Родился 2 ноября (по старому стилю) 1840 года в
Вильне
. Фамилия происходит от названия виленского пригорода
Антоколь
(
Antakalnis
, ныне один из районов города), где и жила семья.
Был одним из восьмерых детей в
еврейской
семье, в которой росли, помимо него, сыновья Меер (1833), Нохим (1836), Михл-Пейсах (1837) и дочери Блюма-Рывка (1843), Эстер (1849), Буня (1852), Рахиль (1856). Его родители Матыс Янкелевич Антокольский (1815—1888) и Кейля-Хена Беньяминовна Антокольская (в девичестве Каценеленбоген, 1817—?) были людьми небогатыми и очень религиозными. Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог, — на столе, на стенах…
. Родители относились к этому его увлечению резко негативно. Но когда сын подрос, отдали его в обучение резчику по дереву. О талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал-губернатора
В. И. Назимова
— известная покровительница искусств А. А. Назимова. Благодаря её ходатайству будущего скульптора приняли в
Академию художеств
(ему было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс).
В 1864 году Антокольскому была присвоена серебряная медаль за горельеф «Еврей-портной», а в 1868 году — золотая за горельеф «Скупой». Во время учёбы в Академии Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком (у него дома говорили на
идише
), но и увлёкся российской историей и литературой.
Первой большой работой стала статуя «Иван Грозный» (1870 год). Великая княгиня
Мария Николаевна
, президент Академии художеств, пришла в восторг от скульптуры и рассказала о работе молодого художника императору
Александру II
. Статуя произвела на царя огромное впечатление, и он приобрёл её для
Эрмитажа
за 8 тысяч рублей (по тем временам это была огромная сумма). Вслед за этим другой вариант скульптуры был куплен в
Кенсингтонский музей
, став первой скульптурой из России, приобретённой на Западе
. Совет Академии художеств присудил студенту Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду — звание академика
.
В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский отправился в
Рим
и
Париж
. В то время это была обычная для выпускников Академии художеств практика. Считалось, что будущие скульпторы и живописцы должны окунуться в культурную атмосферу и увидеть работы
в оригинале. В Риме Антокольский работал над статуей Петра I, задуманной ещё в России. Эту работу он выслал в Санкт-Петербург. В это же время Антокольского избрали членом-корреспондентом Парижской академии. 6 сентября 1872 года Антокольский заключил брак с Геней Юделевной Апатовой, дочерью виленского купца первой гильдии Юделя (Юдла) Гиршевича Апатова; среди прочего приданное включало собственный трёхэтажный дом в Вильне. В 1878 году он показал свои новые работы на
Всемирной выставке
в Париже и получил её высшую награду и французский
орден Почётного легиона
. Вскоре его избрали почётным членом многих западноевропейских академий: Берлинской, Венской, Лондонской и других.
В 1889 году скульптор создал статую «Нестор-летописец». В 1891 году он завершил ещё две работы:
майолику
«Ярослав Мудрый» и бронзовую статую «Ермак».
Антокольский много писал. Известны его статьи по вопросам искусства в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Неделе», журнале «
Искусство и художественная промышленность
». В «
Вестнике Европы
» в 1887 году была опубликована его «Автобиография». Незадолго до смерти он написал роман «Бен-Изак» — хронику из еврейской жизни.
Под редакцией В. В. Стасова и с его большим предисловием после смерти скульптора была издана книга «Марк Матвеевич Антокольский. Его жизнь, творчество, письма и статьи» (Санкт-Петербург — Москва, 1905).
Скончался Антокольский
26 июня
(
9 июля
)
1902
года в 11 часов вечера во
Франкфурте-на-Майне
(по другим источникам — в городе
Бад-Хомбург
) от болезни желудка
. Был похоронен в Санкт-Петербурге на
Преображенском еврейском кладбище
. Его могилу и надгробие всё ещё можно найти там, недалеко от въездных ворот
. Он был человеком верующим и до конца своих дней соблюдал традиции
иудаизма
. На надгробном памятнике изображены
менора
,
свиток Торы
и
Звезда Давида
, а также был установлен бронзовый бюст Антокольского работы его ученика
И. Я. Гинцбурга
. В сборнике «Исторические кладбища Санкт-Петербурга» сообщается об отсутствии бюста на могиле
; согласно еженедельному приложению к «
Красной газете
», журналу «
Бегемот
», бюст был похищен в начале 1928 года
.
Семья
Жена (с 6 сентября 1872 года) — Геня Юделевна Антокольская (в девичестве Апатова)
, дочь купца первой гильдии, потомственного
почётного гражданина
Юделя Гиршевича Апатова (1798—1868)
.
Старшая дочь — Эсфирь София Антокольская. В 1899 году вступила в брак с одним из представителей выдающегося английского рода Монтефиоре — Жоржем Монтефиоре-Леви, бельгийским политиком, промышленником и изобретателем
. Ещё до смерти отца Эсфири у пары родились дети, внуки Марка Антокольского
.
Младшая дочь — Александра (также иногда Анна) Антокольская. В 1903 году вышла замуж за мексиканского дипломата, второго секретаря мексиканской дипмиссии в Париже по имени Луи Рикой
. Позже их брак распался, Александра получила его расторжение в Риме. Уже в 1914 году в кругах аристократии активно обсуждался её грядущий брак с графом Сфорца, по одним данным — Карло Сфорца, министром иностранных дел Италии, по другим — графом Гвидо Сфорца
.
Племянница (дочь старшего брата Михла-Пейсаха Матысовича Антокольского, 1837—1894) — Елена Павловна (Михайловна) Тарханова-Антокольская (1862
—1930)
, художница и скульптор, была замужем за физиологом
И. Р. Тархановым
. Сыном другой племянницы — Ольги Павловны Антокольской (дочери того же брата) — был поэт
Павел Антокольский
.
Фото М. Антокольского, конец 1890-х годов.
Фото М. Антокольского
Фото М. Антокольского
Фото М. Антокольского в его парижской студии
Александра Антокольская, в замужестве Рикой. Le Figaro-Modes, Ноябрь, 1903 год.
Александра Антокольская, в замужестве Рикой. Les Modes, январь, 1903 год.
Фотография портрета Саши Сфорца кисти испанского художника
Федерико Бельтран Массеса
. Портрет был выставлен на Венецианском биеннале в 1920 году.
Могила М. М. Антокольского (1843—1902), 1909 г., авторы скульптор
И. Я. Гинцбург
, архитектор
Я. Г. Гевирц
— объект культурного наследия федерального значения, основание: постановление Правительства РФ от 10.07.2001 № 527.
В 2016 году к 150-летию основания Русского исторического общества Центральный Банк России выпустил золотую памятную монету номиналом 50 рублей: Скульптура М. Антокольского «Нестор Летописец».
Адреса в Санкт-Петербурге
Весна 1867 года — доходный дом Аренс — 7-я линия В. О., 4, кв. 4;
1867 год — 7-я линия, 28;
Весна 1868—1870 годы — дворовый флигель дома М. С. Воронина — 5-я линия В. О., 4
;
1884—1888 годы — доходный дом И. О. Утина — Конногвардейский бульвар, 17.
Примечания
Описан в изд.:
Живопись второй половины XIX века : А — М : [каталог / авт.-сост. Я. В. Брук ; авт. вступ. ст. Л. И. Иовлева; отв. ред. Л. И. Иовлева]. —
М.
: Красная площадь, 2001. — С. 121. — 527 с. : ил., цв. ил. + 28 см.. — (Государственная Третьяковская галерея : каталог собрания. Живопись XVIII–XX веков ; т. 4, кн. 1). — № 219. —
ISBN 5-900743-56-X
. —
OCLC
.
от 1 апреля 2022 на
Wayback Machine
: Здесь указан как «Мордух Маты
ш
ович Антокольский, ученик Академии художеств».
↑
Запись о рождении
2 ноября
и обрезании
8 ноября 1840 года
в канцелярии виленского городского
раввина
доступна на сайте еврейской генеалогии JewishGen.org. На надгробном памятнике ошибочно выбита дата рождения 1842, в других источниках также ошибочно указан 1843 год рождения (21 апреля 1843 года родилась его сестра Блюма-Рывка). Подробно об уточнении датировки см.:
Аграновский Г., Баранова Г.
К биографии Марка Антокольского : (По материалам Государственного исторического архива Литвы) // Архив еврейской истории : сборник / Междунар. исслед. центр рос. и восточноевроп. еврейства ; Гл. ред. О. В. Будницкий. —
М.
: РОССПЭН, 2005. — Т. 2. — С. 169–175. — 459, [3] с., [8] л. ил.
, стб. 784: «…первый скульптор-еврей, который благодаря своему выдающемуся таланту приобрел громкую известность и всемирную славу. Его дарование представляет исключительное явление в истории интеллектуальной жизни евреев: он первый опроверг старую легенду о том, что евреи не способны к скульптуре; вслед за ним появляется целая плеяда талантливых евреев, которые стали заниматься скульптурой с таким же успехом, как и другими искусствами».
С. Ан-ский.
(рус.)
.
// lechaim.ru
. Лехаим. — № 4 (156), апрель 2005. — «Отец Антокольского содержал питейное заведение и чайную. При устройстве чайной маляр раскрасил синими листьями печь, где был вделан котёл. Потом маляр ушёл, а Моте (так звали Антокольского, потом он стал себя называть Маркусом), улучив время, когда отца не было дома, взял и нарисовал на печи водовоза с лошадью и водовозкой. Поразительно живо и хорошо было нарисовано, особенно – как из бочки, сверху, из дыры, заткнутой тряпками, выплёскивается вода и разлетается брызгами. <…>». Дата обращения: 18 января 2023.
16 декабря 2005 года.
Анна Толстова.
//
Коммерсантъ
: газета. — 2011. — 16 ноября (
№ 214
). —
С. 14
.
6 сентября 2021 года.
Валентин Домиль.
(неопр.)
.
TORAART
. Дата обращения: 6 сентября 2021.
28 мая 2020 года.
// Киевлянин : газета. — Киев, 1902. — № 178. —
30 июня
. — С. 3.
(рус. дореф.)
Berthold Laufer.
// Fine Arts Journal. — 1915. —
Т. 32
,
вып. 6
. —
С. 237
. —
ISSN
. —
doi
:
.
↑
Лукин В. М.
Еврейское кладбище / В. М. Лукин // Исторические кладбища Санкт-Петербурга / А. В. Кобак, Ю. М. Пирютко. —
М.
: Центрполиграф, 2009. — С. 573, 576. — 797, [3] с. —
1600 экз.
—
ISBN 978-5-9524-4025-8
. —
OCLC
.
[
(неопр.)
. Дата обращения: 6 августа 2017.
6 августа 2017 года.
«Бегемот»,
Л.
, № 3, январь 1928, с.8]
М. Гланц.
«Где же мой дом? Искусство и жизнь русско-еврейского скульптора Марка Антокольского».
(неопр.)
. Дата обращения: 4 октября 2022.
4 октября 2022 года.
Запись о смерти 17 июня 1868 года в Вильне доступна на сайте еврейской генеалогии JewishGen.org. Жена (с 1843) — Михля Беньяминовна Апатова (урождённая Каценелинбойгин, 1824—1885).
(неопр.)
.
www.ancestry.fr
. Дата обращения: 20 апреля 2022.
(англ.)
.
www.apex.net.au
. Дата обращения: 20 апреля 2022.
31 января 2020 года.
Musya Glants.
. — Lexington Books, 2010. — С. 343. — 410 с. —
ISBN 0739132997
.
Les modes. — Paris, 1903, Janvier.
«A Russian Duchess for the House of Sforza (Duchesse Guido Sforza was Mlle Anna Antokolsky, daughter of Marc Antokolsky, sculptor)» // Vogue. — 1916. — Август.
В метрических записях, доступных на сайте еврейской генеалогии JewishGen.org, годом рождения Елены Павловны Тархановой указан
1861
, имя при рождении — Лея Пейсаховна Антокольская.
от 12 июля 2018 на
Wayback Machine
: В адресных книгах до 1892 года указывается как «Елена Михайловна Антокольская», после — Елена Павловна.
Павел Антокольский состоял в родстве со скульптором со стороны обоих родителей: его дед со стороны отца, виленский купец второй гильдии, приходился Марку Антокольскому двоюродным братом.
(неопр.)
. Дата обращения: 5 октября 2022.
5 октября 2022 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 5 октября 2022.
1 апреля 2022 года.
Литература
Полные биографии
Варшавский Л. Р.
Марк Матвеевич Антокольский / Л. Варшавский. —
М.
,
Л.
: Искусство, 1944. — 16 с., 3 л. ил. : ил. — (Массовая библиотека).
Кривдина О. А.
Марк Матвеевич Антокольский : «От России — для России» / О. А. Кривдина. —
СПб.
: Сударыня, 2008. — 475, [2] с., [40] л. ил., портр. : ил., портр. —
500 экз.
—
ISBN 978-5-88718-055-2
.
Кузнецова Э. В.
М. М. Антокольский : Жизнь и творчество / Э. В. Кузнецова. —
М.
: Искусство, 1989. — 310 с. : ил. — Указ. в:
, с. 441, № 2303. —
25 000 экз.
—
ISBN 5-210-00481-3
.
Стасов В. В.
: его жизнь, творения, письма и статьи : с факсимиле, портретами и снимками / Под ред. В. В. Стасова. —
СПб.
,
М.
, 1905. — [5], II, LIX, 1047 с., 18 л. ил. : ил., фронт. (портр.). — Указ. в:
, p. 11, no. 247.
Шалимова В. П.
Марк Матвеевич Антокольский / В. Шалимова. —
Л.
: Художник РСФСР, 1970. — 42 с. : ил., портр. — (
Народная библиотечка по искусству
).
Очерки аспектов творчества
Лебедев А. К.
, Бурова Г. К.
Творческое содружество : М. М. Антокольский и В. В. Стасов / А. К. Лебедев, Г. К. Бурова. —
Л.
: Художник РСФСР, 1968. — 110 с., 7 л. ил. — Указ. в:
, p. 11, no. 248.
Litvak O.
Rome and Jerusalem : The Figure of Jesus in the Creation of Mark Antokol’skii / Olga Litvak //
:
[
англ.
]
/ edited by Barbara Kirshenblatt-Gimblett and Jonathan Karp. — Philadelphia, PA : University of Pennsylvania Press, 2008. — P. 228–254. — xii, 449 p. : ill., map, music. — (Jewish Culture and Contexts). —
ISBN 0-8122-4002-2
. —
ISBN 978-0-8122-4002-3
. —
JSTOR
. —
LCCN
.
Булгаков Ф. И.
//
: (живописцы, скульпторы, мозаичисты, граверы и медальеры) на академических выставках последнего 25-летия : биографии, портреты художников и снимки с их произведений :
в 2 т.
/ Ф. И. Булгаков. —
СПб.
: Тип. А. С. Суворина, 1889. — Т. 1 : А — К. — С. 14–17. — [2], IV, 234 с. : ил. —
OCLC
.
Власов В. Г.
Антокольский Марк Матвеевич, Мордух Матысович // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь :
в 3 т.
/ В. Г. Власов. —
СПб.
: Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С. 32. — 543 с., [8] л. ил. : ил. —
ISBN 5-88737-005-X
. —
OCLC
.
Кондаков C. Н.
:
в 2 т.
/ составил С. Н. Кондаков. —
СПб.
: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 : Часть биографическая. — С. 243. — [4], VI, 454, [5] с. : ил., портр. —
OCLC
.
Кривдина О. А.
Антокольский Марк Матвеевич (Мордух Матысович) / О. А. Кривдина //
Три века Санкт-Петербурга
: энциклопедия :
в 3 т.
/ руководитель проекта С. И. Богданов; исп. руководитель проекта Б. В. Ерохин; отв. ред. В. В. Яковлев. —
СПб.
: Издательство СПбГУ, 2003. — Т. 2 : Девятнадцатый век, кн. 1 : А — В. — С. 159–160. — 680 с. —
5000 экз.
—
ISBN 5-8465-0052-8
. —
ISBN 5-8465-0123-0
.
Собко Н. П.
// Словарь русских художников, ваятелей, живописцев, зодчих, рисовальщиков, граверов, литографов, медальеров, мозаичистов, иконописцев, литейщиков, чеканщиков, сканщиков и проч. : С древнейших времен до наших дней (IX–XIX в.в.) : (С 1867 по 1892 г. включит.) / Сост. на основании летописей, актов, арх. документов, автобиогр. заметок и печ. материалов Н. П. Собко. —
СПб.
: Тип. М. М. Стасюлевича, 1893. —
. — XVI с. — Стб. 193–210. — 350 стб. : ил. —
OCLC
.
Solodovnikova M.
Antokol'skij (Антокольский), Mark Matveevič (Morduch Matysovič, Mordechaj) / M. Solodovnikova // Allgemeines Künstlerlexikon : die Bildenden Künstler aller Zeiten und Völker :
[
нем.
]
/ Saur; [Chefred.: Eberhard Kasten et al.]. — Nachdr. d. Erstausg. Leipzig, Seemann, 1990. — München, Leipzig : Saur, 1992. — Bd. 4 : Angelin — Ardon. — S. 294–295. — XXXVI, 736 S. —
ISBN 3-598-22740-X
. —
ISBN 3-598-22745-0
(Bd. 4). —
OCLC
.
Справочные указатели
Острой О. С.
, Саксонова И. Х.
: указатель библиографических пособий, 1789–2007 гг. / О. С. Острой, И. Х. Саксонова; Российская национальная библиотека. —
СПб.
: Издательство РНБ, 2012. — С.
. — 790 с. — № 2303. —
500 экз.
—
ISBN 978-5-8192-0427-6
. —
OCLC
.
Freitag W. M.
: A Basic Bibliography of Monographs on Artists / Wolfgang M. Freitag, ed.. — 2nd ed. — New York, London : Garland Publishing, 1997. — P.
. — XXVI, 542 p. — (Garland Reference Library of the Humanities ; vol. 1264). — Nos. 247–248. —
ISBN 0-8240-3326-4
. —
LCCN
. —
OCLC
.