Нергал-шар-уцур
- 1 year ago
- 0
- 0
Не́ргал или Нерга́л ( аккад. d Nergal, Nerigal ; логографика : d KIŠ/GIR 3 .UNU.GAL , d U.GUR ) — астральное и хтоническое божество аккадской мифологии . Бог войны, мора , истребления и смерти . Персонификация планеты Марс . Владыка преисподней .
Нергал — сложное, синкретичное по происхождению божество, впитавшее в процессе своей эволюции образы и функции разных богов . Традиционно Нергал описывается как бог истребления : в первую очередь — войны (вероятно — его изначальная функция) , мора ( чумы ) и внезапной смерти , но также — болезней , голода , пожаров , разрушений и ужаса . В староаккадских и хурритских текстах Нергал снабжался именами «Убийца» и «Побеждающий соперников» ; в поздних аккадских источниках, помимо прочего, он наделялся такими эпитетами как «Разрушительное пламя» и «Сжигатель» ( аккад. šarrapu ) . Сохранились предсказательные тексты, описывающие знамения крупных бедствий, когда Нергал буквально «съедает», «ест» (то есть уничтожает) Страну . В одном из гимнов Шульги говорится что оружие насыщается кровью подобно Нергалу . Характерно выражение «рука Нергала», означавшее несчастье . Сопровождением этого бога выступают демоны , вызывающие болезни и безумие . Как несущий смерть, Нергал связан с образами разьярённого льва и быка . Молитвы и гимны часто посвящались этому богу с целью отвратить его губительную силу . Деструктивные качества Нергала сближали его с образами похожих божеств: подобно Эрре , он насылает на людей и скот лихорадку и чуму, подобно Нинурте — сокрушает враждебные страны ; как следствие, такие божества часто отождествлялись с Нергалом, порождая синкретические образы ( , , и др.) .
Нергал — астральное по происхождению божество , изначально, по-видимому, олицетворявшее губительную силу палящего солнца . Тем не менее, в подавляющем большинстве случаев Солнце вовсе не отождествлялось с Нергалом , а его астральным воплощением выступала планета Марс , которая в месопотамской астрологии наделялась нигилистическимим чертами (ср. её альтернативные названия: «(Звезда) несуществования», «Злая звезда», «Враждебная звезда», «Разбойник» и др.) . «Свет Нергала» ( аккад. Nur d Nergal ) — красноватое мерцающее свечение Марса — вызывало благоговейный страх: клинописные тексты описывают Нергала облачённым в «ужасающее великолепие» ( аккад. labiš namurrat ) . В облике Марса Нергал поочерёдно пребывает на небесах («одетый блеском») и в подземном царстве , сочетая таким образом астральные черты с хтоническими . При этом в нижнем мире он также предстаёт как некая светящаяся сущность: именно таким его видит ассирийский царевич — герой одной из новоассирийских поэм .
Пребывание в нижнем мире противоречит астральной природе бога , но несмотря на это Нергал не только там находится, но и является владыкой преисподней . Объяснение такому положению вещей содержится в мифах: Нергал насильно взял в жёны владычицу мира мёртвых — хтоническую богиню Эрешкигаль , которая уступила ему власть над нижним миром . Пренебрегнув божественными запретами — на порядок взаимоотношений верхнего и нижнего миров, а также на сексуальную связь с сущностями нижнего мира — Нергал был осуждён отцом богов Анумом отныне оставаться в преисподней . Нергал — тот, кто обращает врагов в призраков . Кроме того, являясь владыкой нижнего мира, он связан с разными хтоническими существами — прежде всего змеями (ср. эпитет: «Идущий впереди, тот кто укрощает змей») и вероятно — скорпионами . В месопотамском календаре Нергалу был посвящён IX месяц — кислиму (ноябрь-декабрь) — передававшийся шумерограммой GAN.GAN.E 3 , предположительно переводимой как «выход Убийцы»; считалось, что в это время владыка преисподней покидает своё обиталище и выходит на землю, источая мрак и максимально сокращая световой день .
Нергал также известен как страж ворот . Ипостась Нергала, двойное божество Лугальгирра и Месламтаэа (воплощение созвездия Близнецов ) стоят у врат преисподней, готовые разорвать на части любого приближающегося . Как стражу врат, Нергалу были посвящены городские ворота в ассирийском .
В клинописных текстах Нергал нередко связан с чуждым, враждебным населением и странами (например с Эламом ) . Даже сама Страна мёртвых, управляемая этим богом, в мифах часто ассоциируется с чуждой горной страной (ср. Кур ) или окраиной мира; в последнем случае показательно описание Нергала как «владыки места где восходит солнце» (ср. окраинные горы , охраняемые людьми-скорпионами) . В этом же контексте исследователи предполагают наличие у Нергала функции контроля над торговыми путями в чужие земли, откуда в Месопотамию поступали ценные ресурсы, в частности медь . Согласно С. Далли, Нергал (Эрра) — покровитель медеплавильного ремесла .
Несмотря на преимущественно губительные функции, иногда в литературных текстах Нергал предстаёт в амбивалентной роли — бога плодородия и вегетации . На посвящённый Нергалу месяц кислиму приходился урожай финиковой пальмы , плодоношение которой связывалось с усилением влияния законов нижнего мира . Изобилие и богатство, приносимое в этот месяц обуславливали такие эпитеты Нергала как «Царь изобилия» ( шум. Lugal-ḫe 2 -ĝal 2 ), «Изобильный шквал» ( шум. U 4 -ḫe 2 -ĝal 2 ) и «Царь финиковой пальмы» ( шум. Lugal- gis gišimmar ) . Считалось, что кислиму благоприятствовал коммерческой деятельности, однако в это время нельзя было вступать на трон, жениться . В целом, по мнению У. Дж. Ламберта почитание Нергала было связано с культом финиковой пальмы и по некоторым данным обряды в честь бога в указанный месяц проводились с пальмовой ветвью в руке .
Главным культовым центром Нергала был город Кута ; именно там располагалось главное святилище этого бога — храм Эмеслам (предположительно семитская этимология meslam : «место мира») .
Образ Нергала сформировался не сразу: из доаккадских ( раннединастических ) источников на шумерском языке известен некий «бог-бык» d KIŠ.UNU (чтение теонима неясно) — божественный покровитель города Куты , архаичный образ Нергала . Формирование «классического» образа Нергала как бога войны относится к аккадскому периоду : активное выдвижение его культа произошло в правление Нарам-Суэна , в надписях которого многочисленные победы царя объясняются покровительством этого воинственного бога . К аккадскому же периоду относится и первое упоминание Нергала в стандартной записи его имени ( d KIŠ/GIR.UNU.GAL ) .
Источники называют Нергала сыном Энлиля . В мифе «Энлиль и Нинлиль» бог ветра насильно овладевает богиней ветра и та зачинает Нергала-Месламтаэа ; мать Нергала известна также под именем . В эпических поэмах отцом Нергала назван Эа , а матерью — Иштар . Его братом называется бог-воитель Нинурта ; в «Мифе об Эрре» братьями Нергала названы Ануннаки — боги-судьи подземного мира, враждебно настроенные к людям . Сестрой и супругой Нергала была владычица мёртвых Эрешкигаль . В других источниках супругой Нергала названа:
Посланником и советником бога выступал .
К началу старовавилонского периода Нергал поглотил культы ряда шумерских хтонических божеств ( Месламтаэа , Ниназу и др.) ; во II тысячелетии до н. э. святилища Нергала распространились по всей стране . Средневавилонские тексты включали Нергала в число великих богов- Игигов .
Имя Нергала стандартно передавалось шумерограммой d KIŠ/GIR.UNU.GAL , чтение и трактовка которой неясны ; У. Ламберт предложил читать её как шум. (e)ne 3 -urugal 2 , Ф. Виггерман — как шум. d nin-KIŠ-urugal 2 . Предлагались разные варианты толкования и перевода этой последовательности: «Господин обширного города (Преисподней)» , «Владыка обширного жилища» , «Господин Подземного мира» . предположил возможную связь имени «Нергал» через шумерскую форму с семитским сочетанием *na’ir kala/kali: «Убийца всего» . Во II тысячелетии до н. э. шумерограмма d KIŠ/GIR.UNU.GAL в нормализованной форме читалась как аккад. d Ner(i)gal , «Нергал» («Неригаль») (слоговая запись: аккад. d ne 3 -eri 4 -gal, d ne 2 -ri-ig-la, d ne 2 -ri-ig-la 2 ) .
Стандартная запись имени Нергала развилась из более ранней последовательности d KIŠ.UNU , известной по древнейшим спискам богов и лексическим текстам из Шуруппака , Абу-Салабиха , Эблы и Адаба . Чтение этой шумерограммы также неясно; но её первый знак (KIŠ) в ранней пиктографической форме (ZATU 219) изображал голову быка и именно бык мог символически воплощать ранний образа Нергала как бога-прокровителя Куты . Предполагается, что это — изначальное имя Нергала, в аккадское время подвергшееся искажению, переиначиванию , создававшему основу для интерпретации этого бога как владыки Преисподней («Господин обширного города») .
Поздней формой передачи имени Нергала стала последовательность d U.GUR ( аккад. U-qur , Укур ), прежде означавшая имя советника Нергала, олицетворение его меча . Помимо этого, имя Нергала передавалось через различные эпитеты («Убийца», «Сжигатель» и др.) , имена отождествляемых с ним богов ( Месламтаэа , Эрра , Нинурта ) и демонических существ (в частности «Демон с разинутой пастью») .
Выдвижение культа Нергала произошло в староаккадский период (прежде всего в правление Нарам-Суэна ) : именно в то время появилась стандартная запись имени этого бога ( d KIŠ/GIR 3 .UNU.GAL) и исключительно — в текстах на аккадском языке . Исследователи указывают на синкретичную природу этого староаккадского образа, отмечая важную роль в его формировании по крайней мере двух основ — древнего бога-быка из Куты (архаичный Нергал) и семитского бога смерти, позднее фигурировавшего в аккадских источниках под именем Эрра или Ирра (от прасемитского *ḥrr «жечь, пламенеть») .
Древнейший образ Нергала — архаичный бог-бык, покровитель города Куты, известный ещё в доаккадское ( раннединастическое ) время . По мнению Дж. Робертса и Ф. Виггермана — это изначально шумерский бог , приписывал ему семитское ( аккадское ) происхождение . Имя этого бога записывалось как d KIŠ.UNU , где первый знак в ранней пиктографической форме (ZATU 219) изображал голову быка , а второй имел два варианта написания — использовавшихся, соответственно, в имени бога и в имени его города (которым, очевидно, была Кута) ; ещё в эпоху изобретения письменности обозначением Нергала могло быть изображение головы быка . Отражение этого архаичного образа прослеживается в шумерских гимнах, где Нергал фигурирует как «Победоносный бык» или как бык огромной, непреодолимой силы ( шум. d Gu 4 -á-nun-gi 4 -a ) ; кроме того, в последующее время с Нергалом отождествлялся древний бог Гугаланна , имя которого ( шум. d Gú-gal-an-na ), переводят как «дикий бык Ана » . Известны также изображения Нергала (чаще всего в облике отождествляемого с ним «бога в саркофаге») с чертами быка .
В эпоху Аккадского царства (староаккадский период) складывается новый, синкретический образа Нергала , характеризующий его в первую очередь как бога войны . С точки зрения Дж. Робертса и Ф. Виггермана древний шумерский бог Куты был отождествлён с семитским богом смерти ( Эррой , Иррой) . По мнению Т. Якобсена первичным здесь был именно образ Эрры — бога выжженной земли, военных набегов и мятежей, слившийся с образом собственно Нергала как бога войны, внезапной смерти и правителя мира мёртвых . По указаниям Д. Блэка и Э. Грина, Нергал и Эрра — изначально разные божества, лишь к I тысячелетию до н. э. окончательно получившие единое имя «Нергал» . Так или иначе, сосуществование Нергала и Эрры в рамках единой шумеро-аккадской мифологии порождало специфическую ситуацию, когда в одних случаях Нергал и Эрра считались разными богами, а в других — сливались в единый образ, где Эрра обычно считался одним из имён Нергала . При этом характер аккадского образа Нергала в наибольшей степени отражал именно черты Эрры — воинственного бога с губительными функциями, ответственного за эпидемии, голод и природные пожары .
В эпоху Аккадского царства Нергал — бог войны ; в аккадских и хурритских текстах того времени он снабжался эпитетами «Убийца» и «Побеждающий соперников» . О военной функции раннего Нергала также может свидетельствовать название его главного святилища в Куте — Эмеслам: если трактовать Meslam как семитский топоним со значением «место мира» . В надписях Нарам-Суэна говорится, что именно Нергал открыл ему путь к царствам Арманум и Эбла и передал их в руки аккадскому царю .
В эпоху III династии Ура почитание Нергала распространилось на крайний юг Месопотамии — в область Шумер . Наиболее близким Нергалу образом там был Месламтаэа — хтоническое божество, которому, по мнению Д. Кац, были присущи и военные функции . Выдвижение культа воинственного Нергала в Шумере связывается с правлением Шульги , который вёл активную завоевательную политику; с этого времени Нергал и Месламтаэа совместно почитались в храме Эмеслам, а во втором тысячелетии до н. э. Нергал окончательно ассимилировал образ Месламтаэа . Именно это поглощение, вероятно и привело к появлению у Нергала хтонических черт, в аккадское время для него не характерных . Менялся и символический образ Нергала, с которым со временем стал ассоциироваться не только бык, но и лев — два смертельно опасных существа, образы которых согласуются с природой Нергала как бога, несущего смерть . В правление Шульги и в старовавилонских текстах зафиксирована замена первого знака KIŠ/GIR в имени бога на PIRIG (шум. « лев ») ; в одной из поздних поэм Нергал (под именем « Эрра ») так говорит о себе:
Я на небе тур и лев на земле я,
В мире я царь, средь богов я грозен...
В тростниках я огонь, в лесу я секира, в походе — знамя» ( Пер. В. А. Якобсона )
.
К началу старовавилонского периода Нергал поглотил культы ряда шумерских хтонических божеств , в первую очередь — Месламтаэа, а также Ниназу , связанного с образом змея , дракона, унаследованного Нергалом . Месламтаэа, отождествляемый с Нергалом, в текстах часто фигурирует вместе с братом ( Лугаль-иррой ) ; впервые эта пара богов-близнецов упоминается в гимне Ибби-Суэна , последнего царя III династии Ура . Оба бога — Месламтаэа и Лугальгирра (также Нергал и Эрра) воплощали созвездие Близнецов , выступали как стражи подземного мира и периодически рассматривались как отдельные ипостаси единого образа Нергала . К I тысячелетию до н. э. Нергал окончательно поглотил образ бога Эрры , черты которого он во многом изначально и отражал .
Дальнейшее развитие образа Нергала связано с восприятием им военных аспектов верховного божества . В поздних вавилонских источниках («Сказание об Атрахасисе » и другие) Нергал — карающая сила древнего верховного бога Энлиля . В этой ипостаси Нергал перенимает часть функций Энлиля как бога ветра и предстаёт в образе южного шторма, несущего бедствия — наказание людям за их непослушание ; согласно А. Ливингстону, ещё в старовавилонский период Нергал получил эпитет Мстителя ради отца своего Энлиля . Нергал в роли карающей силы верховного бога сближался с образом Нинурты — древнего шумерского бога, также сына Энлиля, также его карающей силы; как следствие оба бога со временем стали отождествляться (Нергал-Нинурта) . Кроме того, постепенно Нергал поглотил черты и других богов-воителей Древней Месопотамии, таких как Забаба (покровитель Киша ) и Тишпак (покровитель Эшнунны ) .
К концу II тысячелетия до н. э. вавилонские жрецы начали компилировать древние списки богов, снабжая их собственными комментариями . Многие мелкие или полузабытые божества интерпретировались как имена какого-либо важного (на тот момент) бога ; со временем, с этими «именами» стали связывать и особые аспекты конкретного единого образа . С поздневавилонской традицией, вероятно, связан один из таких списков, посвящённый исключительно верховному богу Мардуку , где уже главные божества объединялись в едином образе и отражали особые аспекты последнего ; Нергал в этом списке фигурирует как «Мардук битвы» . Начиная с Ф. Делича указанный текст рассматривался как доказательство изначального возникновения монотеизма в Вавилонии , а не в древнееврейской среде .
В аккадской письменной традиции Нергалу посвящены многочисленные молитвы и гимны , астрономические и предсказательные тексты. Наибольшее отражение культа Нергала представлено староаккадский период , особенно в правление Нарам-Суэна . В средне- и нововавилонское время теоним часто встречался в личных именах, приветствиях и надписях на цилиндрических печатях ; в Ассирийском царстве Нергал особенно почитался в правление Саргона II и его потомков . Теофорные имена носили некоторые вавилонские цари: Нергал-ушезиб (акк. «Нергал, спаси [меня]»), и Нергал-шар-уцур (акк. «Нергал, царя храни»). В ассирийской столице Ниневии располагались Ворота Нергала. В Вавилоне этому богу была посвящена одна из улиц. Упоминание этого бога имеется также в Библии , свидетельствующей о поклонении Нергалу переселенцами из Куты в Самарию во времена Ассирийского царства ( 4Цар. ). Кроме того, Нергал фигурирует в источниках эллинистического и парфянского времени, а также в текстах сохранившейся до наших дней гностической религии мандеев .
В распространённых мифических сюжетах Нергал фигурирует как астральное божество , вопреки своей сути оказавшееся в нижнем мире .
Обретение богом власти над преисподней описывается в разных вариантах аккадской эпической «Поэмы о Нергале и Эрешкигаль» . Нергал попадает в царство мёртвых, нарушив законы отношений между верхним и нижним мирами: бог не проявил должного почтения к послу преисподней Намтару . Согласно средневавилонской версии поэмы (из Телль-эль-Амарны ), «когда пир устроили боги…», они отправили посла к своей сестре Эрешкигаль , владычице подземного мира, чтобы та снарядила делегацию за своей долей, поскольку богине нельзя подняться на небеса и небесным богам нельзя спуститься к ней . Эрешкигаль отправила своего посла Намтара, при виде которого все боги почтительно встали, однако один из них по неясным причинам не сделал этого . Узнав о случившемся, Эрешкигаль потребовала прислать указанного бога к себе, намереваясь предать его смерти . Намтар передал волю Эрешкигаль богам и, несмотря на то, что сразу не нашёл указанного бога, изменившего внешность, последнему (им оказался Нергал) всё же пришлось отправиться в подземное царство . Эа , отец Нергала, дал сыну демонических стражников — Падучую , Жар, Лихорадку , Судороги и т. д. , а также волшебные предметы- фетиши , с помощью которых можно одолеть Эрешкигаль . Прибыв к вратам преисподней, Нергал с демоническим воинством входит в жилище Эрешкигаль, стаскивает богиню за волосы с трона и заносит меч, чтобы отрубить ей голову . Взмолив о пощаде, Эрешкигаль просит Нергала взять её в жёны, стать господином « Земли Обширной » и хозяином таблиц Судеб ; Нергал соглашается . В более поздней, новоассирийской версии (из ), сюжет представлен сравнительно развёрнуто и обогащён фольклорно-сказочными мотивами . Послом от Ану , главы небесных богов, к Эрешкигаль назван ; подробнее описано изменение внешности Нергала (приобретение косоглазия , , плешивости ); в преисподней Нергал проходит ряд испытаний; присутствует фольклорный мотив живой воды , запрета на пищу подземного царства и др. Мотив захвата власти силой в этой версии заменён любовным мотивом: Нергал спускается в нижний мир, соединяется с Эрешкигаль, после чего покидает её . Эрешкигаль требует от богов вернуть Нергала, угрожая поднять мёртвых, чтобы те ели живых . Нергал возвращается в Иркаллу, вновь соединяется с Эрешкигаль и пребывает с ней на ложе в течение шести дней, после чего, на седьмой день, Ану судит, что отныне нет этому богу доли на небесах, что «доля его — в мире нижнем» . В нижний мир Нергал спускается под именем бога Эрры , а покинув Эрешкигаль возвращает имя «Нергал»: по мнению исследователей, в этой ситуации бог как бы становится заменой самого себя — если сопоставить с похожим сюжетом нисхождения Инанны (ср. закон царства мёртвых: «за голову — голову») .
Поздний аккадский «Миф об Эрре» (известный также как поэма «Эрра и Ишум» ) датируется VIII веком до н. э.; известен прежде всего по табличками из Ниневии, Ашшура и . Поэма посвящена богу Эрре, за именем которого скрываются черты и функции, типичные именно для Нергала . Текст начинается с представления окружения Эрры (Нергала) , в число которого входят его советник и грозные и воинственные демоны (букв. «Семеро») . Сам Эрра бездействует в своём жилище, праздно проводя время со своей супругой . Сибитти взывают к его воинственной сущности, указывая, что без убийств их оружие ржавеет, что человечество теряет страх перед богом и своим шумом нарушает покой Ануннаков . Эрра с удовольствием следует их просьбе, оставляя в стороне возражения советника Ишума и отправляется к верховному богу Мардуку , в его жилище Эсагилу . Представ перед Мардуком, Эрра выражает удивление, что священные одежды и тиара верховного бога померкли . Мардук отвечает, что для того, чтобы вернуть прежнее сияние его облачению он должен покинуть своё обиталище, однако уход Мардука приведёт к нарушению мирового порядка и спровоцирует страшные бедствия . Эрра хитро заявляет, что он готов поддерживать мировой порядок, пока Мардук будет отсутствовать; верховный бог соглашается и вверяет ему власть над миром . Далее текст повреждён, но общий его смысл таков, что обычный порядок вещей нарушается, в мире происходят масштабные пертурбации, захватывающие землю и небеса; тьма покрывает день, ярко вспыхивает «звезда Эрры», предвещающая зло для человечества и т. д. . Иштар пытается успокоить Эрру, но он упорствует в своем гневе и пускается в монолог, звучащий как злое заклинание:
... Сина лицо я закрою ночью (...)
Сокрушу я страну, обращу в руины (...)
Города разрушу, превращу в пустыню,
Моря всколыхну, истреблю их богатства (...)
Ниспровергну людей, погублю все живое (...)
В обитель богов, куда злому нет входа, введу злодея (...)
Приметы сделаю дурными, святилища приведу в запустенье ( Пер. В. А. Якобсона )
Ужасы и бедствия, описываемые в монологе Эрры (Нергала) оказываются прямой противоположностью мировому порядку. Советник Ишум с печалью произносит:
Горе людям моим, на кого Эрра рассержен и гневен
На кого Нергал-воитель, словно бурю сраженья, напускает Асакку ( Пер. В. А. Якобсона )
Ишум обращается к богу указывая на катастрофические результаты его правления и в то же время, стремясь польстить тщеславию Эрры, указывает, что его страшатся даже великие боги . Описываются бедствия, охватившие страну, хаос и разорение в Вавилоне, Уруке , Сиппаре и других городах Вавилонии . Под влиянием речей Ишума Эрра постепенно отворачивается от « Аккада » (Южной Месопотамии), позволяя Ишуму направить свой гнев на соседние страны . Наконец буйство Эрры прекращается, он возвращается в своё обиталище где говорит богам, что в гневе был готов истребить человечество, но благодаря Ишуму род людской сохранился . Ишум предлагает богу отдохнуть от дел и тот соглашается; затем Ишум произносит благословение над опустошенными землями, делая их снова населенными и плодородными .
В одной из поэм, предположительно новоассирийского времени , описывается видение Нижнего мира ассирийским царевичем (вероятно Ашшурбанапалом ); главный герой воочию лицезрит владыку преисподней Нергала как некую светящуюся сущность . В одном из мифов, известным как «Змей» , подчеркивается связь Нергала со змеями как существами Подземного мира .
Будучи богом насильственной смерти, Нергал обычно связан с образами двух смертельно опасных животных — быка и льва, о чём он сам вещает в упомянутом выше «Мифе об Эрре» . Образ быка — древнейший в иконографике Нергала; он восходит к ранним обозначениям архаичного бога-быка Куты . «Победоносный бык» — один из эпитетов Нергала в шумерских текстах, менее распространённый в более поздних аккадских . Вместе с тем, изображения быка, связанные с богом войны, немногочисленны: к находкам такого рода относится печать с аккадской надписью времени III династии Ура, посвящённой Месламтаэа . Знак шум. GUD «бык» часто содержался в названии фигурок, связанных с подземных миром; к этому же кругу могут принадлежать изображения некоего «бога в саркофаге» с бычьими ушами, встречающегося в терракоте и на печатях старовавилонского периода ( на иллюстрации ).
Нергал часто сравнивается или воплощает образ льва: «с поднятыми лапами, гневно неистовствующий, тот, что точит зубы против своего врага» . В русле этой иконографической традиции выполнено изображение присевшего льва, посвященное «могучему льву», . Известно украшение в виде двух львов на рукояти меча, посвященного богу города Хубшалум (Нергалу), а также близкое по символике изображение «Бога-меча» из Язылыкая ( на иллюстрации ).
Изображения Нергала как бога войны вырезаны на нескольких известных печатях с шумерскими надписями . Нергал на них вооружён изогнутым мечом (с серповидным лезвием ) и трёхглавой булавой — ранней формой двойного изогнутого меча, увенчанного львиным головами; другой вариант вооружения — изогнутый меч с головой льва и жезл; третий вариант — изогнутый меч и двуглавая булава . В последнем случае Нергал изображен в победоносной позе: поставив правую ногу на поверженного врага, лежащего навзничь на склоне горы с жестом мольбы о пощаде ( см. иллюстрацию к преамбуле ). Исследователи обратили внимание, что эта поза Нергала полностью совпадает с позой центрального персонажа на победной стеле Нарам-Суэна , изображающего или самого этого царя в виде божества или же самого Нергала как его покровителя . В эпоху III династии Ура и Старовавилонского царства трехглавая булава/двойной изогнутый меч с головой льва ещё не использовался как особый божественный символ, но лишь — как оружие в руках божеств несущих смерть, изображенных на печатях и терракоте; оружие это тогда обычно связывалось с Нергалом, но не только с ним .
Как двойное божество Лугальгирра и Месламтаэа, бог войны предстаёт на аккадской печати, где изображён с двумя изогнутыми мечам на плечах, одетый в особый плоский головной убор, часто встречающийся у божеств преисподней . Известны магические фигурки Лугальгирры и Месламтаэа или Нергала, защищавшие дом от проникновения зла; вооружённые секирой и булавой они встречаются в виде статуэток или изображений на амулетах . Вооружённые соответственно секирой и кривым мечом(?) они предстают как созвездие Близнецов на оттисках печатей эллинистического времени; в новоассирийских текстах их оружие названо аккад. ḫinšu («…») и аккад. uskāru pāšu («серповидный меч») .
Оружием Нергала также служил его кинжал ( аккад. patru ) или собственно меч в традиционном понимании ( аккад. namṣaru ); в старовавилонский период он персонифицируется в образе советника Нергала под именем Укур ( аккад. Uqur ) . Известно, что Зимрилим , царь Мари , обращался за помощью к «Господину» города Хубшалума (Нергалу) и получив поддержку, приказал доставить в храм этого бога «большой меч ( аккад. namṣaru ) из бронзы» ; археологам известен такой объект, посвященный владыке Хубшалума (Нергалу), однако он датируется несколько более ранним временем и источник его происхождения неясен . В целом, в Месопотамии кинжал так и не стал божественным символом Нергала, однако на рельефах Анатолии позднебронзового века присутствует некий «Бог-меч», изображавший или Нергала или какого-то местного бога смерти .
В наибольшей степени с Нергалом/Месламтаэа связаны находки вотивных булав . Сама по себе булава — атрибут многих божеств, однако количество наверший, посвященный именно богу войны наиболее значительно и отражает особенности его иконографии . Помимо булав, известны находки боевых топоров (секир), с посвящениями Нергалу, например старовавилонский вотив этому богу, держа которую «его рука да не устанет» ; культовый каменный топор, посвящённый этому богу раскопан в новоассирийском храме Нергала в Ме-Туране .
Нергал — повелитель так называемых демонов дня ( аккад. ūmu , букв. «День»), которые служат ему и другим божествам, исполняя волю своего хозяина . Демоны дня олицетворяли приход дурных событий и изображались в виде рычащих львинообразных монстров; такой их образ мог быть обусловлен персонификацией штормовой погоды . В месопотамской глиптике особенно известны изображения следующих демонов дня, связанных с Нергалом .
В текстах фигурирует имя советника Нергала, которым изначально был Укур; впоследствии эта роль перешла к Ишуму.
В «Мифе об Эрре» братьями Нергала как владыки преисподней названы Ануннаки — младшие боги царства мёртвых, в этом произведении, враждебно настроенные к людям .
Астральным воплощением Нергала обычно считалась планета Марс ( аккад. mul Ṣalbatānu , Цальбата́ну , в облике которой этот бог пребывает как на небесах («одетый блеском»), так и в подземном царстве . Сохранилась молитва к Марсу, как небесному воплощению Нергала, совершавшаяся во время чумы: «Марс, господин великий и милосердный» ( аккад. d Ṣalbatānu bēlu rabû rēmēnû ) . Цальбатану считался звездой Элама — главного врага Месопотамии на востоке и был наделён специфическими именами: «Злая звезда», «Враждебная звезда», «Звезда несуществования», «Звезда-болезнь», «Странная звезда», «Чужак», «Разбойник», «Мятежник», «Волк» и т. д.; среди его эпитетов — «Убивающий скот» и «Тот, кто продлевает чуму » . Перед Марсом-Нергалом совершались разнообразные ритуалы: «омовения рта» (то есть «оживления» статуи божества ), призывания благоволения богов на царя, отвращения зла, предвещаемого «Красной планетой» и др. В Уруке существовал храмовый ритуал, в соответствии с которым богам Ану , Анту и семи светилам (в том числе Марсу) ежедневно в течение года приносились в жертву «10 первосортных, жирных, ритуально чистых овец, у которых рог и ноготь не повреждены» . Сохранилось описание культовых действий со священным барабаном перед Марсом и Сатурном . Из клинописных источников известно, что астральные божества играли также роль свидетелей при заключении договоров ; в таких случаях имя Марса обычно стояло на пятом месте — после Юпитера , Сатурна, Венеры и Меркурия . В астрологических текстах наблюдения за Марсом, в целом, использовалось для предсказания смерти; внимание обращалось на особенности восхода и захода планеты, её блеска, цвета, положения относительно других светил и т. д. В частности, если появление светила приходилось на месяц дуузу , то считалось, что «кладбище воинов увеличится»; если Марс совершал попятное движение в Скорпионе , то царю грозила опасность; нахождение же Нергала в Козероге (букв. «если Козой-Рыбой везётся») грозило бедствиями городу Эриду . Однако если, например, восход Марса приходился на месяц улулу — следовало ожидать богатый урожай . В одном из медицинских текстов Нергал как mul BIR = d Ṣalbatānu связан с почкой , что могло быть прообразом греческой .
В клинописных текстах встречаются отсылки к солярной сущности Нергала; в частности, в одном из эзотерических текстов касситского периода (известен в записи парфянского времени ), говорится, что в момент выхода из преисподней этот бог тождественен солнцу ( Шамашу ): «От 18-го таммуза до 28-го кислиму 160 дней; в день 18-го таммуза Нергал спускается под землю, а 28-го кислиму поднимается, Шамаш и Нергал суть одно» . Исследователи полагают, что Нергал не всецело отождествлялся с Солнцем, а лишь олицетворял отдельные его аспекты, прежде всего — губительную силу палящего светила . В частности, с Нергалом ассоциировались высоко стоящее летнее Солнце, жар которого иссушал почву : в поздних источниках бог наделялся такими эпитетами как «разрушительное пламя» и «сжигатель» ( аккад. šarrapu ) .
Современному созвездию Близнецов соответствовало месопотамское созвездие «Большие Близнецы» , олицетворением которого были два бога подземного мира — Лугальгирра и Месламтаэа . Ко времени III династии Ура Месламтаэа стал идентифицироваться с Нергалом ; в дальнейшем оба персонажа стали восприниматься как двойное божество — ипостась Нергала.
Нергал иногда ассоциировался с крупным созвездием «Демон с разинутой пастью» ( шум. mul UD.KA.DU 8 .A , аккад. Ukaduḫḫû , см. ), включавшим звёзды современных Лебедя , части Цефея и некоторые другие; созвездие также именовалось: «Пантера» и «Рычащий (демон)» . Фигура созвездия передавала монстрообразное существо с чертами пантеры, льва и птицы; оно имело два лица (по-видимому — человеческое и львиное), руки, крылья; упоминаются также: Корона ( α Cep ) — признак божественного статуса, Правая нога ( ), Основание левой ноги ( μ Cep ), Носок правой ноги ( ) и другие части . Сохранилось описание ритуала, совершаемого при лунном затмении : «Если в месяце кислиму (затмение произошло) …, он повергает себя ниц (перед) Демоном с Разинутой Пастью (и) Скорпионом; (его) жизнь продлится» . Известен также текст с пожеланием благополучия ассирийскому царю: «[Демон с Рази]нутой Пастью, Нергал, да укрепит твои основания, всех врагов твоих / […] да ввергнет в недовольство!»
Месламтаэа , Месламта-эа ( шум. d Mes-lam-ta-è-a : «вышедший из храма Меслам» ) — шумерский бог , упоминаемый ещё в текстах периода Фара как владыка преисподней ; по мнению Д. Кац ему были присущи и военные функции . Начиная с правления Шульги стал почитаться совместно с Нергалом в храме Эмеслам и в целом, в период III династии Ура был отождествлён с Нергалом . В. К. Афанасьева приводит теоним «Месламтаэа» как другое имя Нергала . В поэме « » Нергал-Месламтаэа — сын этой пары верховных богов .
Лугальгирра и Месламтаэа , Лугаль-Ирра и Месламта-эа — шумерские боги-близнецы; олицетворение созвездия Близнецов (так называемые «Большие Близнецы» ) . Изначально почитались в храме Эмеслам в Куте . Лугальгирра впоследствии идентифицировался с Эррой, однако имеются источники, интерпретирующие его как одно из имён Нергала. Известны двойные статуэтки этих божеств, использовавшиеся в охранительной магии.
Гугаланна ( шум. d Gú-gal-an-na : «дикий бык Ана » ) — шумерский бог, упоминаемый в некоторых списках божеств как супруг Эрешкигаль . В этой же роли упомянут в поэме « », где Инанна выказывает намерение воздать почести умершему Гугаланне, своему шурину — супругу Эрешкигаль, сестры Инанны . Ко времени старовавилонского периода был отождествлён с Нергалом .
|
Этот раздел
не завершён
.
|
Ниназу ( шум. d Nin-a-zu : «господин врач» ) — шумерский бог-целитель, обитатель подземного царства; культовый центр — Эшнунна .
Нинурта , Нергал-Нинурта . Собственно Нинурта — бог-воитель, сын Энлиля. — божество-воитель, олицетворяющее созвездие Стрельца . Считался ипостасью Нинурты, который, в свою очередь, на поздних этапах отождествлялся с Нергалом. В месяц кислиму , посвященный Нергалу, Солнце находилось в созвездии «Пабильсаг» , который со временем считался одним из имён Нергала .
Включение Месопотамии в состав державы Александра Македонского и системы эллинистических государств привело к смешению греческих и восточных традиций; Нергал в это время часто отождествлялся с греческим Гераклом и этот синкретический образ сохранился до эпохи Парфянского царства . Яркие свидетельства того, что местные жители называли Геракла Нергалом происходят из парфянской Хатры (Северная Месопотамия): судя по статуе с латинской надписью (оставленная римским войскам в 235 году ) и тому факту, что находки местных статуй Геракла (Геркулеса) обычно связаны с храмами в честь Нергала . В Южной Месопотамии и на берегу Персидского залива, культ Нергала был распространён в царстве Харакена : несколько местных царей носило имя Абинерга ( Abinergaos — от арамейского «слуга Нергала») (см. Абинерга II , Абинерга III ).
В источниках из Хатры и её окрестностей (Хирбет-эс-Саʼадия) Нергал часто фигурирует с эпитетом dḥšpṭ ( дахшапета , дахшапата ), имеющим иранское происхождение и приблизительно переводимым как «Господин стражей» . Находка статуи Нергала-Геракла у входа в Хатру и другие свидетельства указывают на функцию этого бога как стража городских врат, бога-охранителя , что находит соответствия в традиционных месопотамских представлениях (ср. посвящение Нергалу городских ворот в ассирийском ) . Другой традиционной функцией Нергала оставалась связи с преисподней и культом предков; в частности об этом свидетельствует надпись из Хатры: «В год 419 (=107/108) Бене-Тайму и Бене-Бал’акаб возвели это погребальное сооружение для Нергола ради их жизни и жизни их вождей на свои средства» . Некоторые черты позднего образа этого бога известны по надписи из Хирбет-эс-Саʼадии: повествуя о разбитии садов в честь Нергала- дахшапета ( nrgl-dḥšpṭ ), она называет его «обитающим в солончаках » , что соотносится с древними ближневосточными представлениями о Нижнем мире как о бесплодной пустыне .
Астральные особенности культа Геракла могли обусловить связь позднего образа Нергала с образом собаки : главная звезда созвездия Геркулеса в античной традиции именовалась «Собака» ( Рас Альгети , α Her ), а в вавилонской астрономии связывалось с богиней Гулой (традиционно изображавшейся в виде этого животного) . Известны поздние ближневосточные изображения Нергала (или Нергола , nrgwl ), на которых его обычно сопровождает пёс, вероятно — собака ада , по виду напоминающая мастифа . Таковы пальмирские тессеры (таблички-приглашения на праздник или представление), изображающие Нергала-Геракла, вооруженного обоюдоострым топором и сопровождаемого собакой, Цербером ; на фрагменте барельефа из Пальмиры хтонический бог, предстающий в парфянской одежде, также сопровождаем псом . Наиболее яркие свидетельства культа Нергала с собаками происходят из Хатры , где указанный бог играл охраняющую роль, воплощался в виде собаки и был известен под именем «Нергал-пёс» ( nrg(w)l-klb’ , Нергал-ка́льба ) . Указанному божеству в Хатре была посвящена культовая постройка ( Храм X ), где обнаружен барельеф с тремя собаками и посвятительные надписи с упоминанием бога и его животного . В том же святилище найдена алебастровая статуя собаки, и алтарь с изображением божества с топором и трёх собак . Широко известен барельеф, обнаруженный in situ в наосе Храма I Хатры, изображающий некоего бородатого бога устрашающего вида, который держит на привязи трёх собак — чёрную, красную и белую ( на иллюстрации ). Бог облачён в парфянскую одежду, на его голове диадема с орлом, правая рука поднята вверх и держит обоюдоострый топор, левая опущена на рукоять меча ; справа от это этой фигуры изображен культовый штандарт , известный по местным надписям как smy ( semeion ), слева в отдалении — богиня на троне между львов; фоном композиции служат также змеи и скорпионы . Несмотря на отсутствие указывающих надписей исследователи полают, что барельеф изображает Нергала в сопровождении его супруги Атаргатис . Существование культа Нергала-пса объясняет распространённость в местной среде таких имён как Бар-Кальба ( Bar-Kalbā , «сын пса»); при этом самому богу были присущи имена: «собака» — Kalbā ( Пальмира ), Kalbû ( Набатея ), Kalbai (Пальмира) и особенно ’Aklab («собака в высшей степени; трёхглавая собака»; Пальмира) .
Из сравнительно поздних источников известно о почитании некоего «Господина с собаками» в Харране , в котором исследователи склоны усматривать черты Нергала. Пережитки культа Нергала сохранились в религии мандеев , где соответствующее имя («Нириг») используется для обозначения Марса .
|
В этом разделе
не должны перечисляться малозначимые либо слабо связанные с объектом статьи его упоминания и изображения
в произведениях культуры
.
|
В романе Абрахама Меррита «Корабль Иштар» (1924 г.) Нергал и его воплощения - одни из действующих персонежей.
Имя божества обрело популярность в названиях музыкальных групп, играющих в стиле блэк-метал .