Interested Article - Воскресенский, Александр Георгиевич

Александр Георгиевич Воскресенский ( 6 сентября 1875 , Павловский Посад , Московская губерния 23 февраля 1950 , Москва ) — священнослужитель Русской православной церкви , протоиерей . С 1930 по 1949 год — настоятель Храма Иоанна Воина на Якиманке в Москве . Один из известных и авторитетных московских священнослужителей первой половины XX века.

Биография

Александр Георгиевич Воскресенский родился 6 сентября 1875 года в подмосковном городке Павловский Посад в доме рядом с Воскресенским собором , в котором много лет прослужили его отец диакон (с 1867 г) Георгий Иоаннович Воскресенский и дед пономарь Иоанн Козмич Воскресенский (ум. 1867) . Мать о. Александра, Зоя Васильевна Смирнова (1854—1934) вела свою родословную от древнего священнического рода, восходящего к греческим корням времен Крещения Святой Руси .

В середине 1880-х годов родители расстаются с Александром, и отец везет его в Москву , в духовное училище при Донском монастыре . После училища он поступает в Московскую духовную семинарию . По окончании курса в семинарии по I разряду началась сдача вступительных экзаменов в Московскую духовную академию . Но в разгар экзаменационной сессии Александр получил известие о кончине отца (1896). Пришлось оставить мысли о продолжении образования и принять определение в Епархиальное ведомство с назначением надзирателем в Коломенское духовное училище (с марта 1896 по январь 1898).

Здесь, в Коломне , он встретил свою будущую жену Екатерину Вениаминовну Соколову (1880—1956), также происходившую из потомственной священнической семьи, у которой и отец иерей Вениамин Яковлевич Соколов, и дедушка протоиерей Григорий Иоаннович Горетовский (1816—1904) в разное время служили в храме святого Иоанна Златоуста , причем дедушка прослужил в общей сложности около 70-ти лет, и после замужества внучки, место его в храме занял Александр Георгиевич Воскресенский.

Александр Георгиевич был рукоположен в священники (январь 1898) и определен к Храму Иоанна Златоуста в селе Бронницкого уезда , где служил с 1898 по 1903.

Воскресенский Александр Георгиевич в 1904 г, Павловский Посад

Далее служба проходила на его родине, куда он был приглашен прихожанами в Церковь Святителя Николая в Павловском Посаде (1903—1921), только что построенную при местной станции Павлово , при которой он организовал церковно-приходскую школу, и в дальнейшем активно способствовал строительству отдельного большого здания школы с церковью при ней (1914) . В этот период своей деятельности молодой священник принимал самое активное участие в общественной и в культурной жизни города . Он организовал: Общество трезвости и был выбран его первым председателем , Общество Белой Ромашки (общество помощи больным туберкулезом и солидарности с больными) . Организовал строительство Реального училища , где в дальнейшем сам преподавал . В семье о. Александра родилось 8 детей, однако двое умерли в раннем возрасте, осталось шестеро: дочери София (1899—1915), Таисия (1902—1968) и сыновья: Георгий (Юрий) (1900—1955), Вениамин (1905—1935), Сергий (1907—1933) и младший Леонид (1913—1965). Подрастая, мальчики помогали о. Александру при богослужении в алтаре.

Семья Воскресенского Александра Георгиевича в 1923 г.

Совершившаяся революция и начавшиеся в 1919 −1921 гонения на Церковь (многочисленные аресты и расстрелы духовенства, закрытия церквей и монастырей) привели к закрытию Храма и снятию крестов с куполов, фабричные рабочие потребовали устроить себе в нем клуб. Отец Александр был арестован, однако через несколько дней освобожден. Храм к этому времени был закрыт, служить ему стало негде. Опасаясь дальнейших репрессий, он спешно покидает свой дом (просто заперев дверь, оставив там почти все свое имущество), и уезжает в село Ставрово на служение (1921—1922) в храме Живоначальной Троицы , который также был вскоре закрыт властями в 1922 г. Повзрослевшие дети к тому времени переселились в Москву, чтобы найти возможность получить дальнейшее образование и работу. Из села Ставрово Воскресенские уехали в Москву по приглашению. Патриарх Тихон по просьбе прихожан перевел о. Александра в московский храм Успения Пресвятой Богородицы в Кожевниках . Прослужив там в 1923—1927 годы, он был вынужден покинуть его по причине закрытия местными властями в 1927 г.

И теперь он направлялся опять к новому месту служения (1927—1930) в замоскворецкий Храм преподобного Марона, пустынника Сирийского , где прихожан храма только что постигла тяжелая утрата — кончина настоятеля , о. Николая Синьковского . Отец Александр был выбран приходским собранием (17 ноября 1927) новым настоятелем и утвержден на должности (8 декабря 1927) . Однако и этот храм в первой половине 1930 года был закрыт, а о. Александр переведен в соседний с ним Храм святого мученика Иоанна Воина, что на Большой Якиманке , напротив Французского посольства . И там проходила его служба почти 20 лет (1930—1949) до самой кончины. За время своей многолетней службы протоиерей о. Александр Воскресенский был удостоен всеми богослужебными и иерархическими наградами, установленными для иереев. В знак признания его заслуг перед Церковью, на праздновании 50-летия его священнической деятельности торжественную службу в Храме Иоанна Воина отслужил Святейший Патриарх Алексий I .

Умер он 23 февраля 1950-г в преклонном возрасте от сердечной недостаточности . Отпевание состоялось в Храме Иоанна Воина , проститься с ним пришли тысячи прихожан и многие служители церкви, движение по Большой Якиманке было перекрыто. 25 февраля для прощания с о. Александром приехал Святейший Патриарх Алексий I , сказавший о нем: «Ушел мой последний молитвенник…» . Похоронен в Москве на Введенском кладбище (участок 12) .

О более чем 50-летней священнической деятельности о. Александра написано несколько книг (биографических и воспоминания), где отмечено с каким благоговением и благодарностью относились к нему прихожане, и какую высокую репутацию он имел у деятелей церкви, которые знали его. Высокого мнения о его душевных и нравственных качествах в деле служения Церкви были многие известные деятели Русской Православной Церкви (многочисленные документальные свидетельства тому приведены в упоминаемых ниже книгах).

Среди воспитанников и духовных сыновей о. Александра были многие, ставшие в дальнейшем видными деятелями Церкви. Советские власти по всей стране запретили (с 1920-х по 1949) деятельность духовных образовательных учреждений Церкви (училищ, семинарий, академий), и о. Александр, в заботе о преемственности священнической деятельности, взял на себя обучение и подготовку трех молодых людей для сдачи экстерном экзамена, необходимого для посвящения:

В конце 1920-х и 1930-х годах в Москву стали возвращаться из ссылок осужденные священники, которым было запрещено служить в церкви, лишенные всех прав. В условиях распространявшегося в Москве обновленчества и сокращения прежнего духовенства, в результате массовых арестов и закрытий храмов, многие возвращающиеся потянулись к о. Александру, который принимал и исповедовал этих священников. Среди таких, вернувшихся из ссылок были:

У о. Александра Воскресенского окормлялись также московские протоиереи:

Семья

Жена — Екатерина Вениаминовна Воскресенская (Соколова) (1880—1956), окончила Московское епархиа́льное Филаре́товское училище со званием «домашняя учительница».

Дочери :

  • София (1899—1915), окончила гимназию с золотой медалью, умерла в 16 лет от скоротечной формы туберкулеза,
  • Таисия (1902—1968), воспитательница в Первом вспомогательном Институте для умственно-отсталых детей (располагался в одном из зданий принадлежавшем католическому храму Петра и Павла в Москве ). Интересно, что пригласили ее на работу врачи, ставшие в дальнейшем известными деятелями Церкви: врач-психолог Борис Холчев (будущий архимандрит Борис ) и врач-психоневролог Сергей Никитин (будущий епископ Стефан , епископ Можайский).

Сыновья :

Награды

Богослужебные награды
  • Набедренник (1907)
  • Фиолетовая бархатная скуфья (1913)
  • Фиолетовая Камилавка (1919)
  • Наперсный крест (25 марта 1927)
  • посвящен в протоиереи (2 июня 1929)
  • Палица (12 авг. 1929)
  • Крест с украшениями (24 мая 1929)
  • Право служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни (25 февр. 1938)
  • Право служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш»
  • Митра (возложена 6 мая 1930, с правом служения в митре с 6 сент. 1930) . Эту зеленую восьмигранную митру после кончины о. Александра принял в дар на память о нем Святейший Патриарх Алексий I , далее она перешла к митрополиту Питириму (духовному сыну и алтарнику о. Александра в 1940-е годы), а после его кончины — передана в Храм преподобного Марона , где о. Александр был настоятелем в 1927—1930 годы.
  • Право ношения второго наперсного креста с украшениями (1948) .
  • Патриарший наперсный крест (1948)
Светские награды

Литература о протоиерее Александре Воскресенском

  • Полунина К. С., Протоиерей Московский. Отец Александр Воскресенский. 1875—1950, — 2018 г, ISBN 978-5-94759-230-6 , М.: изд-во , 264с., (книга содержит биографические материалы с большим числом фотографий)
  • Полунина К. С. , Жизнь и служение протоиерея Александра Воскресенского (1875—1950), — 2005 г, ISBN 5-98574-010-2 , М.: изд-во Артос-Медиа, 192с., (книга содержит биографические материалы с большим числом фотографий)
  • Духовник старцев. Воспоминания о протоиерее Александре Воскресенском, (под ред. Никитиной В. Ю.), — 2001 г, М.: изд. дом Никея, 176с.
  • Черных Н. Б., Рассказы о новомучениках и подвижниках российских, — 2018 г, ISBN 978-5-91761-848-7 , М., изд-во Артос-Медиа, 320с. (см. часть 3 книги «Трилогия об отце Александре Воскресенском», с.215-236)
  • Галашевич А. А., Максимова Г. А., Полунина К. С. , Храм святого мученика Иоанна Воина, что на Якиманке в Москве, — 2011 г, ISBN 978-5-94431-325-6 , М.: изд-во Северный паломник, 332с. (В главе 3 «Очерки об истории и настоятелях храма святого Иоанна Воина» есть раздел «Протоиерей Александр Георгиевич Воскресенский», с.272-279)
  • П. Нечаев, Русь уходящая: Рассказы митрополита Питирима (Нечаева), (под ред. Александрова Т. Л) — 2007 г, 2е изд. 2019 г, ISBN 987-5-88017-762-2, М.: изд-во Московской Патриархии, 672с. (см. часть книги «О. Александр Воскресенский» )
  • Волобуева Т. И., Кузнецова О. П., Романова С. Н., Савостьянова Н. Ю., Столярова З. Н. Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети ХХ столетия. — Тверь, 2013, с. 68. (книга содержит документы о послужных списках московских священников в 1900—1935, в том числе протоиерея Александра Воскресенского) )
  • Миллер Т., Наши приходские батюшки, альманах «Альфа и Омега», № 30, 2001. (см. стр. 170—173 об о. Александре Воскресенском)

Примечания

  1. . Дата обращения: 21 сентября 2019. 30 сентября 2019 года.
  2. . Дата обращения: 24 сентября 2019. 24 сентября 2019 года.
  3. . Дата обращения: 1 октября 2019. 14 ноября 2018 года.
  4. . Дата обращения: 23 сентября 2019. 23 сентября 2019 года.
  5. . Дата обращения: 21 сентября 2019. 2 октября 2019 года.
  6. . Дата обращения: 21 сентября 2019. 18 июня 2016 года.
  7. Это была одна из первых пристанционных церквей в России
  8. .
  9. Этому содействовало еще и то, что церковь была привокзальной, а вокзал в те годы являлся центром притяжения общественного интереса
  10. Пьянство в эти годы было большой проблемой среди рабочих многочисленных местных фабрик по соседству с церковью.
  11. . Дата обращения: 8 ноября 2019. 8 ноября 2019 года.
  12. .
  13. .
  14. . Дата обращения: 21 сентября 2019. 24 октября 2010 года.
  15. Устав Русской Православной Церкви. Приходское собрание.
  16. . Дата обращения: 21 сентября 2019. 30 мая 2019 года.
  17. Духовник старцев. Воспоминания о протоиерее Александре Воскресенском, (под ред. Никитиной В.Ю.), - 2001 г, М.: изд. дом Никея, 176с. (см. стр.35)
  18. . Дата обращения: 23 сентября 2019. 8 мая 2018 года.
  19. . Дата обращения: 21 сентября 2019. 20 июня 2017 года.
  20. . Дата обращения: 23 сентября 2019. 23 сентября 2019 года.
  21. Воспоминания митрополита Питирима об о.Федоре Шебалине.
  22. . Дата обращения: 21 сентября 2019. 9 августа 2020 года.
  23. Протоиерей Стефан Марков.
  24. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после хиротонии награждаемого. Навешивается через левое плечо и спускается с правого бока ниже пояса на бедро
  25. Фиолетовая бархатная скуфья даётся представителям белого духовенства как награда — вторая после набедренника
  26. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения набедренником. Носится во время богослужения и во время официальных и торжественных мероприятий.
  27. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через четыре года после награждения камилавкой. Надевается во время богослужения поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы.
  28. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после возложения наперсного креста, но не менее чем через пятнадцать лет служения в сане пресвитера). Правила ношения: навешивается под фелонь через плечо, причём палица носится справа, а набедренник — слева.
  29. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения палицей. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее двадцати лет. Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы.
  30. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после возведения в сан протоиерея
  31. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш...»
  32. Награждение производится указом Святейшего Патриарха за особые заслуги, но не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…». Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее сорока лет.
  33. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через десять лет после награждения правом ношения митры. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее пятидесяти лет.
  34. Высший знак признания заслуг протоиерея. Награждение производится в исключительных случаях во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви по инициативе и решению Святейшего Патриарха, независимо от продолжительности служения и предшествующих наград. Правила ношения: может носиться вместе с крестом с украшениями.
  35. Танковая колонна, созданная по инициативе Московской патриархии на пожертвования верующих и переданная в 1944 году танковым войскам СССР. В её состав входили 19 танков Т-34-85 и 21 огнемётный танк ОТ-34
  36. Воспоминания митрополита Питирима об о.Александре Воскресенском.
  37. . Дата обращения: 22 сентября 2019. 7 февраля 2022 года.
  38. . Дата обращения: 8 октября 2019. 8 октября 2019 года.

Ссылки

  • [religion.wikireading.ru/153984 Читать книгу: Русь уходящая: Рассказы митрополита Питирима]
Источник —

Same as Воскресенский, Александр Георгиевич