Копьё в геральдике
- 1 year ago
- 0
- 0
Копьё Лонги́на ( лат. Sacra Lancea , нем. Heilige Lanze ) — одно из Орудий Страстей , пика , которую римский воин Лонгин вонзил в подреберье Иисуса Христа , распятого на кресте . Как и все Орудия Страстей, копьё является одной из величайших реликвий христианства .
В Новом Завете эпизод прободения тела Христа копьём содержится только в Евангелии от Иоанна : «один из воинов копьём пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» ( Ин. ). Согласно евангельскому рассказу, безымянный воин пронзил копьём уже мёртвого Иисуса (это утверждение было расценено как неправдоподобное у известного античного критика христианства — Цельса ).
В апокрифической литературе самое раннее упоминание этого эпизода встречается в Евангелии от Никодима (предположительно IV век). Пронзивший тело Иисуса римский солдат назван в этом апокрифе по имени «сотник Лонгин».
Блаженный Августин в «Толковании на Евангелие от Иоанна» (XIX, 34) писал, что, подобно тому как из ребра спящего Адама была сотворена Его невеста, Ева , из раны в боку спящего смертным сном Христа была создана Его невеста, Церковь . По Августину, вода и кровь — символы святых таинств Крещения и Евхаристии (в воспоминание этого перед совершением Евхаристии в Латинской церкви во время оффертория , а на Востоке — во время проскомидии в вино добавляется вода). В трактате «О Граде Божием» (XV, 26) Августин соотнёс рану в боку Иисуса с дверью Ноева ковчега , сделанной, по божественному указанию, «с боку его» ( ) — «через эту дверь входят все, приходящие к Нему, поскольку из неё истекли таинства». В богослужении Православной церкви используется копие — обоюдоострый нож для изъятия частиц из просфор , который символизирует копьё Лонгина.
Одно из самых ранних изображений сцены распятия — миниатюра из Евангелия Рабулы , иллюминированной сирийской рукописи VI века — включает и имя солдата, надписанное над его головой по- гречески в изменённой форме Логин, ΛΟΓΙΝΟС (не исключено, однако, что имя могло быть добавлено в миниатюру позднее).
Арабский историк Ибн аль-Асир писал:
Был среди франков Боэмонд , их предводитель, но был ещё один очень хитрый монах, который уверил их, что в Кусьяне, большом здании в Антиохии, зарыто копьё мессии, мир его праху. Он сказал им: «Если вы найдёте его, вы победите, в противном случае — это равносильно смерти». А перед этим он закопал копьё в земле Кусьяна и уничтожил все следы. Он велел франкам поститься и каяться три дня. На четвёртый день он позволил им войти в здание вместе со слугами и ремесленниками, которые всё раскопали и нашли копьё. Тогда монах воскликнул: «Радуйтесь, победа обеспечена!»
В различных церквях мира хранятся несколько реликвий, которые считаются копьём Лонгина, либо его фрагментом. С целью установления возраста, наиболее соответствующего евангельскому времени, учёными проводятся экспертизы.
Эта реликвия находится в Армении и с XIII века хранится в сокровищнице Эчмиадзинского монастыря . До этого копьё находилось в Гегардаванке (в переводе с армянского «Монастырь копья»), куда было принесено, как считается, апостолом Фаддеем .
Хранится в
Базилике Святого Петра
в
Риме
. Оно отождествляется с копьём, хранившимся в
Константинополе
, а прежде в
Иерусалиме
, по крайней мере с VI века.
Первое упоминание о копье встречается у
(570)
, который, совершив паломничество в
Иерусалим
, написал, что в храме Святого Сиона он видел «…терновый венец, которым был увенчан наш Господь, и копьё, которым он был пронзён». В 614 году
Иерусалим
был захвачен персами, к ним же попали и все Страстные реликвии. Согласно
Пасхальной хронике
наконечник копья был отломан, и в том же 614 году оказался в
Константинополе
, где с тех пор хранился сначала в
храме Святой Софии
, а позже в
вместе с другими святынями христианства
. Впрочем, по другим сообщениям, копьё продолжало оставаться в
Иерусалиме
на галереях
храма Гроба Господня
. Епископ Аркульф, побывавший на
Святой земле
около 670 года, говорил следующее: «…копие находится вделанным в деревянный крест в портике базилики Константина; древко этого копья расколото на две части…»
, то же видел и византийский паломник первой половины IX века Епифаний: «А между темницей и распятием есть двери святого Константина… Здесь же лежат Копие, и Губка, и Трость…»
. После IX века сведений о нахождении копья в Иерусалиме в источниках нет
.
В Константинополе оно оставалось до 1492 года, когда было подарено султаном папе Иннокентию VIII , увезено в Рим и помещено в соборе Святого Петра . В настоящее время фрагмент копья находится в капелле этого собора над статуей святой Вероники и демонстрируются в пятое воскресенье Великого поста .
Венское копьё ведёт свою историю со времен Оттона I (912—973 годы). Оно характеризуется вкраплением металла, считающимся гвоздём с распятия. Копьё вместе с другими атрибутами императорской власти с конца XVIII века хранится в палате сокровищ Венского дворца . В 1938 году, после аннексии Австрии , обербургомистр Нюрнберга Либель ( нем. Willy Liebel ) перенес из Венского дворца атрибуты императорской власти, которые он выставлял в течение года в церкви святой Катарины . Обстоятельства перевоза атрибутов императорской власти из Вены в Нюрнберг и их возвращение Австрии генералом Джорджем Паттоном , обросли многочисленными легендами. Благодаря этому, копьё является важной составной частью современной мифологии, возникшей вокруг замка Вевельсбург .
После исследования оказалось копией венского копья .
Жан Кальвин в богословском сочинении Трактат о реликвиях 1543 года, посвященном подлинности многих христианских реликвий , включая как мощи , так и контактные реликвии, находящихся в храмах и монастырях Западной церкви, сообщает о четырёх известных ему копьях, имеющихся в разных храмах и претендующих на подлинное Копьё Лонгина: одно в Риме , другое в Сент-Шапель в Париже , третье в аббатстве Теналь в Сентонже ; четвертое в Сельве, недалеко от Бордо .