Мезидон-Канон
- 1 year ago
- 0
- 0
Кано́н ( греч. κανών — правило, норма ) — основанный на библейских песнях много строфный жанр православной богослужебной гимнографии , посвящённый прославлению какого-либо праздника или святого . Канон входит в состав утрени , повечерия , воскресной полунощницы , отпевания , панихиды , соборования и некоторых других богослужений, а также может совершаться на молебнах и в келейной (домашней) молитве.
Полный канон состоит из девяти частей, или песней , однако все девять песней используются редко.
Уже первые христиане перефразировали или добавляли свои молитвенные песнопения к отдельным стихам священных Библейских песен. Например, в Апокалипсисе мы встречаем соединение апостолом и Евангелистом Иоанном Богословом «Песни Моисея , раба Божия, и Песни Агнца » ( Откр. ). Исследователи полагают, что в этом коротком отрывке, воспеваемом семью ангелами ( Откр. ), использованы выражения из нескольких Священных гимнов :
Велики и чудны дела Твои, | «Велики дела Господни» ( Пс. ); «Дивны дела Твои» ( Пс. ). |
Господи Боже Вседержитель! | «Господь Бог, Бог Саваоф» ( Амос. ); «Господь Бог Саваоф» ( Амос. ) |
Праведны и истинны пути Твои, | «и все пути Его праведны» ( Втор. ) |
Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, | «Кто не убоится Тебя, Царь народов?» ( Иер. ) |
и не прославит имени Твоего? | «и прославят имя Твое» ( Пс. ); «Имя Господа прославляю; воздайте славу Богу нашему» ( Втор. ) |
Ибо Ты един свят. | «Он праведен и истинен» ( Втор. ) |
Ибо все народы придут и поклонятся пред Тобою, | «Все народы,.. приидут и поклонятся пред Тобою» ( Пс. ) |
ибо открылись суды Твои. | «Откровения Твои — утешение мое,.. суды Твои.» ( Пс. ) |
Таким образом обе песни Моисея ( «Пои́м Го́сподеви,..» Исх. и «Вонми́ Не́бо,..» Втор. ), присущие субботнему ветхозаветному богослужению, переплетались с более поздними псалмами и одами . Празднование субботы у христиан было заменено почитанием воскресного дня, в который обязательно совершается Литургия . Победная песнь Моисея ( Исх. ) осталась в основе Пасхального бдения и крещения , совершаемого преимущественно в Великую Субботу . Само начало Песни Агнца имеет литургические аналоги в более поздней крещальной молитве — молитве освящения воды «Ве́лий еси́ Го́споди и чу́дны дела́ Твоя́, и ни еди́наго же сло́ва дово́льно бу́дет к пе́нию чуде́с Твои́х» . Уже все народы (а не только Израиль ) славят Бога . Песнь Агнца имеет характер исповедания веры, евхаристического возношения и даже вознесения праведников . Строфы ритмически слабо урегулированы, тем не менее, в оригинальном греческом тексте, внутри них уже наблюдается тенденция к равносложности.
После первых песней Моисея, третий ангел в Апокалипсисе продолжает стихосло́вить протокано́н-трипе́снец седмой (по нынешнему счёту) песнью Аза́рии — одного из трёх отроков еврейских в Вавилонской печи:
праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того. И услышал я другого от жертвенника говорящего: ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои.
— Откр.
Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки. Ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами, и все дела Твои истинны и пути Твои правы, и все суды Твои истинны.
— Дан.
В Апокалипсисе встречаются и другие эсхатологические и миссионерские мотивы из книги пророка Даниила:
Откр. | Дан. |
Откр. | Дан. |
Откр. | Дан. |
и т. п. |
Они частично открывают содержание, формы и таинственное значение Евхаристического канона -однопеснца: видения Престола Божия , множества святых в белых (крещальных) одеждах, возглашающих тройное «Свят, Свят, Свят» , запечатление 12 колен ( Миропомазание ), раскрытие свитка, вынесение из скинии храма 7 чаш, огненная река , зверь, вышедший из моря , вавилонская блудница , и др. Поскольку песни Трёх отроков отсутствуют в масоретской Библии , не исключено, что они — произведения литературы интертестаментарной (начала христианской) эпохи. В этих текстах после каждого благословения священников миряне подхватывали повторяющийся рефрен: «пойте и превозносите Его во веки!» . Пред анафоральное последование Литургии Апокалипсиса завершается хвалебным псалмом:
аминь! аллилуия! И голос от Престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие.
— Откр.
Аллилуия. Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни, стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего. Хвалите Господа, ибо Господь благ; пойте имени Его, ибо это сладостно
— Пс.
В восхвалении Господа принимает участие всё творение, начиная от небес и кончая духами и душами праведных, находящихся в Шеоле ( Дан. ). Три отрока являются одним из главных образов Святой Троицы . Славословные Троичные стихи в однопеснцах появляются уже во II веке. В III веке они попадают в Вечерний гимн и в Великое славословие ( см. «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» ). Знаменателен практически единственный йотированный «Гимн Троице» из Оксиринхского папируса № 1786 как возможный однопеснец, датирующийся III веком. По своей ладотональной организации «Гимн Троице» можно отнести скорее к миксолидийскому ладу, который в более поздней византийской традиции соответствовал четвёртому гласу (ихосу). В IV веке появляется ирмос — метрический образец для остальных тропарей, и эта композиция становится многострофной, например в первой части двоепеснца папируса John Rayland’s Library № 466, где присутствуют междопесния, или седальны , что показывает их раннее появление в структуре канона.
Для Богослужения из Священного Писания брались и другие песни, количество которых было 7 (по числу дней в неделе, и по числу семи небес), но окончательная цифра откорректировалась до девяти — по числу девяти чинов ангельской иерархии .
В V веке , ожесточённые христологические споры времён Эфесского и Халкидонского Вселенских соборов , отразились в особом молитвенном почитании Божией Матери : каждая используемая на богослужениях библейская песнь со строфами, тропарями или стихирами , стала заканчиваться Богородичным , а девятой песнью стала Песнь Богородицы с припевом « Честнейшую херувим …» .
Канон как жанр с ритмической и мелодической (гласовой) структурой появился в середине VII века , и стал вытеснять более раннюю многострофную форму церковных песнопений — кондак (поэтизированную проповедь ). Особые чтецы — « канонархи » стали попеременно ( антифонно ) петь стихи Библейских песен и более современные тропари канонов. Первые каноны были написаны святым Андреем Критским , святым Иоанном Дамаскиным , святым Космой Маюмским . От кондаков остались лишь начальные строфы, которые, продолжая именоваться кондаками, сохраняя свои (кондакарные) музыкальные гласы и подобные напевы, вместе с икосами были вплетены в состав канонов между шестыми и седмыми их песнями. Кроме того, ранневизантийское силлабическое стихосложение канонов прерывалось ектенией и дополнялось чтением синаксариев и пением седальнов .
Канон образовался во время хождения студийских уставов , но закрепился в византийском чине лишь при господстве более строгого Иерусалимского устава , он коренится в самом слове "κανών", которое несёт в себе идею чина, строя, образца, гармонии, что столь присуще византийскому сознанию и православию вообще.
Канон является высшим гимнографическим подражанием ангельскому миру и ангельскому пению, ибо каждая его песнь, завершающаяся славословием Троице и Богородице (в традиции св. Андрея Критского), соответствует одному из небесных чинов. Однако канон говорит не только о Небе , но и о земле: ибо в нём как бы суммируется вся история спасения, начиная от перехода евреев через Чермное море — прообраз Воскресения Христова — и вплоть до воплощения Бога Слова, о Котором возвестила в своей вдохновенной песни Пресвятая Дева Богородица. В каноне содержится своя мистагогия (толкование таинств): если Первая песнь Моисея связана с типологией Крещения, то восьмая (Песнь трёх отроков) прообразует Евхаристию — сошествие Бога Слова к верным, пребывающим в огненном испытании и исполнение их росным Духом благодати. Культура синтеза — неотъемлемая часть византийской культуры с её глубоким и развитым богословием. Блистательное развитие канонов истекает из апостольских времён, имеет своеобразное « апостольское преемство ». Ключевыми в рождении канона были не литературные факторы, а религиозные и литургические — необходимость общего участия в богослужении, которая стала импульсом к созданию запевов, а затем и тропарей.
В основе каждой песни канона лежит одна из девяти библейских песен :
После третьей песни на утрени следуют: Малая ектения (на общем молебне — сугубая), иногда бывает кондак второго канона, седален (седальны) с богородичным или крестобогородичным,
После шестой песни обычно следуют: малая ектения (на панихиде — заупокойная), кондак с икосом , на общем молебне — чтение Евангелия с пением тропарей,
Все девять песней канона в богослужении используются достаточно редко: на Утрене Субботы мясопустной , Субботы сырной , Троицкой родительской субботы , вторников Великого поста и четверга 5-й седмицы в Великом каноне Андрея Критского ; на Повечерии — в понедельник, вторник, среду и четверг 1-й седмицы Великого поста в том же каноне. В остальных случаях количество песен — 8 (так как отсутствует вторая песнь). Кроме обычных восьмипесенных канонов, в богослужениях Великого поста и некоторых других дней, употребляются « », « » и « ».
К отдельным стихам каждой библейской песни по нынешнему Уставу должны припеваться тропари из канонов соответствующих православных праздников и святых. Упоминаемые события ветхозаветной истории являются предвестиями новозаветных свершений. Библейские песни положено петь каждый день, кроме Пасхи и светлой седмицы , когда перед каждым тропарём канона поётся первая часть тропаря Пасхи: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых» , а также Благовещения , когда возглашаются: «А́нгел возопи́» и «Богоро́дица рече́» .
Однако, в современном сокращённом и упрощённом приходском богослужении, вместо стихов из Библейских песен обычно используются повторяющиеся молебные запевы, например: «Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́» , «Помилуй мя Боже, помилуй мя» и т. п. , «Святи́телю о́тче Спиридо́не, моли́ Бо́га о нас» , «Преподо́бне о́тче наш Серафи́ме, моли́ Бо́га о нас» , и т. д. Библейские песни совершаются только в богослужениях Великого поста , а в остальные дни только в некоторых храмах, например: в храме Николая Чудотворца в Голутвине .
Большое количество греческих канонов имеют краегране́сие ( акростих ), например: «Σταυρῷ πεποιθώς, ὕμνον ἐξερεύγομαι» («Кресту, надеявся, пение отрыгаю») . Авторство многих канонов подписано, например: « Иосифово » , «Творение кир (господина) Феофана » .
Канон покаянный ко Господу нашему
Иисусу Христу
Песнь 1
Ирмос : Я́ко по су́ху пешеше́ствовав Изра́иль, по бе́здне стопа́ми, гони́теля фарао́на ви́дя потопля́ема, Бо́гу побе́дную песнь пои́м, вопия́ше.
Запев : Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Ны́не приступи́х аз гре́шный и обремене́нный к Тебе́, Влады́це и Бо́гу моему́; не сме́ю же взира́ти на не́бо, то́кмо молю́ся, глаго́ля: даждь ми, Го́споди, ум, да пла́чуся дел мои́х го́рько.
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
О, го́ре мне гре́шному! Па́че всех челове́к окая́нен есмь, покая́ния несть во мне; даждь ми, Го́споди, сле́зы, да пла́чуся дел мои́х го́рько.
Сла́ва Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху.
Безу́мне, окая́нне челове́че, в ле́ности вре́мя гу́биши; помы́сли житие́ твое́, и обрати́ся ко Го́споду Бо́гу, и пла́чися о де́лех твои́х го́рько.
И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Ма́ти Бо́жия Пречи́стая, воззри́ на мя гре́шного, и от се́ти диа́воли изба́ви мя, и на путь покая́ния наста́ви мя, да пла́чуся дел мои́х го́рько.
Первая строфа песни («зачи́н») обозначается словом « ирмо́с », что с греческого буквально означает «сплетение, связь», так как содержание ирмоса в большей степени связано с соответствующей библейской песнью , чем последующие строфы- тропари , приуроченные к текущему празднику или святому. Каждая песнь канона состоит из тропаре́й-строф, записанных в богослужебных книгах группами от 2 до 6 тропарей, которые должны повторяться до общего количества, равного 14-ти (реже 16-ти, или 12-ти) строф:
Такое количество тропарей на каждой песни канона получается по причине того, что каноны из разных богослужебных книг согласно Богослужебному Уставу объединяются, например: два канона из Октоиха + канон Минеи , один канон из Октоиха + два канона из Минеи, канон Октоиха + два канона из Триоди и т. п. На каждой песни поётся ирмос только первого канона с последующими тропарями, и к ним прибавляются тропари из других канонов той же песни, но уже без ирмосов. На Пасху и на Двунадесятые праздники ирмос на каждой песни поётся дважды, а тропари повторяются, так чтобы общее число получалось 14 или 16.
После заключительного богородична (или тропаря в великие господские праздники) каждой песни канона поётся катавасия — ирмос соответствующего канона, определяемого Уставом в зависимости от ближайшего двунадесятого праздника (19-я глава Типикона ). Чаще всего в течение года поётся катавасия « Отве́рзу уста́ моя́… » канона Благовещения . В сами двунадесятые праздники в конце восьмой песни совершается каждение, но « Честнейшую херувим » не поётся, а перед каждым тропарём девятой песни поются особые праздничные запевы.
На утрене перед каноном обычно прочитывается Псалом 50 (однако во многих храмах РПЦ на Всенощном бдении он опускается)
В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь тропари по мелодико-ритмической модели ирмоса. В славянских переводах греческая стихотворная метрика не может быть скопирована, поэтому ирмос поётся , а тропари читаются . Исключение составляет , который поётся целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов .
После окончания канона (в будни поётся « Достойно есть »): малая ектения (в воскресные дни — «Свят Госпо́дь Бог наш» со своими стихами) и Ексапостиларий с Богородичным.
В Русской православной церкви существует традиция накануне Причастия, помимо "Последования ко Святому Причащению", прочитывать три канона — канон покаянный ко Господу Иисусу Христу , канон молебный ко Пресвятой Богородице и канон Ангелу хранителю , которые в настоящее время печатаются в большинстве молитвенников, издаваемых РПЦ. Однако, вопреки распространённому мнению, данная традиция не является обязательным условием подготовки к таинству Евхаристии, а является лишь одним из дополнительных способов подготовки, которые молящийся может выбирать сам.
Кроме канонов, читаемых при подготовке к причащению, указанных выше, в домашней молитве нередко читают .