Interested Article - Рёрик Ютландский
- 2021-11-12
- 1
Рёрик Ютландский ( старосканд . Hrørek (ᚺᚱᚬᚱᛖᚲ), Hrœrekr (ᚺᚱᚯᚱᛖᚲᚱ) , лат. Roric, Rorich, Rorik ) — один из наиболее успешных датских конунгов на службе у Каролингов . Упоминается во франкских хрониках как правитель Дорестада и ряда фризских земель в 841 — 873 годы . В Ксантенских анналах к нему прилагается прозвище «язва Христианства».
Биография
Родословные связи Рёрика не вполне ясны. Вероятно, он принадлежал к династии Скьёльдунгов , правившей в Хедебю . Его дядей (по другим источникам братом), по-видимому, был ютландский конунг Харальд Клак , однако кто из братьев Харальда был отцом Рёрика — вопрос открытый. Имеются предположения, что Рёрик родился после 810 года.
В ранней молодости Рёрик находился в тени своего дяди (старшего брата) Харальда. Вместе они были изгнаны из Ютландии и жили грабежом фризских берегов. Они выступили на стороне Лотаря против его отца Людовика I Благочестивого (841), а после смерти Людовика были вознаграждены уделами в земле фризов .
Лотарь использовал верных ему норманнов как орудие в борьбе с братьями — Людовиком II Немецким и Карлом II Лысым , которые не оставляли планов овладения Нижними землями . В начале 840-х годов резиденцией Рёрика служил остров Виринген , а его дядя (брат) обосновался на Вальхерене . Богатый город Дорестад , похоже, находился в их совместном владении.
После заключения с братьями Верденского мира (843) Лотарь, по-видимому, избавился от необходимости держать в Дорестаде норманнских наёмников. В 844 году Рёрик с дядей (братом) были обвинены в измене и брошены в темницу, где Харальд скончался (по другим сведениям он прожил до 852 года). Рёрик бежал из заточения во владения Людовика Немецкого и после нескольких лет, проведённых в земле саксов, принялся опустошать пиратскими набегами северные берега Лотаревой державы .
В 850 году Рёрик при содействии своего двоюродного брата (возможно племянника) Годфреда Харальдсона отвоевал у Лотаря Дорестад и Утрехт . По совету приближённых Лотарь пошёл с ним на мир с условием, что Рёрик будет ограждать северные земли Лотаря от набегов датчан. Едва ли Лотарю пришлось раскаяться в своём решении: за время правления Рёрика хронисты упоминают только два набега норманнов на Нидерланды . Бертинские анналы сообщают по этому поводу:
Рёрик, Харальдов племянник, недавно бежавший от Лотаря, набрал целое войско норманнов и множество судов, после чего опустошил Фризию и остров и другие места в окрестностях, плывя вверх по Рейну и Ваалу . Лотарь, будучи не в состоянии одолеть его, принял его в свои вассалы и дал ему Дорестад и другие графства.
Во время правления Рёрика в Дорестаде и Утрехте там продолжала чеканиться монета с профилем Лотаря, что свидетельствовало о вассальном положении Рёрика по отношению к франкскому императору. Пределы его владений в эти годы установить довольно сложно. Из источников следует, что Рёрик господствовал в Кеннемерланде , в на Ваале и на Зеландских островах . Утрехтский епископ Хунгер перебрался за пределы владений Рёрика, в Девентер .
В 854 году, по сообщению Бертинских анналов, Рёрик с Готфредом приняли участие в распрях за главенство в Ютландии. Причиной этого источник называет то, что Лотарь передал всю Фризию своему сыну. Вмешательство в датские дела было неудачным. Три года спустя анналы сообщают о его новом вторжении в Данию. На этот раз, с одобрения Лотаря, ему удалось занять земли за пограничной рекой Айдер — возможно, до самого фьорда Шлее , на котором стоял отеческий Хедебю.
По версии некоторых учёных , около 857—862 годов Рёрик покорил славян- вендов . В « Деяниях данов » Саксона Грамматика сообщается, что датский конунг Хрёрик Метатель Колец , который отождествляется этими писателями с Рёриком Ютландским, разбил флотилию куршей и шведов в морском сражении близ берегов Дании, а потом принудил напавших славян платить ему дань после ещё одного морского столкновения . Однако время жизни Хрёрика Метателя Колец датируется исследователями VII веком .
Завоевания Рёрика в Ютландии не были долговечными, ибо в течение десяти лет они вернулись под власть датского конунга. Между тем остров Бетуве вместе с Дорестадом и Утрехтом был атакован датскими викингами — возможно, как возмездие за нападение Рёрика на Хедебю. В 863 году датские драккары были пропущены Рёриком вверх по Рейну в Рейнланд , где они разграбили и выжгли старинные города Нойс и Ксантен . Хронисты винят в этом нападении Рёрика.
Реймсский архиепископ Хинкмар откликнулся на события 863 года двумя посланиями. В письме к Рёрику он призывал его не давать приюта фландрскому графу Балдуину I , который сбежал с королевской дочерью. Во втором послании, адресованном утрехтскому епископу, Хинкмар советовал ему наложить на Рёрика епитимью за сотрудничество с варварами. Из этих писем следует, что к тому времени Рёрик уже принял христианство .
В 867 году во Фризии разгорелось восстание местных племён, вынудившее Рёрика на время покинуть её пределы . Известий об этом восстании практически не сохранилось. Известно лишь, что в 870 году Рёрик вновь правил Фризией как «король варваров» ( barbarorum rex ). За год до этого умер Лотарь II , и Рёрик поспешил в Нимвеген для переговоров с унаследовавшим его земли Карлом Лысым. В 872 году они вновь встречались, на этот раз в Маастрихте . О содержании переговоров хронисты не сообщают.
Последнее сообщение о Рёрике связано с тем, что в 873 году он принёс присягу на верность Людовику Немецкому. В Маастрихте его сопровождал Рудольф Харальдсон — по-видимому, племянник. В следующие за тем годы хронистами упоминается один только Рудольф. О том, что Рёрик умер до 882 года, можно судить по тому, что в этом году Фризия была передана под управление другого датчанина — Годфрида Фризского .
Рёрик и Рюрик
Рёрик и Рюрик являются формами одного и того же имени , появившегося в VIII веке на прагерманском языке в первоначальной форме Hrōþirīks ( «Славный Правитель», от hrōþ «слава» + rīks «правитель»). При весьма редком среди исторических деятелей использовании такого имени даже в производных его формах требовалось научное исследование по вопросу отождествления Рёрика и с известным по « Повести временных лет » и другим русским летописям варягом Рюриком , основавшим русскую княжескую династию Рюриковичей .
Первая научная попытка отождествления данных исторических деятелей была сделана пастором Г. Голлманом (Hermann Friedrich Hollmann), опубликовавшим в 1816 году в Бремене работу «Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. Исторический опыт» .
В 1836 году Ф. Крузе , профессор Дерптского университета, также отождествил Рюрика с Рёриком Ютландским .
В 1929 году эту гипотезу возродил и заново аргументировал Н. Т. Беляев . В пользу этой гипотезы приводят аргумент о хронологических лакунах в описании деятельности Рёрика во Фризии (в 863—870 годах упоминаний в источниках о Рёрике нет), соответствующие упоминаниям о Рюрике в русских летописях.
В 1963 году польский историк Генрик Ловьмянский выпустил статью «Рорик Фрисландский и Рюрик „Новгородский“», в которой доказывал, что связей между Фризией, Свеонской Биркой и Северно-Западной Русью не было .
В 1968 году советский историк В. Т. Пашуто , со ссылкой на Ловмянского, писал в работе «Внешняя политика Древней Руси»: «Само предание о Рюрике лишено прочных исторических корней». По его мнению, в эпоху Рорика Фрисландского прямых связей Фрисландии и Дании с Русью не было, и вся деятельность Рорика проходила «в кругу датских и германских интересов». «В IX веке фризы не ходили на восток дальше датского Шлезвига и шведской Бирки, откуда жители ездили в Дорештадт… Экспансия самой Дании еще не простиралась восточнее земли куршей; датско-новгородские торговые отношения впервые зафиксированы в XI веке». Появление же в «Повести временных лет» англосаксонского мотива о трёх братьях, который был, по мнению Пашуто, переработан в духе договора о приглашении на княжение, учёный связывал с «женитьбой Владимира Мономаха на дочери англосаксонского короля Гите, которая со своей свитой до отъезда на Русь укрывалась в Дании»
Данная гипотеза была поддержана также Б. А. Рыбаковым , рассматривалась Г. С. Лебедевым , И. В. Дубовым , Д. А. Мачинским , М. Б. Свердловым , Е. В. Пчеловым и др.
За отождествление Рюрика с Рёриком Ютландским высказывался А. Н. Кирпичников , на протяжении многих лет возглавлявший археологическое исследование Старой Ладоги.
После исследований Ладоги стало известно близкое соответствие археологических слоёв ютландского города Рибе и древнерусского города Ладога , что доказывает, что контакты между Данией и Русью были возможны. [ источник не указан 417 дней ]
А. В. Назаренко принадлежит к тем авторам, которые расценивают вероятность тождества Рюрика Славянского и Рюрика Фризского весьма скептически .
И. Н. Данилевский вслед за Пашуто считает, что искать связь Рюрика с Рёриком совершенно бесперспективное занятие, так как в тот период времени у восточных славян с датчанами никаких связей не было, а летописный Рюрик — вымышленный персонаж . Датская археолог из Орхусского университета также отрицает тождество Рюрика с Рориком Ютландским . Археолог П. П. Толочко отмечал, что ранее считалось, что датчан на Руси не было, однако в последнее время появились работы археологов, доказывающие регулярные связи Руси с Данией. Лингвист-скандинавист Е. А. Мельникова показала, что имя Рюрик было широко распространено в Скандинавии . Мельникова вслед за Ловьмянским считает, что версия отождествления этих правителей не имеет оснований, кроме совпадения имени и примерного периода жизни , так как исходя из письменных источников нельзя доказать контакты Дании и Руси.
В книге 2010 года «Рюрик» из серии « Жизнь замечательных людей » источниковед Е. В. Пчелов разбирал аргументы за и против отождествления Рюрика с Рёриком Фризским .
Филолог А. А. Шахматов предполагал, что сказание о призвании варягов «Повести временных лет» являются поздней вставкой в текст летописи. По мнению Шахматова, сказание возникло на основе местных (новгородских или ладожских) преданий в 1070-е годов и было включено в Начальный свод 1090-х годов . По мнению ряда других учёных сказание присутствовало уже в раннем тексте летописи и имеет историческую основу . Также отмечается, что ранняя хронология «Повести временных лет» представляет собой результат искусственных калькуляций .
Примечания
- А. В. Назаренко упоминает «знаменитый фризский торговый центр Дорестад, которым недавно владел пресловутый датский конунг Рорик». См. «Древняя Русь на международных путях», Институт всеобщей истории РАН, 2001, стр. 165.
- лат. — jel Christianitatis, от 17 июля 2009 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 27 февраля 2011. 14 мая 2011 года.
- . Дата обращения: 25 декабря 2014. 4 марта 2012 года.
- Cawley H. (англ.) . Foundation for Medieval Genealogy. Дата обращения: 29 марта 2016.
- Бертинские анналы , 850.
- . Дата обращения: 26 февраля 2011. 11 марта 2011 года.
- Славяне-венды встретились с конунгом на море, но подчинились Хрёрику только после того, как датский воин Убби убил славянского воина в поединке и пал сам. По условиям боя, славяне подчинялись в случае гибели своего воина ( (недоступная ссылка) .
- 14 июня 2011 года.
- Ernst Wilhelm Förstemann, Henning Kaufmann, Hermann Friedrich Jellinghaus. . — München, W. Fink ; Hildesheim, Gg. Olms, 1966. — 728 с.
- Русское издание: Голлманн Г. Ф. Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. — М. , 1819.
- Крузе Ф. О. О происхождении Рюрика. // Журнал министерства народного просвещения. — 1836. — № 1 . — С. 43—73 .
- Беляев Т. Н. Рорик Ютландский и Рюрик начальной летописи. // Seminarium Kondakoviamm. — Prague, 1929. — Вып. 3 . — С. 215—270 .
- Губарев О. Л. // Novogardia. — 2020. — № 4 (8) . 2 декабря 2022 года.
- Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. — М. : Наука, 1968.
- Игорь Данилевский. (рус.) . Западная Русь. Дата обращения: 2 декабря 2022. 2 декабря 2022 года.
- Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII веков. — М.: Наука, 1982. — С. 299.
- Кузьмин А. В. Роль генеалогических исследований в изучении древней Руси // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . — 2002. — № 2 (8). — С. 55.
- Кирпичников А. Н. Сказание о призвании варягов. Анализ и возможности источника // Первые скандинавские чтения. — СПб., 1997. — С. 7-18.
- Назаренко А. В. от 31 января 2012 на Wayback Machine : Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических отношений IX—XII веков. М.: Языки русской культуры, 2001.
- Данилевский И. Н. от 5 марта 2016 на Wayback Machine // « Русская планета ». 05. 10. 2014
- Роэсдаль Э. Мир викингов. Викинги дома и за рубежом / Перевод с дат. Ф. Х. Золотаревской. — СПб.: Всемирное слово, 2001. — ISBN: ISBN 5-86442-040-9 .
- Мельникова Е. А. Рюрик, Синеус и Трувор в древнерусской историографической традиции (рус.) // Древнейшие государства Европы. — 1998.
- / Е. А. Мельникова // Румыния — Сен-Жан-де-Люз [Электронный ресурс]. — 2015. — С. 136. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 29). — ISBN 978-5-85270-366-8 .
- // БРЭ. 14 апреля 2023 года.
- .
- Шахматов А. А. Сказание о призвании варягов: (Посвящается памяти А. Н. Пыпина ) // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. СПб., 1904. Т. IX, Кн. 4. С. 284—365.
- Истрин В. М. Замечания о начале русского летописания: По поводу исследований А. А. Шахматова в области древнерусской летописи // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук за 1921. 1923. Т. 23. С. 45—102; за 1922, 1924. Т. 24. С. 207—251.
- Timberlake, Alan. Redactions of the Primary Chronicle // Русский язык в научном освещении. 2001. № 1. С. 197—212.
- Пашуто В. Т. Русско-скандинавские отношения и их место в истории раннесредневековой Европы // Скандинавский сборник. Таллин, 1970. Вып. 15. С. 53.
- Мельникова Е. А. , Петрухин В. Я. «Легенда о призвании варягов» в сравнительно-историческом аспекте // XI Всесоюзная конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии / редкол. : Ю. В. Андреев и др. М., 1989. Вып. 1. С. 108—110.
- Мельникова Е. А. Ряд в Сказании о призвании варягов и его европейские и скандинавские параллели // Мельникова Е. А. Древняя Русь и Скандинавия : Избранные труды / под ред. Г. В. Глазыриной и Т. Н. Джаксон . М. : Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2011. С. 249—256.
- Петрухин В. Я. . М., 1995. гл. 4 11 августа 2016 года.
- / Гиппиус А. А. // Перу — Полуприцеп [Электронный ресурс]. — 2014. — С. 496. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 26). — ISBN 978-5-85270-363-7 .
Литература
- Simon Coupland. From poachers to gamekeepers: Scandinavian warlords and Carolingian kings // Early Medieval Europe. — 1988. — Т. 7 . — С. 85—114 .
-
Пчелов Е. В.
Рюрик. —
М.
:
Молодая гвардия
, 2010. — 316 с. — (Жизнь замечательных людей).
- Пчелов Е. В. Рюрик. — 2-е изд. — М., 2012.
- Пчелов Е. В. Был ли древнерусский Рюрик Рориком ютландским? // Вопросы истории. — 2012. — № 10. — C. 97—109.
- — Пер. с нем./Общ.ред. Е. А. Мельниковой. — М.: Прогресс, 1986 — 416с. с илл. 24 с. цв. илл.
- Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII веков. Издательство: Наука 1982, С.299
Ссылки
- (англ.)
- (англ.)
- (англ.)
- 2021-11-12
- 1