Пэдхам, Хью
- 1 year ago
- 0
- 0
Уистен Хью Оден ( англ. Wystan Hugh Auden ; 21 февраля 1907 , Йорк — 29 сентября 1973 , Вена ) — англо-американский поэт , родившийся в Великобритании, а после Второй мировой войны ставший гражданином США. Одена называют одним из величайших поэтов XX века ; он писал в жанре интеллектуальной лирики, обращаясь как к социально-радикальной, так и к философско-религиозной проблематике ( «В настоящее время» , «Ахиллов щит» , «Дань Клио» ). Сотрудничал с Кристофером Ишервудом и Бенджамином Бриттеном . Стал лауреатом Пулитцеровской премии по поэзии за барочную эклогу «Век тревоги» (1948) . Оден также получил Премию Боллингена (1953), Национальную книжную премию за сборник «Ахиллов щит» (1956) и Национальную литературную медаль (1967) .
Уистен родился в английском городе Йорке в семье врача Джорджа Огастаса Одена (1872—1957) и его жены — Констанс Розали Бикнелл Оден (1870—1941), которая выучилась на медсестру. Он был младшим из трёх сыновей; старший, Джордж Бернард Оден, стал фермером, а средний, Джон Бикнелл Оден, — геологом .
Оба дедушки Одена были священнослужителями англиканской церкви , а сам он вырос в доме, где все следовали «высокой» форме англиканства, доктрины и ритуалы которой напоминали римско-католические . Оден связывал свою любовь к музыке и языку с церковными богослужениями, которые он посещал в детстве, и постоянными переводами с латинского и древнегреческого в школах . Он верил в то, что его предки были исландцы, именно с этим была связана его очарованность исландскими легендами и древнескандинавскими сагами .
В 1908 году семья Одена переехала в Солихалл , а затем Гарборну неподалёку от Бирмингема , где его отец получил должность медицинского инспектора школ и профессора Бирмингемского университета . Заинтересованность Одена психоанализом началась с отцовской библиотеки. После начала Первой мировой войны отец Одена поступил в медицинский корпус Королевских войск. С 1914 по 1917 год он служил в Галлиполи , Франции и Египте . В течение этого времени Оден находился под сильным влиянием матери, несмотря на то, что начиная с восьми лет он учился в частных школах и возвращался домой только на каникулы . Кристофер Ишервуд рассказывал, что коробка с детскими игрушками Одена была «полна толстых, взятых из отцовской библиотеки научных книг по геологии, металлам и механизмам» . В школе Оден увлёкся биологией , во многих его стихах нашли отражение воспоминания о Пеннинских пейзажах , где можно было увидеть следы упадка индустрии по добыче свинца. Удалённый посёлок Рукгоуп был для него «священным ландшафтом», о котором он упоминал в своей поздней поэме «Amor Loci» . До пятнадцатилетнего возраста все ожидали, что он станет горным инженером, но он начал сочинять стихи. Позже Оден писал:
Слова настолько влияют на меня, что какая-нибудь порнографическая история, например, может возбудить меня больше, чем живой человек. Кроме слов [в те времена] я интересовался исключительно шахтами и их механизмами. Интерес к людям стал возникать только в подростковом возрасте .
Оригинальный текст (англ.)Today words so affect me that a pornographic story, for example, excites me sexually more than a living person can do. Besides words, I was interested almost exclusively in mines and their machinery. An interest in people did not begin till adolescence.
Первым частным учреждением, где учился Оден, была Школа святого Эдмунда в Суррее , где он впервые встретил Кристофера Ишервуда , который также впоследствии стал писателем. Когда Одену было тринадцать, он пошёл в Школу Грешема в Норфолке , и именно там, в 1922 году , когда его друг Роберт Мидл спросил его, пишет ли он стихи, Оден ответил, что хочет быть поэтом . Впоследствии он понял, что постепенно «потерял веру» . В школьных спектаклях по пьесам Шекспира он сыграл Катарину в « Укрощении строптивой » ( англ. The Taming of the Shrew , 1922) и Калибана в « Буре » ( англ. The Tempest , 1925) в течение своего последнего года обучения в Грешеме . Его первые стихи были опубликованы в школьном журнале в 1923 году под псевдонимом «У. Г. Арден» ( англ. W.H. Arden ) .
Оден впоследствии написал главу о Грешеме для книги Грэма Грина «Старая школа» ( англ. The Old School: Essays by Divers Hands , 1934) .
В 1925 состоялась помолвка Одена с медсестрой из Бирмингема. Впоследствии он сопровождал своего отца в поездке по Европе, посетив город Кицбюэль в Австрии , где жила возлюбленная отца — дама Хедвига Петцольд . В том же году Оден поступил в колледж Крайст-Чёрч в Оксфорде, получив стипендию на изучение биологии, но на следующий год стал изучать английскую литературу. Он встретил в Оксфорде новых друзей — Сесила Дэй-Льюиса , Луиса Макниса и Стивена Спендера .
Одена снова познакомили с Кристофером Ишервудом в 1925 году , и в течение следующих нескольких лет Ишервуд был его литературным наставником, которому он посылал свои стихи и критические обзоры. В течение 1930-х гг. они поддерживали дружеские отношения и были эпизодическими любовниками .
Оден завершил Оксфорд в 1928 году , получив диплом третьей ступени .
Начиная с его оксфордских лет друзья Одена описывали его как шутливую, экстравагантную, сочувствующую, щедрую и, по собственным признаниям, одинокую личность. В обществе Оден вёл себя скорее догматически, но даже комично, в более узком кругу он был застенчивым и неуверенным в себе, когда не знал, является ли желательным его присутствие. Он был очень пунктуальным в своих привычках, однако это не мешало ему жить в атмосфере определённого беспорядка .
Уже в университете отношение Одена к его близким приобрело свои характерные признаки. Было только два варианта отношений — «учителя и ученика» и коллеги. Те из нас, кто автоматически подходил на роль ученика, ходили к нему за инструкциями по написанию стихов, улучшением психологического самочувствия, искусства жизни и т. д. Группа Коллег, в состав которой входили прежде всего Кристофер Ишервуд (в Кембридже), Дэй-Льюис и Рекс Уорнер, была небольшим сообществом (которую иногда называли «Бандой»), больше похожим на теневой кабинет, наследника литературных кабинетов министров того времени: кажется, нами тогда руководили Дж. К. Сквайр и группа поэтов-георгианцев , которые напоминали команду по крикету , а не литературные фигуры. Достойной альтернативой была группа Блумсбери , к которой можно было отнести Вирджинию Вульф , Э. М. Форстера и Т. С. Элиота .
Стивен Спендер , В. Г. Оден и его поэзия, 1964
Осенью 1928 года Оден на девять месяцев покинул Великобританию и отправился в Берлин , где впервые почувствовал политические и экономические трудности, которые стали одними из центральных тем его творчества. Это путешествие способствовало формированию его социалистических взглядов и привело к окончательному осознанию собственной гомосексуальности .
Вернувшись в Британию в 1929 году , он некоторое время работал репетитором. В 1930-м году его первая опубликованная книга стихов (Poems) была принята Т. С. Элиотом в издательстве Faber and Faber, которое впоследствии опубликовало и все остальные книги Одена. Этот сборник отличался близостью к идеям Карла Маркса , Чарльза Дарвина и Зигмунда Фрейда ; вместе с тем именно Т. С. Элиот и Дж. М. Хопкинс в то время больше всего влияли на его поэтическое творчество. Социальная критика становится заметной в поэме-фантазии «Пляски смерти» («The Dance of Death», 1933).
В 1930 году он начал преподавать в частных школах — два года провёл в Академии Ларчфилд в Хеленсборо в Шотландии, и затем три года в Школе Даунз в Малверн Хиллз, где он был очень любим учениками . В Школе Даунз Оден почувствовал то, что позже описал как «видение агапэ », когда сидел вместе с тремя своими коллегами-преподавателями и неожиданно понял, что любит их такими, какие они есть, что их существование содержит для него бесконечную ценность, именно этот опыт, как он потом отмечал, повлиял на его решение вернуться к англиканской церкви в 1940 году .
В течение этого периода эротический интерес Одена, как он позже отметил, фокусировался больше на идеализированном « альтер эго » , а не на конкретных личностях. В его отношениях с другими присутствовало или возрастное, или мировоззренческое неравенство, а сексуальные отношения были временными, хотя некоторые из них привели к возникновению длительной дружбы. Он противопоставил эти отношения тому, что он позднее рассматривал как «брак» равных, основанный на уникальной индивидуальности обоих партнёров, как это произошло в случае с Честером Каллманом позже, в 1939 году .
С 1935 года и до 1939 , когда Оден покинул Британию, он писал рецензии и эссе для подразделения «General Post Office», которое занималось документальным кино под руководством Джона Грирсона , и читал лекции. Во время его сотрудничества с «Film Unit» в 1935 году он познакомился с композитором Бенджамином Бриттеном , вместе с которым потом работал над пьесами, песенными циклами и либретто. В 1930 году пьесы Одена, написанные им вместе с Ишервудом, были поставлены в лондонском «Group Theatre» — в частности, «Пёс под кожей» («The Dog Beneath the Skin», 1933) и «Восхождение на Ф-6» («The Ascent of F.6», 1936), где в аллегорической форме изображается человек, который не может определиться в своих политических убеждениях.
В его работах нашла отражение уверенность в том, что художник должен быть «чем-то большим, чем журналистом-репортёром» . В 1936 году он провёл три месяца в Исландии , где собирал материалы к книге «Письма из Исландии» (1937), написанной им в сотрудничестве с Луисом Макнисом. В том же году был издан его сборник «Смотри, незнакомец» («Look, Stranger!», 1936).
В 1937 году Оден отправился в Испанию во время гражданской войны, надеясь стать водителем машины «скорой помощи» для Республики, но его назначили работать в отдел пропаганды, который он покинул для того, чтобы отправиться на фронт. На него глубоко повлияли эти семь недель, которые он провёл в Испании, а его взгляды на общество значительно изменились, поскольку политические реалии оказались сложнее, чем он представлял . Впоследствии он вернулся в Англию, где им была написана поэма «Испания» («Spain», 1937) — лучшее его произведение на политическую тему и один из лучших поэтических отзывов о гражданской войне в Испании . Пытаясь совместить репортаж и искусство, Оден с Ишервудом в 1938 году провели шесть месяцев на фронтах японско-китайской войны , где работали над книгой «Путешествие на войну» (1939). Возвращаясь домой, Оден на некоторое время остановился в Нью-Йорке и решил переехать в США. Осень 1938 года он провёл в Англии и Брюсселе .
У Одена был особый талант к дружбе, начиная с конца 1930-х годов у него сложилось ощутимое тяготение к стабильности, которую может дать брак. В письме к своему другу Джеймсу Стерну он назвал брак «единственной темой» . В 1935 году Оден формально женился на Эрике Манн , дочери Томаса Манна , для того, чтобы дать ей британский паспорт, с которым она могла бы спастись от нацистов . Он часто делал какие-то частные благотворительные пожертвования и очень огорчался, когда они становились общеизвестными, как это случилось с подарком его подруге Дороти Дэй для Движения католических рабочих , о чём было написано на первой странице в The New York Times в 1956 году .
В январе 1939 года Оден и Ишервуд отправились в Нью-Йорк , воспользовавшись временными визами. Их отъезд из Великобритании накануне Второй мировой войны многие восприняли как предательство, из-за чего пострадала репутация Одена . Дата прибытия Одена в США совпала с падением республиканской Барселоны, а через два дня Оден написал стихотворение «В память о Уильяме Батлере Йейтсе », отметив, что поэзия ничего не может изменить.
В апреле 1939 года Ишервуд переехал в Калифорнию , после этого они с Оденом лишь изредка видели друг друга. В этот период Оден встретил молодого поэта Честера Каллмана, который был его любовником следующие два года (Оден описывал их отношения как «брак», который начался с «медового месяца», во время которого они путешествовали по Америке) . В 1941 году Каллман разорвал их отношения, поскольку он не мог принять моногамии , на которой настаивал Оден, но они оставались друзьями на протяжении всей жизни Одена и жили в одной квартире с 1953 года и до смерти Одена. Оба издания своих избранных стихотворений ( 1945 — 1950 и 1966 года ) Оден посвятил Ишервуду и Каллману .
В 1940-41 годах Оден жил в доме на Бруклин-Хейтс (Бруклинские Высоты) вместе с Карсон Маккалерс , Бенджамином Бриттеном и другими . В 1940 году он присоединился к Епископальной церкви , вернувшись к англиканской общине, которую он покинул в тринадцатилетнем возрасте. Его возвращению к церкви частично способствовало осознание «святости» писателя Чарльза Уильямса, с которым он встретился в 1937 году , а также прочтение Сёрена Кьеркегора и Рейнгольда Нибура : это «посюстороннее» христианство стало центральным элементом его жизни .
После того как Великобритания объявила войну Германии в сентябре 1939 года, Оден сообщил британскому посольству в Вашингтоне о том, что он, если это будет необходимо, вернётся в Соединённое Королевство, но ему ответили, что среди лиц за тридцать Великобритания требует только квалифицированных служащих. В 1941 — 1942 годах Оден преподавал английский в Мичиганском университете . В августе 1942 года он был призван в армию США, но его не приняли к военной службе по состоянию здоровья. В 1942 — 1943 годах он получил стипендию Гуггенхайма, но не воспользовался ею и в период с 1942—1943 годов преподавал в Суортмор-колледже .
Летом 1945 года , после завершения Второй мировой войны, Оден был в Германии вместе с комиссией, изучавшей воздействия американских бомбардировок на моральный дух немцев. Этот опыт повлиял на его послевоенные работы так же, как и его участие в войне в Испании . После возвращения он поселился на Манхэттене , работая писателем-фрилансером и лектором в Новой школе социальных исследований, а также профессором в колледжах , Смит и других. В 1946 году Оден получил гражданство США .
В эти годы его взгляды на религию менялись от обращения к психологически ориентированному протестантизму в начале 1940-х годов и до римско-католической традиции в 1940-50-х годах. Впоследствии ему стали близки взгляды Бонхёффера , который отрицал «детские» концепции о Боге в религии для взрослых, которые фокусировались на значимости человеческого страдания .
В 1948 году Оден стал проводить лето в Европе, сначала на Искье (Италия), где он арендовал дом, а начиная с 1958 года — в Кирхштеттене (Австрия), где он купил дом на ферме и, как он вспоминал, заплакал на радостях от того, что впервые стал владельцем собственного жилья .
В 1951 году , незадолго до того как двое британских разведчиков — Гай Бёрджесс и Доналд Маклейн — бежали в СССР , Бёрджесс пытался позвонить Одену, чтобы приехать к нему, о чём они договаривались заранее. Оден не ответил на звонок и больше никогда не общался ни с одним из разведчиков, но это вызвало скандал в средствах массовой информации, которые ошибочно связали его имя с беглецами. Это вызвало повторную огласку, когда в 2007 году были опубликованы документы MI5 с показаниями об инциденте .
С 1956 по 1961 годы Оден был профессором поэзии в Оксфордском университете , где должен был читать лекции трижды в год. Этот расклад позволил ему проводить зимы в Нью-Йорке, где он теперь жил на улице Сент-Марк Плейс, а лето — в Европе. Три недели в течение года он проводил в Оксфорде . Оден зарабатывал чтением своих произведений и лекционными турами, а также писал для The New Yorker и других журналов.
В последние годы жизни он часто стал повторяться в разговорах, что смущало его друзей, которые ценили его талант собеседника . В 1972 году он провёл зиму в Оксфорде, где его старый колледж Крайст-Чёрч предложил ему коттедж, но летом он вернулся в Австрию . Оден умер в Вене в 1973 году и был похоронен в Кирхштеттене .
Оден издал около четырёхсот своих стихов, среди них четыре длинные поэмы (две из которых были изданы отдельными книгами). Его стихи поражали разнообразием стилей и методов написания — от модернистских до ясных традиционных форм, таких как баллады и лимерики , от доггерелей , хайку и вилланелл до «Рождественской оратории» и барочной эклоги с использованием англо-саксонского метрического размера . Тональность и содержание стихов Одена характеризовались появлением как философских размышлений, так и клише, взятых из народных песен .
Оден также написал более чем четыреста эссе и рецензий по литературе, истории, политике, музыке и религии. В сотрудничестве с Кристофером Ишервудом он создал ряд пьес, с Честером Каллманом — оперные либретто , а также работал над документальными фильмами в подразделении Film Unit Джона Грирсона британского почтового ведомства (General Post Office) в 1930-х годах и с вокально-инструментальным ансамблем « New York Pro Musica » в 1950−1960-х. Оден написал об этих проектах в 1964 году : «сотрудничество принесло мне больше эротической радости … чем любые сексуальные отношения, которые у меня были» .
Оден переписал и выбросил из избранного издания своих произведений некоторые из своих наиболее известных стихотворений. Он объяснил это решение тем, что они были или «скучными», или «нечестными», в том смысле, что в них высказывались взгляды, которые он никогда не разделял, но выражал, понимая их риторическую эффективность . Среди таких риторических произведений оказались стихотворения «Испания» и «1 сентября 1939 года». Его литературный душеприказчик Эдвард Мендельсон в своём вступлении к «Избранным стихам» Одена высказывает предположение о том, что эти действия Одена свидетельствовали об осознании им силы убеждения, присущей поэзии, и его нежелании использовать её неправильно (в это издание Мендельсона вошли некоторые стихи, которые отказался там размещать Оден, и ранние тексты, которые он впоследствии переделал) .
Оден начал писать стихи в тринадцать лет, преимущественно в стиле поэтов-романтиков XIX века, в частности Уильяма Вордсворта и современных поэтов, среди которых был и Томас Харди . В восемнадцать лет он открыл для себя Элиота . Собственный голос он обрёл в двадцать лет, когда написал своё первое стихотворение «Письмо» («С первого появления …»), позднее вошедшее в избранное собрание его сочинений . Это и другие стихи, написанные им в конце 1920-х годов, отмечались оборванным и несколько резким стилем, у них было много аллюзий на темы одиночества и потери. Двадцать этих стихотворений появились в его первой книге «Стихотворения» (1928), напечатанной с помощью Стивена Спендера .
В 1928 году он написал своё первое драматическое произведение «Проплаченный с обеих сторон: шарада», в котором соединились стиль и содержательные элементы исландских саг с шутками об английской школьной жизни. Соотнесение трагедии и фарса и введение уловки «пьеса в пьесе» стало первым примером смешанных стилей его поздних работ . Эта драма и тридцать других стихотворений появились в его первом сборнике в 1930 году , во втором издании которого три года спустя был заменено семь стихотворений. Сборник состоит преимущественно из лирических и гномической медитаций на тему безответной любви, а также личного и социального обновления («Прогулка на Пасху», «Хор», «Сияние лунной красоты», «Петиция») .
В ранних стихах Одена постоянно возникает тема «семейных призраков», этим понятием, которое является также и названием стихотворения, он обозначает мощные невидимые психологические воздействия, которые предыдущие поколения осуществляют на жизнь человека. Параллельной темой, которая присутствует в его работах, является контраст между биологической эволюцией (которую мы не выбираем) и психологическим развитием культур и индивидуумов (которое мы выбираем даже на подсознательном уровне) .
Следующей заметной работой Одена являются «Ораторы: английские штудии» ( 1932 года издания, последующие были в 1934 и 1966 годах ), написанные стихами и прозой о поклонении героическим фигурам в личной и политической жизни. В небольших поэмах стиль Одена становился более открытым и доступным, а «Шесть од» в «Ораторе» показывают его заинтересованность поэзией Роберта Бёрнса . В течение последних нескольких лет многие из его поэм были написаны в форме традиционных баллад и народных песен, с использованием классических форм, например, «Од» Горация , которые он открыл для себя через немецкого поэта Гёльдерлина . В то время главными поэтами, которые повлияли на Одена, были Данте Алигьери , Уильям Ленгленд и Александр Поуп .
В течение этих лет во многих его работах проявлялись левые взгляды, из-за чего он стал известен как политический поэт, хотя его стихи были более неоднозначными, чем это признавали . Оден писал о революционных переменах, говоря об «изменениях в душе», трансформации общества через переход от замкнутой психологии страха к психологии любви . Его рифмованная драма «Танец смерти» (1933) была скорее политической феерией в стиле театрального обзора, что сам Оден позднее назвал «нигилистическим розыгрышем» . Следующая драма, «Пёс под кожей» (1935), написанная им вместе с Кристофером Ишервудом, была квази-марксистской версией Гилберта и Салливана, в которой общая идея общественных трансформаций была заметнее, чем любое специфическое политическое действие или структура .
Другая пьеса, написанная вместе с Ишервуд, «Восхождение на Ф-6» (1937), была частично антиимпериалистической сатирой, а частично — исследованием Оденом собственных мотивов в том, что он взял на себя публичную роль политического поэта . В этой пьесе появилась первая версия «Похоронного блюза», написанная как сатирическая эвлогия . Позже Оден переписал это стихотворение как «Песню для кабаре» о потерянной любви для сопрано Хэдли Андерсон, для которой он написал много стихов в 1930-е годы. В 1935 году он некоторое время работал над документальными фильмами для «GPO Film Unit» и написал свой стихотворный комментарий к «Ночной почте» и лирику для других фильмов, пытаясь создавать общедоступные труды социально-критической направленности .
Эти стилевые тенденции и тематика произведений нашли своё отражение в сборнике «Смотри, незнакомец» (1936), название которому выбрал издатель и которое Оден очень не любил, заменив его в американском издании 1937 года на «На этом острове» . Туда вошли политические оды, любовные стихи, комические песенки, медитативная лирика, что стало сочетанием интеллектуально интенсивных, но эмоционально доступных стихотворных текстов.
Среди стихотворений, вошедших в сборники и что отличались тематикой личностных, социальных и эволюционных изменений, а также препятствий в любви, были «Мы слышим, как гниёт в долине урожай», «Летняя ночь», «О, что за звук», «Смотри, незнакомец, на этот остров» и «Наши родители, которые охотились на холмах» .
Теперь Оден выступал против того, что художник должен быть журналистом, особенно заметной эта позиция становится в «Письмах из Исландии» (1937), книге о путешествиях, написанной им вместе с Луисом МакНисом, в которую вошёл его длинный социальный, литературный и автобиографический комментарий — «Письмо Лорда Байрона». В 1937 году после возвращения из испанской гражданской войны Оден написал политически ангажированный памфлет «Испания», который позже удалил из собрания своих сочинений. «Путешествие на войну» (1939), книга о путешествии на японо-китайскую войну, была написана Оденом с Кристофером Ишервудом. Результатом последнего сотрудничества Одена с Ишервудом стала пьеса «На рубеже», антивоенная сатира, написанная в стиле бродвейских и вест-эндских представлений .
В небольших стихах Одена теперь появилась тематика хрупкости и текучести человеческой любви («Пляска смерти», «Сон», «Колыбельная»), которую он освещал с иронией и юмором в своих «Четырёх песнях для кабаре», написанных для дамы Хэдли Андерсон (среди которых были стихи «Расскажи мне правду о любви» и переделанный «Похоронный блюз»), а также пагубное влияние публичной и официальной культуры на жизнь индивидуума («Казино», «Школьники», «Дувр») . В 1938 году он написал серию чёрных, иронических баллад на тему индивидуального поражения («Мисс Ги», «Джеймс Гонейман», «Виктор»). Все они были изданы в его следующей книге «Другое время» (1940), наряду со стихами «Дувр», «Как он есть» и «Музей современного искусства», которые были написаны до переезда в США в 1939 году, а также «В память об У. Б. Йейтсе», «Неизвестный гражданин», «Закон как любовь», «1 сентября 1939 года» и «Памяти Зигмунда Фрейда», написанные в США . Элегии к Йейтсу и Фрейду частично были отражением антигероической темы, которая интересовала Одена. Он верил в то, что значительные дела делаются не гениями, которых никто не может надеяться сымитировать, а рядовыми индивидуумами, которые «такие же глупые, как и мы» (Йейтс) или о ком может быть сказано «он вовсе не был умным» (Фрейд), и кто стал учителями для других, а не героями, которые вызывают благоговение .
В 1940 году Оден написал длинный философский стих «Новогоднее письмо», который появился вместе с его заметками и другими стихотворениями в сборнике «Раздвоенный» (1941). С возвращением к англиканской общине он начал писать абстрактные стихи на теологические темы, такие как «Канцона» и «Кайрос и логос». Около 1942 года , когда религиозные темы в его творчестве стали привычным явлением, его стихи стали более открытыми, Оден стал чаще использовать силлабические стихосложения , которому научился у поэтессы Марианны Мур .
Наиболее характерными темами этого периода стали колебания художника использовать других лиц как материал для создания произведения и попытка ценить их такими, какие они есть («Просперо Ариэля»), и соответствующее моральное обязательство делать обещания и всегда держать своё слово, понимая желание отказаться от него («И в болезни, и в здоровье») .
С 1942 по 1947 год Оден преимущественно работал над тремя большими поэмами в драматической форме, каждая из которых отличалась от другой по форме и содержанию: «В настоящее время: рождественская оратория», «Море и зеркало: комментарий к Буре Шекспира» (обе были опубликованы в сборнике под общим названием «В настоящее время» в 1944 году ), и «Возраст тревоги: барочная эклога» (издана в 1947 году ) . Первые два произведения, вместе с другими стихами Одена, написанные им в период с 1940 по 1944 гг., вошли в его первое издание избранных произведений «Избранные стихи В. Г. Одена» ( 1945 ), где появились также и переработанные варианты некоторых его ранних стихов .
После написания «Века тревоги» в 1946 году Оден снова сосредоточился на небольших стихотворениях, написав «Прогулку в темноте», «Праздник любви» и «Падение Рима». У многих из стихотворений, написанных им в этот период, упоминалось итальянское село, где он проводил лето в 1947—1957 годах, а в его следующем сборнике «Вечерня» ( 1951 ) стало заметным влияние средиземноморской атмосферы. В этих стихах также стала заметной тема «священной важности» человеческого тела в его обычных аспектах (дыхание, сон, процесс поедания пищи) и связь с природой, которое делает тело возможным (это отличалось от противопоставления между человечностью и природой, которое Оден подчёркивал в 1930-х годах). Среди новых стихов в этот период были написаны «Хвала известняку» и «Мемориал городу» . В 1949 году Оден и Каллман написали либретто к опере Игоря Стравинского « Похождения повесы », а впоследствии сотрудничали над двумя либретто к операм Ханса Вернера Хенце .
Первая прозаическая книга Одена «Сердитые волны: романтическая иконография моря» (1950) была написана по материалам лекций на тему образа моря в романтической литературе . Между 1949 и 1954 годами Оден работал над циклом из семи стихотворений на тему Страстной пятницы под названием «Horae Canonicae» («Канонические часы»), которые были энциклопедическим обзором геологической, биологической, культурной и личной истории, сфокусированной на осознании необратимости убийства. В течение того же времени он также написал «Буколики» ( англ. Bucolics ), цикл из семи стихотворений, темой которых стало отношение человека к природе. Оба цикла вошли в его последующий сборник «Ахиллов щит» (1955), где также появились стихи «Прибытие флота» и «Эпитафия неизвестному солдату» .
Продолжая тему «Horae Canonicae», Оден написал в 1955 — 1956 годах несколько стихотворений об «истории», используя этот термин для того, чтобы обозначить последовательность уникальных событий, которые возникают в результате того или иного выбора, сделанного человеком, противопоставив его «природе» как последовательности самопроизвольных событий, возникающих в результате естественных процессов, и которые отсылают скорее к законам статистики и анонимных сил, например, толпы людей. Среди этих произведений было стихотворение «Дань Клио», которое дало название следующему сборнику Одена, который вышел в 1960 году .
В конце 1950-х годов стиль Одена стал менее риторическим и разнообразным. В 1958 году , переехав летом из Италии в Австрию, Оден написал «Прощай, Меддзоджорно», среди других его произведений было эссе «Dichtung und Wahrheit: Ненаписанный стих» («Поэзия и правда»), в котором освещается связь между любовью и поисками собственной поэтической речи .
После «Дани Клио» ( 1960 ) вышел сборник «Рука красильщика и другие эссе» ( 1962 ), в которой были собраны тексты лекций, прочитанных Оденом в должности профессора поэзии в Оксфорде в 1956 — 1961 годах , а также переработанные версии эссе и заметки, которые он писал начиная со второй половины 1940-х годов .
Переводя хайку и другие стихи из книги Дага Хаммаршёльда «Метки», Оден стал использовать хайку в некоторых своих произведениях . Цикл «Благодарность месту обитания», состоящий из пятнадцати стихотворений о его доме в Австрии, появился в сборнике «О доме» (1965) . В конце 1960-х он написал некоторые из своих самых сильных стихотворений, среди них и «Речной профиль», а также два стихотворения, в которых он размышлял над своей жизнью — «Пролог к шестому десятку» и «Сорок лет спустя». Все они появились в сборнике «Город без стен» (1969). Его давняя любовь к исландским легендам нашла своё воплощение в переводе « Старшей Эдды » (1969) .
В 1963 году Одену заказали написание песен к бродвейскому мюзиклу «Человек из Ламанчи» ( англ. Man of La Mancha ), но продюсер отказался от его текстов из-за их недостаточной романтичности. В 1971 году генеральный секретарь ООН У Тан предложил Одену написать слова к «Гимну объединённых наций», музыку к которому писал Пабло Касальс , но этот труд никогда не получил официального статуса .
«Определённый мир: Книга общих мест» ( англ. A Certain World: A Commonplace Book ) (1970) была своеобразным автопортретом, написанным с использованием любимых цитат с комментариями, расположенными в алфавитном порядке. Последней прозаической книгой Одена стало собрание рецензий и эссе «Предисловия и послесловия» ( 1973 ) , а последним сборником стихов стало «Послание крестнику» ( 1972 ) и неполный сборник «Спасибо тебе, туман» (опубликована уже после смерти Одена, в 1974 году), в которую вошли его стихи о языке («Естественная лингвистика») и его собственном старении («Новогоднее поздравление», «Разговор с собой», «Колыбельная»). Его последним стихотворением, написанным в форме хайку, была «Археология», посвящённая темам ритуала и безвременья, которые интересовали его в последние годы .
Место Одена в современной литературе является поводом постоянных дискуссий: если Хью Макдиармид охарактеризовал его творчество как «полную неудачу», то автор некролога, размещённого на страницах The Times , написал, что Оден, «который долгое время оставался enfant terrible английской поэзии, предстаёт перед нами как бесспорный мастер» .
Во время его « enfant terrible »-стадии в 1930-х годах Одена восхваляли, так и критиковали, противопоставляя её политически ностальгической и поэтично неясной проблематике произведений Т. С. Элиота . Авторитетный английский критик Фрэнк Рэймонд Ливис хотя и признавал талант поэта, однако упрекал его в манерности, в том, что он «построил техническое мастерство на безответственности, и его наиболее серьёзные работы выказывают бесстыдный оппортунизм» .
Отъезд Одена в США в 1939 году активно обсуждался в Великобритании (один раз даже в парламенте), когда некоторые критики восприняли это как предательство, а роль влиятельного молодого поэта досталась Дилану Томасу , хотя один из защитников Одена, Джеффри Григсон, в предисловии к антологии современной поэзии, которая вышла в 1949 году , писал о том, что Оден возвышается над всеми. Значимость его личности была признана в книгах «Оден и после» (1942) Фрэнсиса Скерфа и «Поколение Одена» (1972) Сэмюэля Гайнза .
В Соединённых Штатах начиная с конца 1930-х годов ироническая тональность оденовских стихов определила стилистику целого поколения поэтов. Джон Эшбери вспоминал, что в 1940-м году Оден воспринимался как «единственный современный поэт». Американская поэзия была настолько пронизана манерой Одена, что экстатический стиль поколения битников был в известной степени реакцией против его влияния. В 1950 — 1960 -х годах некоторые писатели жаловались на то, что работы Одена не выполнили тех обещаний, которые можно было бы увидеть в его ранних произведениях . В частности, Филипп Ларкин подверг послевоенную поэзию Одена уничижительной критике и в качестве главных её изъянов выделил «утрату живости, перепевы известных тем, некоторую пустоту и бессодержательность» .
На момент смерти Одена в 1973 году он приобрёл статус влиятельного поэта старшего поколения. Как указано в энциклопедии Британника , на момент смерти Элиота в 1965 году можно было уверенно утверждать, что Оден был его настоящим преемником, так же как Элиот унаследовал это право от Йейтса , когда тот умер в 1939 году . За некоторыми исключениями британские критики предпочитали его ранние работы, тогда как американские более интересовались трудами, написанными Оденом в средний и поздний периоды. В отличие от других современных поэтов, Оден не стал менее известным после своей смерти, а Иосиф Бродский написал, что он был самым выдающимся поэтом XX века .
Популярность Одена резко возросла после того, как его стихотворение «Похоронный блюз» («Остановите все часы») было прочитано в фильме « Четыре свадьбы и одни похороны » (1994), после чего было продано 275 000 экземпляров издания десяти его стихов «Расскажи мне правду про любовь». После 11 сентября 2001 года его стихотворение «1 сентября 1939 года» очень часто звучало в теле- и радиопрограммах . К столетию со дня его рождения в 2007 году в Соединённом королевстве и США прошли публичные чтения . В ноябре 2009 года на сцене Королевского национального театра в Лондоне состоялась премьера пьесы Алана Беннетта «Привычка искусства», темой которой стала придуманная встреча Одена и Бриттена, состоявшаяся в Оксфорде в 1973 году , через двадцать пять лет после того как они прекратили сотрудничество после премьеры оперы .
Иван Давыдов следующим образом охарактеризовал особенности поэтики Одена:
Тексты этого оксфордского эрудита богаты на аллюзии, наслоение смыслов, посылов к событиям истории давней и не очень, священной и не особенно, на реминисценции с английской и не только из английской литературы, и вдобавок формально отшлифованные (для Одена характерное стремление объединять достижение классической английской поэзии с отчаянным экспериментом) .
Среди многих литературных наград и премий, которыми было оценено творчество Одена, следует выделить премию Боллингена (1953), Национальную книжную премию (1956) и Национальную литературную медаль (1967), золотую медаль королевы за поэзию (1937).
На стихи Одена писали музыку Б. Бриттен , С. Барбер , Х. В. Хенце , И. Стравинский и др. Он (в соавторстве с Честером Калманом) написал либретто для опер Стравинского , Бриттена , Хенце , Николая Набокова .