Interested Article - Рус
- 2020-02-25
- 1
Рус — персонаж книжных легенд, князь и родоначальник, эпоним руси .
Литературные источники
Византийские
О могущественном Росе писал уже в X веке византийский автор Симеон Логофет :
Росы, или ещё дромиты, получили своё имя от некоего могущественного Роса, после того как им удалось избежать последствий того, что предсказывали о них оракулы, благодаря какому-то предостережению или божественному озарению того, кто господствовал над ними. Дромитами они назывались потому, что могли быстро двигаться.
Арабо-персидские
В персидском «Собрании историй» начала XII века содержатся следующие сведения:
Рассказывают также, что Рус и Хазар были от одной матери и отца. Затем Рус вырос и, так как не имел места, которое ему пришлось бы по душе, написал письмо Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться. Рус искал и нашёл место себе. Остров не большой и не маленький, с болотистой почвой и гнилым воздухом; там он и обосновался.
Место то лесистое и труднодоступное, и никогда ни один человек не достигал того места, разве что Гуштасф по приказу отца своего Лехрасфа в то время, когда Кей-хосров его послал к хазарам и аланам, и об этом будет сказано в своём месте, если захочет Бог. Рассказывают также, что у Руса был сын, которому в схватке с каким-то человеком разбили голову. Он пришёл к отцу весь в крови. Тот ему сказал: «Иди и порази его!» Сын так и сделал. И остался такой обычай, что если кто-либо (русов) ранит, они не успокоятся, пока не отомстят. И если дашь им весь мир, они все равно не отступятся от этого. И один другому у них не оказывает доверия. Когда родится сын, отец кладет ему на живот меч и говорит: «Вот тебе наследство!»
Тот же источник сообщал и следующее :
…И Славянин пришёл к Русу, чтобы там обосноваться. Рус ему ответил, что это место тесное (для нас двоих). Такой же ответ дали Кимари и Хазар. Между ними началась ссора и сражение, и Славянин бежал и достиг того места, где ныне земля славян. Затем он сказал: «Здесь обоснуюсь и им легко отомщу». [Славяне] делают жилища под землёй, так чтобы холод, который бывает наверху, их не достал. И он [Славянин] приказал чтобы принесли много дров, камней и угля, и эти камни бросали в огонь, и на них лили воду, пока не пошёл пар и под землёй стало тепло. И сейчас они зимой делают так же. И та земля обильна. И много занимаются они торговлей…
Персидская легенда о Русе воспроизводит свидетельства арабо-персидских авторов IX—X веков о славянах и русах, в особенности близка к сочинению Ибн Русте (см. письменные свидетельства о руси ).
Абулгази в XVII веке упоминал Руса как сына Иафета .
Славянские
В славянских источниках Рус и Словен выступают как друзья или братья .
Согласно западнославянской этногенетической легенде , Рус — князь, родоначальник и вождь племени русов , названного по его имени, его братьями были Чех (родоначальник чехов) и Лех (родоначальник поляков). Легенда известна по польской « Великой хронике о Польше, Руси и их соседях »:
В древних книгах пишут, что Паннония является матерью и прародительницей всех славянских народов… от этих паннонцев родились три брата, сыновья Пана, владыки паннонцев, из которых первенец имел имя Лех, второй — Рус, третий — Чех. Эти трое, умножась в роде, владели тремя королевствами: лехитов, русов и чехов, называемых также богемцами»
Именно в Великопольской хронике легенда появилась в законченном виде в XIV веке , так как в рукописи, написанной в 1295—1296 годах (из библиотеки Яна Годийовского), отсутствует фрагмент о братьях. Предполагают, что автор версии о трёх братьях добавил Руса к легенде о лехе по имени Чех из хорватской земли, известной по чешской стихотворной хронике Далимила Мезиржицкого , созданной в 1308—1314 годах . Чех и Лех фигурируют в чешской «Хронике» Яна Пшибика из Пулкавы XIV века, все три брата — у польского историка Яна Длугоша XV века.
В « Хронике польской… » Матвея Стрыйковского (1582), Рус, предок-эпоним руси , предстаёт братом или потомком Леха (предка поляков) и Чеха, общим праотцем которых и называется Мосох , сын Иафета .
Данная легенда была положена в основу генеалогии рода князей Острожских . Во времена Константина Острожского была создана генеалогия его предков, в которой утверждалось, что он потомок в восьмом колене « короля Руси — Даниила », великого киевского князя Владимира «первокрестителя» и «первопредка Руса» .
Согласно « Сказанию о Словене и Русе », новгородскому по происхождению легендарно-историческому сочинению XVII века, Рус произошёл от Скифа . По причине усобицы Рус и его брат Словен в 3099 году от Сотворения мира со своими людьми переселились на север . На севере деяния Словена и Руса связывается с древними топонимами и городами . Они долго странствовали, затем пришли к озеру Мойска, позднее получившему название Ильмень («Илмерь») в честь сестры Словена и Руса Илмеры . Река Мутная была переименована по имени старшего сына Словена в Волхов . На её берегу князь построил город Великий Словенск , позднее названный Новгород . Рус основал Русу ( Старая Руса ). Аналогично прочие новгородские топонимы возводятся к именам родственников князей. Рус, в западнославянских легендах имевший скромную роль младшего брата или потомка Леха, в русской версии легенды становится вместе со Словеном предком всех славянских народов. «Сказание…» повторяет распространённую легенду о происхождении Рюрика от римского императора Августа . Новым в русской традиции было утверждение о родстве славян с кочевыми народами , прежде всего, скифами (ср. польский сарматизм ) . Сыновья и внуки Словена и Руса совершали походы до Ледовитого океана , Урала и страны за горами, «рекомой Скирь, иже есть Сибирь » . Потомкам Словена и Руса покорился весь север до Ледовитого океана и Зауралья — Сибири, а вместе с сородичами — болгарами и скифами они подчинили земли до Дуная .
Конструкция «Сказания…» и его датировки не соответствуют историческим реалиям; скифская эпоха относится к 1-му тысячелетию до н. э., а в «Сказании…» Словен и Рус перемещаются со своими народами на север Восточной Европы из-за распрей между потомками Скифа в 2409 году до н. э.
В современной культуре
В резолюцию Второй Всероссийской конференции «Сохранение и возрождение малых исторических городов» (Новгородская область, Старая Русса ; 30 сентября — 1 октября 2010 года) было включено следующее:
15. Поддержать инициативу администрации муниципального образования «Город Старая Русса» установления в Старой Руссе памятника Русу — эпическому родоначальнику русского народа и основателю города и рекомендовать администрации МО «Город Старая Русса» организовать проведение всероссийского конкурса на создание памятника» .
См. также
Примечания
- по изд. Николаев В. Д. Свидетельство хроники Псевдо-Симеона о руси-дромитах и поход Олега на Константинополь в 907 г. // Византийский временник . 1981. Т. 42. С. 147—153.
- ↑ Новосельцев А. П. от 14 апреля 2020 на Wayback Machine
- , абзац 13.
- Мыльников А. С. . СПб.: Петербургское Востоковедение, 1996. 320 с ISBN 5-85803-063-7 от 25 сентября 2007 на Wayback Machine
- от 15 марта 2008 на Wayback Machine .
- ↑ В. Л. Янин и др. // Великая хроника о Польше, Руси и их соседях. — М. , 1987.
- Мыльников А. С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI — начала XVIII века. — 2-е изд. — СПб. : Петербургское Востоковедение, 2000. — 320 с. — (Slavica Petropolitana). — ISBN 5-85803-063-7 .
- , с. 103.
- Яковенко, Наталия . от 26 февраля 2018 на Wayback Machine
- ↑ , с. 444—447.
- ↑ , с. 16.
- , с. 16—17.
- . Дата обращения: 21 февраля 2011. Архивировано из 7 августа 2012 года.
Литература
- Буланин Д. М. , Турилов А. А. Сказание о Словене и Русе // Словарь книжников и книжности Древней Руси : [в 4 вып.] / Рос. акад. наук , Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) ; отв. ред. Д. С. Лихачёв [и др.]. — Л. : Наука , 1987—2017. — / ред. Д. М. Буланин . — СПб. : Дмитрий Буланин , 1998. — С. 444—447. — 519 с. — ISBN 5-86007-001-2 .
- / Пер. Л. П. Поповой, коммент. Н. И. Щавелевой , под ред. В. Л. Янина . — М.: Изд-во Московского университета , 1987.
- Ковалёв Г. Ф. // Вестник ВГУ. Серия «гуманитарные науки». — 2000. — № 2. — С. 3—20.
- Лурье Я. С. // Россия Древняя и Россия Новая (избранное). — СПб.: Д. Буланин, 1997. — С. 13—171.
- Петрухин В. Я. . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Форум : Неолит, 2014. — 464 с.
- Полное собрание русских летописей . Т. 31. Летописцы последней четверти XVII в. — М.: Наука , 1968. — Стр. 10—11 (« Мазуринский летописец »).
- Полное собрание русских летописей. — Т. 33. Холмогорская летопись . . — Л.: Наука, 1977. — С. 139—140 (Приложение: Хронографический рассказ о Словене и Русе и городе Словенске ).
- Рыбаков Б. А. . — М.: АиФ-Принт, 2004. — 446 с.
- Stang, Håkon. The Naming of Russia. Meddelelser, Nr. 77. Oslo: University of Oslo Slavisk-baltisk Avelding, 1996.
Ссылки
- . по Полному собранию русских летописей. Т. 31. Л., 1977.
- 2020-02-25
- 1