Вологодское кружево
- 1 year ago
- 0
- 0
Волого́дское деревя́нное зо́дчество — совокупность стилей и направлений в деревянной архитектуре Вологды , ансамбль деревянных особняков конца XVIII — первой четверти XX века.
Вологда обладает хорошо сохранившимся, богатым и оригинальным наследием русской городской деревянной архитектуры . К началу XXI века в Вологде насчитывается от 105 до 170 деревянных памятников архитектуры . В Вологде представлены все основные типы деревянных особняков XIX — начала XX века — дворянские , купеческие и мещанские , а среди архитектурных стилей — классицизм , ампир и модерн .
В городе в конце XIX — начале XX века сложился особый вид деревянного дома, так называемого «вологодского типа», — двухэтажный особняк, по форме — параллелепипед , вытянутый во двор с угловой лоджией над крыльцом.
До начала XVIII века в Вологде практически все здания были деревянными. В камне возводились лишь церкви, исключениями являются несколько сохранившихся каменных гражданских сооружений ( дом Гоутмана , более известный как дом Петра I, и палаты Архиерейского двора ). Строительство из дерева преобладало и позднее, до середины XVIII века, в период действия указа Петра I с 1714 по 1722 годы, запрещавшего любое каменное строительство в стране, кроме Санкт-Петербурга . Деревянные здания представляли собой жилые хоромы — обычно одноэтажный бревенчатый дом на высоком подклете , с крутой крышей. Дом располагался внутри двора, а на улицу выходили заборы и стены хозяйственных построек ( служб ): конюшен, сараев, каретников .
Вологодский жилой дом, облик которого воссоздан по 1684 года, по своей архитектуре был близок хоромам русского Севера и лишён характерных для вологодского деревянного зодчества черт . Судя по тексту Переписной книги 1711 года, наряду с одноэтажными домами, в Вологде было немало двухэтажных (и даже трёхэтажных) строений, причём двухэтажными могли быть не только жилые, но и хозяйственные постройки. Верхний ярус жилых построек занимали помещения, обозначаемые словами изба, горенка, свѣтлица, сѣни, клѣть (клѣтка), комната , на нижнем располагались подклѣтъ, жилой подклѣтъ, подызбица, анбаръ, погрѣбъ .
Угрешский архимандрит Пимен в своих «Воспоминаниях» так описывает древние деревянные жилые дома в Вологде по состоянию на 1820—1830-е годы :
|
Новый этап в развитии градостроительства Вологды начался в конце XVIII века, после принятия в 1781 году первого генерального плана города с новой сеткой прямых улиц и строительством домов вдоль красной линии по образцовым проектам. Обновлению старой застройки способствовал разрушительный пожар 1773 года и наводнение 1779 года. По образцовым проектам строились как каменные, так и деревянные дома. Деревянная застройка города была существенно разбавлена каменными строениями в 1770 — 1780-е годы, в период расцвета Вологды, связанного с образованием Вологодской губернии и наместничества . К началу XIX века каменное строительство в Вологде из-за упадка в экономике города затухает .
В XIX веке в городе ещё оставались чёрные избы . В чёрных избах печей не было, их заменял очаг . Правительственное распоряжение о выводе чёрных изб и устройстве в домах печей с трубами вышло в 1842 году. В 1882 году в Вологде числилось 1806 деревянных и 125 каменных домов .
в книге «Такой город в России один» называет старейшим из сохранившихся деревянных памятников дом на улице Бурмагиных , 38, который он датирует серединой XVIII века . Однако М. В. Канин в статье «Загадка старого дома» опровергает датировку дома XVIII веком, доказывая, что дом был построен в самом начале XIX века . Вероятно, старейшее сохранившееся деревянное здание в Вологде — дом Засецких постройки 1790-х годов .
С XVIII века деревянное зодчество Вологды развивается согласно стилевым тенденциям, наиболее характерным для каменной архитектуры этого времени. Дворянские дома и усадьбы строились преимущественно в стиле классицизм , многие из них по образцовым проектам. В таких деревянных домах обязательным элементом являлся четырёх-, шести- или восьмиколонный портик на главном фасаде . Парадное крыльцо ориентировалось во двор .
Дворянские усадьбы группировались в городе по сословному признаку, преимущественно вдоль Петербургской (современная Ленинградская ), Большой Дворянской (современная Октябрьская ) и Екатерининско-Дворянской улицы (современная улица Герцена ). Во дворе усадьбы строился каретник . К числу выдающихся памятников классицизма в вологодском деревянном зодчестве относят , дом Засецких и дом Волкова .
Купеческие дома первой половины XIX века не имели фронтонных портиков , их особенностью было наличие мезонина , однако, классическая композиция с соответствующими элементами декора продолжала применяться. Пример такого здания — бывший дом Соковикова . В этом особняке с антресолями и парадным крыльцом со двора уже намечается разделение дома на две почти полностью изолированные по этажам квартиры , что предвосхищает формирование в последующем характерных для деревянного зодчества города домов так называемого «вологодского типа». Два этажа в таких домах объединены только общим входом и вынесенными в пристройки лестницами .
Дома для мещан строились преимущественно одноэтажными, с фасадом в три окна. Окна заглублялись в арочные ниши, в тимпаны помещали деревянные розетты или вставки в виде развёрнутого веера. На боковые фасады выходили антресоль или крещатый мезонин . Антресольный этаж позволял заказчику дома значительно увеличивать полезную площадь жилья, не нарушая требования «образцового фасада» и регламента застройки . Такие дома обладают цельностью объёмно-пространственного решения.
С середины XIX века формируется традиционный для деревянной архитектуры Вологды тип дома — двухэтажный особняк, по форме близкий к кубу и вытянутый вглубь двора. Обязательным элементом является балкон - лоджия , под которым находится крыльцо и лестница с отдельными входами в квартиры на первый и второй этажи. Вход в дом, в отличие от домов более раннего периода, расположен с улицы. В зависимости от размеров дома, на каждом этаже находилась одна или несколько квартир. В этих домах для декора карнизов, крыльца, балконов, наличников часто применяется пропильная резьба .
Для предохранения конструкций дома от воды, стекающей с крыши , дома имеют значительно вынесенный карниз , зачастую пластичной формы, напоминающий повал в древнерусском деревянном зодчестве. Дома, находящиеся в пожароопасной близости друг от друга, оборудовали брандмауэрами.
К концу XIX в. в Вологде, как и во многих других провинциальных городах, в архитектуре каменных зданий стёрлись следы местных особенностей. Но вологодские деревянные дома, построенные на рубеже прошлого и нынешнего веков, отличаются ярко выраженными своеобразными чертами .
К концу XIX века в Вологде стали появляться деревянные доходные дома . Как правило, такой дом вытянут вдоль главного фасада, с балконом в центре или по краям. Хорошо сохранившиеся примеры таких зданий — и дом на проспекте Победы , 32.
Период архитектуры модерна выразился в появлении в Вологде деревянных домов с применением новых композиционных приёмов: удлинением фасада по улице, появлении завершений в виде башенок, а также увеличением высоты дома за счёт оконных проёмов .
Строительство деревянных особняков после 1917 года прекратилось. Однако дерево до середины XX столетия остаётся основным строительным материалом. Выдающийся памятник деревянного зодчества этого периода — Дворец культуры железнодорожников, построенный в 1927 году с элементами стиля модерн.
Основной тип строения второй четверти XX века — деревянный барак . В зданиях, построенных в этот период, встречаются элементы конструктивизма. Примером комплексной застройки деревянными домами с элементами этого стиля является посёлок Льнокомбината (1930 — 1940-е годы) .
В основе конструктивной схемы деревянного дома лежал сруб , сложенный из венцов «в обло» , с заглублёнными по отношению к фасаду окнами. В Вологде жилые дома редко оставлялись в виде открытого сруба — как правило они обшивались досками , которые затем покрывались олифой в два слоя; обработанное таким образом дерево с течением времени приобретало сероватый оттенок. Деревянные рубленые дома строились на столповых или сплошных каменных фундаментах . Для теплоизоляции часто укладывалась просмолённая берёста .
Деревянные дома, вне зависимости от достатка хозяина и сословной принадлежности, строились на усадебных участках . Хозяйственные постройки располагались во дворе, остальную часть усадьбы составляли огород и сад .
В декоре дома могли использоваться как традиционные наличники , так и сложные украшения в стиле модерн . Модерн в декоре домов выражался в убранстве балконов ниспадающими складками, подзорами в виде свисающих кистей, выпиленных лилий, животных, цветов . Углы фасада декорировали плоскими резными узорами, чаще заключёнными в рамку. Украшения элементов дома не были избыточными:
«По традиции вологодские мастера строили „как мера и красота скажут“, искали эту красоту не в украшательстве фасадов, а в самом главном и самом трудном — в гармонии пропорций и стройности силуэта» .
Наличники разных типов дома на Зосимовской улице, 21 | Резной пилон дома на улице Лермонтова, 29 | Пропильная резьба в декоре балкона и карниза. Дом Воробьёва (улица Засодимского, 14) |
Резные украшения выполнялись преимущественно пропильной резьбой . Ей украшались карнизы , крыльца, балконы, наличники, резные аттики и иногда декоративные фронтоны . Исключения с глухой и объёмной резьбой немногочисленны. Объёмная резьба чаще использовалась для украшений дверей. А. А. Рыбаков так описывает особенности вологодской пропильной резьбы:
В искусстве пропильной резьбы вологодские мастера достигли больших успехов, особенно в украшении карнизов и балконов. Опоясывающий дом резной фриз напоминает ажурную ленту мерного кружева. Этот неудержимый поток орнаментальной фантазии народных мастеров явился своеобразной реакцией на архитектурные каноны классицизма .
Наличники окон первого этажа часто завершались полукружием, а на втором имели прямоугольную форму. В нише полукружия помещалась розетка или стилизованная корона.
Веерообразные розетки в нишах окна. Улица Гоголя, 96 | Мезонин с декором в стиле модерн. Улица Чернышевского, 15 | Входные двери и крыльцо с декором в стиле модерн. Дом Бутыриной (Благовещенская улица, 22) |
Палисад — штакетник , обрамляющий палисадник перед домом. В палисаднике высаживали деревья, декоративные кусты и цветы . Палисады не совсем типичны для Вологды, но встречались у многих домов вплоть до 1960-х — 1980-х годов, когда большая их часть оказалась утрачена в ходе расширения улиц.
Вологодский резной палисад стал знаменит благодаря песне « Вологда » группы « Песняры ».
Все вологодские деревянные дома имели внутренние огороженные дворы, в которые вели ворота . Центральная часть ворот, состоящая из двух створок предназначалась для проезда. Слева и (или) справа располагались калитки для прохода.
Из 115 исторических городов России лишь 16 имеют памятники деревянного зодчества . Наряду с Вологдой обычно выделяют Томск , и в меньшей степени — Арзамас .
С начала 1970-х годов, после включения Вологды в список исторических городов , ЦНИИП градостроительства проводятся работы, посвящённые охране её исторического наследия. В конце 1980-х годов утверждён новый проект зон охраны памятников . 26 июня 2009 года утверждены Правила землепользования и застройки , которые включают зоны охраны памятников истории и культуры .
Под государственной охраной в Вологде состоит 105 деревянных памятников . В 1990-е — 2000-е годы многие памятники затронул незаконный или необоснованный снос. По данным на 2005 год, из 105 памятников утрачено полностью 25, частично — 4, в аварийном состоянии — 4. Искажены переделками 10 объектов. Реставрации подверглись 26 объектов . По данным на начало 2010 года, в списках деревянных памятников архитектуры Вологды находится 155 объектов.
|
Серьёзной проблемой является сохранение не только отдельных памятников, но целостной историко-архитектурной среды, являющейся неотъемлемой частью Вологды как исторического города:
В историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озеленёнными), объёмно — пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и облик зданий и сооружений, объединённых масштабом, объёмом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением, различные функции исторического поселения, приобретённые им в процессе развития, а также другие ценные объекты.
— Федеральный Закон РФ от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
Несмотря на защиту закона, государственная охрана неэффективна, и целостность ансамбля деревянной архитектуры Вологды непрерывно разрушается. В 1990 — 2000-е гг. ведётся замещающая застройка центра города в стиле «историзм» . Многие проекты являются имитациями памятников, выполненными в кирпичных конструкциях, обшитых деревом или имитирующими его материалами, создающими внешнее сходство с фасадом утраченного памятника.
|
Вологодское деревянное зодчество стало известно во всём Советском Союзе в 1976 году благодаря песне « Вологда » ВИА « Песняры » .
Также Вологда упоминается рефреном по всей песне Владимира Высоцкого «Попутчик»
|
Несколько памятников деревянного зодчества Вологды запечатлены в кинофильме « Мелкий бес » — дом Вахрамеева ( , 53а), дом Воробьёва ( , 14) и дом Колесникова ( улица Кирова , 15) .