«Ночные этюды»
или
«Ночные рассказы»
(нем.
Nachtstücke
) — двухтомный
сборник новелл
Э. Т. А. Гофмана
. Оба тома датированы 1817 годом, хотя первый из них поступил в продажу осенью 1816 года, а второй — ровно год спустя.
Состав сборника
Первый том
-
«
Песочный человек
»
(нем.
Der Sandmann
, ноябрь 1815, рус. пер. 1830): история студента Натаниеля, который в детстве испытал
психотравму
, искорёжившую его жизнь. Эта травма раз за разом возвращается в его жизнь в облике инфернального алхимика Копелиуса, который теперь выдает себя за торговца барометрами Копполу. Попытка Натаниеля вырваться из заколдованного круга, взяв в жёны прекрасную дочь профессора Спаланцани, лишь погружает его в пучину безумия, когда выясняется, что его суженая не что иное, как бездушный
автоматон
Копполы.
-
«Игнац Деннер»
(нем.
Ignaz Denner
, май 1814, рус. пер. 1831):
разбойничья повесть
из стародавних времён, которая предназначалась для предыдущего сборника, но была отвергнута издателем. Добродетельный
егерь
подвергнут пытке и приговорён к смерти по ложному обвинению в союзе с главарем бандитов. Лишь благодаря случайности удаётся доказать его невиновность. Инфернальный разбойник оказывается не только его тестем, но и наследственным приспешником Сатаны.
-
«
Церковь иезуитов в Г.
»
(нем.
Die Jesuiterkirche in G.
; 1816, рус. пер. 1830): история талантливого художника, который, если верить молве, из любви к искусству умертвил жену и сына.
-
«Sanctus»
(нем.
Das Sanctus
; лето 1816, рус. пер. 1830): реальный анекдот о потере голоса оперной певицей после того, как она вышла из храма во время исполнения хором мессы
Sanctus
. Необъяснимый психологический феномен иллюстрируется вставной новеллой о
покорении испанцами Гранады
(по роману
Флориана
«Гонсальво из Кордовы»). Тем самым подчёркивается универсальность загадочных явлений
.
Второй том
-
«
Майорат
»
(нем.
Das Majorat
; 1817, рус. пер. 1830): длинная
готическая повесть
о распаде «дворянского гнезда» на
Куршской косе
и населяющего его семейства под влиянием жадности, зависти и несчастной любви.
-
«Пустой дом»
(нем.
Das öde Haus
, 1817; рус. пер. 1830): история загадочного притяжения рассказчика к ветхому особняку на бульваре
Унтер-ден-Линден
и к его прекрасной обитательнице, которая мерещится ему в окошке. В действительности в доме живёт полоумная старуха, которой удаётся приворожить к себе рассказчика чарами
магнетизма
.
-
«Обет»
(нем.
Das Gelübde
; 1817, рус. пер. 1930):
на сюжет
клейстовской
новеллы «
Маркиза д'О
» (загадочная беременность психически неуравновешенной дамы), где действие перенесено в Польшу, а фоном служит
восстание Костюшко
.
-
«Каменное сердце»
(нем.
Das steinerne Herz
, 1817; рус. пер. 1896): пародия на сентиментальные повести
Жана Поля
. Стареющий богач стремится задержать бег времени, организуя в своём имении «празднества былого», где его жовиальные товарищи щеголяют в нарядах эпохи
рококо
. Но лишь идентификация со своим тёзкой-племянником, который ухаживает за дочерью его давней возлюбленной, позволяет ему выскользнуть из порочного круга самодовольной
ностальгии
.
Эстетическая программа
Книга под названием «Ночные этюды, изданные автором «
Фантазий в манере Калло
», вышла в берлинском издательстве Георга Реймера в конце 1816 года.
Название сборника связано с растущим интересом Гофмана к «тёмным сторонам» существования — к сфере подсознательного и иррационального (напр., к
Месмерову магнетизму
). Если дебютный сборник «Фантазии в манере Калло» пронизан интересом автора к музыке, то в «Ночных этюдах» внимание смещается в сторону живописи
. Ночными этюдами в Германии называли ночные
пейзажи
с контрастными эффектами светотени
. На смену субъективно-эмоциональной тональности «Крейслерианы» приходит интерес к изображению событий внешнего мира
. Автор настаивает на точности берлинской
топографии
и даже вводит в повествование своих знакомых (как, напр., графа
Пюклера
и доктора
).
«Ночные рассказы» отличаются большим жанровым разнообразием. Новелла «Песочный человек», открывающая сборник, стала визитной карточкой Гофмана, а
Зигмунд Фрейд
выбрал её примером того, как фантастика воздействует на психику. «Песочный человек» и «Игнац Деннер» были написаны после того, как Гофман посетил в 1813 году дрезденскую выставку
автоматонов
. Судя по этим рассказам, механизмы и технологии завораживают Гофмана и вместе с тем порождают в нём страх
. В обеих новеллах рассказывается о злобных учёных, которые уничтожают невинных жертв при помощи своего знания.
«Дьяволу не написать ничего более дьявольского», — сказал о «ночных рассказах»
Гейне
. Для Гофмана «человеческая судьба выступает ристалищем борьбы неведомых начал, поэтому в фабуле рассказов столь часто встречаются убийства и самоубийства, насилие, измены, а также темные предчувствия, сны, галлюцинации, безумие»
. Структура новелл предвкушает схему построения
детективных
рассказов: обычно в первой половине произведения нагнетаются необъяснимые события, а во второй половине даётся попытка их развёрнутого объяснения.
Большинство рассказов было переведено и опубликовано русскими журналами в 1830 году. «Совершенно очевидно, что Гофман стал модным писателем, и каждый журнал старается угостить своих читателей каким-то ещё не известным его произведением», — писал в это время один из издателей
. Литературоведы обычно называют новеллы «Игнац Деннер» и «Обет» в числе наименее удачных и оригинальных произведений Гофмана, хотя отмечалось несомненное влияние «Игнаца Деннера» на молодого
Гоголя
.
См. также
-
— цикл фортепьянной музыки
Шумана
, вдохновлённый чтением Гофмана.
Примечания
-
Первоначальное название: «Окружной егерь. История с духами»
-
Кортасар
называл этот принцип построения рассказа в двух параллельных хронотопах «фигурой» (
figura
).
-
↑
А. Ботникова. Комментарии к циклу новелл Э.Т.А. Гофмана "Ночные этюды. Часть первая". // Гофман Э.-Т.-А. Собрание сочинений. Т 2. М.: Худ. литература, 1994.
-
-
-
Е. И. Парнов. Очерки современной научной фантастики. Знание, 1974. С. 51.
-
Е. Т. А. Гофман: библиография русских переводов и критической литературы. М.: Книга, 1964. С. 10.
-
Adolf Stender-Petersen. "Gogol und die deutsche Romantik," Euphorion, XXIV, Drittes Heft (Leipzig, 1922), 628-53.