .
Ушаковой была сделана значительная часть фотографий Булгакова этого периода. В квартире Ляминых Булгаков читал первые главы романа, позже получившего название « Мастер и Маргарита ». По свидетельству Ушаковой, в окончательной редакции романа эти главы изменились неузнаваемо .
Наталия Ушакова была хранителем памяти о многих артефактах из произведений Булгакова. Так, она указала подворотню между домами 6 и 8 по Пречистенке (от ворот к этому времени остались только столбы и уже давно не было «бьющейся на ветру железной решётки»), где герой « Собачьего сердца » профессор Преображенский увидел и подманил к себе колбасой пса Шарика . «Громадный ларь, обитый железом», стоявший «в громадной, до крайности запущенной передней», мимо которого пробегал преследующий Воланда Иван Бездомный в «Мастере и Маргарите», в действительности стоял в передней квартиры Ляминых до конца 1980-х годов .
Наталия Ушакова была первым иллюстратором двух из пяти повестей Александра Чаянова — « » (1921) и « » (не позднее 1924), — которые, по мнению многих исследователей, перекликаются с произведениями Михаила Булгакова .
По свидетельству Любови Белозерской, в 1926 году Ушакова подарила экземпляр иллюстрированного ею «Венедиктова» Булгакову. Булгаковед Борис Соколов считает, что эта повесть повлияла на один из эпизодов «Мастера и Маргариты» — когда Воланд и Бегемот играют в шахматы живыми фигурками перед .
В последние годы жизни Наталии Ушаковой её квартира подверглась нашествию поклонников романа «Мастер и Маргарита» и Михаила Булгакова, при этом посетители мало интересовались самой хозяйкой квартиры .
Иллюстрированию детских книг профессионально никогда не училась .
Искусствовед Лидия Кудрявцева , встречавшаяся с Ушаковой во второй половине 1980-х годов, так объясняла востребованность художницы в 1920-е годы:
Ушакова любила рисовать предметы. В детской книге она рисует трамвай, пароход, телефон, трактор, детей на коньках, на лыжах, малышей среди предметов домашнего обихода. Всё схематично, но живо, даже весело. Это-то наверно и привлекало издательства — в её рисунках не было скучной назидательности, сам подход к книге соответствовал тогдашним к ней требованиям. Опытный Я. Мексин , редактор Госиздата, давал ей одну книгу за другой. <…> Удавалось Ушаковой и разное зверьё. Она нарисовала тигра, льва, пуму в книжке С. Федорченко «Вот так киски» с детской симпатией к страшным хищникам, — такими их представляет ребёнок — любитель зоопарка и сказок .
Творчество Ушаковой, по мнению Кудрявцевой, укладывалось в общую картину иллюстрирования детских книг в 1920-х годах, сформулированную искусствоведом Алексеем Сидоровым : «Рождалась и осталась характерной для 20-х годов особая сумма приёмов иллюстрирования и сопровождения текста, дробная, фрагментарная, условно-упрощённая, по-своему декорирующая страницу и всю книжку-тетрадку…»
Первой изданной книгой, которую иллюстрировала Наталия Ушакова, стала вышедшая в 1925 году в кооперативном издательстве « Земля и фабрика » поэма «Клю и Кля» Сергея Заяицкого — одного из её друзей из «пречистенского круга». Пароход на обложке книги Льва Зилова «Отгадай-ка» («Госиздат», 1926), по словам Ушаковой, был подвергнут критике: « Владимир Михайлович Голицын , он был моряк и художник, очень ругал за этот пароход, говорил: „Хотел бы я посмотреть, как вы на таком пароходе доехали бы“. Но ведь сразу видно, что это пароход, а не что-нибудь другое, правда?» Бо́льшую часть заказов на иллюстрирование детских книжек в 1920-е годы Ушакова получала от редактора Госиздата Якова Мексина ; также рисовала для «Земли и фабрики», « Федерации », « Недр », « Молодой гвардии », « Музгиза », « Детгиза », « Детского мира », « Малыша » .