Interested Article - Волжский торговый путь

Речные пути Древней Руси: волжский путь отмечен красным, днепровский — фиолетовым

Волжский , или Волго-Балтийский торговый путь — самый ранний из трёх великих Древней Руси , соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем Средневековье .

Создан выходцами из Скандинавии при участии местных народов; сыграл ключевую роль в усилении социальной стратификации и последующем формировании государственных или предгосударственных структур раннего Русского государства .

Судя по находкам дирхемов , сложился ранее днепровского и заволоцкого путей , но и своё международное значение стал утрачивать раньше остальных — ещё до начала крестовых походов . В период своего расцвета во второй половине IX века Волжский торговый путь обеспечивал экономическое благосостояние трёх государственных образований — Руси в верховьях, Волжской Булгарии в средней части и Хазарского каганата в низовьях Волги .

История

Для возникновения и развития «вторичных» государственных образований , к числу которых принадлежали и Древнерусское, и германские и древнескандинавские государства, возникшие в условиях контактов с уже сложившимися государствами, имели значение как внутренние предпосылки, создаваемые производящим хозяйством и ведущие к стратификации общества, так и внешние факторы — военная деятельность, торговля и др. В то же время возникновение « северной конфедерации племён » , возглавляемой нобилитетом входивших в её состав племён и непосредственно предшествовавшей Древнерусскому государству, ни одним из исследователей не связывается успехами экономического развития региона. Производящее хозяйство было принесено сюда лишь в ходе славянской колонизации, незадолго до времени существования «конфедерации». Природные особенности региона, климат, сильная лесистость, незначительное количество плодородных почв не способствовали интенсивному росту земледелия. Лишь в середине VIII века на Волхове возникает небольшое поселение Ладога , которое в первой половине IX века становится предгородским поселением торгово-ремесленного характера численностью несколько десятков человек . Северо-западный регион переживает более интенсивное развитие начиная с середины — конца VIII века .

Единственным крупномасштабным явлением в данном регионе, синхронным названному процессу, было формирование торгового пути, соединившего Балтику с Поволжьем, Булгарией, Хазарией и Арабским халифатом через Неву, Ладогу и Волгу, что прослеживается прежде всего по распространению арабского серебра. Балтийско-Волжский торговый путь возник как продолжение на восток сложившейся к середине 1-го тысячелетия н. э. системы торговых коммуникаций, связывавшей центральноевропейский, североморский и балтийский регионы. К VI—VII векам балтийский участок пути достиг Свеаланда . К середине VIII века этот торговый маршрут уже оканчивался Ладогой . Возникновение на протяжении IX века на территории до Волги торгово-ремесленных поселений и военных стоянок, где повсеместно фиксируется скандинавский этнический компонент, свидетельствует о продлении торгового маршрута и его выходе к Булгарии . Поселения IX века, носящие в археологи названия «Рюриково» Городище , Крутик у Белоозера, Сарское городище , позднее — древнейшие поселения во Пскове , Холопий городок на Волхове, Петровское, Тимерёво и др. — располагались на торговой магистрали или её ответвлениях . Рядом исследователей отмечались роль Балтийско-Волжского пути как трансъевропейской магистрали и его значение для экономического развития Восточной Европы и Скандинавии . Вдоль торговой магистрали вырастали поселения, обслуживавшие торговцев, пункты, контролировавшие опасные участки пути, возникали места для торговли с местным населением (ярмарки) . Местные товары включали пушного зверя и продукты лесных промыслов, мёд, воск и др. Окружающая территория вовлекалась в торговлю и обслуживание торгового маршрута, племенная знать контролировала эту деятельность, в результате чего возрастала социальная стратификация. Потребность в местных товарах для их реализации в торговых пунктах усиливала роль даней. Увеличение объёма собираемых даней имело следствием усложнение потестарных структур и усиление центральной власти . О важном значении торговли в этом регионе свидетельствовали арабские авторы X века в известиях, восходящих к источникам IX века ( Ибн Руста , автор « Худуд ал-Алам », ал-Истахри , Ибн Хаукаль , ал-Факих и др.) .

Картина С. В. Иванова
«Торг в стране восточных славян».

В «первый период обращения дирхема » (конец VIII—первая треть IX веков) ильменскими словенами было основано Рюриково Городище (предшественник Новгорода ) и захвачена построенная варягами и перестроена Старая Ладога , ставшие важными пунктами на торговом пути между Балтикой и Каспием . В этот период арабские монеты поступали вверх по Оке , Клязьме и Нерли (приток Клязьмы), затем вниз по Нерли (приток Волги) в верхнюю Волгу, далее на Балтику двумя основными путями :

По мнению археолога В. И. Равдоникаса один из вариантов Волжско-Балтийского пути (из варяг в арабы) проходил по реке Сяси , Воложбе , волока до реки Чагоды , принадлежащей к волжскому бассейну, Чагодоще, Мологе и Волге до города Булгар . Мачинский и Кулешов считают, что торговый путь с территории современной Швеции через Приладожье в приуральское Прикамье и Поволжье интенсивно функционировал во второй половине IV века — первой половине VI века .

Из 16 кладов восточных монет первого периода в балтийском регионе 12 обнаружены в полосе « Померания - Мекленбург - Пруссия » и только 4 на острове Готланд и в материковой части Швеции . Согласно исследованиям Т. Нунена , во второй половине IX века количество кладов восточных монет на Готланде и в Швеции возросло в 8 раз по сравнению с первой половиной IX века, что свидетельствует об установлении и стабильном функционировании торгового пути из Северной Руси в Скандинавию .

Вниз по Волге до Волжской Булгарии сплавлялись такие северные товары, как меха, мёд и рабы. Места крупнейших скандинавских поселений на Верхней Волге ныне отмечают Сарское городище и Тимерёвские курганы . Впрочем, население в обоих пунктах было смешанным, заключая в себе значительный славянский и мерянский компонент (подробнее смотри Арсания ).

Если к северу от Булгарии основными торговыми агентами в IX—X веках выступали варяги , то на Нижней Волге основной политической и экономической силой выступала Хазария . На Волге стоял крупнейший город государства — Итиль . Нижнее течение Дона защищала мощная крепость Саркел .

Связи с морскими бассейнами

Балтийское море

Волхов

В 1133 году новгородец Иванко Павлович предпринял попытку соединить Волгу непрерывным водным путём с Великим Новгородом . На месте впадения реки в озеро Стерж он начал рыть канал («рыти реку») в сторону Полы , притока Ловати , которая в свою очередь впадает в озеро Ильмень . В честь этого события был воздвигнут Стерженский крест . В XIV веке велись безуспешные работы по устройству канала, связывающего Тверское княжество с Новгородской республикой , по трассе: Волга — река Селижаровка — озеро Селигер канал — река Щебереха — река Пола — Ловать — озеро Ильмень .

Западная Двина

Одной из сильнейших и длительных мотиваций контактов между данными речными бассейнами было наличие на верхней Волге почти неисчерпаемых запасов высококачественного кремня , привлекавшего как сырьё людей из очень отдалённых территорий, и, напротив, поставки из Прибалтики янтаря и украшений из него. Наиболее значимым волоком двинско-волжского водораздела представляется Верхнедвинский волок между истоком Западной Двины и побережьем озеро Соблаго . Последнее связано с Волгой через реку , и реку . Исток Западной Двины отстоит от правого берега Волги у посёлка Пено (Тверская область) всего на 6—8 км. В данном районе выявлено более 200 археологических объектов разных эпох. Побережья обеих рек в 20–30 км от Верхнедвинского волока стали крупными центрами культуры: на Западной Двине это крепость и погост Дубно (нынешний Андреаполь ), а в верховьях Волги — древнерусский город Селук (ныне село ) . Н. П. Загоскин считал перспективным путь между реками по маршруту Западная Двина — река Межа — река Обша волок выше города Белый — река Лосмина — река Вазуза — Волга .

Однако учёные утверждают, что создание искусственного водного пути между бассейнами Западной Двины и Волги невозможно . Поэтому более вероятна связь бассейнов рек по следующей комбинации, которую Н. П. Загоскин называл «магистральной»: Западная Двина — волок — река Днепр — река Осьма волок — река Угра — река Ока — Волга . Результаты раскопок Троицкого городища (возле дер. Троица Можайского района Московской области ) дьяковской культуры показывают наличие прямых связей верхнего Поволжья с верховьями Западной Двины и Днепра уже в период раннего железного века .

Согласно В. П. Даркевичу , роль западнодвинской артерии возрастает в X веке, о чём свидетельствует скопление кладов под Полоцком . Река стала транзитным путём в Скандинавию, по которому с Востока поступали дирхемы, стеклянные бусы, раковины каури . Наибольший ввоз раковин каури на территорию современной Латвии наблюдается в XII-XIII веках .

Белое море

Северная Двина

При Иване Грозном , после установления торговых связей с Англией по результатам плавания Р. Ченслора , был вырыт канал шириной 20 м, который связывал Волгу (через реку Шексну и Белое озеро ) с бассейном Белого моря (через реки Сухону и Северную Двину ) . В то же время утверждается, что информация о постройке канала не подтверждена первоисточниками .

Чёрное море

Днепр

Древнейшим маршрутом из Днепра в Волгу Н. П. Загоскин считал волок из верховьев Днепра (выше города Дорогобуж ) в реку Лосмину , после чего спуск по ней в Вазузу , впадающую в Волгу возле города Зубцов .

Участок Волжского торгового пути между волоком из Дона и Каспием использовался и русскими купцами, приходившими сюда из нижнего Днепра, по сведениям арабских географов Ибн Хордадбеха , Ибн Русте и Ибн Фадлана , прошедшего вверх по Волге вплоть до Булгарии в 921—922 годах. Достигнув Каспийского моря , купцы высаживались на его южных берегах и на верблюдах отправлялись дальше в Багдад , Балх и Мавераннахр . Автор « Книги путей и стран » Ибн Хордадбех (IX век ) сообщал, что в его время купцы- рахдониты доходили «до кочевий тогуз-гузов, а затем и до Китая ». В середине X века византийский император Константин Багрянородный в его трактате « Об управлении империей » сообщал, что через Перекоп существовал древний канал, позволявший купцам попадать от устья Днепра в Азовское море, не обходя с юга Крым, «но с течением времени канал засыпался и обратился в густой лес» .

С конца IX века Русь установила контроль над днепровским торговым путём в Чёрное море , в связи с чем основные политические центры сместились с севера на юго-запад Русской равнины ( Киев , Чернигов , Смоленск - Гнёздово ). Вокруг этой речной артерии сформировалось новое государственное образование — Древнерусское государство . После побед князя Святослава Игоревича над хазарами в 960-е годах Русь вновь получила доступ в Каспий в обход булгар, через Саркел и волго-донский волок.

По одной из версий (П. Г. Любомиров, Ю. В. Готье, П. И. Лященко, А. Д. Русаков, Р. Р. Фасмер), связь среднего Поднепровья с нижней Волгой осуществлялась через Северский Донец . Янин В. Л. опровергает эту теорию на основании предельной скудости археологических подтверждений её как на Донце, так и на нижней Волге. Исследователь считает, что «на протяжении всего периода восточной торговли с конца VIII века до начала XI века единственными воротами, через которые шла торговля Руси с Востоком, фактически был Булгар», но основная связь между Волгой и средним Поднепровьем была между ним и Киевом по водному маршруту «Волга—Ока—Сейм—Десна—Днепр» .

Вместе с тем существовала и сухопутная дорога между Булгаром и Киевом ( , начало X века), проходящая по границе со степью, имевшая протяжённость около 1400 км и оснащённая 20 «станциями».

Дон

Связь Волги и Дона осуществлялась через волгодонскую переволоку .

Судоходство

В допетровское время по Волге плавали плоскодонные суда. Самым большим из них был дощаник , меньше него были насады и струги , ещё меньше кладные лодки, затем неводник, а меньше последнего — плавная лодка, однодеревка и ботник . Плавание вверх по реке было затруднительно: гребцы могли управлять судами только при попутном ветре, а при встречном выходили с рабочими на берег и тянули суда лямкой ( бурлаки ), проплывая не более 14 вёрст в день .

Значение

Торговля со странами Востока была очень выгодной для Руси. Пряности, шёлк и некоторые другие товары можно было приобрести только здесь. Кроме того в X веке Русь становится посредником между Востоком и странами Европы, так как прямая торговля между ними была практически невозможна из-за кочевых племён, преграждавших им путь. Французский поэт того времени, воспевая красавицу, говорил, что она одета в одежду из «русского шёлка ». Но на Руси в то время не умели делать шёлк, так что это, конечно же, русский транзит. Лишь крестовыми походами в XI—XII веках Европа пробила себе прямой путь на Восток. До этого Русь являлась одним из главных поставщиков восточных товаров в Европу.

В искусстве и кино

  • Тринадцатый воин — голливудский фильм, действие которого начинается вдоль Волжского торгового пути.

См. также

Примечания

  1. , К типологии предгосударственных и раннегосударственных образований в Северной и Северо-Восточной Европе (Постановка проблемы), с. 15—18.
  2. Rice В. J. Secondary State Formation: An Explanatory Model // Origins of the State. The Anthropology of Political Evolution / R. Cohen and E. R. Service. Philadelphia, 1978. P. 161—186.
  3. Service E. R. Classical and Modern Theories of the Origins of Government // Origins of the State. The Anthropology of Political Evolution / R. Cohen and E. R. Service. Philadelphia, 1978. P. 21—34.
  4. Пашуто В. Т. Летописная традиция о «племенных княжениях» и варяжский вопрос // Летописи и хроники. 1973 г. М., 1974. С. 103—114.
  5. Конецкий В. Я. Некоторые вопросы исторической географии Новгородской земли в эпоху средневековья // НИС. 1989. Вып. 3. С. 3—19.
  6. Кирьянов А. В. История земледелия в Новгородской земле. X—XV вв. // МИА. М., 1959. № 65. С. 306—362.
  7. ( от 12 сентября 2021 на Wayback Machine ) от 7 августа 2021 на Wayback Machine // Исследование археологических памятников эпохи средневековья. — СПб.: Нестор-История, 2008. — С. 69—94.
  8. Седов В. В. Роль скандинавов в начальной истории древнейших городов Северной Руси // XII Скандинавская конференция. М., 1993. Ч. 1. С. 104—106.
  9. Hodges R., Whitehouse D. Mohammed, Charlemagne and the Origin of Europe. L., 1983.
  10. Виллинбахов В. Б. Балтийско-Волжский путь // Советская археология. 1963. № 3. С. 126—135.
  11. Дубов И. В. Великий Волжский путь. Л., 1989.
  12. Леонтьев А. Е. Волжско-балтийский торговый путь в IX в. // Краткие сообщения Института археологии . М., 1986. Вып. 183. С. 3—9.
  13. Polanyi К. Ports of Trade in Early Societies // JEH. 1963. Vol. XXIII. P. 30—45.
  14. Polanyi К. Trade, Market and Money in the European Early Middle Ages // NAR. 1978. Vol. II. P. 92—117.
  15. Новосельцев А. П. Восточные источники о восточных славянах и русах // А. П. Новосельцев и др. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С. 397—403.
  16. Янин В. Л. Очерки истории средневекового Новгорода. — М.: Язы- ки славянских культур, 2008. — 400 с.
  17. Равдоникас В. И. Доисторическое прошлое Тихвинского края. Тихвин. 1924. Стр. 31.
  18. Кирпичников А. Н., Курбатов А. В. от 9 мая 2019 на Wayback Machine // Stratum plus, № 5. 2014
  19. Noonan T. S. The Vikings in the East: Coins and Commerce // Birka Studies. Vol. 3. Stockholm, 1994. P. 225—226.
  20. Гапеев А. М., Кононов В. В. // Журнал университета водных коммуникаций : журнал. — СПб. : ГУМРФ , 2009. — Вып. 1 (1) . — ISSN . 18 октября 2020 года.
  21. , с. 19.
  22. Воробьёв В. М. // Вестник ТвГУ. Серия «История» : журнал. — Тверь, 2019. — № 1 (49) . — С. 48—49, 51 . — ISSN . 17 октября 2020 года.
  23. , с. 104—105.
  24. Мартынов В. Л., Сазонова И. Е. // Псковский регионологический журнал : журнал. — Псков: Псковский государственный университет, 2017. — № 3 (31) . — С. 122 . — ISSN . 21 октября 2020 года.
  25. , с. 105—106.
  26. Беляков А. А., Шумихин О. В. // Современные производительные силы : журнал. — М. , 2015. — № 2 . — С. 84 . — ISSN . 20 октября 2020 года.
  27. , с. 47.
  28. Даркевич В. П. Художественный металл Востока VIII—XIII вв.: Произведения восточной торевтики на территории Европейской части СССР и Зауралья. — М. : Наука , 1976. — С. 159—160. — 199 с. — 1,800 экз.
  29. Мартынов В. Л., Сазонова И. Е. // Псковский регионологический журнал : журнал. — Псков: Псковский государственный университет, 2017. — № 2 (30) . — С. 64 . — ISSN . 19 октября 2020 года.
  30. , с. 103—104.
  31. Написана в двух редакциях: около 847 года и до 886 года , текст о русах есть в обеих.
  32. Константин Багрянородный. от 5 ноября 2013 на Wayback Machine
  33. , с. 31.

Литература

Источник —

Same as Волжский торговый путь