Каприччио (живопись)
- 1 year ago
- 0
- 0
Аттикизм ( фр. L’atticisme ; от: Аттика ) — термин во французском искусствоведении , обозначающий направление во французской живописи XVII века.
Термин был впервые предложен французским искусствоведом ( ; 1914—2003) в 1976 году. Авторитет Дориваля (кавалера ордена Почётного легиона , офицера ордена Академических пальм и ордена Искусств и литературы ) в профессиональной среде был весьма высок, поэтому термин со временем стал широко использоваться.
Аттикизмом, согласно Доривалю, именуется высокий французский классицизм второй половины XVII столетия, когда на смену увлечению пышными формами в стиле Рубенса , Йорданса и Бланшара пришли строгость, сдержанность и интерес к античным образцам . Аттикизм процветал при дворе короля Людовика XIV , который может быть назван главным покровителем этого стиля.
Фигуры на картинах аттикистов гораздо ближе к сегодняшним канонам красоты, чем на картинах Рубенса или Бланшара. Цветовая палитра невероятно насыщенна. Позы героев зачастую носят торжественный, классический характер, но наряду с этим заметен интерес к передаче движения и хорошее знакомство с анатомией человеческого чела, что предполагает работу с натурой.
Отвергая эстетику последователей Рубенса, барочную пышность в духе Симона Вуэ , нарочитую скромность голландцев, светотени Латура и караваджистов , художники-аттикисты, ориентируясь в первую очередь на Рафаэля , стремились воссоздать в своих картинах подлинную античность.
Для художников-аттикистов, как и для некоторых других их современников, было характерно также особое понимание пейзажа. Смысловым центром пейзажа в аттикизме почти всегда выступают идеализированные античные руины , зачастую размещённые живописцами на берегах рек и других водоёмов. Пейзажи аттикистов почти никогда не изображают конкретных мест, хотя источником вдохновения для них служили подлинные античные руины в Риме и его окрестностях. На фоне величественных руин разворачиваются сюжеты из античной мифологии а также из библейской истории Ветхого и Нового Завета (причём первое, вообще говоря, является анахронизмом , так как античные здания были построены после предполагаемой датировки описываемых в Ветхом Завете событий). Зачастую фигуры отодвигаются на задний план пейзажа, изображаются подчёркнуто незначительными, напоминают стаффаж , так что искусствоведам не всегда удаётся расшифровать сюжет того или иного конкретного пейзажа.
Иисус Христос и другие персонажи церковной истории предстают у аттикистов одетыми в тоги и другие «исторические» античные одежды (какими их представляли в XVII веке). В некоторых случаях даже сцены из жизни Христа становятся только частью пейзажной картины.
Натюрморт аттикистов минималистичен в противовес барочному натюрморту. В портрете они менее других своих современников акцентировались на одежде и драгоценностях модели, стремясь передать собственно портретные черты.
На протяжении первых двух третей следующего, XVIII столетия, их творческая манера была в значительной мере вытеснена пышной барочной и рокайльной живописью ( Ватто , Рослин , Фрагонар ), однако затем, в лице Жака Луи Давида и художников его круга, пережила своеобразное возрождение .