К переименованию
- 1 year ago
- 0
- 0
Три царя́ , также маги ( греч. μάγοι ), волхвы — в западноевропейской традиции Мельхио́р , Каспа́р ( Гаспа́р, Ка́спер ), Валтаса́р ( Бальтаза́р, Балтаза́р , Белтаза́р , Валтаза́р, Вальтаза́р, Вальтаса́р ) — люди, принесшие дары родившемуся в Вифлееме младенцу Иисусу Христу (см. поклонение волхвов ). В Евангелии их имена и сан не упоминаются, традиция возникла в средневековье. Представление о волхвах как о восточных царях окончательно сложилось в средневековой Европе начиная с IX века и опубликовано в Золотой легенде .
Волхвами на востоке называли магов, жрецов, учёных. Библеисты предполагают, что они пришли из Вавилона , Месопотамии , а возможно из Индии , поскольку они шли по Вифлеемской звезде не менее пяти месяцев. По этой необыкновенно яркой звезде волхвы сделали пророчество о рождении Мессии в Вифлееме , нашли ясли , где родился Иисус Христос . Эту звезду видели — по евангельским преданиям — и Иосиф с Марией, и пастухи, и все жители маленького городка Вифлеем в семи километрах от Иерусалима . В доказательство реальности необычайного по яркости и разноцветию небесного эффекта от звезды библеисты приводят вычисления астронома Иоганна Кеплера , который писал о соединении Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб с синхронным приближением к ним Марса. Явление яркой звезды повторяется, по Кеплеру, через 794 года.
Волхвы — славянское слово, используемое в переводах на русский язык. В евангельском подлиннике стоит греч. μάγοι . В латинской традиции греческое μάγοι переводится латинским словом magi («волшебники») . В античной литературе в основном существуют два значения этого термина: люди, принадлежащие к персидским ( зороастрийским ) жрецам, и вавилонские жрецы-астрологи как особая профессиональная группа ( маги ) . Григорий Назианзин считал волхвов халдейскими астрологами .
Евангелист Матфей не пишет о количестве волхвов и их сане. По числу принесённых даров предположили, что их было трое. Впервые волхвов назвал царями святой Цезарий Арелатский (VI век) . У Беды Достопочтенного (VIII век) появляются их имена — Каспар, Мельхиор и Валтасар . Он также описал их внешность и возраст: Мельхиор был бородатым старцем, Каспар — безбородым юношей, Валтасар — бородатым и темнокожим .
Со временем волхвов стали изображать как представителей трёх различных возрастов человека и выходцев из трёх различных частей света. Традиционно считается, что Мельхиор был старцем и королём Аравии, Каспар — юношей и королём Тарса , Валтасар — средних лет и царём Эфиопии . Волхвы принесли младенцу в дар золото — как царю, ладан — как Богу и смирну — как человеку, который будет погребён.
Существуют греческие варианты их имен ( Аппелликон , Америн и Дамаскон ), а также еврейские ( Магалат , Галгалат и Серакин ). Бытуют легенды и о четвёртом волхве, носящем имя Артабан (как брата персидского царя Дария ). В ранних рукописях Валтасара иногда называют Вифисарей .
В Сирийской церкви существует предание о двенадцати волхвах, прибывших в Иерусалим с огромной свитой .
По преданию, мощи волхвов были найдены императрицей Еленой . Сначала они были положены в Константинополе , в IV веке перенесены оттуда святым Евсторгием в Медиолан (совр. Милан), а в 1164 году, по желанию Фридриха Барбароссы , в Кёльн , где для их размещения была сооружена рака трёх волхвов , а для размещения раки — Кёльнский собор , самый крупный в Западной Европе .
В католической церкви память трёх волхвов совершается в праздник Богоявления (6 января, в некоторых католических странах — выходной день). Праздник получил в католической церкви название «праздник царей» (Festum regum) или « праздник трёх королей » (Festum trium regum) .
Три волхва считаются покровителями путешественников и поэтому их имена часто входили в названия гостиниц (ранее — постоялых дворов), например, фр. Hotel Les Trois Rois — отель «Три Короля», нем. Zur Krone — «У короны», нем. Zum Stern — «У звезды», нем. Zu Drei Königen — «У Трёх королей».