Interested Article - Деций Траян

Гай Ме́ссий Квинт Трая́н Де́ций ( лат. Gaius Messius Quintus Traianus Decius ), более известный в римской историографии как Деций Траян или Деций — римский император в 249—251 годах.

Деций происходил из Паннонии . Будучи сенатором, в 249 году он был послан императором Филиппом Арабом в Паннонию и Мёзию , где восстали местные гарнизоны, для восстановления порядка и поддержания дисциплины, однако вскоре подчинёнными ему войсками был провозглашён императором. Выступивший против Деция Филипп был разбит при Вероне .

Получив власть, Деций организовал во всём государстве первое систематическое преследование христиан. 1 июля 251 года он погиб в битве с племенами карпов и готов у Абриттуса (современный город Разград ) в Мёзии вместе с сыном и соправителем Гереннием Этруском .

Деций Траян носил следующие победные титулы : «Дакийский Величайший», «Парфянский Величайший», «Восстановитель Дакии», «Германский Величайший» с 250 года .

Жизнь до принятия власти

Гай Мессий Квинт Деций был первым среди многочисленных римских императоров , происходивших из балканских провинций . Он родился в паннонской деревне Будалия неподалёку от Сирмия . Точная дата его рождения неизвестна, но из сообщений Полемия Сильвия и Псевдо-Аврелия Виктора, согласно которым на момент смерти Децию было пятьдесят лет, можно сделать вывод, что он родился в 201 году . Иногда рождение императора датируют 195 или 190 годом .

О родителях Деция ничего не известно; в отличие от большинства более поздних императоров, происходивших из Паннонии, он стал сенатором и консулом , поэтому можно предположить, что он был сыном служившего в Будалии военного из местной аристократической семьи . О том, что отец Деция был италийского происхождения, можно судить по преноменам императора: Деций и Мессий — древние осканские имена . Возможно, прокуратор Дакии Квинт Деций Виндекс был его отцом или родственником . По всей видимости, семья Деция имела родственные связи в Италии и располагала крупными земельными владениями .

К моменту провозглашения императором Деций уже сделал блестящую карьеру. Примерно между 215 и 225 годами он занимал должность квестора и был включён в состав сената . В 234 году Деций был наместником Нижней Мёзии и, вероятно, приблизительно в это время также находился на посту консула-суффекта . В 238 году он занимал должность наместника Тарраконской Испании . Во время гражданской войны 238 года между Максимином Фракийцем и ставленниками сената, Гордианами, а затем Бальбином и Пупиеном , он остался верен Максимину . Деций отказался признать Максимина и его сына «врагами народа», а также принял все возможные меры для подготовки обороны вверенной ему провинции от предполагаемого вторжения армии сената . После поражения и гибели Максимина он впал в немилость и был смещён с поста наместника Тарраконской Испании . Тем не менее, лояльность Деция к врагу сената, очевидно, не ставилась ему в вину в трудах античных историков — даже в просенатски настроенных источниках он всегда оценивался положительно . Это также относится и к будущему императору Валериану I , который встал на сторону кандидатов сената в 238 году, но, как говорили, был близким соратником Деция после восхождения того на престол и сделал при нём хорошую карьеру . Жена Деция, Геренния Купрессения Этрусцилла , происходила из старинного этрусского рода; в правление своего мужа она получила почётный титул «Матери лагерей» и, вероятно, сопровождала его в некоторых кампаниях . От этого брака родились два сына: Гай Валент Гостилиан Мессий Квинт и Квинт Геренний Этруск Мессий Деций .

На политическую арену Деций вернулся, скорее всего, уже после смерти Гордиана III — вероятно, в результате проведённой Филиппом амнистии . Кроме того, император назначал Деция префектом города Рима , что было явным знаком доверия .

Восхождение на престол

К середине III века римские границы стали менее стабильными, чем прежде. Приблизительно в конце зимы или ранней весной 249 года император Филипп I Араб столкнулся сразу с несколькими одновременно вспыхнувшими восстаниями . Одно из них разгорелось в восточных провинциях и было возглавлено Иотапианом , а другое началось в Паннонии под предводительством местного военачальника Пакациана . Будучи в растерянности относительно дальнейших действий, Филипп созвал заседание сената . Единственным выступившим сенатором был Деций, который сказал, что эти восстания недолговечны, а их предводители вскоре падут от рук собственных подчинённых. Вскоре это предсказание исполнилось .

Сестерций с портретом Деция

В то же время гепиды начали тревожить римские границы . Филипп, впечатлённый выступлением Деция и по-прежнему опасавшийся мятежных настроений в легионах Мёзии и Паннонии, попросил Деция отправиться туда лично и привести дела в порядок, назначив его главнокомандующим легионов обеих провинций . Выбор императора был обусловлен тем, что Деций, по всей видимости, пользовался популярностью в сенате, а также его происхождением — он был знаком с тонкостями политической жизни в регионе, куда его отправили . Вскоре после прибытия Деция в Паннонию местные войска провозгласили его императором, поскольку осознавали неспособность Филиппа справиться с кризисом на границах и помнили, что он, возможно, виновен в смерти Гордиана III . Несмотря на это, Деций пытался примириться с императором, сообщая ему в письме, что он не был ответствен за выбор, сделанный солдатами . Филипп не поверил ему; несмотря на болезнь, он повёл свою армию на север и встретился с Децием неподалёку от Вероны летом 249 года. О подробностях боя в источниках не говорится, но известно, что Филипп располагал большей армией, чем Деций . Сам Филипп погиб в бою; его сын или погиб вместе с ним, или был убит преторианской гвардией в Риме вскоре после сражения .

По всей видимости, историография этих событий чересчур идеализировала личность Деция . Известный историк Рональд Сайм отметил, что Деций является «превосходным образцом узурпатора поневоле» . Нумизматические свидетельства, однако, не подтверждают версию, что Деций действовал стремительно . Они показывают, что при выезде из Рима Деций не собирался поднимать восстание, так как по его прибытии монетный двор в Виминациуме продолжал чеканку монет с портретом Филиппа . Литературные источники не дают никаких точных дат этих событий. Тем не менее, по надписям, папирусам и опубликованным законам общий их ход может быть восстановлен. Первое указание на враждебные действия Деция по отношению к Филиппу содержится в надписи от 28 мая 249 года, в которой X Парному легиону присвоен почётный титул «Дециев» ( лат. Deciana ) . Датировка закона в кодексе Юстиниана показывает, что Филипп ещё был в Риме 17 июня 249 года . Кроме того, существуют отчеканенные после 29 августа монеты Филиппа, доказывающие, что он всё ещё был тогда императором . Закон в кодексе Юстиниана под именем Деция свидетельствует о том, что 16 октября 249 года он уже был императором .

Правление

Внутренняя политика

Новый император, без сомнения, знал об опасности своего положения; поэтому он приступил к реализации весьма консервативной программы имперской пропаганды, чтобы обеспечить себе поддержку римской аристократии и военных, которым он был обязан восхождением на престол . Почти сразу после вступления в Рим в октябре 249 года Деций принял тронное имя Траяна . Траян был образцом идеального императора, лучшим принцепсом , правившим в полном согласии с сенатом и уважавшим его свободу . Претендовать на какое-либо родство с этим популярным правителем Деций не мог . Поэтому он решил действовать по примеру Септимия Севера , который принял имя Пертинакса и претендовал на продолжение его политики, и Марка Аврелия . Подобным образом поступил и Деций, однако он избрал более отдалённую во времени и более популярную фигуру — Траяна , тем самым демонстрируя, что его главной задачей было возвращение к методам правления «лучшего принцепса». Такой шаг обеспечил Децию широкую поддержку в Риме, особенно в сенате. Принятием этого имени он ясно указывал, что видел своей целью восстановление славы империи, весьма поблёкшей в свете неудач последних лет . Кроме того, Деций раздал римским гражданам конгиарий монетами, на которых было отчеканено слово «Libertas» ( рус. Свобода ) . В том же месяце он отправил в отставку группу ветеранов флота после того, как они прослужили 28 лет . В 251 году император даже попытался возродить давно забытую должность цензора , якобы предложив её будущему императору Валериану I , который был в то время принцепсом сената, но тот отказался от этого звания . Спустя год Деций назначил своих сыновей Геренния Этруска и Гостилиана цезарями , а старшего вскоре повысил до августа . Несомненно, Деций стремился создать собственную династию.

Ауреус с портретом Деция

В конце 249 года, когда Деций вернулся в Рим, он развернул в столице масштабное строительство . Он отреставрировал Колизей , пострадавший от разрушительного пожара , а позже начал возведение терм на Авентине . Предположительно в его правление был построен Дециев портик . До этого новые строительные работы в Риме не предпринимались в течение двадцати лет. При помощи этих архитектурных проектов (в том числе за счёт стиля, в котором возводились здания) Деций стремился напомнить горожанам о славе прошлых времён .

Император уделял существенное внимание налоговой политике — характерно то, что первый изданный им закон касался именно налогов . Деций отменил ряд постановлений налоговой реформы Филиппа I Араба в Египте, где снова вернулись к устоям эпохи правления династии Северов . На Востоке причиной восстания Иотапиана была жёсткая налоговая политика Гая Юлия Приска , брата Филиппа, управлявшего восточными провинциями ; вполне вероятно, что именно отмена Децием налоговой реформы Филиппа привела к завершению восстания . Недаром Деция прославляли как восстановителя свободы ( лат. restitutor libertatis ) . Если учитывать тяжёлую ситуацию на Востоке и то, что Деций сразу же обратил внимание на налоговую политику, можно предположить, что он продумал этот шаг ещё до восхождения на престол .

Интересна выпущенная в правление Деция Траяна серия монет с изображениями и именами «divi» (обожествлённых императоров), включающая Октавиана Августа , Веспасиана , Тита , Нерву , Траяна , Адриана , Антонина Пия , Марка Аврелия , Коммода, Септимия Севера и Александра Севера . Тем самым Деций включал себя в общий ряд императоров, представляя своё правление как логичное продолжение римской истории . Этот список практически идентичен с перечнем лучших императоров в биографии Аврелиана в «Истории Августов», в котором отсутствует только Коммод . Однако серия не включает всех обожествлённых императоров. Известно, что обожествлены были Клавдий , Пертинакс , три Гордиана, а также, по сообщению Евтропия , и оба Филиппа . Интересно, что все эти монеты были отчеканены не в Риме, а в Медиолане , и предназначались для выплаты жалования солдатам . Из этого следует, что пропаганда Децием своих знаменитых предшественников была направлена не столько на граждан, сколько на армию . По всей видимости, император хотел напомнить легионерам о великих деяниях прежних императоров и повысить их боевой дух .

Религиозная политика. Гонения на христиан

Damnatio ad bestias . Мозаика III века

Одним из важнейших направлений внутренней политики Деция был контроль над религией . В древнеримском религиозном сознании важное место занимало представление о «pax deorum» — божьем мире: римляне почитали богов согласно традиционным ритуалам, принося им жертвоприношения, а боги, в свою очередь, не только охраняли Рим , но и гарантировали ему власть над всем миром . Отказ от жертвоприношения богам считался нарушением pax deorum , что якобы влекло за собой катастрофические последствия . Поэтому Деций решил восстановить почитание традиционных богов и возродить древние культы. Многие надписи называют императора «восстановителем святынь» . В некоторых случаях, как это было в этрусском городе Козе, это почётное звание подразумевало, что Деций провёл реконструкцию храмов . В других случаях оно означало, что по его приказу были построены новые святилища. Например, по велению Деция жители Аквилеи отреставрировали статую Нептуна . Кроме того, император подчёркивал необходимость почитания именно отеческих богов — так, в послании к жителям Афродисиаса он просил отметить молитвами и жертвоприношениями его правление ради богини , в честь которой был назван город .

Другим нарушением «божьего мира» было пренебрежение традиционными жертвоприношениями — вплоть до полного отказа от них . Начали появляться язычники, не совершавшие жертвоприношений . Наибольшую опасность для «божьего мира» представляли христиане, общины которых распространились почти по всей империи, а церковь стала приобретать чёткую структуру. Христиане отказывались приносить жертвы и поклоняться языческим богам. С точки зрения римских консерваторов, к которым относился и сам император, это следовало немедленно прекратить . По всей видимости, была и ещё одна важная причина обращения Деция к восстановлению «божьего мира»: веротерпимость предшественника Деция Филиппа Араба , по мнению императора, могла оскорбить богов . Установление pax deorum отвечало интересам довольно широких кругов римского общества, особенно сенаторской знати — консервативные предпочтения всегда были достаточно сильными .

Есть несколько точек зрения относительно истинных причин антихристианской кампании Деция. По мнению Евсевия Кесарийского , император начал гонения из-за ненависти к Филиппу, который якобы был тайным христианином . По сообщению Иоанна Зонары , императора подстрекал к гонениям Валериан . Известно, что Деций не ставил своей целью ни уничтожение христианства как религии, ни Церкви как организации . Многим арестованным христианам даже разрешалось принимать единоверцев, в том числе пресвитеров, или вести переписку . В отличие от поздних императоров, Деций не требовал выдавать священные книги . Неизвестно, распространялся ли указ Деция на иудеев и манихеев .

Не позже января 250 года (скорее всего, ещё в конце предыдущего года) Деций издал специальный указ, согласно которому каждый житель империи должен был публично, в присутствии местных властей и специальной комиссии, принести жертву и отведать жертвенного мяса, после чего получить специальный документ ( лат. libellus ), удостоверявший этот акт . Отказавшиеся от жертвоприношений подвергались наказанию, которым могла быть даже смертная казнь . Оригинальный указ Деция утерян, но в распоряжении историков есть свидетельства Евсевия и Лактанция , сохранившиеся до нашего времени, а папирологисты обнаружили ряд «libelli» . Из «libelli» удалось многое узнать о природе указа, что дало историкам возможность представить цель Деция . Вот пример либелла :

«Комиссариям, призванным к наблюдению за (правильностью) принесения жертв. От Аврелия Асесиса, сына Серена, из деревни Феадельфии что в Египте. Я всегда и беспрестанно приносил жертвы богам, и ныне в присутствии вашем в соответствии с буквой указа совершил возлияние, и принёс жертву и отведал часть от жертвенного (животного), что прошу вас ныне засвидетельствовать. Прощайте. Я, Асесис, 32 лет от роду, раненый…»

До открытия «libelli» предполагалось, что указ применялся только к христианам или, возможно, людям, подозреваемым в приверженности к христианству . В результате исследования было выяснено, что слово «христианин» не появляется ни в одном из известных «libelli» , равно как и имя императора . Последнее указывает, что жертвы и молитвы не следует рассматривать как возношение непосредственно в его пользу . Кроме того, в «libelli» ни разу не было упомянуто конкретное божество. Таким образом, вероятнее всего, Деций просил что-то сродни римскому «supplicatio», где молитвы и жертвы предлагались от имени всех богов, имевших свои храмы в столице . Тексты «libelli», по-видимому, были основаны на стереотипных формулировках . Они, по существу являются ходатайствами, которые утверждаются подписью и датой . Если лицо, получавшее «libellus», было неграмотным, документ заверялся писцом или, возможно, членом комиссии . Так как Римская империя была крупным государством, условия выполнения приказа были разными . Возможно, составлялись списки лиц, которые должны были в определённый день принести жертвы во избежание длинных очередей .

Антониниан с портретом Деция

Сразу же после издания эдикта началось первое крупное гонение на христиан . Оно оказалось для последних полной неожиданностью . Пострадали не только христиане, приговорённые к тюремному заключению, но и многие другие из их числа, которые покинули свои дома и стали жертвами бандитов, голода или варваров . Во время гонений погиб Папа Фабиан , а некоторые епископы, например, Киприан Карфагенский и Дионисий Александрийский , бежали и руководили христианами из укрытий . Ещё одной проблемой для Церкви стало большое количество христиан, которые либо выполнили указ, либо получили «libellus» при помощи взяток, но потом раскаялись . Эта ситуация привела к расколу в Церкви — представители партии во главе с религиозным лидером Новацианом утверждали, что поклонение идолам было непростительным грехом и что Церковь не имеет права на повторное обращение в христианство людей, один раз отказавшихся от него . Положение дел осложнилось ещё сильнее, когда Новациан провозгласил себя Папой, противостоя официальному Папе Корнелию , преемнику Фабиана. Новациан был объявлен еретиком, но его учение продолжало существовать вплоть до VII века . Неизвестно точно, когда действия против христиан закончились. Пик репрессий, по всей видимости, пришё

лся на июнь-июль 250 года . Скорее всего, Деций прекратил гонения, потому что столкнулся с серьёзными проблемами в балканских провинциях .

Известными мученики времён правления Деция Траяна стали епископ Никон Тавроменийский и 199 его учеников, епископ Евдемон, Вавила Антиохийский и Александр Иерусалимский , епископ Карп Фиатирский (или Пергамский) с Агафодором, Парамон Вифинский с 370 мучениками, Максим из Малой Азии , святой Трифон , Агата , и многие другие .

Война с готами и гибель

Готская война в 250—251 годах

Зимой 250 года, возможно, воспользовавшись заледенением Дуная и ослаблением гарнизонов (существенная часть римских войск ещё находилось у Вероны), племена карпов и готов под предводительством короля Книвы вторглись в Мёзию . Затем они разделились на две армии — одна, численностью 70 тысяч, осадила Новы, а вторая двинулась на юг и осадила наместника Мёзии Луция Приска в Филиппополе (примерно в 160 км к северу от Эгейского моря ) . Деций, получив сообщение о нашествии варваров, отправил своего сына Геренния Этруска , возведённого в ранг цезаря, в Мёзию во главе армии, а затем и сам начал собирать войска . Отъезд императора был отмечен чеканкой монет с легендами «EXERCITU ILLLYRICUS» ( рус. Иллирийские войска ) и «GENIUS EXERCITUS ILLYRICIANA ET PANNONIAE» ( рус. Гений иллирийских и паннонских войск ) .

Тем временем силы Книвы были отброшены Требонианом Галлом , наместником Верхней и Нижней Паннонии. Готы повернули на юг, к Никополю . В конце весны 250 года карпы и даки совершили набег на Мёзию . В разгар войны (в июне или июле 250 года) Деций поспешил покинуть Рим, чтобы присоединиться к армии . Перед отъездом он назначил будущего императора Валериана на неизвестный пост, связанный с финансами и внутренними делами государства . Прибыв на место событий, Деций успешно повёл военные действия и вскоре обеспечил стабильность в регионе. Никополь был освобождён, а карпы выбиты из провинции; в честь победы были отчеканены монеты с легендами «Dacicus Maximus» ( рус. Дакийский Величайший ) и «Restitutor daciarum» ( рус. Восстановитель Дакии ) . Кроме того, император восстановил воинскую дисциплину и основал военные поселения в Паннонии и Мёзии , а также приказал отремонтировать дороги в придунайских провинциях . На западе было подавлено некое восстание и одержана победа над варварами . Известно, что в это время был завершён грандиозный проект восстановления дорог, мостов и пограничных укреплений. Многие мильные камни из провинций Британия , Африка , Галатия , Палестина , Сирия , Паннония свидетельствуют об этой работе .

В конце 250 года , после всех этих успехов, Деций решил атаковать войско Книвы . Подробности дальнейших событий неизвестны. Возможно, император проявил излишнюю самоуверенность или допустил иную ошибку . Так или иначе, когда римская армия расположилась на отдых у Августы Траяны Берое , воины Книвы напали на неё и почти полностью уничтожили . Деций с остатками армии отступил и присоединился к Требониану Галлу . В это время Приск (возможно, находившийся в сговоре с готами) провозгласил себя императором в Филиппополе . Неизвестно, пытался ли Приск использовать готов для своей поддержки или, напротив, готы использовали Приска, но в результате Филиппополь был взят штурмом, а его население вырезано. С этого момента Приск сходит со страниц истории . Известно, что сенат объявил Приска «врагом отечества» . В то же время другой мятеж вспыхнул в Риме, где сенатор Юлий Валент Лициниан , заручившись поддержкой плебса и, возможно, некоторой части сената , предпринял попытку государственного переворота. Однако восстание было быстро подавлено (вероятно, Валерианом) . Весной 251 года Деций и Галл решили возобновить кампанию против Книвы, который отступал к Дунаю . В самом начале поход казался успешным для римлян. Однако в ходе боевых действий Геренний Этруск, возведённый в ранг августа, был убит стрелой . По рассказу Иордана , после этого император обратился к павшим духом солдатам со словами: «Пусть никто не печалится; потеря одного воина не есть ущерб для государства» . Зосим сообщает, что во время этих событий Требониан Галл замыслил заговор против Деция и обратился к готам за помощью в его реализации. Готы охотно согласились . Они разделили своё войско на три части и стали у болотистой местности неподалёку от Абритта . Битва состоялась 1 июля . Когда Деций разгромил два корпуса вражеской армии и углубился в болота, на римлян напала третья часть готского войска; в сражении при Абритте римляне потерпели сокрушительное поражение и понесли значительные потери . Деций тоже погиб, по сообщению Аммиана Марцеллина император Деций во время бегства утонул в болоте, и его тело так и не было найдено :

«Подобная несчастная судьба постигла, как известно, Цезаря Деция, который в жестокой сече с варварами был сброшен на землю падением взбесившейся лошади, удержать которую он не смог. Попав в болото, он не мог оттуда выбраться, и потом нельзя было отыскать его тело» .

Он стал первым римским императором, погибшим в бою во время войны с внешним врагом . После гибели Деция Требониан Галл, провозглашённый императором, заключил позорный мир с готами и поспешил вернуться в Рим, где в течение короткого времени правил совместно с Гостилианом , единственным выжившим сыном Деция . Вскоре Гостилиан скончался от чумы . Интересна посмертная память Деция: его сначала обожествили, затем предали проклятию памяти , а после снова обожествили .

Внешность и личные качества

Антониниан с портретом Деция Траяна

Псевдо-Аврелий Виктор писал о Деции Траяне следующее:

«Он обладал разнообразными знаниями и многими добродетелями, в мирных условиях был мягок и общителен, в военных — очень энергичен» .

На известном мраморном бюсте из Капитолийского музея в Риме Деций изображён в состоянии неуверенности и тревоги, словно он обеспокоен обстановкой, сложившейся в Римской империи во время его правления . Скульптор подчеркнул морщины и складки на лице, глубоко сидящие глаза, тоскливо смотрящие вперёд, и старческий рот .

Итоги правления

Правление Деция Траяна было недолгим — оно длилось всего лишь около двух лет (по сообщению Хронографа 354 года — 1 год, 11 месяцев и 18 дней ). После восхождения на престол целью императора стало возрождение былой мощи Римского государства, а также возвращение к старинным традициям . По всей видимости, получив власть, Деций приступил к реализации некой программы, направленной на восстановление славы Рима .

В религиозной политике Деций проводил курс на возвращение к старому «божьему миру», к обыкновенному принесению жертв богам; официальной идеологией его правления было следование традициям великих римских императоров . Возможно, он хотел восстановить цензуры как орган, обеспечивавший связь между императором, сенатом и народом , однако эти попытки окончились крахом из-за полного их несоответствия нуждам быстро изменяющегося государства .

По мнению историка Ю. Б. Циркина , все начинания императора «оказались столь же утопичными, как и попытка сената в 238 году вернуть себе почти полную власть» . У античных историков мнения о Деции разделяются: христианские авторы относятся к нему отрицательно, а язычники — положительно . Ему было суждено принять правление империей в трудный для Рима период, но даже за короткий срок своего правления Деций показал себя деятельным и энергичным монархом. В то же время, по мнению христианских историков его религиозная политика нанесла ущерб стране , однако подобные оценки должны рассматриваться непредвзято.

Примечания

  1. .
  2. Вус О. В. // МАИАСП. — 2018. — Вып. 10 . — С. 237—258 . — ISSN . 2 октября 2022 года.
  3. .
  4. Аврелий Виктор . О цезарях. XXIX. 1.
  5. .
  6. Jona Lendering. (англ.) . Дата обращения: 2 июля 2012. 5 августа 2012 года.
  7. , p. 1250.
  8. , pp. 195—196.
  9. , pp. 1251—1252.
  10. , pp. 196—197.
  11. , с. 324.
  12. , с. 325.
  13. , pp. 1261—1267.
  14. , p. 74.
  15. , p. 241.
  16. , p. 196.
  17. Corpus Inscriptionum Latinarum
  18. Кодекс Юстиниана . X. 16. 3.
  19. , с. 320.
  20. , p. 109—110.
  21. , с. 321.
  22. Corpus Inscriptionum Latinarum
  23. Требеллий Поллион . История Августов. Двое Валерианов. V—VII.
  24. , с. 313.
  25. , с. 322.
  26. Зосим . Новая история. I. 20. 2.
  27. , p. 244.
  28. Евтропий . Бревиарий от основания Города. IX. 3.
  29. , с. 315.
  30. , с. 316.
  31. , p. 243.
  32. , с. 317.
  33. Евсевий Кесарийский . Церковная история. VI. 39.
  34. Иоанн Зонара . Сокращение истории. XII. 20.
  35. , с. 318.
  36. , с. 318—319.
  37. , p. 1281.
  38. , pp. 135—154.
  39. , с. 319.
  40. Евсевий Кесарийский . Церковная история. VI. 43.
  41. , p. 154.
  42. . Православная энциклопедия (10 мая 2011). Дата обращения: 05.07.12. 5 августа 2012 года.
  43. , p. 1269.
  44. , p. 38.
  45. , p. 215.
  46. , p. 1270.
  47. , pp. 1268—1269.
  48. Иордан . Гетика. 101.
  49. , pp. 1270—1273.
  50. , p. 1271.
  51. , с. 323.
  52. , p. 1272.
  53. Иордан . Гетика. 103.
  54. Зосим . Новая история. I. 23. 2.
  55. Зосим . Новая история. I. 23. 3.
  56. Аммиан Марцеллин . Деяния. XXXI. 13.
  57. Псевдо-Аврелий Виктор . Извлечения о нравах и жизни римских императоров. XXIX. 2.
  58. , с. 80.
  59. Хронограф 354 года . Часть 16.
  60. , с. 328.
  61. , p. 199.

Литература

Источники

  1. Аврелий Виктор. Деций // .
  2. Евтропий. Бревиарий от основания Города.
  3. Зосим. Новая История // .
  4. Евсевий Кесарийский. Церковная история // .

Литература

  1. Wittig K. Decius. Paulys Real-Encyclopedie der classischen Altertumswissenschaft. Vol 5. — Stuttgart, 1932. — 1244—1284 p.
  2. Syme R. Emperors and Biography: Studies in the Historia Augusta. — Oxford, 1971.
  3. Бритова Н. Н., Лосева Н. М., Сидорова Н. А. . — М. : Искусство, 1975.
  4. Вус О. В. Гибель Дециев. Разгром римской армии у Абритуса как кульминация Скифской войны 250—251 гг. // МАИАСК. 2018. Вып. 10. ISSN 2219-8857.
  5. Scarre C. Chronicle of the Roman Emperors. — Thames and Hudson Ltd., 1995.
  6. Грант, М. . — М. : ТЕРРА — Книжный клуб, 1998.
  7. Rives J. B. The Decree of Decius and the Religion of Empire // Journal of Roman Studies. — 1999. — № 89 . — С. 135—154 .
  8. Southern P. The Roman Empire from Severus to Constantine. — London, New York: Routledge, 2001.
  9. Bowman A. K. The Cambridge Ancient History: The Crisis of Empire, A.D. 193-337. — Cambridge University Press, 2004.
  10. Potter D. S. The Roman Empire at Bay, AD 180-395. — Routledge, 2004.
  11. Nathan G. (англ.) . An Online Encyclopedia of Roman Emperors . 2009. 5 августа 2012 года.
  12. McMahon R. (англ.) . An Online Encyclopedia of Roman Emperors . 2009. 5 августа 2012 года.
  13. Циркин Ю. Б. . Исследования и публикации по истории античного мира . 2009. 5 августа 2012 года.

Ссылки

  • (англ.) . Дата обращения: 31 августа 2012.
Источник —

Same as Деций Траян