Черных, Алексей Сергеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Алексе́й Серге́евич Суво́рин ( 11 [23] сентября 1834 , село Коршево , Воронежская губерния — 11 [24] августа 1912 , Царское Село , Санкт-Петербургская губерния ) — русский журналист, издатель, писатель, театральный критик и драматург.
Алексей Суворин родился 11 (23) сентября 1834 года в селе Коршеве Бобровского уезда Воронежской губернии (ныне — Бобровский район Воронежской области ). Отец его, Сергей Дмитриевич Суворин (1784—1855) был государственный крестьянин того же села, отданный по набору в солдаты, раненый в Бородинском сражении и получивший затем офицерский чин: он дослужился до капитана, что в то время давало потомственное дворянство . После смерти жены, Ксении Емельяновны, умершей от холеры , в возрасте 49 лет, он женился повторно — на двадцатилетней Александре Львовне Соколовой (1808—1889), дочери священника . В этом браке родилось девять детей: трое сыновей (Алексей, Петр, Дмитрий) и шесть дочерей (Анна, Авдотья, Мария, Варвара, Анастасия, Александра); никто не умер раньше 20 лет; Алексей был старшим ребёнком.
Суворин учился в воронежском Михайловском кадетском корпусе (окончил в 1851 году) и в специальных классах Дворянского полка (ныне Константиновское военное училище ), откуда выпущен в сапёры. Вскоре он вышел в отставку, выдержал экзамен на звание учителя уездного училища и отдался педагогической деятельности, сначала в Боброве , затем в Воронеже , где сблизился с М. Ф. Де-Пуле и поэтом И. С. Никитиным .
В изданной Де-Пуле «Воронежской беседе» (1861) Суворин поместил, между прочим, рассказ из народной жизни «Гарибальди», получивший большую известность благодаря тому, что его часто читал на литературных вечерах знаменитый актёр Садовский . С 1858 году Суворин стал помещать переводные стихи и мелкие статейки в « », «Московском вестнике», «Весельчаке» и «Русском дневнике». Несколько корреспонденций из Воронежа (под псевдонимом Василий Марков ) в « Русской речи » (1861) обратили на себя внимание издательницы этого журнала, графини Е. В. Салиас-де-Турнемир , которая предложила Суворину переселиться в Москву и принять постоянное участие в «Русской речи». Когда «Русская речь» прекратилась, Суворин занялся составлением книжек для народного чтения, для московского « » (« Ермак , покоритель Сибири», «Боярин Матвеев », «История Смутного времени »; последняя не была пропущена цензурой ). Повесть «Солдат и солдатка» был напечатан в журнале « Современник » (1862, № 2), «Жизнь патриарха Никона » — в «Ясной Поляне» Л. Н. Толстого (есть отдельное издание), в журнале « Отечественные записки » — рассказ «Отверженный» (1863, № 1) и повесть «Алёнка» (1863, № 7 и 8).
В 1863 году Суворин переселился в Петербург , где писал обозрение журналов в « Русском инвалиде » (за подписью А . И-н ) и стал секретарём и ближайшим сотрудником « Санкт-Петербургских ведомостей », занявших после перехода к В. Ф. Коршу одно из первых мест в рядах умеренно-либеральной печати. Здесь Суворин под псевдонимом А. Бобровский поместил ряд полубеллетристических очерков текущей жизни, собранных затем в отдельной книжке под заглавием «Всякие: очерки современной жизни» (Санкт-Петербург, 1866). Прибавленные главы послужили поводом к возбуждению против Суворина в 1866 году судебного преследования. Окружной суд приговорил автора к 2 месяцам тюремного заключения; судебная палата заменила это наказание 3 неделями содержания на гауптвахте . Сама книга была сожжена (изложение её содержания см. в «Сборнике сведений по книжно-литератур. делу за 1866 г.» Черепина, М., 1867).
Широкую известность Суворин приобрёл во второй половине 1860-х годов, когда он под псевдонимом Незнакомец стал писать в « Санкт-Петербургские ведомости » воскресный фельетон («Недельные очерки и картинки»). Крупное значение в газетном деле этому фельетону впервые дал блестящий талант Суворина, соединявший в себе тонкое остроумие с искренностью чувства и уменьем к каждому предмету подойти со стороны его общественного значения. Суворин расширил рамки воскресного фельетона, введя в него обсуждение самых различных сторон современной государственной, общественной и литературной жизни.
Это были лучшие опыты русского политического памфлета , не стеснявшиеся нападать очень резко на отдельных лиц, но вместе с тем только на общественную сторону их деятельности. Самые сильные удары Суворин наносил представителям реакционной журналистики — Каткову , Скарятину , князю Мещерскому и другим. По своим убеждениям Суворин был умеренно-либеральным западником , исходившим из принципов широкой политической свободы, терпимости и протеста против узкого национализма . Это сближало его, между прочим, с « Вестником Европы », где он в 1869—1872 годах помещал заметки о новых книгах и ряд критических и других статей (более крупные из них: « Новый роман Виктора Гюго», 1869, № 6 и 7; «Французское общество в новом романе Флобера», 1870, № 1 и 2; «В гостях и дома (Заметки о Германии )», 1870, № 9 и 10; «Русская драматич. сцена», 1871, № 1; «Историческая сатира» («История одного города» Щедрина), 1871, № 1).
Огромный успех фельетонов Незнакомца сделал его имя ненавистным в известных кругах, и когда в 1874 году В. Ф. Корш и его редакция были устранены от «Санкт-Петербургских ведомостей», то одним из главных к тому мотивов были выставлены фельетоны Суворина. Вынужденный уход из «Санкт-Петербургских ведомостей» вызвал всеобщее сожаление, сказавшееся весьма ярко, когда Суворин в начале 1875 году выпустил две книжки своих «Недельных очерков и картинок». Очерки, в основном писанные на злобу дня, в значительной степени уже утратили актуальность, но тем не менее были раскуплены в несколько дней — факт для книжной торговли того времени почти небывалый.
В конце 1875 года Суворин стал писать воскресные фельетоны в « Биржевых ведомостях » В. А. Полетики , а в начале 1876 года приобрёл вместе с В. И. Лихачёвым газету « Новое время ». В роли официального редактора он не мог выступить по цензурным причинам и считался только издателем, кем и оставался до конца жизни. Ожидания, возбуждённые переходом «Нового времени» к Суворину, были большие; никто не сомневался в том, что воскресают коршевские « Санкт-Петербургские ведомости »; М. Е. Салтыков-Щедрин и Н. А. Некрасов дали свои произведения для первых номеров. Но этим ожиданиям не суждено было сбыться. Став наиболее яркой выразительницей симпатий к болгарскому восстанию 1876 года , газета имела огромный успех не только среди прежних поклонников таланта Суворина, но и в публике совсем иного сорта. Это повело к тому, что через 1—2 года духовный облик издателя становится до неузнаваемости иным, скорее консервативного направления . Среди демократов «Новое время» за популизм и отсутствие принципов получило кличку «Чего изволите?» .
Лично Суворин, впрочем, не может быть отождествлён с его газетой. Литературная его манера осталась, в общих чертах, та же, какая была у него в «Санкт-Петербургских ведомостях»; она в основном была свободна от грубого задевания личности, от вульгарных издевательств (в отличие от ведущего критика «Нового времени» В. П. Буренина ). Публицистическая деятельность Суворина с приобретением «Нового времени» в общем ослабела. От воскресного фельетона он себя освободил и только изредка вёл рубрику «Маленькие письма».
В 1901 году Суворин принял участие в создании монархической организации « Русское собрание », первое заседание которой прошло в помещении редакции «Нового времени». Он вошёл в совет Русского собрания, но со временем отошёл от активной деятельности .
Последние годы Суворин усердно занимался театром, к которому издавна был близок как театральный рецензент, и стал во главе литературно-артистического кружка ( Малый театр ).
С газетой «Новое время» сотрудничал А. П. Чехов . Суворин увидел талант Чехова и сумел сделать его известным на всю страну. Суворин был близок к Антону Павловичу Чехову, сохранилась их обширная переписка.
Скончался Суворин 11 (24) августа 1912 года в Царском Селе , на даче вблизи Баболовского дворца .
Как драматург, Суворин известен пользовавшейся большим успехом драмой из жизни актёров « » (отд. СПб., 1889, 3 изд. СПб., 1899). «Татьяна Репина» навеяна реальным событием — самоубийством молодой актрисы Евлалии Кадминой в Харькове в 1881 году. А. П. Чехов , друживший в то время с Сувориным, написал одноактное «продолжение» «Татьяны Репиной» под тем же названием с теми же персонажами. Суворин напечатал высоко оцененную им чеховскую пьесу в виде малотиражного отдельного оттиска в типографии «Нового времени» (полноценная публикация и постановка по цензурным условиям были невозможны).
Такой же успех имела и драма «Медея», написанная Сувориным в сотрудничестве с В. П. Бурениным (СПб., 1883, 3 изд., СПб., 1892). Историческая драма «Дмитрий Самозванец и царевна Ксения». Кроме того, Суворин написал шутки и комедии: «Биржевая горячка», «Не пойман, не вор», «Он в отставке», «Честное слово», «Женщины и мужчины» и др. Другие литературные произведения С.: роман «В конце века Любовь» (СПб., 1893, 3 изд., 1898), вступительный этюд к изданию « Горя от ума » (СПб., 1886) и подробный анализ подделки пушкинской «Русалки» (СПб., 1900).
С 1872 года Суворин издавал весьма распространенный « Русский календарь ». Почти одновременно с приобретением «Нового времени» он основал книжный магазин и издательскую фирму, занимающую одно из первых мест в русской книжной торговле. Суворин-издатель создавал своим работникам благоприятные условия. Для мастеров-печатников, работников книжных киосков и магазинов нанимались квартиры, которые оплачивались издателем; бесплатными были отопление, освещение, услуги врача и лекарства.
С 1895 года издает популярное справочное издание « Вся Россия ». В ряду его многочисленных изданий особенного внимания заслуживает серия «Дешёвая библиотека» (образцом для неё послужили немецкая «Universal-Biblothek» и французская «Bibliothèque Nationale»), выпустившая уже несколько сот книжек классических произведений русских и иностранных писателей. Ср. «Библиограф», 1893 г.
Кто поставлен был в такие тиски, как современный журналист, тот едва ли выйдет сух из воды. Провинность я за собой чувствую как журналист, но если я удостоюсь того, что моя деятельность будет когда-нибудь оценена беспристрастно, то я уверен, что в результате будет плюс. Как издатель я оставлю прекрасное имя. Да, прямо так и говорю. Ни одного пятна. Я издал много, я никого не эксплуатировал, никого не жал, напротив, делал все, что может делать хороший хозяин относительно своих сотрудников и рабочих. <…> Газета дает до 600 тысяч в год, а у меня кроме долгов ничего нет, то есть нет денег. Есть огромное дело, которое выросло до миллионного оборота, но я до сих пор не знал никакого развлечения, никаких наслаждений, кроме труда самого каторжного. Расчетлив я никогда не был, на деньги никогда не смотрел как на вещь, стоящую внимания..
До 1914 года издательство Суворина выпускало подробный адресный справочник « Весь Петербург ». Справочник содержал как информацию по самым разным учреждениям и улицам, так и поимённый список квартиросъёмщиков — с адресами, званиями и профессиями, телефонами.
1890—1912 — Эртелев переулок (ныне — улица Чехова ), 6 — собственный дом.
Крупный фонд Алексея Сергеевича Суворина в Российском государственном архиве литературы и искусства и состоит из 6746 ценных документов и материалов за 1860—1936 гг. В их числе переписки, документы, фотографии, автографы и наброски.