Interested Article - Бахус (Микеланджело)
- 2020-03-27
- 1
«Бахус» ( итал. Bacco ; также — «Пьяный Бахус» ) — мраморная скульптура, изображающая бога вина Вакха (Бахуса). Это произведение было создано Микеланджело в 1497 году по заказу кардинала Рафаэля Риарио .
Современный исследователь творчества скульптора, Уильям Уоллес, считает эту работу первым шедевром Микеланджело .
История создания
Заказ на статую Микеланджело получил 4 июля 1496 года , поскольку кардинал хотел расширить свою коллекцию античных скульптур. Однако известно, что Риарио отказался от завершённого произведения, и скульптуру приобрёл банкир , сады которого были расположены вблизи палаццо Канчеллерия . Друг скульптора Кондиви ошибочно отрицал факт заказа кардиналом статуи , но в 1981 году это было подтверждено исследователями .
В 1572 году статую приобрели Медичи и перевезли во Флоренцию .
Сейчас статуя находится в музее Барджелло во Флоренции .
Описание
Эта двухметровая скульптурная группа предназначена для кругового обзора. Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир . Кажется, что Вакх готов упасть вперёд, он шатается, но сохраняет равновесие, отклоняясь назад. Взгляд бога обращён на чашу с вином, и он кажется слишком влюблённым в свой собственный дар человечеству . Мышцы спины выглядят напряжёнными, но расслабленные мышцы живота и бёдер демонстрируют физическую, а значит, и духовную слабость. Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект.
На рисунке нидерландского художника Мартена ван Хемскерка (сделанном ок. 1532—1535) у статуи уже не хватает руки с кубком и пениса. Рука и кубок были восстановлены в начале 1550-х.
Эта скульптура упоминается в биографическом романе К. Шульца «Камень и боль»:
Хмельной бог обнажён и улыбается в веселье, приветствует, понимает, мирит, утешает и успокаивает, с душой вина на губах, с душой вина, разлитой по всему его гладкому, мягко изогнутому телу .
По мнению Виктора Лазарева , «Вакх» — «наименее самостоятельная из работ Микеланджело», так как в ней легко читается влияние античной пластики .
Литература
- Edgar Wind . Pagan Mysteries in the Renaissance. London, 1958, p. 147 —157 (ch. 12: A Bacchic Mystery by Michelangelo)
Ссылки
- , с. 95.
- ↑ , с. 12 —13.
- , с. 13.
- от 28 мая 2021 на Wayback Machine (англ.)
- . Дата обращения: 30 июня 2012. 22 апреля 2015 года.
- , с. 484 —485.
- , с. 7.
Источники
- Вазари Д. Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов = итал. Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti . — К. : Искусство, 1970. — С. 296 —429, 497 —507. — 520 с. (укр.)
- Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников / сост. В. Н. Гращенков. — М. : Искусство, 1983. — 451 с.
- Эрпель Фриц. Микеланджело / Пер. с нем. Сергея Данильченко. — Берлин: Хеншель, 1990. — 72 с. — ISBN 3-362-00044-4 .
- Роллан Ромен. Жизнь Микеланджело // Жизни великих людей: Пер. с франц. В. Курелла.. — М. , 1992. — 71 —197 с. — ISBN 5-206-00351-4 .
- Шульц К . . — М. : Эксмо, 2007. — 688 с. — ISBN 5-699-20485-7 .
- Eric Scigliano. Michelangelo's Mountain: The Quest For Perfection In The Marble Quarries Of Carrara. — Simon and Schuster, 2005. — 352 с. (англ.)
- John Addington Symonds. . — 1893. (англ.)
- William Wallace. The Treasures of Michelangelo. — Andre Deutsch, 2010. — ISBN 978-0-233-00253-8 . (англ.)
- 2020-03-27
- 1