Васильев, Георгий Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Гео́ргий Никола́евич Дане́лия ( груз. გიორგი ნიკოლოზის ძე დანელია ; 25 августа 1930 , Тифлис , ЗСФСР , СССР — 4 апреля 2019 , Москва , Россия ) — советский и российский кинорежиссёр , сценарист , мемуарист ; народный артист СССР (1989), лауреат Государственной премии СССР (1978), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1981) и Государственной премии Российской Федерации (1997) .
Родился 25 августа 1930 года в Тифлисе в грузинской семье Николая Дмитриевича Данелии (1902—1981) и Мери Ивлиановны Анджапаридзе (1904—1980). Отец происходил из крестьян, после Октябрьской революции уехал в Москву, окончил Московский институт инженеров путей сообщения и всю жизнь проработал в Московском Метрострое . Мать происходила из дворянского рода Анджапаридзе , работала экономистом, затем вторым режиссёром на Тбилисской киностудии и « Мосфильме » .
Через год семья вернулась в Москву, где Данелия пошёл в школу. Великую Отечественную войну встретил в Тбилиси вместе с матерью и провёл там последующие два года. В 1943 году они вернулись в Москву .
Карьеру в кино начал с участия в массовках в фильмах своего дяди Михаила Чиаурели . Состоял в комсомоле . В 1955 году окончил Московский архитектурный институт , работал архитектором в Институте проектирования городов . В 1956 году поступил на только что открывшиеся Высшие режиссёрские курсы в мастерскую Михаила Калатозова , знакомого матери, которые окончил в 1959 году .
С 1959 года работал режиссёром-постановщиком « Мосфильма ». Уже первый фильм « Серёжа » (1960), снятый совместно с однокурсником Игорем Таланкиным , обратил на себя внимание критиков и зрителей и был отмечен Хрустальным глобусом на Международном кинофестивале в Карловых Варах .
Программной работой стала лирическая комедия « Я шагаю по Москве » (1963), обернувшаяся культурным событием хрущёвской оттепели . Сам жанр «лирической комедии» был выдуман Данелией при сдаче картины художественному совету , члены которого никак не могли понять, почему комедия не вызывает у них смеха . В дальнейшем фильм был представлен на 17-м Каннском кинофестивале 1964 года , где Данелия был удостоен специального почётного упоминания жюри в числе молодых кинематографистов.
В своей следующей картине « Тридцать три » (1965) режиссёр обратился к жанру сатиры , однако фильм был вскоре положен « на полку », и Данелия решил вернуться к лирическим комедиям. Как позднее он вспоминал ,
Двадцать пять лет картина была запрещена, и все двадцать пять лет она время от времени появлялась на экранах — в клубах, в воинских частях и даже в кинотеатрах на окраинах Москвы… После перестройки , когда все стали хвастаться своими «закрытыми» фильмами, я решил примкнуть к хору и тоже стал рассказывать, что мой фильм «Тридцать три» пролежал на полке двадцать пять лет. Но номер не прошёл: в застойные семидесятые почти все умудрились посмотреть мой сверхзакрытый фильм на экране.
В 1965—1969 годах был художественным руководителем «Экспериментального творческого объединения» при «Мосфильме», в 1975—1987 годах — художественным руководителем «Экспериментального объединения комедийных и музыкальных фильмов». С 1987 года выступал как президент и художественный руководитель киностудии «Ритм» киноконцерна «Мосфильм».
В 1967—1970 годах создал несколько миниатюр для сатирического журнала « Фитиль », из них самым известным был сюжет «О пользе алкоголя» (1974) с участием Евгения Леонова , «талисмана» Данелии, которого он снимал во всех фильмах, начиная с « Тридцать три » вплоть до смерти актёра в 1994 году .
В комедии « Джентльмены удачи » (1971), снятой Александром Серым , Данелия выступил как художественный руководитель и сценарист, а также поставил несколько эпизодов во время отсутствия заболевшего режиссёра: картина собрала 65 миллионов зрителей и заняла 12-е место среди самых популярных советских фильмов . Комедия « Афоня » (1975) собрала 62,2 миллиона зрителей, заняв 15-ю строчку среди лидеров советского проката. « Мимино » (1977) завоевала Золотой приз на X Московском международном кинофестивале , а « Осенний марафон » (1979) была удостоена Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых , а также главного приза — Золотой раковины на Кинофестивале в Сан-Себастьяне .
Сам Данелия был автором или соавтором сценариев всех своих фильмов (его имя не всегда появлялось в титрах) и некоторых картин других режиссёров . Также появлялся в своих фильмах в качестве камео .
Был членом Союза кинематографистов СССР , почётным членом Российской академии художеств , академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России, академиком Российской академии кинематографических искусств « Ника ».
В 1980 году попал в больницу с осложнением от перитонита, который повлиял на работу сердца, и режиссёр пережил клиническую смерть .
В сезоне 1987/1988 приглашался в жюри Высшей лиги КВН .
С 2003 года и до конца жизни являлся президентом « ».
Увлекался живописью, графикой, музыкой, собрал коллекцию барабанов. Опубликовал три книги мемуаров: «Безбилетный пассажир», «Тостуемый пьёт до дна» и «Кот ушёл, а улыбка осталась». Позже объединил эти книги в одну, названную «Кошмар на цыпочках».
Отец Николай Данелия (1902—1981), инженер-путеец, бригадир, начальник шахты, главный инженер Метростроя Москвы и СССР, генерал-майор . Мать Мери Анджапаридзе (1904—1980), работала на « Мосфильме » ассистентом, вторым режиссёром; сняла несколько короткометражных фильмов, лауреат Сталинской премии I степени (1950).
Тётя — Верико Анджапаридзе (1897—1987), актриса театра и кино, театральный режиссёр, педагог, народная артистка СССР (1950). Дядя (муж Анджапаридзе, отец Софико Чиаурели ) — Михаил Чиаурели (1894—1974), режиссёр театра и кино, актёр, сценарист, скульптор, художник-иллюстратор, педагог, народный артист СССР (1948).
Двоюродная сестра — Софико Чиаурели (1937—2008), актриса театра и кино.
Первая жена (1951—1956) — Ирина Семёновна Гинзбург, адвокат, дочь первого заместителя министра нефтяной промышленности СССР, первого наркома строительства СССР Семёна Гинзбурга . Дочь Светлана Данелия, юрист.
Вторая жена (1957—1984, брак не зарегистрирован) — Любовь Соколова (1921—2001), актриса, народная артистка СССР (1990). Сын Николай Соколов-Данелия (1959—1985), режиссёр, поэт, художник [ источник не указан 757 дней ] ; умер в 26 лет при невыясненных обстоятельствах .
Третья жена — (род. 1944), актриса, режиссёр-постановщик. Приёмный сын — Кирилл Данелия (род. 1968), художник, коллекционер, антиквар.
…я ни в коем случае не хочу, чтобы создалось впечатление, что я пытаюсь выглядеть жертвой Советской власти. Напротив. Я благодарен этой власти за то, что она дала мне возможность заниматься любимым делом. Правда, я не снял всё, что хотел. Но снял только то, что хотел! Георгий Данелия , «Безбилетный пассажир». — Глава «Не угадать».
В разные годы подписывал открытые письма в защиту Светланы Бахминой , за увековечивание памяти жертв сталинских репрессий , против увольнения руководителя Музея кино Наума Клеймана .
В 2008 году на вопрос об отношении к войне в Грузии ответил одной фразой: « Мне жаль, что я дожил до сегодняшнего дня » .
Комментируя в 2014 году обострение отношений между Украиной и Россией , режиссёр отметил, что противоречивость распространяемой различными СМИ информации о происходящем не позволяет ему дать однозначную оценку этим событиям, в связи с чем он воздержался как от поддержки, так и от осуждения политики Владимира Путина , пожелав Украине мира и спокойствия .
В феврале 2019 года попал в больницу с воспалением лёгких. Позже врачи перевели его в реанимацию и ввели в искусственную кому, чтобы стабилизировать дыхание . Скончался 4 апреля 2019 года, на 89-м году жизни, в Москве . Причиной смерти стала острая дыхательная и сердечная недостаточность . Похоронен 9 апреля на Новодевичьем кладбище Москвы, рядом с могилами Станислава Говорухина и Олега Табакова .
В августе 2021 года на месте захоронения открыт памятник, выполненный скульптором Георгием Франгуляном .
Жил в Москве на Чистопрудном бульваре .
Год | Фильм | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Режиссёр | Сценарист | Художественный руководитель | Актёр | Роль | Примечания | ||
1942 | Георгий Саакадзе |
|
|
Обе роли вырезаны из фильма. | |||
1951 | Незабываемый 1919 год |
|
|
||||
1955 | Мексиканец |
|
|
||||
1958 | Васисуалий Лоханкин (короткометражный) |
|
|
Сорежиссёр и соавтор сценария (совместно с Ш. Аббасовым ); курсовая работа. | |||
1959 | Тоже люди (короткометражный) |
|
|
|
|
Курсовая работа. | |
1960 | Серёжа |
|
|
|
|
Сорежиссёр (совместно с И. Таланкиным ), соавтор сценария (совместно с И. Таланкиным и В. Пановой ); дебют в полнометражном кино. | |
1962 | Путь к причалу |
|
|||||
1963 | Я шагаю по Москве |
|
|
|
|||
1965 | Тридцать три |
|
|
Соавтор сценария (совместно с В. Ежовым и В. Конецким ); фильм запрещён советской цензурой к прокату. | |||
1968 | Не горюй! |
|
|
|
|
||
1971 | Джентльмены удачи |
|
|
|
|
Соавтор сценария (совместно с В. Токаревой ), также ставил некоторые сцены во время отсутствия главного режиссёра. | |
1973 | Совсем пропащий |
|
|
Соавтор сценария (совместно с В. Токаревой). | |||
Про Витю, про Машу и морскую пехоту |
|
||||||
1975 | Афоня |
|
|||||
1977 | Мимино |
|
|
|
|
Соавтор сценария (совместно с Р. Габриадзе и В. Токаревой). | |
В один прекрасный день |
|
||||||
1979 | Осенний марафон |
|
|
|
|
||
1982 | Слёзы капали |
|
|
|
|
Соавтор сценария (совместно с К. Булычёвым и А. Володиным ). | |
1983 | Три лимона для любимой (короткометражный) |
|
|||||
1986 | Кин-дза-дза! |
|
|
|
|
Соавтор сценария (совместно с Р. Габриадзе). | |
1988 | Француз |
|
Соавтор сценария (совместно с С. Бодровым-старшим ). | ||||
1990 | Паспорт |
|
|
|
|
Соавтор сценария (совместно с Р. Габриадзе и А. Хайтом ). | |
1993 | Настя |
|
|
|
|
Соавтор сценария (совместно с А. Адабашьяном и А. Володиным ). | |
1995 | Орёл и решка |
|
|
|
|
Соавтор сценария (совместно с С. Дерновым). | |
1998 |
|
Соавтор сценария (совместно с С. Дерновым). | |||||
2000 | Фортуна |
|
|
|
|
Соавтор сценария (совместно с А. Тиммом). | |
2005 |
|
Соавтор сценария (совместно с Р. Ибрагимбековым ). | |||||
2007 | Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя |
|
|
||||
2013 | Ку! Кин-дза-дза (мультфильм) |
|
|
|
|
Сорежиссёр (совместно с Т. Ильиной ), соавтор сценария (совместно с А. Усачёвым , А. Адабашьяном, Т. Ильиной и И. Ахмедовым). |
|
Эта статья или раздел нуждается в переработке.
|
Во многих фильмах Георгий Данелия снимал своих любимых актёров. Вот некоторые из них:
Можно отметить также творческое сотрудничество с Николаем Парфёновым , Савелием Крамаровым , Борисом Андреевым , Любовью Соколовой , Полиной Кутеповой и другими.
Государственные награды СССР и Российской Федерации:
Другие награды, поощрения, премии и общественное признание:
Прочие:
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Как представитель « Мосфильма » получил кинопремию «Оскар» вместе с продюсером Ёити Мацуэ за фильм « Дерсу Узала » в 1976 году
|
Содержание этой статьи представляет собой
произвольный набор слабо связанных фактов
, инструкцию,
каталог
или
малозначимую информацию новостного характера
.
|
— После картины «Тридцать три» почти во всех моих фильмах звучит песня «Мыла Марусенька белые ножки». И часто меня спрашивают — а что эта песня значит?
— Ничего. Память. Когда снимали в «Тридцать три» сцену «выступление хора завода безалкогольных напитков», я попросил Леонова спеть «Марусеньку» — это была единственная песня, слова которой я знал до конца. Леонов так спел эту песню, как мог спеть только он один. И мне захотелось, чтобы она звучала везде… Георгий Данелия , «Безбилетный пассажир». — Глава «Мыла Марусенька…»
|
|
|
|
|
|
|
Александр
князь Андроникашвили (1838—?) ж. Дарья княжна Чавчавадзе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Григорий
Николаевич Анджапаридзе (1810—?) ж. Кесария N . |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Михаил
Шенгелая |
|
|
|
Георгий
(1875—1911) ж. Екатерина Сливицкая |
|
|
|
Эдишер
Чиаурели |
|
|
|
|
Ивлиан
(1847—?) ж. Мария (Бута) Георгиевна Месхи |
|
|
|
|
|
|
|
Дмитрий
Данелия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Николай
Шенгелая (1903—1943) |
|
|
|
Наталья
(Нато Вачнадзе) (1904—1953 ) 1м. князь Мераб Вачнадзе |
|
|
|
Михаил
Чиаурели (1894—1974) |
|
Верико
Анджапаридзе (1900—1987) |
|
Леван |
|
|
Мери
(1905—1980) 2-й режиссёр на Мосфильме |
|
Николай
(1902—1981) глав. инженер Метростроя СССР, генерал-майор |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ариадна
Шенгелая род. 1937 |
|
Эльдар
Шенгелая род. 1933 |
|
Георгий
Шенгелая (1937-2020) |
|
Софико
Чиаурели (1937-2008) |
|
Котэ
Махарадзе (1926-2002) |
|
Рамаз
театральный режиссёр-постановщик |
|
Отар
(1917—1966) (сын М. Чиаурели от 1 брака) режиссёр-документалист |
|
Георгий
Данелия (1930—2019) 1ж. Ирина Гинзбург 3ж. Галина Юркова |
|
Любовь
Соколова (1921—2001) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Ия Нинидзе
род. 1960 |
|
Николай
род. 1958 художник |
|
|
Александр
род. 1963 актёр |
|
Михаил
род. 1948 проф. НЦССХ им. А. Н. Бакулева ж. Елена Королёва |
|
|
Михаил
Чиаурели род. 1943 |
|
|
Светлана (Лана)
(дочь Г. Данелия от 1 брака) юрист |
|
Кирилл
Данелия (сын Г. Юрковой от 1 брака) извест. галерист |
|
Николай
Данелия (1959-1985) режиссёр, поэт, художник |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рамаз
Чиаурели род. 1977 |
|
|
Кирилл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Маргарита
род. 1982 м. Леонид Седов |
|
|
Алёна
род. 1983 м. Энри Егоян |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||