Interested Article - Пламя революции
- 2020-01-25
- 2
«Пламя революции» — скульптура 1922 года работы советского скульптора Веры Мухиной , ставшая конкурсным проектом для невоздвигнутого памятника революционеру Якову Свердлову .
Контекст
Работа по плану монументальной пропаганды была тем зерном, из которого проросла советская скульптура. Перед искусством раскрылись невиданные перспективы, оно обогатилось новыми целями. Задача, поставленная Лениным, была важна и необходима не только для народных масс, но и для нас, художников. Выполняя ее, мы учились масштабности и смелости мысли, учились Творчеству в самом высоком смысле этого слова .
После октябрьской революции и утверждения новой власти , глава советского государства Владимир Ленин проявил особый интерес к идеологическим возможностям монументального искусства, выразившемся в подписании им же декрета Совета народных комиссаров «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции» от 14 апреля 1918 года, прозванного « планом монументальной пропаганды » и породившего новое направление в художественной жизни Советской России . Памятники «царям и их слугам» было предложено снести, а вместо них создать монументы известным писателям, философам, революционерам; в списке, разработанном Народным комиссариатом просвещения , значилось около 60 имён . Гражданская война и разруха не позволяла прибегнуть к широкому использованию монументальной пропаганды . Первые памятники создавались из нестойких материалов — гипса , дерева , цемента . В связи с этим Ленин в беседе с наркомом просвещения Анатолием Луначарским отмечал, что статуи должны быть «временные, хотя бы из гипса или бетона», также «важно, чтобы они были доступны для масс, чтобы они бросались в глаза», а их открытие пусть «будет актом пропаганды и маленьким праздником, а потом по случаю юбилейных дат можно повторять напоминание о данном великом человеке, всегда, конечно, отчетливо связывая его с нашей революцией и ее задачами» . Поэтому в период с 1918 по 1921 год в Москве и Петрограде было воздвигнуто свыше 25-ти монументов — количество, чрезвычайно большое для того времени . К реализации положений декрета только в Москве подключилось 47 скульпторов; в работу была активно вовлеклась Вера Мухина . Она была видным членом Ассоциации художников революционной России , а 1920—1930-е годы стали настоящим расцветом её творчества и славы . Проекты памятников обсуждались во время многочисленных конкурсов, однако их осуществление откладывалось на долгие десятилетия . Так не были реализованы и четыре проекта Мухиной , одни из многих неосуществлённых работ, которые она называла «мечтами на полке» . В их числе был и эскиз памятника соратнику Ленина и одному из авторов первой советской конституции — революционеру и государственному деятелю Якову Свердлову , секретарю Центрального комитета РСДРП (б) , председателю Всероссийского исполнительного комитета , умершему во время пандемии гриппа в 1919 году .
История
Первый конкурс на памятник Свердлову состоялся в 1919 году, но не дал результатов, а в 1922 году объявили о проведении и второго, перед началом которого скульпторам передали фотографии Свердлова, а также дали возможность осмотреть его посмертную маску , которую снимал другой известный скульптор — Сергей Меркуров . Однако Мухина решила уйти «от историко-фотографической выразительности» и портретной точности, прибегнув к как средству, «иногда гораздо более мощному, допускающему сильную сгущенность и концентрацию темы» . Примечательно, что худой Свердлов представлял из себя типичного интеллигента в очках , и в его лице, по выражению Ленина, предстал перед нами «наиболее отчеканенный тип профессионального революционера» . Стоит отметить, что в советское время к памятникам предъявлялись требования, несоответствующие специфике этого востребованного вида монументального искусства. Не уйдя в тесные рамки официозности, Мухина как художник реализма и живописатель красоты человеческого тела без особого успеха выступала за условность, использование аллегорических и мифологических образов в качестве методов создания необходимой степени обобщения . В поисках аллегории она обратилась к античности Древней Греции и Рима . На образных зарисовках Мухиной, отличавшихся штрихами острых углов и прямых линий, появляется яростный взглядом мятежный ангел с могучими руками, неукротимый духом Моисей или богоборец Прометей , с почерпнутым в античных преданиях кипением страстей, волевой устремленностью и энергией, нравственной силой . Скульптура «Пламя революции» явилась своего рода плодом этих творческих исканий, связанных с замыслом московского памятника Свердлову . Поначалу Мухина хотела воспользоваться мифом о стимфалидах — огромных птицах с человеческими головами, с которыми боролся Геракл , однако силуэт птицы не подходил к памятнику, требующему высокой и стройной фигуры. Отвергнув как женщину в длинных одеждах с крыльями вместо рук, так и крылатую Нику , увенчивающую героя лавровым венком , скульптор пришла не к богине славы, не к стимфалиде, а к Гению революции с факелом в руке, несущему пламя революции в будущее, к тому рвущемуся в бой Гераклу . В этом можно рассмотреть искреннее выражение идеала скульптора, её веру в нового человека, совершенного и свободного .
Композиция
Несмотря на некоторые формальные отсылки к модернизму , кубизму и футуризму , «Пламя революции» воплощает в себе все романтизированные элементы соцреализма . Полуобнажённая фигура Гения революции, прообраза Свердлова без конкретных портретных черт, представляет собой романтический образ большевика-ленинца, олицетворяющего апофеоз мятежной стихии революционной борьбы. Вытянув вверх и вперёд руки, в одной из которых Гений держит зажжённый факел, отбросив свои волосы назад, он упрямо опустил вниз голову, целеустремленно и мужественно борясь с бурными порывами и вихрями ветра сопротивления. Резкий наклон всей фигуры, воплощённый в мотиве энергичного и экспрессивного противоборства, находит твёрдую опору в уклоне косо срезанного постамента, ещё больше усиливающего динамичность композиции, будто клокочущей от яростного напряжения. Одеяние Гения условно — тело его по спирали охвачено чем-то вроде огромного развевающегося шарфа или плаща с эффектными складчатыми и угловатыми драпировками, образующими независимые от пластики фигуры мощные объемы, которые, словно объятые ветром паруса, создают ощущение полета ввысь .
К мотиву полёта Мухина вернулась в 1938 году в варианте памятника «Спасению челюскинцев », выполненному в более реалистических формах . Огромная фигура северного ветра – Борея в виде старика с развевающейся за плечами шкурой белого медведя , как бы уступала мужеству людей и улетала прочь с ледяной кристальной глыбы на стрелке острова, который предполагалось создать на участке между Каменным и Крымским мостами . Ниже, справа и слева у опор на уступах проектировавшегося, но не построенного моста, соединившего бы набережную у Дворца Советов с Замоскворечьем , предполагалось установить две большие скульптурные группы — челюскинцы во главе с Отто Шмидтом и их спасители-лётчики .
Мотивы «Пламени революции» просматриваются также и в скульптуре « Рабочий и колхозница », выполненной Мухиной для парижской Всемирной выставки 1937 года и впоследствии установленной у главного входа ВДНХ в Москве. На смену факелу пришли серп и молот , которые держат над головой герои данного монумента, лишённого последних элементов авангардизма , но ставшего профессиональным триумфом Мухиной как ведущей женщины-скульптора эпохи соцреализма .
Судьба
По примеру памятника «Революция» для города Клина Мухина предполагала сделать скульптуру для памятника Свердлову полихромной — фигуру отлить из чёрного чугуна , одеяние и факел из светлой золотистой бронзы . Однако проект Мухиной был отвергнут как карикатурный и не имеющий портретного сходства . Работа критиковалась за « формалистический схематизм » и была непонята критиками, ввиду чего даже не воспроизводилась в монографиях . Памятник Свердлову так и не воздвигли, но уменьшенная копия его проекта сохранилась . Мухина сожалела о нереализованной мечте и считала гипсовую модель утерянной . Уже после её смерти в 1953 году, повреждённая статуя была обнаружена в запасниках Центрального музея революции в Москве, после чего отреставрирована и в 1954 году отлита в бронзе для несостоявшегося музея скульптора . В настоящее время гипсовая версия выставлена в Зале № 15 «Культура Советской России» в Государственном центральном музее современной истории России — каминном зале Английского клуба . Восковой эскиз находится в музее Веры Мухиной в Феодосии . Бронзовая копия высотой 104 см хранится в Государственной Третьяковской галерее , где выставлялась в 2014—2015 годах в связи с 125-летием Мухиной . В 2017 году она экспонировалась на выставке в Королевской академии художеств в Лондоне , посвящённой искусству, рождённому Октябрьской революцией .
Примечания
- ↑ .
- ↑ . Государственная Третьяковская галерея . Дата обращения: 15 апреля 2017. Архивировано из 17 апреля 2017 года.
- ↑ . Государственная Третьяковская галерея . Дата обращения: 15 апреля 2017. Архивировано из 9 марта 2017 года.
- ↑ . Государственный центральный музей современной истории России . Дата обращения: 15 апреля 2017. Архивировано из 11 мая 2016 года.
- . BBC Russian (30 апреля 2013). Дата обращения: 15 апреля 2017. 16 апреля 2017 года.
- Луначарский А. В. // / Составитель сборника И. А. Луначарская, под общей редакцией А. И. Титова. — Москва: Издательство Агентства печати Новости, 1980. 16 апреля 2017 года.
- Евгений Жирнов. . Коммерсантъ (11 декабря 2001). Дата обращения: 15 апреля 2017. 3 мая 2017 года.
- . ТАСС (1 июля 2014). Дата обращения: 15 апреля 2017. 16 апреля 2017 года.
- . Lenta.ru (1 июля 2014). Дата обращения: 15 апреля 2017. 16 апреля 2017 года.
- ↑ Фисун Гюнер. . BBC Russian (29 марта 2017). Дата обращения: 15 апреля 2017. 17 мая 2017 года.
- ↑ . Новости культуры (15 апреля 2014). Дата обращения: 15 апреля 2017. 16 апреля 2017 года.
- Александра Сопова. . Известия (27 мая 2013). Дата обращения: 15 апреля 2017. 16 апреля 2017 года.
- ↑ .
- Лариса Кафтан. . Российская газета . Дата обращения: 15 апреля 2017. 16 апреля 2017 года.
- ↑ . M24.ru (4 мая 2016). Дата обращения: 15 апреля 2017. 16 апреля 2017 года.
- Ленин В. И. . Газета «Правда» (20 марта 1919). Дата обращения: 15 апреля 2017. 16 апреля 2017 года.
- ↑ В. А. Замков . . (1984). Дата обращения: 15 апреля 2017. 28 марта 2017 года.
- Софья Руднева. . Вокруг света (1 августа 2009). Дата обращения: 15 апреля 2017. 6 мая 2017 года.
- .
- .
- .
- .
- Fisun Güner. . The Quietus (11 февраля 2017). Дата обращения: 15 апреля 2017.
- Roger Huddle. . Socialist Review (март 2017). Дата обращения: 15 апреля 2017. 21 марта 2017 года.
- . БСЭ . Дата обращения: 15 апреля 2017.
- , с. 188.
- . Крымская правда (26 марта 2016). Дата обращения: 15 апреля 2017. 16 апреля 2017 года.
- . Министерство культуры Российской Федерации (16 апреля 2014). Дата обращения: 15 апреля 2017. 17 апреля 2017 года.
Литература
- Кеменов В. С. . — Москва: Издательство «Искусство», 1956. — С. 76—77. — 465 с.
- Каменский А. А. . — Москва: Издательство «Советский художник», 1974. — С. 159. — 528 с. (недоступная ссылка)
- Воронова О. П. // . — Москва: Издательство «Искусство», 1976. — С. 48—60. — 189 с. — (Серия «Жизнь в искусстве»).
- Суздалев П. К. . — Москва: Издательство «Искусство», 1981. — С. 50. — 168 с.
- Борисовская Н. А. // . — Москва: Издательство «Советский художник», 1988. — 373 с.
- Воронов Н. В. . — Москва: Издательство «Московский рабочий», 1990. — 78 с. — (Биография московского памятника).
Ссылки
- . Государственная Третьяковская галерея . Дата обращения: 15 апреля 2017. Архивировано из 17 апреля 2017 года.
- 2020-01-25
- 2