Interested Article - Чеса (церемония)

Чеса ( кор. 제사) — церемония, проводящаяся в большинстве корейских семей, исповедующих буддизм , католицизм , а также нерелигиозных ; протестанты обычно воздерживаются от её проведения . Основная цель чесы — почтить память предков .

С начала XVIII века и вплоть до 1939 года церковь запрещала католикам проводить ритуалы поклонения предкам, запрет был наложен Климентом XI после богословских споров . Папа Пий XII снял запрет, однако многие корейцы в США , в особенности протестанты, не практикуют чесу .

Разновидности

Под термином «чеса» объединяют разнообразные церемонии: киджеса ( кор. 기제사 ? , 忌祭祀 ? , ежегодная мемориальная церемония в день смерти предков вплоть до пятого поколения), чхаре ( кор. 차례 ? , 茶禮 ? , церемонии в день Нового года и чхусока ), сонмё ( кор. 성묘 ? , 省墓 ? , церемонии, которые проводят перед могилами предков перед чхусоком и Новым годом), мёса ( кор. 묘사 ? , 墓祀 ? , ритуалы, проводимые на могилах в десятый лунный месяц).

Все церемонии такого рода можно разделить на три разновидности :

  1. чхаре ( кор. 차례 ? , 茶禮 ? ) — церемонии с чайной церемонией , проводимые 4 раза в год на крупные праздники;
  2. кидже ( кор. 기제 ? , 忌祭 ? , также киджеса) — домашние церемонии в ночь перед годовщиной смерти предка;
  3. сидже ( кор. 시제 ? , 時祭 ? ; также сасидже) — сезонные ритуалы, проводимые в честь дальних предков в пределах 5 поколений на десятый лунный месяц.

Процесс

Стол для чесы — чесасан

Проводить чесу по традиции должна семья старшего сына умершего, либо семья старшего внука (старшего сына старшего сына, вне зависимости от действительного соотношения возрастов внуков). В современных семьях ритуал может проводить любой потомок, в том числе дочь или младший сын. К чесе заготавливают вино , суп из таро , говядину , рыбу , три разноцветных овоща , различные фрукты , тток и другие сладости, в особенности любимые умершим при жизни . ( кор. 신위 ? , 神位 ? ), поминальная табличка, символизирующая присутствие духа, ставится в центр стола .

После полуночи или вечером перед годовщиной смерти потомки устанавливают ширму , столик «чесасан», на котором в определённом порядке выкладывают блюда в небольших мисках. На западной стороне столика должны находиться рис, мясо и белые фрукты; на восточной — супы, рыба и красные фрукты. Ближайший к ширме ряд блюд включает рис и супы, за ними следуют овощи; в середину помещают мясо и рыбу, а ближайший к присутствующим ряд занимают фрукты . Индивидуальные подношения мужчинам-предкам помещают на западную сторону, женщинам — на восточную. По краям стола устанавливают по свече, а в центр помещают курильницу .

Типичная церемония включает следующие элементы

  1. кансин ( кор. 강신 ? , 降神 ? ) — призывания духов предков;
  2. чхохон ( кор. 초헌 ? , 初獻 ? , «первое подношение») — подношение рисового алкоголя от старшего потомка и его жены, после которого они совершают традиционные поклоны;
  3. ахон ( кор. 아헌 ? , 亞獻 ? , «второе подношение») — аналогичное подношение от вторых по старшинству потомков и мужей женщин, приходящихся усопшим дочерьми или внучками;
  4. чонхон ( кор. 종헌 ? , 終獻 ? , «последнее подношение») — аналогичное подношение от третьего поколения потомков;
  5. сапси ( кор. 삽시 ? , 揷匙 ? , «втыкание ложки») — старший потомок мужского пола втыкает ложку в центр миски с рисом;
  6. юсик ( кор. 유식 ? , 侑食 ? ) — участники церемонии выходят за двери помещения с чесасаном, чтобы позволить предкам поесть (эта фаза называется «хапмун», кор. 합문 ? , 闔門 ? ). Затем старший потомок трижды кашляет и все возвращаются в комнату («кемун» кор. 계문 ? , 啟門 ? );
  7. хонда ( кор. 헌다 ? , 献茶 ? , «подношение чая») — для предков заваривают напиток из жареного риса;
  8. чхольсан ( кор. 철상 ? , 撤床 ? , «убирание стола») — присутствующие дважды совершают поклон, после чего духи удаляются от стола ещё на год. Подношения убирают со стола, а предварительно написанную на бумаге молитву сжигают;
  9. ымбок ( кор. 음복 ? , 飮福 ? ) — присутствующие разделяют подношения между собой и едят их; считается, что с употреблением церемониальной еды на семью спускается благодать.

Еду с алтаря могут дарить соседям и друзьям, выполняя буддийский ритуал сисик , вид пуньи ; вместе с чтением сутр сисик должен помочь духу умершего попасть в сукхавати .

Примечания

  1. Park, Chang-Won. (неопр.) . — Continuum International Publishing Group , 2010. — С. —13. — ISBN 978-1-4411-1749-6 .
  2. ↑ Suh, Sharon A. (2004), Being Buddhist in a Christian World: Gender and Community in a Korean American Temple , University of Washington Press, с. 49, ISBN 0-295-98378-7
  3. Kwon, Okyun. Buddhist and protestant Korean immigrants: religious beliefs and socioeconomic aspects of life (англ.) . — LFB Scholarly Publishing LLC, 2003. — P. 137—138. — ISBN 978-1-931202-65-7 .
  4. Bae, Choon Sup. (неопр.) . — University of Pretoria, 2007. — August.
  5. (неопр.) (19 сентября 2010). Дата обращения: 24 февраля 2012.
  6. Courtney, Charles; Jung Young Lee. East wind: Taoist and cosmological implications of Christian theology (англ.) . — University Press of America , 1997. — ISBN 978-0-7618-0861-9 .
  7. 3 августа 2012 года. для выкладывания выглядит как 飯西羹東, 紅東白西, 魚東肉西,頭東尾西。 (반서갱동, 홍동백서, 어동육서,두동미서).

Ссылки

Same as Чеса (церемония)