Interested Article - Франческо Петрарка

Франче́ско Петра́рка ( итал. Francesco Petrarca ; 20 июля 1304 , Ареццо 19 июля 1374 , Аркуа ) — итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов , один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса , ученик Варлаама Калабрийского .

Биография

Петрарка родился 20 июля 1304 года в Ареццо , где нашёл себе убежище eго отец, флорентийский юрист Пьетро ди сер Паренцо (прозвище Петракко), изгнанный из Флоренции — одновременно с Данте — за принадлежность к партии «белых» гвельфов. После долгих скитаний по небольшим городам Тосканы родители девятилетнего Франческо переселились в Авиньон , а затем его мать — в соседний Карпантра .

Здесь, на юге нынешней Франции, Петрарка поступил в школу, научился латинскому языку и проявил интерес к римской литературе . Окончив обучение (1319), Петрарка по желанию отца начал изучать право, сначала в Монпелье , а потом в Болонском университете , где оставался до смерти отца (1326). Но юриспруденция совсем не интересовала Петрарку, который всё более и более увлекался классическими писателями.

По окончании университета он не стал юристом, а принял священство, чтобы найти средства к жизни, так как по наследству от отца он получил только рукопись сочинений Вергилия . Поселившись в Авиньоне при папском дворе , Петрарка вступил в духовное звание и сблизился с могущественной фамилией Колонна , один из членов которой, Джакомо , был его университетским товарищем, а в следующем году (1327) впервые увидел Лауру де Нов , неразделённая любовь к которой составила главный источник его поэзии и послужила одной из причин его удаления из Авиньона в уединённый Воклюз .

Петрарка также известен первым официально зарегистрированным восхождением (со своим братом) на вершину горы Ванту , которое состоялось 26 апреля 1336 года, хотя известно, что до него вершину посещали Жан Буридан и древние жители этой местности .

Покровительство Дж. Колонны и литературная известность доставили ему несколько церковных синекур ; он приобрёл домик в долине речки Сорг , где с перерывами прожил 16 лет (1337—1353). Между тем письма Петрарки и его литературные произведения сделали его знаменитостью, и он почти одновременно получил приглашение из Парижа, Неаполя и Рима принять коронование лавровым венком. Петрарка выбрал Рим и был торжественно венчан на Капитолии в церкви Санта-Мария-ин-Арачели лавровым венком на Пасху 1341 года за поэму «Африка» — этот день некоторые исследователи считают началом эпохи Возрождения .

Прожив около года при дворе пармского тирана , он снова вернулся в Воклюз. Мечтая о возрождении величия Древнего Рима , он стал проповедовать восстановление римской республики , поддерживая авантюру «трибуна» Колы ди Риенци (1347), что испортило его отношения с Колонной и побудило переселиться в Италию. После двух продолжительных путешествий по Италии (1344—1345 и 1347—1351), где он завязал многочисленные дружеские связи (в том числе с Боккаччо ), Петрарка навсегда покинул Воклюз в 1353 году, когда на папский престол вступил Иннокентий VI , считавший Петрарку волшебником, ввиду его занятий Вергилием .

Отклонив предложенную ему кафедру во Флоренции , Петрарка поселился в Милане при дворе Висконти ; исполнял разные дипломатические миссии и, между прочим, был в Праге у императора Карла IV , двор которого посещал по его приглашению ещё во время его пребывания в Мантуе . В 1361 году Петрарка оставил Милан и после неудачных попыток вернуться в Авиньон и переселиться в Прагу поселился в Венеции (1362—1367), где жила его незаконнорождённая дочь с мужем.

Отсюда он почти ежегодно предпринимал продолжительные путешествия по Италии. Последние годы жизни Петрарка провёл при дворе Франческо I да Каррара , отчасти в Падуе , отчасти в загородной деревеньке Аркуа , где и умер в ночь с 18 на 19 июля 1374 года, не дожив одного дня до своего 70-летия. Его нашли утром за столом с пером в руке над жизнеописанием Цезаря . На местном кладбище красуется памятник из красного мрамора, поставленный поэту его зятем Броссано, бюст же воздвигнут в 1667 году .

Творчество

Произведения Петрарки распадаются на две неравные части: итальянскую поэзию и разнообразные сочинения, написанные на латыни .

Италоязычное творчество

Альтикьеро да Дзевио , портрет Петрарки

Если латинские произведения Петрарки имеют больше историческое значение, то мировая слава его как поэта основана исключительно на его итальянских стихах. Сам Петрарка относился к ним с пренебрежением, как к «пустякам», «безделкам», которые он писал не для публики, а для себя, стремясь «как-нибудь, не ради славы, облегчить скорбное сердце». Непосредственность, глубокая искренность итальянских стихов Петрарки обусловила их громадное влияние на современников и позднейшие поколения.

Свою возлюбленную он называет Лаурой и сообщает о ней только то, что впервые увидел её в церкви Санта-Кьяра 6 апреля 1327 года и что ровно через 21 год она скончалась, после чего он воспевал её ещё 10 лет. Двухчастный сборник посвящённых ей сонетов и канцон («на жизнь» и «на смерть мадонны Лауры»), традиционно называемый Il Canzoniere (ит. букв. « Песенник »), или Rime Sparse , или (по-латыни) Rerum vulgarium fragmenta — центральное по значению сочинение Петрарки на итальянском языке. Кроме изображения любви к Лауре в «Канцоньере» содержится несколько стихотворений разного содержания, преимущественно политического и религиозного. «Канцоньере», выдержавшее уже до начала XVII века около 200 изданий и комментированное целой массой учёных и поэтов от Л. Марсильи в XIV веке до Леопарди в XIX веке , определяет значение Петрарки в истории итальянской и всеобщей литературы.

В другом сочинении на итальянском языке, поэме « Триумфы » ( «Trionfi» ) поэт аллегорически изображает победу любви над человеком, целомудрия — над любовью, смерти — над целомудрием, славы — над смертью, времени — над славой и вечности — над временем.

Петрарка создал истинно художественную форму для итальянской лирики: поэзия впервые является у него внутренней историей индивидуального чувства. Этот интерес к внутренней жизни человека проходит красной нитью и через латинские произведения Петрарки, которые определяют его значение как гуманиста.

Латинское творчество

Портрет Петрарки работы Андреа дель Кастаньо , фрески виллы Кардуччо

Сюда относятся, во-первых, две его автобиографии: одна, неоконченная, в форме письма к потомству ( «Epistola ad posteros» ) излагает внешнюю историю автора, другая, в виде диалога Петрарки с блаженным Августином — « » ( «De contemptu mundi» или «De secreto conflictu curarum suarum» , 1343), изображает его нравственную борьбу и внутреннюю жизнь вообще. Источником этой борьбы служит противоречие между личными стремлениями Петрарки и традиционной аскетической моралью; отсюда особый интерес Петрарки к этическим вопросам, которым он посвятил 4 трактата ( «De remediis utriusque fortunae» ( «О средствах против превратностей судьбы» ), «De vita solitaria» («Об уединённой жизни») , «De otio religioso» («О монашеском досуге») и «De vera sapientia» («Об истинной мудрости») .

Оставаясь строго верующим католиком, Петрарка в этих трактатах, а также в переписке и других произведениях, старается примирить свою любовь к классической литературе (латинской, так как греческому Петрарка не обучался) с церковной доктриной, причём резко нападает на схоластов и на современное ему духовенство.

Особенно — в «Письмах без адреса» ( «Epistolae sine titulo» ), переполненных резкими сатирическими выпадами против развратных нравов папской столицы — этого «нового Вавилона».

Эти письма составляют четверокнижье, все из них адресованы то реальным, то воображаемым лицам — своеобразный литературный жанр, навеянный письмами Цицерона и Сенеки и пользовавшийся огромным успехом как вследствие их мастерского латинского слога, так и в силу их разнообразного и актуального содержания.

Критическое отношение Петрарки к церковной современности с одной стороны и к древней литературе с другой служит проявлением его повышенного самосознания и критического настроения вообще: выражением первого служат его полемические сочинения — инвектива против медика, который осмелился поставить свою науку выше поэзии и красноречия ( «Contra medicum quendam invectivarum libri IV» ), инвектива против французского прелата, порицавшего возвращение в Рим Урбана V ( «Contra cujusdam Galli anonymi calumnias apologia» ), такая же инвектива против одного французского прелата, нападавшего на сочинения и поведение Петрарки ( «Contra quendam Gallum innominatum, sed in dignitate positum» ) и полемический трактат против аверроистов ( «De sui ipsius et multorum ignorantia» ).

Критицизм Петрарки и его интерес к этическим вопросам обнаруживается и в его исторических сочинениях — «De rebus memorandis libri IV» (сборник анекдотов и изречений, заимствованных из латинских авторов и современных, расположенных по этическим рубрикам, например об уединении, о мудрости и т. п.; целый трактат во второй книге этого сочинения посвящён вопросу об остротах и шутках, причём многочисленные иллюстрации к этому трактату позволяют признать Петрарку создателем жанра коротенькой новеллы-анекдота на латинском языке, получившего дальнейшее развитие в «Фацециях» Поджо ) и «Vitae virorum illustrium» или «De viris illustribus» ») — биографии знаменитых римлян. Особенно важное значение имеет обширная переписка Петрарки ( «Epistolae de rebus familiaribus et variae libri XXV» и «Epistolae seniles libri XVII» ), составляющая главный источник для его биографии и дополнение к его произведениям; многие из его писем представляют собой моральные и политические трактаты, иные — публицистические статьи (например письма по поводу переселения пап в Рим и переворота Кола ди Риенцо ).

Меньше значения имеют речи Петрарки, произнесённые им при разных торжественных случаях, его описание достопримечательностей на пути от Генуи до Палестины ( «Itinerarium Syriacum» ) и латинская поэзия — эклоги , в которых он аллегорически изображает события из своей личной жизни и современной ему политической истории ( «Bucolicum carmen in XII aeglogas distinctum» ), эпическая поэма « Африка », где воспеваются подвиги Сципиона , покаянные псалмы и несколько молитв.

Значение Петрарки в истории гуманизма заключается в том, что он положил основание всем направлениям ранней гуманистической литературы с её глубоким интересом ко всем сторонам внутренней жизни человека, с её критическим отношением к современности и к прошлому, с её попыткой найти в древней литературе основание и опору для выработки нового миросозерцания и оправдания новых потребностей.

Вплоть до начала XX века наиболее полным собранием сочинений Петрарки были «Opera omnia», изданные в Базеле в 1554 году. В XIX веке лучшим изданием его переписки считалось издание Fracassetti, «Epist. famil. et variae» (Флоренция, 1854—1863; в итальянском переводе с многочисленными примечаниями: Флоренция, 1863—1867). Полное издание биографий знаменитых людей дал Razzolini (Болонья, 1874); речи Петрарки изданы Hortis («Scritti inediti F. Р.», Триест, 1874); лучшее издание не любовных стихотворений Петрарки — Carducci («Rime di F. P. sopra argomenti morali e diversi», Ливорно, 1876). Кроме утраченной комедии Петрарки «Philologia», ему приписываются находящиеся в рукописях: «Vita Senecae», «Sententia de Terentii vita», «De casu Medeae» и «Comoedia super destructionem Caesenae». По случаю шестисотлетнего юбилея Петрарки законом Итальянского королевства № 365 от 11 июля 1904 была учреждена комиссия по изданию его произведений (La Commissione per l’Edizione Nazionale delle Opere di Francesco Petrarca), ставящая своей целью критическое издание всех произведений Петрарки. В её работе принимали участие ведущие филологи Италии, в том числе (первый президент) и Джованни Джентиле . Первой, в 1926 году, была издана поэма «Африка», за ней последовали письма. Комиссия продолжает свою работу и в XXI веке, в настоящее время её президентом является Микеле Фео (Michele Feo) .

Влияние на музыку

Для истории музыки огромное значение имели различные итальянские стихи Петрарки — мадригалы, секстины, канцоны, сонеты. Впервые их положили в основу своих светских сочинений (преимущественно мадригалов ) уже композиторы XIV века ( Ars nova ). Особенно интенсивно стихи Петрарки озвучивали мадригалисты XVI — начала XVII веков, среди которых Адриан Вилларт , Киприан де Роре , Лука Маренцио , Клаудио Монтеверди . С окончанием эпохи Возрождения интерес музыкантов к Петрарке угас, но с новой силой разгорелся у романтиков XIX века (песни Ф. Шуберта , фортепианные «Сонеты Петрарки» Ф. Листа ). Изредка к ним обращались композиторы и в XX веке ( А. Шёнберг . 4-я часть Серенады, op. 24 на текст сонета Петрарки). Два сонета Петрарки в переводе Е. М. Солоновича (IX, XVII) включает в себя сольный альбом Хелависы , вышедший в 2009 году.

Список произведений

Почтовая марка Молдовы, 2007 год
  • « Canzoniere » («Книга песен»), 366 сонетов к Лауре
  • « Trionfi » («Триумфы»)
  • (англ.) , 1343
  • трактаты :
    • « (англ.) », 1360—1366
    • « (англ.) », ок. 1346—1356
    • «De otio religioso», 1346—1356
    • «De vera sapientia»
  • инвективы :
    • «Contra medicum quendam invectivarum», 1355
    • «Contra cujusdam Galli anonymi calumnias apologia»
    • «Contra quendam Gallum innominatum, sed in dignitate positum» («Contra eum qui maledixit Italiam»)
    • «De sui ipsius et multorum ignorantia», 1368
  • «De rebus memorandis» (Rerum memorandarum libri), 1350
  • (англ.) , 1337
  • «Itinerarium ad sepulcrum Domini»
  • Письма (Послания):
    • «Epistolae de rebus familiaribus et variae» ( (англ.) , Familiarium rerum libri), 24 книги с 350 письмами, 1325—1361.
    • «Epistolae seniles», 125 письма, 1361—1374
      • «Epistola ad posteros» («Письмо к потомкам»)
    • (англ.) , 19 писем, 1342—1358
    • «Variae» (Extravagantes), 65 писем
    • «Epistole metricae», 1333—1361, 66 писем
  • «Itinerarium Syriacum»
  • Эклоги « (итал.) , 1346—1357, 12 стихотворений
  • эпическая поэма « Африка », 1339—1342
  • De gestis Cesaris
  • Contra quendam magni status hominem
  • Collatio laureationis
  • «Psalmi penitentiales» (Покаянные псалмы)
  • Collatio coram Johanne rege
  • Collatio inter Scipionem, Alexandrum, Hannibalem
  • Arringhe
  • Orationes
  • Testamentum
  • Franchecko

Память

См. также

  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)

Примечания

  1. Istituto dell'Enciclopedia Italiana Petrarca, Francesco // (итал.)
  2. М. : Советская энциклопедия , 1962.
  3. — 1808.
  4. Mazzocco A. . // Renaissance Quarterly. — 2008. — Vol. 61(1). — P. 147-148
  5. Hankins J. от 16 апреля 2023 на Wayback Machine // Public Discourse, 28.07.2021
  6. (англ.) . Фордемский университет . Дата обращения: 4 сентября 2009. 12 мая 2011 года.
  7. Шайтанов И. О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения. — М.: Дрофа , 2009. — Т. 1. — С. 15.
  8. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  9. букв. «Всякие разбросанные стихи».
  10. букв. «Фрагменты [стихов] на итальянские темы».
  11. История комиссии изложена на её сайте от 24 сентября 2015 на Wayback Machine .
  12. от 21 мая 2023 на Wayback Machine // Journal of Medieval and Early Modern Studies. — 2005. — Vol. 35 (3). — P. 457–466

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Франческо Петрарка