Interested Article - Анафора (литургия)

Анафора
Православная анафора
Католическая анафора.
Католическая анафора (Манила, 2013)

Ана́фора , также Евхаристи́ческая моли́тва ( др.-греч. ἀναφορά — «возношение») — центральная часть христианской литургии , древнейшая по своему происхождению и наиболее важная. Во время анафоры согласно воззрениям христиан происходит чудо преложения ( пресуществления ), хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа (см. Евхаристия ).

Для обозначения этой молитвы используются также названия: «благодарение», «жертва», «освящение», «приношение», «евхаристическая молитва». Использование вместо слова «анафора» термина «евхаристический канон» считается [ кем? ] некорректным из-за того, что западный литургический термин «канон» — это неизменяемая часть западной анафоры. В греческих и славянских рукописях иногда «анафорой» обозначается вся литургия верных .

Структура анафоры

Несмотря на большое разнообразие христианских литургических чинопоследований, в большинстве анафор можно выделить общие части:

  • Вступительный диалог ( Sursum corda ) — диалог, состоящий из возгласов священника и ответов народа;
  • Вступление ( префация ) — начальная молитва, содержащая славословие и благодарение Богу (обычно обращена к Богу-Отцу). Как правило, через воспоминание ангельского служения и служения святых (в византийской литургии на церковно-славянском языке возглас священника: « Побе́дную песнь пою́ще, вопию́ще, взыва́юще и глаго́люще ») предваряет Sanctus ;
  • Sanctus — гимн «Свят, Свят, Свят…»;
  • Воспоминание ( анамнесис ) Тайной вечери с установлением ( Institutio ) — произнесением Иисусом Христом тайноустановительных слов;
  • Эпиклеза — Призывание Святого Духа на Дары, или иная молитва, содержащая прошение об освящении Даров;
  • Ходатайство ( интерцессия ) — ходатайственные молитвы за живых и усопших, Церковь, а также за весь сотворённый Богом мир, с воспоминанием Богородицы и святых;
  • Заключительное славословие .

Порядок частей в различных анафорах может быть разным:

  • В литургиях западно-сирийского , византийского и армянского обрядов тип анафоры — PSAEJ , где P — префация, S — санктус, A — анамнесис, E — эпиклеза, J — интерцессия.
  • Александрийские ( коптские ) анафоры имеют тип PJSAE .
  • Восточно-сирийский (халдейский) обряд имеет тип PSAJE .
  • Структура традиционной римской анафоры описывается формулой PSEJAJ , то есть содержит 2 интерцессии. Некоторые исследователи подчёркивают, что в римской анафоре есть и второй эпиклесис, причастный, с его учётом формула будет выглядеть как PSEJAEJ . Лютеранская анафора имеет тип PSEA .

Типы анафоры

Самые ранние анафоры относятся ко II—III векам. Постепенно из множества анафор древней Церкви сложились 3 типа:

После второго Ватиканского собора в богослужение латинской литургии вдобавок к традиционной для латинской церкви анафоре римского канона (она же первая Евхаристическая молитва) были добавлены ещё 3 анафоры: вторая, взятая из апостольского предания Ипполита Римского ; третья — западно-сирийского типа, близкая к анафоре галликанского обряда и четвёртая, близкая к восточной анафоре св. Василия Великого.

Особенностью западных анафор является их большая вариативность, анафора (особенно префация) сильно меняется в зависимости от текущего празднества, дня недели. Галликанский и мосарабский обряды оставляют лишь малую часть анафоры неизменной.

Восточные анафоры, в том числе и анафоры Иоанна Златоуста и Василия Великого, используемые в православии и грекокатолицизме , более постоянны, изменению подлежит лишь небольшая их часть.

В ходе английской Реформации анафора англиканской литургии претерпела значительные изменения по сравнению с первоначальным каноном римской мессы: из интерцессий исключены призывания святых, изъято упоминание о бескровной жертве (см. литургия (в Англиканской церкви) , « 39 статей », « Книга общих молитв »). Под влиянием Оксфордского движения XIX века и интенсивных православно-англиканских дискуссий рубежа XIX—XX веков англиканский евхаристический канон впитал в себя ряд элементов литургий римского и византийского обрядов (в частности, в нём появилась эпиклеза).

Лютеранская анафора имеет формулу PSEA , где после префации следует санктус, затем эпиклесис, затем анамнесис. Интерцессия как часть анафоры отсутствует, а её текст перенесён в Молитву верных .

Примечания

  1. Вероятно, заимствованного русскими литургистами из «Евхологиона» Жака Гоара
  2. Желтов М. С. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. II : « Алексий, человек Божий — ». — С. 179—289. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-007-2 .

Литература

Ссылки

  • на сайте «Азбука веры»
  • // Портал «Слово»
Источник —

Same as Анафора (литургия)