Interested Article - Серапис
- 2021-06-28
- 2
Серапис ( др.-греч. Σέραπις ), Сарапис ( дорич. Σάραπις ), Сарапо ( бактр. Σαραπo ) — эллинистический бог изобилия, плодородия, подземного царства и загробной жизни. Сераписа изображали как греческого бога, но с египетской атрибутикой, сочетавшей в себе иконографию многих культов, символизирующих изобилие и воскрешение . Серапису был посвящён храм Серапеум , построенный Птолемеем III в Александрии (вблизи города Каноб ). В римский период популярность Сераписа продолжала расти, и нередко он выступал в качестве мужа Исиды в храмах за пределами Египта. У Сераписа и Исиды был сын Гарпократ , аналог египетского Гора .
Происхождение культа
Серапис
иероглифами |
|||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Usir-Hep Wsjr-Ḥp Osiris-Apis |
Версий происхождения культа этого божества довольно много. Самая распространённая из них гласит о том, что при Птолемее I Сотере была принята попытка создать образ синкретического божества — Сераписа ( дорическая форма — Сарапис). Многие учёные считают, что это было сделано для того, чтобы объединить египетскую и греческую религиозную традицию . Но вполне правдоподобным кажется и такое объяснение: в Египте в конце IV в до н. э. появилось множество греков и македонцев, приехавших со всех концов известной эллинам ойкумены , и введение культа Сераписа могло стать способом их объединения. При этом по своему «происхождению» это божество должно было быть связано с богами египетского пантеона , так как в древности священную власть над определённой территорией мог иметь только тот бог, который имел местное происхождение . Именно поэтому корни культа Сераписа уходят в культ мемфисского Осириса - Аписа , произошедшего в результате поклонения египетским богам Осирису и Апису (Осирис + Апис = Осирис-Апис/Осерапис/Сарапис).
Согласно другим версиям, культ этого божества был привезен Александром из Вавилонии . Это предположение связано с тем, что Серапис также упоминается в качестве не египетского, а вавилонского божества, в труде Арриана « Анабасис Александра » и в « жизнеописании Александра» Плутархом . Согласно этим авторам, Серапис не только имел храм в Вавилоне , но и является единственным богом, упоминаемым в связи со смертью Александра Македонского в Вавилоне в 323 году до нашей эры . Другие исследователи также связывают культ этого бога с именем Александра, но не отрицают, что божество имеет египетское происхождение .
По словам Плутарха, Птолемей увидел сон, в котором неизвестный ему бог поручил царю выкрасть священную статую из города Синоп и доставить её в Александрию, где эта статуя двумя жрецами была объявлена статуей Сераписа. Одним из этих жрецов был Евмолп , древний род которого происходил из иерофантов элевсинских таинств , другим был египетский жрец Манефон , авторитет которого был одинаков как у греков, так и у египтян.
Римский историк Тацит утверждает, что Серапис был богом в деревне , прежде чем она разрослась до города Александрия.
Головы статуй Аида и Плутона также нередко были увенчаны в виде мерной пшеничной корзинки, которая у греков символизировала царство мёртвых.
Греческий писатель Павсаний в труде «Описание Эллады» отмечает существование двух серапеумов: один на склонах Акрокоринфа , над заново отстроенным городом Коринф , другой в городе в Беотии .
Ещё одна гипотеза считает Сераписа одной из ипостасей Митры и возводит его имя к иранскому эпитету хшатрапати ( xšaθrapati ) — «господин царства» .
Нет единого мнения о происхождении этого божества и в источниках. Так, например, Плутарх в трактате «Об Исиде и Осирисе» и Климент Александрийский передают сразу несколько версий.
История поклонения
Первые Птолемеи ввели Сераписа в сонм египетских божеств, сделав его верховным богом Птолемеевского Египта, покровителем новой царской династии и новой столицы страны — Александрии . Серапису был посвящён крупный храм в Александрии, известный как Серапеум . Также святилище этого божества, славящееся своей удивительной целительной силой, находилось в Канопе , городе в дельте Нила , расположенном недалеко от столицы . Этому богу поклонялись и в мемфисском Серапеуме . Впоследствии храмы Сераписа появились во многих городах страны, где проживало грекоязычное население, в частности в Фаюмском оазисе .
Уже во времена правления первых Птолемеев культ этого божества распространился по всему Средиземноморью . Во многом это связано с религиозной политикой египетских властей. В частности, поклонение Серапису в Афинах введено под влиянием Птолемея . Святилище Сераписа было и в священном городе Аполлона — Дельфах .
Серапис отождествлялся со многими египетскими и греческими богами — с Осирисом, Зевсом , Аидом , Дионисом , Агатодемоном , Асклепием , Гераклом и др. В римский период он стал не только покровителем Александрии, но и божеством врачевателем, способным решать вопросы жизни и смерти. У него можно было не только получить предсказание , но и обратиться с просьбой о повышении по службе. Это привело к тому, что Серапис стал восприниматься не просто как верховное, а как высшее трансцендентное божество, к которому можно обратиться с любой просьбой.
В Риме Серапису поклонялись в , который был построен в период Второго триумвиата на Марсовом поле , а также в храме Сераписа на Квиринале , построенном (или реконструированном) при Каракалле . Римский культ Исиды и Сераписа набрал популярность в конце I века н. э., когда римский император Веспасиан на 70-м году жизни посетил храм Сераписа в Александрии, в котором ему довелось испытать некое видение. Позже он столкнулся с двумя рабочими, они были убеждены, что он обладал божественной силой, которая может творить чудеса. Во времена династии Флавиев , Серапис был одним из божеств, чьё изображение наряду с изображением императора, можно было увидеть на римских имперских монетах.
Разрушение Серапеума
Культ Сераписа просуществовал до 391 н. э., когда был разрушен александрийский Серапеум.
Согласно Руфину , поводом для этого стала попытка языческой общины города защитить поврежденные в ходе ремонта храмовые святыни. Это повлекло возмущение местных христиан. Язычники, забаррикадировавшиеся в храме, пытались отбить его. В этот конфликт пришлось вмешаться имперским властям — Феодосий I Великий издал декрет, по которому язычники получали амнистию , но все культы, адепты которых принимали участие в беспорядках, должны были быть запрещены, а их святилища — разрушены.
См. также
Галерея
-
-
Статуэтка, предположительно Сераписа. Баграм .
-
Примечания
- ↑ Rainer Hannig: Großes Handwörterbuch Ägyptisch-Deutsch : (2800 - 950 v. Chr.) . von Zabern, Mainz 2006, ISBN 3-8053-1771-9 , S. 1252.
- Hölbl Günther. A History of the Ptolemaic Empire. — London — New-York, 2001. — P. 99
- Свенцицкая И. С. Человек и мир в восприятии греков эллинистического времени // Эллинизм: восток и запад. — М., 1992. — С. 220
- Wilcken U. Grundzüge und Chrestomathie der Papyruskunde. — Leipzig — Berlin, 1912. — Band 1; Струве В. В. Манефон и его время. — СПб., 2003
- Sethe K. Zur Herkunft des Sarapis. — Berlin, 1921; Welles C.B. The Discovery of Sarapis and the Foundation of Alexandria // Historia. — 1962. — Vol. II. — PP. 290—293
- Pausanias 2.4.5 and 9.24.1.
- А. Д. Х. Бивар. Митра и Серапис // Вестник древней истории № 3, 1991
- Fraser P.M. Ptolemaic Alexandria. — Oxford, 1972. — P. 251.
- Страбон. География XVII 1, 10 (стр.795)
- Thompson Dorothy J. Memphis under the Ptolemies. — Princeton, 1988. — P. 191—193
- Павсаний. Описание Эллады I 18, 4
- . Дата обращения: 16 июня 2011. 12 октября 2011 года.
Ссылки
Литература
- Плутарх. Трактат «Об Исиде и Осирисе». Издательский дом: «УЦИММ-ПРЕСС», 1996, 257 c.
- 2021-06-28
- 2