Ферхюльст, Пьер Франсуа
- 1 year ago
- 0
- 0
Пьер-Франсуа Юг , более известный как барон д’Анкарвиль ( фр. Pierre-François Hugues d' Hancarville , 1719, Нанси — 9 октября 1805, Падуя ) — историк искусства, писатель, авантюрист. Большую часть жизни прожил в Италии.
Пьер-Франсуа Юг родился в 1719 году в городе Нанси , в Лотарингии, в бедной семье торговца тканями. В течение своей беспокойной жизни он сам себе присваивал разные титулы; наиболее известный из них, под которым он вошёл в историю XVIII века, — титул барона д’Анкарвиля.
Будучи амбициозным с раннего возраста, Д’Анкарвиль стремился к высокому социальному положению и выбрал для этого весьма достойный путь совершенствования знаний. Он самостоятельно изучал математику, физику, историю, литературу, древние языки, а также английский, итальянский и немецкий языки. В 1759 году Д’Анкарвиль анонимно опубликовал «Очерк политики и расчётливой морали» (Essai de politique et de morale calculée..), в котором попытался доказать, что рационализм можно применить к морали, и подчинить нормы личной и общественной жизни строгому анализу.
Затем он поступил на службу к принцу Людвигу Мекленбургскому и дослужился до чина капитана. Путешествовал по Германии, Франции, Испании, Португалии, Италии, в поисках удачи представляясь аристократом и постоянно меняя версии своего происхождения. Поэтому биографические сведения о нём весьма противоречивы. Известно, что он состоял на службе у , затем путешествовал по Пруссии, Португалии и Италии. Был профессиональным игроком в карты и, вероятно, из-за карточных долгов был арестован в Шпандау , скрывался в Париже, но был пойман и отбывал заключение в .
В Неаполе Пьер-Франсуа познакомился с Уильямом Гамильтоном , британским посланником, археологом-любителем и страстным коллекционером произведений античного искусства. Д’Анкарвиль вместе с Гамильтоном составил большую коллекцию античных (главным образом италийских) расписных ваз из раскопок в Геркулануме и Помпеях .
На основе коллекции, собранной Гамильтоном, д’Анкарвиль написал своё эссе об этрусских, греческих и римских древностях (Antiquités étrusques, grecques et romaines, tirées du cabinet du chevalier W. Hamilton. En anglais et en français, Naples, 1766—1767, 4 vol. in-fol. grand ouvrage sur les antiquités étrusques, grecques et romaines), изданное в Неаполе в 1766—1767 годах в 4-х томах «ин-фолио» на английском и французском языках и проиллюстрированное гравюрами. Одно время этот труд д’Анкарвиля сравнивали с «Историей искусства древности» (1764) Винкельмана . Многие историки искусства и эссеисты упоминали произведения д’Анкарвиля, но затем интерес к писателю угас в связи с более обстоятельными исследованиями . Дружеские и профессиональные интересы сблизили Пьера-Франсуа не только с Гамильтоном, но и с другим английским коллекционером, членом « Общества дилетантов », Чарльзом Таунли . На картине И. Цоффани «Чарльз Таунли с друзьями в своей галерее» (1782, Галерея Таунли-холл, Бёрнли) в центре (см. ил.) изображён не кто иной, как д’Анкарвиль.
Когда Винкельман прибыл в Неаполь, то, несмотря на дурную славу, преследовавшую д’Анкарвиля, он поселился в его доме, и они «не колеблясь полюбили друг друга». Винкельман называл своего друга «капитаном Страсти» (сapitaine Tempête). Когда смерть застала Винкельмана 8 июня 1768 года в Триесте , д’Анкарвиль сделал в своей книге памятную интимную запись. В 1769 году писатель-аферист был вынужден сбежать из Неаполя от кредиторов .
В 1780 году д’Анкарвиль вернулся во Францию; вскоре после этого отправился в Англию, где пробыл несколько лет. Узнав о революции во Франции, он предпочёл вернуться в Италию. Согласно свидетельствам современников, он пользовался славой , особенно в Риме, показывая богатым путешественникам местные достопримечательности. Он проводил много времени в Венеции, в обществе мадам (Marini-Albrizzi), которая нарисовала его очаровательный портрет в своем эссе «Портреты» (Ritratti).
Свои размышления об античном искусстве Д’Анкарвиль обобщил в труде «Исследования происхождения, духа и развития искусств Греции и их связи с искусством и религией древнейших известных народов» (Recherches Sur L’Origine, L’Esprit Et Les Progres Des Arts De La Grece; Sur Leur Connections Avec Les Arts Et La Religion Des Plus Anciens Peuples Connus…), изданном в Лондоне в 1785 году.
В 1772 году коллекция расписных ваз Гамильтона была приобретена Британским музеем в Лондоне. Четыре тома «Antiquités étrusques, grecques et romaines…» д’Анкарвиля, созданных на основе этой коллекции, напечатанных Франческо Морелли и обильно проиллюстрированных (с раскрашенными вручную гравюрами), представляют собой одно из самых красивых изданий об искусстве .
Иллюстрации этого издания использовал Джозайя Веджвуд в своих фаянсовых изделиях и «яшмовых массах» «à la cameo», чем способствовал развитию неоклассицизма в западноевропейском искусстве второй половины XVIII века. Известны и легкомысленные, порнографические (по меркам того времени) сочинения д’Анкарвиля, стилизованные под античную поэзию .